Влияние гендерных стереотипов на результаты обучения гимназистов 9-х классов



Скачать 212.69 Kb.
Дата 07.10.2016
Размер 212.69 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Лаборатория Салахова»



ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАЗИСТОВ 9-Х КЛАССОВ

Исследовательская работа по психологии

Автор работы:

Гимназистка 9 В класса

Мартыненко Анна Михайловна

МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»

Научный руководитель:

Надеина Татьяна Валентиновна

Педагог-психолог

МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»

Г. Сургут

2016 год


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………...5


  1. Понятие и теория гендера…………………………………………………...5

  2. Понятие стереотипа и классификация гендерных стереотипов…………..6

  3. Функции и усвоение гендерных стереотипов в процессе
    социализации…………………………………………………………………9

  4. Отрицательные последствия влияния гендерных стереотипов, сексистские стереотипы и гендерные предрассудки……………………………………11

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………..17



Введение

Тема:

Влияние гендерных стереотипов на результаты обучения учащихся 9-х классов.



Актуальность:

В основе любой человеческой деятельности лежит цель действий. Представители различных социальных групп в большинстве своем преследуют различные цели, в то время как у представителей одной группы цели в основном схожи. Так для учеников целью является достижение успеха в учебе. Чтобы добиться успеха, необходимо выяснить и использовать наиболее эффективные стратегии поведения. Работа посвящена изучению влияния гендерных стереотипов на результаты обучения гимназистов 9-й параллели.



Противоречие:

Большинство людей мыслят в рамках сложившихся стереотипов (в частности, гендерных), и отказ от стереотипов и принятие иной точки зрения вызывает большие трудности. Однако в процессе обучения необходимо постоянно усваивать новую информацию, которая порой противоречит устоявшимся стереотипам.



Объект исследования:

Гендерные стереотипы в обществе.



Предмет исследования:

Влияние гендерных стереотипов на результаты обучения учащихся 9-х классов.



Цель работы:

Изучить влияние гендерных стереотипов на результаты обучения учащихся 9-х классов в первом полугодии 2015-2016 учебного года.



Задачи:

  1. Анализ литературы по теме

  2. Подбор и обоснование методов исследования

  3. Проведение исследования

  4. Обработка результатов.

Гипотеза:

У гимназистов, менее подверженных гендерным стереотипам результаты обучения выше, чем у тех, кто подвержен этим стереотипам.



Методы:

  1. Изучение теории

  2. Социальный порос

  3. Анализ

Новизна:

Данное исследование не проводилось ранее на базе гимназии.



Практическая значимость:

Исследование направлено на то, чтобы донести до гимназистов идею о том, что люди не обязаны действовать в соответствии со сложившимися в обществе стереотипами (в частности – гендерными).



Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие и теория гендера

Понятие «гендер»  до сих пор вызывает множество споров и трактуется по-разному различными концепциями феминистской теории, которой он во многом обязано своим появлением. Впервые этот термин использовал психолог Р. Столлер в 1968 году для различения "маскулинности" (мужественности) и "фемининности" (женственности) как социокультурных характеристик "мужского" и "женского". (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность – маскулинность, женственность – феминность). "Мужское" и "женское" при этом выступили биологической базой природного различения мужчин и женщин. Также считается, что термин «гендер»  был введен в научную литературу исследовательницей Дж. Скотт в середине 1980-х гг. с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.  Вначале термин «гендер» противопоставлялся категориям «род» и «пол», которые были естественными, природными, стабильными. «Гендер» конструировался, создавался обществом предписывался институтами социального контроля и культурными традициями. Это был придуманный людьми и постоянно меняющийся фактор.

К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, которая была выделена в качестве одной из основных предпосылок появления гендерных концепций, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:


  1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

  2. гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Основной смысл введения и самого термина «гендер», столь незвучного для русского языка, и всей терминологии гендерных исследований, заключается в том, чтобы признать: «пол» является продуктом человеческой культуры и должен рассматриваться именно так.
1.2 Понятие стереотипа и классификация гендерных стереотипов

Под словом «стереотип» понимают некоторое клише, на основе которого происходит восприятие и оценка информации. Оно служит для обобщения некоторого явления, с помощью которого человек автоматически производит оценку.

Понятие «социального стереотипа» означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение их на группы людей и явлений называется стереотипизацией.

Гендерные стереотипы - это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола»1. Гендерные стереотипы являются когнитивными (или познавательными) категориями, называемыми гендерными схемами. С их помощью люди воспринимают, запоминают, интерпретируют поступающую информацию в соответствии со своими представлениями о гендере.

Одним из объяснений, почему гендерные различия преувеличиваются, является то, что информация, соответствующая имеющимся гендерным схемам, быстрее воспринимается и запоминается, потому что на ее обработку не требуются большие затраты времени.

Насколько прочны гендерные схемы и изменяются ли при этом гендерные стереотипы? Проверить это можно, изучая особенности восприятия людьми информации, противоречащей сложившимся схемам. Оказывается, что в этом случае вступает в действие «эффект устойчивости», который заключается в том, что запоминание противоречащей схеме информации вовсе не означает изменение стереотипов. В этом случае возможна стратегия создания новых подтипов, которые позволяют сохранить общий стереотип, но с некоторыми вариантами. Так, женщины могут классифицироваться на домохозяек, деловых женщин и т.д., а мужчины могут восприниматься как относящиеся к различным типам - бизнесменов, семьянинов, неудачников и т.п. Это достаточно удобная стратегия, позволяющая сохранять сложившиеся стереотипы, но в то же время учитывать, что они не универсальны.

Еще одним механизмом, усиливающим переоценку гендерных различий, является «иллюзорная корреляция». Это - попытка установления взаимосвязи там, где она отсутствует. В случае гендера несуществующая связь устанавливается между полом и личностными качествами, характеристиками, моделями поведения.

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы:



Стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности. Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном2, можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность:

  • Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).

  • Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

  • В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам – активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д.3 То есть, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность – пассивность, сила – слабость.

2. Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам – профессиональные.4 Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен.

3. Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам – экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских – библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др.5


1.3 Функции и усвоение гендерных стереотипов в процессе социализации

Термин «социализация» используется социологами и психологами при описании процесса обучения человека социальным нормам и моделям поведения. При этом обычно выделяют три стадии социализации: первичную или начальную – социализацию ребенка в семье; среднюю или вторичную – социализацию в школе; и третью или завершающую – социализацию взрослого человека (принятие профессиональных, семейных ролей). Также существует понятие ресоциализации, процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. В качестве агентов или институтов социализации выступают группы или социальные контексты (сферы), в которых происходит процесс социализации. Основным агентом и институтом социализации, особенно на первой ее стадии, является семья. На более поздних этапах подключаются другие агенты влияния, такие как школа, группа сверстников, высшая школа, средства массовой информации, «работа» и др.

Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого происходит усвоение образцов поведения в зависимости от половой принадлежности, то есть, обучение тому, что является социально приемлемым для мужчин и женщин.

В психологии развития процесс социализации, различно протекающий у мальчиков и девочек, назван дифференциальной социализацией. Он начинается еще до рождения ребенка. Родители хотят знать пол ребенка, чтобы, в зависимости от этого, они не только выбрать новорожденному имя, но и подобрать цвет одежды для него. В зависимости от пола ребенка родители покупают ему игрушки: девочке – куклы, посуду; мальчику – машинки, конструктор.

Таким образом, воспитывая своих детей, родители используют готовые схемы – гендерные стереотипы, - в результате воздействия которых у мальчиков и девочек с раннего детства формируются и закрепляются черты, соответствующие нормативным представлениям о мужских и женских качествах.

Гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

1. Объяснительная функция применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

2. Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. Стереотипно приписываемые качества выступают своеобразными регуляторами поведения.

3. Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов. С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им.

В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

4. Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. – в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека.

5. Защитная или оправдательная функция оправдывает неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.


1.4 Последствия влияния гендерных стереотипов

Положительная функция стереотипов состоит в том, что действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения, ускоряют процесс познания. Однако далеко не всегда стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые в свою очередь негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия.

Отрицательное влияние гендерных стереотипов мы можем наблюдать в семейной сфере, когда жесткость социальных требований в отношении гендерных ролей приписывает женщинам занятия семьей, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства и препятствует их профессиональной самореализации. Не проходит бесследно влияние гендерных стереотипов в процессе обучения в школе и других учебных учреждениях. Негативные последствия в этом случае заключаются в создании препятствий для развития внутреннего потенциала, которым наделен каждый индивид. На макроуровне отрицательное проявление гендерных стереотипов выражается в гендерном неравенстве в сфере экономики и занятости и при распределении социальных благ.

Наибольшая опасность негативного влияния гендерных стереотипов на различных уровнях жизнедеятельности общества заключается в возможности возникновения на их почве гендерных предрассудков и сексизма. Гендерные предрассудки, определяемые, как неоправданно негативные установки по отношению к группе или человеку на основе его половой принадлежности, содержат элемент готовности действовать в соответствии со сложившимися гендерными стереотипами.

Если в гендерных стереотипах содержатся мнения, взгляды, оценки о различиях между мужчинами и женщинами, то сексистские стереотипы содержат дискриминирующее отношение к какому-либо полу, и зачастую это отношение имеет свое практическое воплощение.

Глава 2. Практическая часть

Мое исследование состояло из двух частей:



  1. Социальный опрос гимназистов 9-й параллели, используя опросник Клециной «Гендерные стереотипы» (прил. I), с помощью которого я определяла степень выраженности гендерных стереотипов учащихся, и расспрос об их отметках за первое полугодие 2015-2016 учебного года по химии. Распределение гимназистов на три группы в зависимости от полученных ответов.

  2. Анализ результатов, составление процентного соотношения гимназистов, получивших определенные отметки к общему числу учеников в группе. Выявление взаимосвязи между степенью выраженности гендерных стереотипов и баллами гимназистов 9-х классов технического направления по химии за первое полугодие 2015-2016 учебного года.

В опросе приняло участие 39 человек, каждый из которых выбрал из перечисленных качеств те, которые, по его мнению, более выражены у мужчин или женщин. Таким образом, по результатам все опрошенные разделились на три группы: учащиеся с высокой, средней и низкой степенями выраженности гендерных стереотипов.

В первую группу с высокой степенью выраженности гендерных стереотипов вошли 20 гимназистов. Их результаты представлены на диаграмме 1 (прил. II), где видно, что 60% опрошенных получили оценку «5», 20% - «4» и столько же человек – «3».

Вторая группа со средней степенью выраженности гендерных.

состояла из 10 человек, оценки которых показаны на диаграмме 2 (прил. III). 50% получили «4», 30% - «5», 20% - «3».

В третьей группе с низкой степенью выраженности гендерных -9 человек, 67% из которых получили «4», 33% оставшиеся – «5». Никто из этой группы не получил «3» за полугодие. (Прил.IV)

Проанализировав данные, я пришла к выводу, что лучшие результаты обученности были получены в третьей группе, у гимназистов с низкой степенью подверженности гендерным стереотипам.



Заключение

В ходе моего исследования подтвердилась гипотеза о том, что у гимназистов, менее подверженных гендерным стереотипам результаты обучения выше, чем у тех, кто подвержен этим стереотипам. Таким образом, я хочу обратить внимание обучающихся на проблему негативного влияния гендерных стереотипов на результаты обучения.

Хотя в целом, распространение идей демократии, феминистские и женские движения, а также активизация гендерных исследований в академической среде общими усилиями повлияли на ослабление наиболее жестких предубеждений в отношении гендера. Однако, несмотря на происходящие изменения, традиционные гендерные стереотипы продолжают существовать и оказывать свое стойкое влияние. Сложность смены старых стереотипов связана с «законом сохранения стереотипов», при действии которого традиционные гендерные стереотипы воспроизводятся через такие элементы духовной жизни, как традиции, обычаи, система образования, воспитания даже тогда, когда материальные условия жизнедеятельности человека, их породившие, уже существенно изменились.

Перечисленные «элементы духовной жизни» являются неотъемлемой частью жизни человека в обществе, поэтому целесообразнее говорить об ослаблении традиционных гендерных стереотипов, а не об их полной смене или разрушении. Одним из путей ослабления жестких стереотипизированных установок в отношении полов является формирование в современном обществе толерантности, чуткости к разнообразию.



Список литературы

  1. Берн Ш. Гендерная психология. Спб.: Нева, 2003 

  2. Ильин Е. Пол и гендер. – Спб., 2009

  3. Барчунова Т. Гендер для «чайников». М., 2006

  4. Бовуар де С. Второй пол. М, 1998

  5. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001

  6. Клецина И.С. Гендерная социализация. Уч. пособие. Спб, 1998

  7. Андрусик О. В поисках гендерного воспитания. Метод. пособие. Харьков: «Золотые страницы», 2013


Приложение

Приложение I

Опросник "Гендерные стереотипы И.С.Клециной"

У кого, по вашему мнению, у мужчин или у женщин сильнее выражены перечисленные ниже черты и свойства характера? (Выберите и обведите соответствующий пункт в каждой строке.)



Черты и свойства характера

у мужчин
значи-тельно сильнее

у муж-чин
немно-го силь-нее

Выра-жено оди-нако-во

у женщин
немного сильнее

у женщин
значительно сильнее

трудно ответить
однозначно

  • Эмоциональность

1

2

3

4

5

6

  • Разговорчивость

1

2

3

4

5

6

  • Уверенность в себе

1

2

3

4

5

6

  • Стремление руководить

1

2

3

4

5

6

  • Забота о детях

1

2

3

4

5

6

  • Логическое мышление

1

2

3

4

5

6

  • Боязливость

1

2

3

4

5

6

  • Тревожность

1

2

3

4

5

6

  • Уступчивость

1

2

3

4

5

6

  • Застенчивость

1

2

3

4

5

6

  • Заботливость

1

2

3

4

5

6

  • Активность

1

2

3

4

5

6

  • Целеустремленность

1

2

3

4

5

6

  • Агрессивность

1

2

3

4

5

6

  • Низкая самооценка

1

2

3

4

5

6

  • Соревновательность

1

2

3

4

5

6

  • Авторитарный стиль общения

1

2

3

4

5

6

  • Математические способности

1

2

3

4

5




  • Умение строить межличностные отношения

1

2

3

4

5

6

  • Способность ориентироваться в пространстве

1

2

3

4

5

6

Опросный бланк методики включает список из 20 личностных качеств: 10 типично маскулинных, 10 типично фемининных.
Инструкция: при ответе испытуемый выбирает один из шести вариантов ответа: 1 – " у мужчин значительно сильнее", 2 – "у мужчин немного сильнее", 3 – "выражено одинаково", 4 – "у женщин немного сильнее", 5 – "у женщин значительно сильнее", 6 – "трудно ответить однозначно".
При обработке результатов подсчитываются три индекса: индекс выраженности стереотипов в отношении маскулинности, индекс выраженности стереотипов в отношении фемининности, общий индекс гендерных стереотипов. 
Индекс выраженности стереотипов в отношении маскулинности подсчитывается для пунктов – 3, 4, 6, 12 –14, 16 –18, 20. Если испытуемый выбирает ответ 1 – " у мужчин значительно сильнее", ему начисляется 3 балла, при выборе ответа 2 – "у мужчин немного сильнее", начисляется 2 балла, при выборе ответов: 3 – "выражено одинаково", 4 – "у женщин немного сильнее", 5 – "у женщин значительно сильнее" - начисляется 1 балл. При выборе ответа 6 – "трудно ответить однозначно" - начисляется 0 баллов. Для получения числового значения индекс выраженности стереотипов в отношении маскулинности подсчитывается сумма баллов по всем пунктам.
Индекс выраженности стереотипов в отношении фемининности подсчитывается для пунктов – 1, 2, 5, 7 –11, 15, 19. Если испытуемый выбирает ответ 5 – "у женщин значительно сильнее", ему начисляется 3 балла, при выборе ответа 4 – "у женщин немного сильнее", начисляется 2 балла, при выборе ответов: 3 – "выражено одинаково", 2 – "у мужчин немного сильнее", 1 – " у мужчин значительно сильнее" - начисляется 1 балл. При выборе ответа 6 – "трудно ответить однозначно" - начисляется 0 баллов.
Для получения числового значения подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Чем выше балл, тем ярче выражены гендерные стереотипы. Низкая степень выраженности гендерных стереотипов 0 -15, средняя – 15 – 30, высокая - выше 30. 
Общий индекс гендерных стереотипов подсчитывается путем суммирования числовых значений индекса выраженности стереотипов в отношении маскулинности и индекса выраженности стереотипов в отношении фемининности.

Приложение II

Приложение III

Приложение IV

1 Меренков А.В. Социология стереотипов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001, с. 161.

2 Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. // в кн. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное

пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; Алетейя, СПб., 2002. с. 571-572.



3 Ибрагимова Ж. Дипломная работа «Изучение гендерных идеалов в представлениях студентов». Научный руководитель Л.Э.Ким.

Национальный Университет Узбекистана, отделение психологии. Т., 2003.



4 Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. с. 19.

5 Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках: Париж: ЮНЕСКО, 1991, с. 115.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница