Внеклассное мероприятие по литературе фантазёры и затейники




Скачать 120.09 Kb.
Дата 23.09.2016
Размер 120.09 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края

ОКРУЖНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

ПОСВЕЩЕННОГО ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ

НОМИНАЦИЯ: УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Фантазёры и затейники

Игра-викторина по произведениям Н.Н.Носова

Плеханова Лидия Анатольевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

стаж работы 25 лет

Верх-Катунское 2015



(23.11.1908-26.07.1976)

Цель:

 создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.



Задачи:

1. Познакомить с краткой биографией Н.Н.Носова.

2.Закрепить интерес к творчеству писателя, мастера юмористического жанра в детской литературе.

3.Развивать внимание, мышление, выразительность речи, память, наблюдательность, творческие способности, умение работать в группе.

4. Воспитывать интерес к чтению, ответственность, честность, умение дружить и принимать решение.
Форма проведения: игра-викторина
 Предварительная подготовка:
                 1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.

                 2.Объявить домашнее задание (познакомиться с произведениями Н.Н. Носова, подготовить пантомимо и кроссворд по прочитанным произведениям).

                 3. Подготовить информацию о писателе (учитель).
Оборудование:

портрет писателя, выставка книг Н.Н.Носова, презентация, предметы для конкурса,

песня «В траве сидел кузнечик».


Ход мероприятия:
I. Организационный момент

Дети входят в класс под спокойную музыку. На входе выбирают жетоны различного цвета, рассаживаются в соответствии с выбранным цветом (выбор команды - "Затейники", "Фантазёры")



II. Основная часть

  1. Вступительное слово

   Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об одном из детских писателей, любимом детьми и многими взрослыми. В развитие детской литературы Николай Николаевич Носов (1908-1976) внёс своеобразный и существенный вклад.

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «У этого талантливого человека - вечно юная, детски чистая, чудесная душа. Он всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов».

Его рассказы воспитывают, заставляют задуматься над своими поступками, высмеивают недостатки, но делают это очень по-доброму. Много юмора и веселья в его рассказах.

Родился Н.Н.Носов 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В семье было четверо детей: Пётр, Николай, Лариса, Борис. В школьные годы мечтал стать музыкантом, увлекался химией, музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет работал в кино, был режиссёром «Мосфильма». Писать начал по той же причине, что и многие другие писатели: рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. А потом один из рассказов- «Затейники»- отнёс в журнал «Мурзилка», где его напечатали в 1938 году. Потом появились новые рассказы, повести. Многие из них печатались в журналах «Мурзилка», «Костёр» и в газете «Пионерская правда». Они сразу понравились детям. Умение писать с юмором, «смешно» дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов щедро наделён этим даром.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.


2. «Блиц-вопросы»:

  1. Назовите имя и отчество Носова.

  2. Где и когда родился Носов?

  3. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)

  4. Как назывался первый рассказ Николая Носова?

  5. Для кого сочинял свои первые рассказы Николай Носов?


III. Конкурсная программа

1 конкурс «Отгадай произведение»

Учитель читает отрывки из произведения, а дети отгадывают произведение. 

«…Взял у него кастрюлю, вытряхнул из нее половину крупы…» (Мишкина каша)
«…Ну, говорит Мишка, – попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай» (Телефон)
«…Концерт это хорошо, сказал Федя. Веселей будет делать уроки» (Федина задача)
«…А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленьким…» (Фантазеры)
«…Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её…» (Живая шляпа)

« -Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (Незнайка)

« -Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» ( «Заплатка», Бобка)

«…Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)

«…Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» (“Карасик”, Виталик, Сережа)

“…Взял Ирке губы вареньем намазал. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

“…Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

“…Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.)

«…Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец". Показывают же такие картины!»  (Замазка)

      «…- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор».

(Автомобиль)

« …Я как полечу вниз – и очутился в берлоге». ( «Три охотника»)

«…На другой день сёстры подарили ему пистолет и коробку с пистонами». ( «Саша»)

«…Стали осматривать станцию, а там лестница движется». («Метро»)

«…Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». ( «Леденец»)

«…Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. («Затейники»)

«…Потом говорит: «Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша». («Шурик у дедушки»)
2. «Конкурс пантомим»

Каждая команда должна показать отрывок из произведения Носова без слов, другая команда отгадывает произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.



3.  «Конкурс рисунков».

Каждой команде предлагается нарисовать рисунок по произведениям Н.Н.Носова, а другая команда должна отгадать это произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.



Во время подготовки команд проводится блицтурнир для болельщиков

1. Кличка собаки тёти Наташи в рассказе «Дружок» Дианка

2. Чем Игорь намазал губы своей сестре Ире? Вареньем

3. Какие ягоды на крыше клевали вороны в рассказе «тук-тук-тук»? Рябины

4. На что променял Виталик карасика? На свисток

5. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя из рассказа «Замазка»? В кинотеатр

6. Какого зверя встретил в лесу каждый из трёх охотников? Медведя

7. Что пытались приготовить на ужин ребята, когда у них не вышло сварить кашу? Пожарить пескарей

8. Что было в посылке, которую доставил почтальон в детский сад и от кого она была? Репка от детей из другого детского сада

9. Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как милиционер узнал его имя? Напугал бабушку. По надписи на пистолете.

10. На чём катались мальчики в рассказе «Метро»? На эскалаторе.

11. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)

12. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)

13. Кто из коротышек сочинял стихи?

14. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

15. Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )



4. Конкурс «Загадочный»

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.


Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка) Шляпа – “Живая шляпа”.
Одноглазая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не надевает. Иголка- «Заплатка»


Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом 
И ребятам помогаю 
Делать гору, строить дом. Лопата – «Горка»
Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

 Эти поросятки играют с нами в прятки. Огурцы – «Огурцы»
Посмотрите: дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. Аквариум – «Карасик»


Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

Под Новый год я главная. Ёлка – «Бенгальские огни»


Длинный парень у стены,

Кости с рёбрами видны,

Руки тонкие, как палки,

Смотрится смешно и жалко,

Все его одеть хотят,

И пальто, плащи и куртки

Попадают ему в руки. Вешалка – «Прятки»
Стучат, стучат – не велят скучать.

Идут, идут, а всё тут как тут. Часы – «Бобик в гостях у Барбоса»


Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. Автомобиль – «Автомобиль»

Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь.

А слышно там. Телефон – «Телефон»


Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. Метро – «Метро»


Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, анне сахар,

С хвостом, а не мышь. Репка – «Про репку»


Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «чик-чирик!» Воробей – «Когда мы смеёмся»


Тело моё деревянное,

Одежда рваная,

Не ем, не пью,

Огород стерегу.

В огороде стою,

Ничего не говорю.

Сам не беру

И воронам не даю. Пугало – «Огородники»



5. Конкурс «Собери слова». 

Каждой команде выдаются карточки с буквами и предлагается собрать название произведения Н.Н.Носова (ответ: Живая шляпа). Далее читаем отрывок по ролям.



6. Конкурс «Кроссворд»

Команды обмениваются кроссвордами (домашнее задание). Засекается время.

  1. Как звали нахального воробья, который таскал чужие куски? (Афонька)

  2. Кто стучал ночью по крыше в пионерском лагере? (ворона)

  3. Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)

  4. Полное имя мальчика, который не мог решить задачу. (Фёдор)

  5. Какие овощи нарвали Павлик и Котька в колхозном огороде? (огурцы)

Ключевое слово: Фантазёры

5

2

1 3 4


  1. Как звали одного из трёх охотников? (кузьма)

  2. Что Саше подарили две сестры? (пистолет)

  3. Птица – главный герой рассказа «Когда мы смеёмся»? (воробей)

  4. Каким блюдом угощал Барбос Бобика? (кисель)

  5. Как звали мальчика, который больше всего на свете боялся милиционеров? (Алик)

Ключевое слово: Затейники

3

2

1 5

4

7. Конкурс «Бюро находок» (с болельщиками)

Кто из героев произведений Н.Н.Носова потерял эти предметы?



  • Термометр - Пилюлькин

  • Гаечный ключ - Винтик

  • Пёстрый галстук - Незнайка

  • Кисточку - Тюбик

  • Охотничий патрон - Пулька

  • Очки - Знайка

8. Конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд

В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Капитаны команды по очереди угадывают предмет:

  1. Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);

  2. Леденец (рассказ "Леденец");

  3. Щенок (рассказ "Дружок");

  4. Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");

  5. Автомобиль (рассказ "Автомобиль").

  6. Огурец (рассказ «Огурцы»)

  7. Шляпа (рассказ «Живая шляпа»)

  8. Детский телефон (рассказ «Телефон»)

9.Конкурс «Четвёртый лишний…»

Исключите предмет, который не упоминался в произведении.
1. Рассказ «Мишкина каша». Ребята воду из колодца не поднимали:

- чайником

- ведром

- самоваром

- кружкой

2.Рассказ «Прятки». Где не прятался Витя?

- в посудном шкафчике

- под столом

- за вешалкой

- под кроватью

3. Рассказ «Живая шляпа». Каким предметом ребята не пугали шляпу?

- кочергой

- картошкой

- клюшкой

- лыжной палкой

4. Рассказ «Шурик у дедушки». Какой рыбки не было в банке после рыбалки?

- окунька

- пескаря

- ёршика

- карася

IV. Подведение итогов
- Пока жюри подводит итоги, споём песню на слова Н.Н.Носова «В траве сидел кузнечик»

Ребята, почему вам нравятся произведения Н. Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова и сейчас интересны для ребят?

Что же можно сказать обо всех героях Носова, какие они?

(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, любознательные)

- Чему учат рассказы Носова?

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".



(Сергей Михалков)
Я думаю, что теперь вам еще раз захочется перечитать некоторые рассказы Н.Носова и сказочную повесть «Приключение Незнайки и его друзей».

V. Награждение.

Вручение медалей с изображением Незнайки с одной стороны и занятым местом с другой.



Литература:

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.

  2. Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.

  3. Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова: Читаем, учимся, играем, 2006. - №9. – С. 55

  4. Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  5. Яценко И.Ф. поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс – М.: ВАКО, 2006.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница