Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
ОКРУЖНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
ПОСВЕЩЕННОГО ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ
НОМИНАЦИЯ: УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Фантазёры и затейники
Игра-викторина по произведениям Н.Н.Носова
Плеханова Лидия Анатольевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
стаж работы 25 лет
Верх-Катунское 2015
(23.11.1908-26.07.1976)
Цель:
создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи:
1. Познакомить с краткой биографией Н.Н.Носова.
2.Закрепить интерес к творчеству писателя, мастера юмористического жанра в детской литературе.
3.Развивать внимание, мышление, выразительность речи, память, наблюдательность, творческие способности, умение работать в группе.
4. Воспитывать интерес к чтению, ответственность, честность, умение дружить и принимать решение.
Форма проведения: игра-викторина
Предварительная подготовка:
1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.
2.Объявить домашнее задание (познакомиться с произведениями Н.Н. Носова, подготовить пантомимо и кроссворд по прочитанным произведениям).
3. Подготовить информацию о писателе (учитель).
Оборудование:
портрет писателя, выставка книг Н.Н.Носова, презентация, предметы для конкурса,
песня «В траве сидел кузнечик».
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
Дети входят в класс под спокойную музыку. На входе выбирают жетоны различного цвета, рассаживаются в соответствии с выбранным цветом (выбор команды - "Затейники", "Фантазёры")
II. Основная часть
-
Вступительное слово
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об одном из детских писателей, любимом детьми и многими взрослыми. В развитие детской литературы Николай Николаевич Носов (1908-1976) внёс своеобразный и существенный вклад.
Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «У этого талантливого человека - вечно юная, детски чистая, чудесная душа. Он всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов».
Его рассказы воспитывают, заставляют задуматься над своими поступками, высмеивают недостатки, но делают это очень по-доброму. Много юмора и веселья в его рассказах.
Родился Н.Н.Носов 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В семье было четверо детей: Пётр, Николай, Лариса, Борис. В школьные годы мечтал стать музыкантом, увлекался химией, музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет работал в кино, был режиссёром «Мосфильма». Писать начал по той же причине, что и многие другие писатели: рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. А потом один из рассказов- «Затейники»- отнёс в журнал «Мурзилка», где его напечатали в 1938 году. Потом появились новые рассказы, повести. Многие из них печатались в журналах «Мурзилка», «Костёр» и в газете «Пионерская правда». Они сразу понравились детям. Умение писать с юмором, «смешно» дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов щедро наделён этим даром.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
2. «Блиц-вопросы»:
-
Назовите имя и отчество Носова.
-
Где и когда родился Носов?
-
В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
-
Как назывался первый рассказ Николая Носова?
-
Для кого сочинял свои первые рассказы Николай Носов?
III. Конкурсная программа
1 конкурс «Отгадай произведение»
Учитель читает отрывки из произведения, а дети отгадывают произведение.
«…Взял у него кастрюлю, вытряхнул из нее половину крупы…» (Мишкина каша)
«…Ну, говорит Мишка, – попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай» (Телефон)
«…Концерт это хорошо, сказал Федя. Веселей будет делать уроки» (Федина задача)
«…А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленьким…» (Фантазеры)
«…Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её…» (Живая шляпа)
« -Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (Незнайка)
« -Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» ( «Заплатка», Бобка)
«…Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
«…Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» (“Карасик”, Виталик, Сережа)
“…Взял Ирке губы вареньем намазал. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
“…Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
“…Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.)
«…Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец". Показывают же такие картины!» (Замазка)
«…- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор».
(Автомобиль)
« …Я как полечу вниз – и очутился в берлоге». ( «Три охотника»)
«…На другой день сёстры подарили ему пистолет и коробку с пистонами». ( «Саша»)
«…Стали осматривать станцию, а там лестница движется». («Метро»)
«…Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». ( «Леденец»)
«…Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. («Затейники»)
«…Потом говорит: «Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша». («Шурик у дедушки»)
2. «Конкурс пантомим»
Каждая команда должна показать отрывок из произведения Носова без слов, другая команда отгадывает произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.
3. «Конкурс рисунков».
Каждой команде предлагается нарисовать рисунок по произведениям Н.Н.Носова, а другая команда должна отгадать это произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.
Во время подготовки команд проводится блицтурнир для болельщиков
1. Кличка собаки тёти Наташи в рассказе «Дружок» Дианка
2. Чем Игорь намазал губы своей сестре Ире? Вареньем
3. Какие ягоды на крыше клевали вороны в рассказе «тук-тук-тук»? Рябины
4. На что променял Виталик карасика? На свисток
5. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя из рассказа «Замазка»? В кинотеатр
6. Какого зверя встретил в лесу каждый из трёх охотников? Медведя
7. Что пытались приготовить на ужин ребята, когда у них не вышло сварить кашу? Пожарить пескарей
8. Что было в посылке, которую доставил почтальон в детский сад и от кого она была? Репка от детей из другого детского сада
9. Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как милиционер узнал его имя? Напугал бабушку. По надписи на пистолете.
10. На чём катались мальчики в рассказе «Метро»? На эскалаторе.
11. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
12. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
13. Кто из коротышек сочинял стихи?
14. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
15. Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )
4. Конкурс «Загадочный»
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка) Шляпа – “Живая шляпа”.
Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает. Иголка- «Заплатка»
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. Лопата – «Горка»
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. Огурцы – «Огурцы»
Посмотрите: дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы. Аквариум – «Карасик»
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
Под Новый год я главная. Ёлка – «Бенгальские огни»
Длинный парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят,
И пальто, плащи и куртки
Попадают ему в руки. Вешалка – «Прятки»
Стучат, стучат – не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут. Часы – «Бобик в гостях у Барбоса»
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. Автомобиль – «Автомобиль»
Через поле и лесок подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь.
А слышно там. Телефон – «Телефон»
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. Метро – «Метро»
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, анне сахар,
С хвостом, а не мышь. Репка – «Про репку»
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «чик-чирик!» Воробей – «Когда мы смеёмся»
Тело моё деревянное,
Одежда рваная,
Не ем, не пью,
Огород стерегу.
В огороде стою,
Ничего не говорю.
Сам не беру
И воронам не даю. Пугало – «Огородники»
5. Конкурс «Собери слова».
Каждой команде выдаются карточки с буквами и предлагается собрать название произведения Н.Н.Носова (ответ: Живая шляпа). Далее читаем отрывок по ролям.
6. Конкурс «Кроссворд»
Команды обмениваются кроссвордами (домашнее задание). Засекается время.
-
Как звали нахального воробья, который таскал чужие куски? (Афонька)
-
Кто стучал ночью по крыше в пионерском лагере? (ворона)
-
Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
-
Полное имя мальчика, который не мог решить задачу. (Фёдор)
-
Какие овощи нарвали Павлик и Котька в колхозном огороде? (огурцы)
Ключевое слово: Фантазёры
5
2
1 3 4
-
Как звали одного из трёх охотников? (кузьма)
-
Что Саше подарили две сестры? (пистолет)
-
Птица – главный герой рассказа «Когда мы смеёмся»? (воробей)
-
Каким блюдом угощал Барбос Бобика? (кисель)
-
Как звали мальчика, который больше всего на свете боялся милиционеров? (Алик)
Ключевое слово: Затейники
3
2
1 5
4
7. Конкурс «Бюро находок» (с болельщиками)
Кто из героев произведений Н.Н.Носова потерял эти предметы?
-
Термометр - Пилюлькин
-
Гаечный ключ - Винтик
-
Пёстрый галстук - Незнайка
-
Кисточку - Тюбик
-
Охотничий патрон - Пулька
-
Очки - Знайка
8. Конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд
В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Капитаны команды по очереди угадывают предмет:
-
Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
-
Леденец (рассказ "Леденец");
-
Щенок (рассказ "Дружок");
-
Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
-
Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
-
Огурец (рассказ «Огурцы»)
-
Шляпа (рассказ «Живая шляпа»)
-
Детский телефон (рассказ «Телефон»)
9.Конкурс «Четвёртый лишний…»
Исключите предмет, который не упоминался в произведении.
1. Рассказ «Мишкина каша». Ребята воду из колодца не поднимали:
- чайником
- ведром
- самоваром
- кружкой
2.Рассказ «Прятки». Где не прятался Витя?
- в посудном шкафчике
- под столом
- за вешалкой
- под кроватью
3. Рассказ «Живая шляпа». Каким предметом ребята не пугали шляпу?
- кочергой
- картошкой
- клюшкой
- лыжной палкой
4. Рассказ «Шурик у дедушки». Какой рыбки не было в банке после рыбалки?
- окунька
- пескаря
- ёршика
- карася
IV. Подведение итогов
- Пока жюри подводит итоги, споём песню на слова Н.Н.Носова «В траве сидел кузнечик»
Ребята, почему вам нравятся произведения Н. Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова и сейчас интересны для ребят?
Что же можно сказать обо всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, любознательные)
- Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
(Сергей Михалков)
Я думаю, что теперь вам еще раз захочется перечитать некоторые рассказы Н.Носова и сказочную повесть «Приключение Незнайки и его друзей».
V. Награждение.
Вручение медалей с изображением Незнайки с одной стороны и занятым местом с другой.
Литература:
-
Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.
-
Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.
-
Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова: Читаем, учимся, играем, 2006. - №9. – С. 55
-
Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Яценко И.Ф. поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс – М.: ВАКО, 2006.
|