Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ооп ООО. Организационно – педагогические основы разработки программы воспитания и социализации обучающихся




Скачать 271.4 Kb.
Дата 11.09.2016
Размер 271.4 Kb.
Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП ООО. Организационно – педагогические основы разработки программы воспитания и социализации обучающихся
Учебный план образовательного учреждения является механизмом реализации учебной деятельности в рамках основной образовательной программы школы. Механизмом реализации внеурочной деятельности может являться план внеурочной деятельности образовательного учреждения, который разрабатывается по ступеням общего образования.

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности, (кадровых, материально-технических и др.) образовательному учреждению в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, организаций культуры и спорта по развитию мотивации личности к познанию и творчеству обучающихся. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления отдельных аспектов содержания учебных программ. Например, знания и умения по математике: признаки предметов (сравнение по цвету, размеру, форме), пространственные представления, взаимное расположение предметов, сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов и т.д., могут быть закреплены в ходе экскурсии «в природу». Это дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучающихся за счет обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих задач.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

Важно осознать, что внеурочная деятельность способна решать общие задачи с урочной деятельностью не только в таких образовательных областях как «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и в образовательных областях «Математика и информатика» и «Обществознание и естествознание» и др. То есть, представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами. При освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений.

Реализация внеурочной деятельности становится новым ресурсом и для реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В частности, возможно при составлении расписания уроков не только чередовать в течение дня и недели для обучающихся основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры (как того требует вышеупомянутый СанПиН), но и чередовать учебную и внеурочную деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования. Напомним еще раз, что такое чередование отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Но конечно значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.



Планирование внеурочной деятельности

Обращаем внимание, что общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

План внеурочной деятельности образовательное учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей.

Примерная форма плана внеурочной деятельности приведена в таблице 1.

Таблица 1



План внеурочной деятельности

Направление

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Объём времени

Спортивно-оздоровительное













Духовно-нравственное













Обще-

интеллектуальное















Социальное













Общекультурное













В качестве приложений к плану внеурочной деятельности можно рекомендовать индивидуальную карту занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности и сводную таблицу занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности заполняется ежегодно по каждому направлению внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направление), при необходимости в нее могут вноситься коррективы в конце первого полугодия.

Примерная форма индивидуальной карты занятости обучающегося (по одному направлению) приведена в таблице 2.

Таблица 2

Направление внеурочной деятельности: спортивно - оздоровительное


Руководитель (организатор)

Формы организации




Классный руководитель

Руководитель клуба (секции)

(в условиях ОУ)

ОУ дополнительного образования детей, учреждения культуры и спорта

Педагог (воспитатель) школьного оздоровительного лагеря (каникулярное время)

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Иные формы…

Народные игры

Иные формы…

Самбо

Иные…

Подвижные игры, игры на свежем воздухе, прогулки…

Объём времени недельной нагрузки





















Другие варианты форм планирования внеурочной деятельности приведены в приложении.

Сроки разработки и процедуры утверждения плана внеурочной деятельности должны быть аналогичны тем, которые проходит учебный план образовательного учреждения.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.


Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

Как уже отмечалось, в основной школе, так же как и в начальной, выделены следующие направления внеурочной деятельности:



  • Спортивно-оздоровительное направление

  • Духовно-нравственное направление

  • Общеинтеллектуальное направление

  • Общекультурное направление

  • Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Процедура наполнения ресурсного обеспечения внеурочной деятельности в происходит с учётом:

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №986;

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189.

Санитарно – эпидемиологических требований к учреждением дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. №27.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование мотивации к здоровому и безопасному образу жизни у обучающихся является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Можно рекомендовать нижеприведенные формы.


Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции, кружки

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)


Духовно-нравственное, общекультурное направления

Духовно-нравственное и общекультурное направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.



Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных предметов и внеурочных занятий по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегрированный предмет органично вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.


Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Вторая половина учебного дня

Кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего - конструирование), домашних ремесел;

посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре,

художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Игры – миниатюры,

инсценирование сюжетов из истории,

диалоги на темы,

чтение и просмотр красочных познавательных программ,

компьютерные игры (специально отобранные специалистом),

игра на инструменте,

прослушивание музыкальных произведений и т.д



Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования детей

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы


Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

Заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.




Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Вторая половина учебного дня

Познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др. «Детская риторика» и др., кружок «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др. олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.



Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы над реальным проектом.

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников должна способствовать воспитанию у детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе. К примеру, в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, сказано, что общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей). Это необходимо учитывать и при заключении трехстороннего договора с родителями (законными представителями) обучающихся




Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Вторая половина учебного дня

Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Данное направление может включать быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству. Патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности.


Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Вторая половина учебного дня

Историческое краеведение: подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др.

Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно – познавательные: встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности.

Прикладная физическая подготовка: творческо – игровые: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др.

Волонтёрская деятельность: шефство.

Церемониальные: смотры, месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.


Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Результативность и эффекты внеурочной деятельности

Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности.



Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.

Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Уточним понятие результата, рассмотрим его уровневую структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Уровни результатов внеурочной деятельности позволяют в стоимостном выражении оценить как сами программы внеурочной деятельности (программы, обеспечивающие первый уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающие второй уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения в рамках новой системы оплаты труда педагогов комплекса стимулирующих выплат за организацию внеурочной деятельности школьников.

Организационно-методической основой реализации внеурочной деятельности может стать методический конструктор (авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), используя который можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы, желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.

Для каждого направления внеурочной деятельности в методический конструктор входит:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут этот вид внеурочной деятельности;

- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Итак, выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательном учреждении разрабатывается Основная образовательная программа основного общего образования на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011). Одним из обязательных разделов в структуре является Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся:


  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание социальной ответственности и компетентности;

  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  •  воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся:

-принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип диалогического общения со значимыми другими, принцип идентификации, принцип полисубъектности воспитания и социализации, принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Приоритетным является принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. Деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся.

В Программу заложены примерные виды и формы деятельности по всем направлениям воспитания и социализации (беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, игры военно-патриотического содержания, спортивные соревнования, встречи с ветеранами и военнослужащими, национально-культурные встречи и другие мероприятия). Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

Особое значение придаётся совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся. Данная деятельность проводится целенаправленно, поэтапно, должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.

Исходя из цели воспитания, в программе подробно приводятся формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся: ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.



Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни как одно из приоритетных направлений социализации и воспитания учащихся средней школы предусматривает несколько модулей, направленных на обучение школьников управлять своим физическим и психологическим состоянием.

Результаты эффективности результативности Программы воспитания и социализации обучающихся осуществляются через мониторинг.

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.



3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница