«Водоёмы нашего края»




Скачать 101.71 Kb.
Дата09.09.2016
Размер101.71 Kb.
4 класс

Урок окружающего мира.

Тема: «Водоёмы нашего края»

Цель:

  • Систематизировать знания о естественных и искусственных водоёмах.

  • Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края, об экологических проблемах водоёмов.

  • Развивать познавательный интерес к предмету, умение рассуждать, анализировать, умения работать с различными видами карт, умения самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой, с учебником.

  • Воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.


Оборудование:

  • Физическая карта России.

  • Карта ХМАО «Гидрографическая сеть»

  • Административная карта ХМАО.

  • Фотографии и рисунки с изображением природы ХМАО

  • Рисунки детей на тему «Мой посёлок»

  • Магнитофон и запись песни «Край, в котором я живу» (Г. Гладков, Ю. Энтин)

  • Глобус

  • Рисунок-схема реки.

  • Схема «Водоёмы»

  • Названия станций «Вспоминай-ка», «Узнавай-ка», «Экологическая»

  • Учебник, рабочая тетрадь


Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь!

- Какое у вас настроение?

На нашем уроке главными будут фразы: «Догадался», «Хочу сказать».

Если у вас возникла интересная мысль, догадка, воспользуйтесь этим сигналом (Учитель поднимает руку).
На уроке нас ждут открытия. Какими они будут – маленькие или большие? У каждого они будут свои. Постарайтесь всё понять, интересное узнать. Желаю всем удачи. За работу!
II. Проверка знаний и умений.

(Звучит песня «Край, в котором я живу»)

-Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете почему прозвучала эта песня?

Да, совершенно верно. Говорить мы сегодня будем о нашем крае.

-А как называется наш край? (ХМАО - Югра)

- А почему наш край имеет такое название?

Да, своим названием округ обязан коренным жителям – ханты и манси. Эти люди живут издревле на земле, которую ещё в 11-15 веках называли Югрой или Югорией. До 1940г наш округ назывался Остяко-Вогульским. Переименован в Ханты-Мансийский, т.к. остяков стали называть ханты, а вагулов – манси.


«Дорог мне край любимый мой

И в ненастье, и в стужу, и в зной.

И о нём услышим сейчас

Юных салымчан рассказ.»


1) -Ребята, вы дома выполняли 2 творческих задания. Какие? ( сочинение «Что я расскажу своим друзьям о своём посёлке», устный рассказ «Мой край»)
- Как вы думаете, почему именно к этому уроку я попросила написать сочинение о своём посёлке? (Наш край – наша маленькая родина, а наш посёлок – частица той самой родины)
(Учащиеся читают сочинения)

- Чьё сочинение вам понравилось? Почему? Оцените работу своих товарищей.

2) - А теперь расскажите о нашем крае, используя карту.

План ответа.

1. Географическое положение.

2. Соседи ХМАО.

3.Столица нашего края. Города края.

4. Растительный и животный мир края.


3) А теперь выполним тест по изученному материалу. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите правильный ответ.
Тест.

1. Мой край расположен на материке …

А) Африка. Б) Евразия. В) Австралия. Г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне

А) Зона лесов. Б) Тундра. В) Степей. Г) Пустыни.


3. Мой край находится в …

А) Восточном полушарии.

Б) Западном полушарии.
4. В моём крае растут …

А) Кипарисы, кактусы. Б) Ягель, карликовая ива. В) Ель, берёза, осина.

Г) Полынь, саксаул.
5. У нас обитают …

А) Лоси, зайцы, волки Б) Кабаны, косули, волки. В) Тигры, медведи, рыси.


6. Территория моего края расположена в …

А) Тропическом поясе. В) Полярном поясе. В) Умеренном поясе.


7. Формы поверхности моего края.

А) Горы. Б) Овраги. В) Холмы.


Проверка: А теперь сверьте свои ответы с ключом, который на доске. Если у вас отмечена такая же буква, то поставьте «+», а если нет, то «-»,.

Если нет -, то поставьте оценку 5. Если 1-2 минуса – 4. А если 3 и более, значит, вам нужно ещё раз повторить и запомнить материал о нашем крае.

- Кто поставил себе 5, поднимите руку. А кто 4?
III. Сообщение темы и цели.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать наш край и эпиграфом к нашему уроку возьмём строки стихотворения известного писателя и поэта, коренного жителя края – Ювана Шесталова.

«Югорский край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые,

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Югорский всех вас приглашаю.»
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю. Вы готовы?

Тогда отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.


«Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)


Сегодня мы познакомимся с водоёмами нашего края. Попробуем ответить на вопросы:

  1. Какие водоёмы на территории ХМАО.

  2. Значения водоёмов.

  3. Какие экологические проблемы водоёмов.


IV. Актуализация знаний.

Посмотрите на карту.

- Каким цветом обозначена вода на карте?

Раскрутим глобус.

- Какого цвета стала Земля? Почему?

Совершенно верно, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода. (Море, океан, река, озеро, пруд,)



На доске записаны слова. Прочитайте их. (Канал, водохранилище, ручей).

- Что они обозначают? Как назвать их одним словом? (Водоёмы)



- А что такое водоём? ( Это места скопления или хранения воды)

- Давайте разделим названия водоёмов на 2 группы по их происхождению.

- Как вы думаете, как их распределить на 2 группы?

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро


Море

Океан


Ручей

Пруд

Канал (Искусственное русло, наполненное водой)

Водохранилище (водоём, в котором скапливается и сохраняется вода. Для хранения и регулировки запасов воды)

- Внимательно посмотрите и подумайте, в чём отличие одной группы слов от другой.

Вывод: В первоё группе – водоёмы, созданные природой - естественные. Во второй группе – водоёмы, созданные человеком – искусственные.
Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на стр. 49. Запишите, что относится к естественным водоёмам, а что к искусственным. Запомните.


V. Новый материал.

1. Практическая работа. Вы будете работать в парах.

-Какие правила работы в парах нужно выполнять? (Работать дружно, спокойно высказывать своё мнение, терпеливо выслушивать мысли товарища, чтобы найти правильное решение.)

-Рассмотрите карту «Гидрографическая сеть».

-Какие водоёмы расположены на территории нашего края?

- Назовите естественные водоёмы? (Дети перечисляют водоёмы и их названия)

- А искусственные водоёмы в нашем крае есть?
2) - Составьте список водоёмов нашей местности. (Река Ай-Ега, река Лев, река Вандрас, озеро Сырковый сор, озеро Кинтус. (тетрадь с.50 №2) – (учитель вывешивает карточки с названиями водоёмов.)
3) –Кто из вас пролетал на вертолёте или самолёте над территорией ХМАО?

-Чего больше под крылом самолёта - суши или воды?

Равнинная поверхность, наличие впадин и достаточное количество осадков, всё это обусловлено множеством озёр, рек, болот.
На территории округа встречаются две крупнейшие реки Азии. Какие, как вы думаете? Найдите их. (Обь, Иртыш)
Чтобы лучше познакомиться с водоёмами нашего округа мы совершим путешествие по станциям.

Первая станция «Вспоминай-ка»

1.Вспомните, какое главное отличие реки от озера? И в чём сходство?




Река

Озеро

Вода течёт

Стоячая вода

Два берега

Со всех сторон суша

Пресная вода

Пресная вода

2. Вспомните схему реки. (На доске рисунок реки, постепенно появляются названия частей реки)

- Как называется то место, где река берёт начало? (Исток)

-Как называется то место, где река впадает в озеро или море? ( Устье)

-Что такое приток? (Приток – река, впадающая в другую реку или море. Они бывают левыми и правыми)
- А как определить, где правый берег, а где левый? (Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева – левый)
Физминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.


Вторая станция «Узнавай-ка»

Мы с вами выяснили, что по территории округа протекает две крупнейшие реки.


Сейчас мы подробно познакомимся с ними. Первый наш рассказ о реке Иртыш. (Ученик рассказывает о реке)

Второй рассказ о реке Обь. (Рассказ ученика о реке)

В сообщениях ребят мы услышали, что притоком реки Обь является наша река Большой Салым.
А теперь опираясь на свои наблюдения и карту давайте попробуем составить описание реки Большой Салым по плану, который дан в учебнике.
Описание реки Салым.

1. Большой Салым.

2. Исток Большого Салыма находится в водоразделе реки Демьянки и Большого Югана.

3. Течение спокойное, медленное, так как течёт по равнинной местности.

4. На 31 км от устья Большой Салым принимает свой главный приток – Малый Салым.

5. Впадает в Обь. Большой Салым является левым притоком Оби.

6. Половодье начинается в конце апреля, окончание приходится на середину июня. Первые ледяные образования приходятся на 17 апреля. Вскрытие на 13 мая и сопровождается весенним ледоходом.

7. В реке водится щука, окунь, карась, чебак, язь, водоплавающая дичь, ондатра, выдра.

8. В реке человек ловит рыбу, ондатру и выдру для меха, передвигаются на лодках.

9. Люди вырубают вблизи берегов лес, что приводит к обмелению реки. Загрязняют воду. Неумеренное вылавливание рыбы.

10. Для охраны реки люди создают заповедники, заказники. Животные занесены в Красную книгу.
Итак, справились мы с этим заданием?

-А какие ещё водоёмы есть в нашей местности? (Озёра)

ХМАО без преувеличения можно назвать краем сотен тысяч озёр (не менее 30). Точное число не определено.

Различают типы озёр: озёра – старицы, озёра-туманы, озёра - соры.

Озёра - старицы – старое невысохшее русло реки.

Озёра - соры – это затопляемые, покрытые осоково -канареичными лугами, на иловато-торфяной почве. (Сырковый сор)

Озёра-туманы – хорошо прогреваемые в летний период. Прекрасное место для нагула рыб (Леушинский туман)
В бассейне реки Большой Салым располагаются наиболее глубокие озёра: озеро Сырковый сор - 42 м глубина, озеро Кинтус – 48 м.

(Сообщения детей о данных озёрах)


ХМАО – центр заболачивания Западно-Сибирской равнины. Площадь болот ежегодно увеличивается, поглощая всё новые участки.

(сообщения о болотах)

ХМАО располагается в центральной части артезианского бассейна, хранителя подземных вод, которые можно использовать в качестве питьевой воды, причём хорошего качества. Эти воды отнесены к разряду минеральных лечебных вод. Используют в Ханты-Мансийской водолечебнице.
Ребята, покидая эту станцию, какой вывод можно сделать?

ХМАО – это край сотен озёр, подземных вод, больших и малых рек.

ХМАО характеризуется чрезвычайным богатством водных ресурсов, которые необходимо беречь и охранять.
Третья станция «Экологическая»

- Как вы думаете, для чего нужна вода?

Прочитайте в учебнике о значениях водоёмов 1-2 абзац.

Перечислите значения водоёмов (хранилища воды, дом для растений и животных, по воде перевозят грузы, используют в производстве и быту)

Вывод: значение водоёмов велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растение, ни животное.
Чтобы водоёмы служили для нас, как необходимо продлить их жизнь?
Работа в тетрадях.

Рассмотрите рисунки, прочитайте статью учебника и обозначьте экологические проблемы водоёмов. (№ 6 стр. 51)


И в Оби, и в Иртыше, и в нашей реке Салым содержатся тяжёлые металлы, нефтепродукты, моющие средства и другие примеси.
Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и чистая вода!

А вам нравиться отдыхать у чистого водоёма? Как вы отдыхаете?

А когда вы купаетесь, какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье, а иногда и жизнь?


VI. Подведение итогов.

Заканчивается наше путешествие. Представьте, что вы корреспондент и вам предложили выпустить газету «Интересные факты о водоёмах нашего края».

Какие факты вы бы могли предложить своим читателям?

Сегодня на уроке мы говорили о водоёмах нашего края. Дома вы составите схему «Значение водоёмов в природе и жизни человека». Это задание №5 стр.51 и опишите любой водоём нашего края – задание 4 стр.50. Кто желает, может составить кроссворд о водоёмах нашего края.



VII. Рефлексия.

А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах, впечатлениях.

Вспомните свои впечатления от урока и продолжите предложения.

1. Я работал с …… настроением.

2. Я …….. доволен собой. Почему?

3. Я бы хотел стать более …. .



4. Я испытал затруднение, когда ……

Вы были дружными, активными, проявляли ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо за работу.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница