5-7 мин
|
Проверка домашней работы
|
Использование ЦОР.
С кого (чего) начинается пищевая цепь, в которую входят (с растений)
Верны ли следующие высказывания?
(неверно, верно, верно)
Замени высказывания одним словом, поставь в правый столбец (хищники, млекопитающие, травоядные, беспозвоночные, речь, обучение, пение, спячка).
|
Индивидуальная
|
Дает задание
|
Работают на компьютерах
|
ЦОР «Природа, человек, общество»
(тема 2 Природа, подтема 2.4
Животный мир
России). Тесты №5
№7-8
|
10 мин
|
Актуализация знаний
|
Сообщения детей.
1.Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень много- 500лет. Некоторые деревья доживают даже до 2тысяч лет.
2-й ученик:
Да, дуб — сильное дерево. Но есть у него слабая сторона -боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев.
А зимой от морозов часто погибают желуди.
3-й ученик:
Хотя у дуба есть и слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки ! обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящен богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.
4-й ученик:
Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно растет в Литве — «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.
А как называется дубовый лес? (дубрава)
Каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то ёще, что же станет с природой?
О чем рассказали знаки? подпиши
|
Фронтальная
|
Организует работу
Читает текст
|
Выступления учащихся с дополнительными сведениями о дубе.
Работают на компьютерах индивидуальная работа
|
Презентация,
слайд 3
ПК презентация слайд 4
Электронная программа «Природа человек общество»
тема 3 человек и природа подтема 3.2 охрана природы. Учебные упражнения 3
|
15 мин
|
Изучение нового материала
Физкультминутка
|
Организует изучение нового материала.
Молодцы, ребята! Правила поведения в лесу вы знаете. Итак, отправимся в дубраву! Так кто же дружит с дубом из животных? (Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеницы). Это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба.
Как хищники связаны с дубом? На этих животных охотятся хищники: волк, лиса, сова, орел, кукушка, змеи. Значит, хищники тоже связаны с дубом, только не напрямую, а косвенно. Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён. Зайка прыгал под кустом, приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ.
Отгадайте загадки:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке
Потому что дотемна
В норке прячется она.
У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Вводит понятие о невидимой пирамиде Составьте цепь питания (Желудь-мышь-сова): Кто крупнее в этой цепи? (Сова)
А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы бы взвесели всех сов в лесу, всех мышей и все желуди, оказалось бы,
что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.. Почему? Да потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало.
Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке - множество желудей.
Получилась экологическая пирамида
Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
Задание: постройте схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса. (растения – заяц - рысь), (растения- мышь-полевка-соболь)
|
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая работа
|
Организует беседу
Читает стихотворение, показывает упражнения
Загадывает загадки
Задает вопросы
Дает задание
|
Работают по учебнику, отвечают на вопросы
Делают упражнения
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы
Строят схему сети питания
|
ПК Презента-ция
слайд 5, учебник
презентация слайд 6
Презентация,
слайд 7
презентация
слайд 8-11
|