Взаимодействие органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием




страница1/11
Дата26.08.2016
Размер2.24 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"


На правах рукописи


Бакутина Наталья Сергеевна
Взаимодействие органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием
Специальность 23.00.02. – Политические институты, процессы и технологии

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Научный руководитель:

д.пол.н., доцент Рыхтик М.И.

Н.Новгород – 2015



Содержание

Введение





4

Глава 1. Инновации и инновационное развитие





14

1.1. Инновации и инновационное развитие: терминологические аспекты





15

1.2. Роль государства в инновационном развитии





25

1.3. Управление научно-инновационной сферой в современной России





40

Глава 2. Гражданское общество как субъект инновационного развития





51

2.1. Основные подходы к гражданскому обществу в контексте его участия в инновационном развитии





52

2. 2. Гражданское общество как проявление ассоциативной жизни





59

2. 3. Гражданское общество как разновидность общества для которой характерны положительные нормы и ценности (концепция "хорошего общества")





64

2.4. Гражданское общество как публичная сфера





70

2.5. Гражданское общество и демократия





72

2.6. Необходимость синтетического взгляда на гражданское общество в условиях глобализации и становления его в качестве субъекта инновационного развития





74

Глава 3. Государственно-частные партнерства как инструмент политического управления инновационным развитием





83

3.1. Государственно-частные партнерства как механизм взаимодействия органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества





83

3.2. Формы государственно-частного партнерства





92

3.3. Опыт развития государственно-частных партнерств в США





95

3.4. Тенденции развития государственно-частных партнерств в России





98

3.5. Неправительственные организации как участники государственно-частного партнерства





113

3.6. Транснациональные государственно-частные партнерства





117

Глава 4. Информационно-коммуникационные аспекты политического управления инновационными процессами





125

4.1. Новые информационно-коммуникационные технологии и гражданское общество





125

4.2. Интернет-технологии и общественное самоуправление





131

4.3. Сетевые принципы политического управления инновационными процессами





138

Заключение





145

Примечания




153

Список использованных источников и литературы




170


Введение
Актуальность темы исследования связана с насущной необходимостью перехода к инновационной модели общественного развития. С одной стороны, инновационное развитие становится важным фактором современных политических процессов. Инновационность становится одним из компонентов анализа политических институтов. Инновационные технологии политического управления прочно входят в арсенал политтехнологов и представителей органов государственной власти как в России, так и за рубежом. В этих условиях становится императивом выработка политологического понимания инноваций, изучение основных типов акторов инновационного развития, выделение, классификация и изучение инструментов инновационного развития. В этом состоит теоретический аспект актуальности избранной нами темы.

С другой стороны, опыт динамически развивающихся стран подтверждает эффективность перехода к инновационной модели развития. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, инновационное развитие остается важным фактором долгосрочного устойчивого общественного развития. Тема перехода к инновационному развитию становится все более актуальной для России. Это связано и с ухудшением экономической конъюнктуры, и с рядом до сих пор не разрешенных социальных проблем и с изменившимся внешнеполитическим фоном. В настоящее время многие государства, включая Россию, пытаются встать на инновационный путь развития и вкладывают значительные средства в подготовку инновационных стратегий и программ, создание инновационных зон, парков, в развитие инновационного предпринимательства и т. д. Они обращаются к инновационной политике для достижения не только устойчивого экономического и технологического развития, но и социальной и политической стабильности. В условиях мирового экономического кризиса данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку инновационный способ развития рассматривается как возможность преодолеть продолжающий спад в экономике и сопутствующие ему негативные политические тренды. Эти факторы отражают практическую сторону актуальности избранной нами темы.


Степень научной разработанности темы исследования.

Изучаемая нами тема находится на пересечении трех направлений научного поиска: вопросы инновационного развития; роль в этом государства, бизнеса и гражданского общества; механизмы обеспечения эффективного взаимодействия акторов инновационного развития.

Вопросы, связанные с инновационным развитием, находят отражение в трудах отчественных исследователей на протяжении последних двадцати лет. Однако до середины 2000-х годов данный интерес был скорее фрагментарным. Лишь в последние десять лет данная сфера начинает выделяться в самостоятельный раздел политологических исследований. В российской и зарубежной научной литературе существует целый ряд ценных работ, посвященных как теоретическим, так и практическим аспектам инновационного развития. При этом весьма важное значение для развития этой отрасли научного знания имели не только собственно политологические работы, но и работы экономистов, юристов, специалистов в области государственного управления.

Научный взгляд на проблему инновационного развития изложен в работах Й. Шумпетера1 и его последователей - Р. Нельсона, Н. Розенберга, К. Фримена2. Весомый вклад в изучение темы нашего исследования внесли теоретические наработки таких отечественных исследователей в области политико-экономической модернизации и разработки эффективной инновационной политики как Л.И. Абалкин,С.Ю. Глазьев3, И.М.Бусыгина4, Н.И.Иванова5, Е.Е.Пономарева, А.Э.Никифорова6, В.Л. Иноземцев, В.М.Сергеев7, Б.М. Лапидус8, Е.Г. Ясин9. Типология инноваций рассматривается в целом ряде работ В.И. Супруна10. Большинство из указанных исследователей являются экономистами. Однако в последние годы появляются и исследования, посвященных политологическому анализу инновационного развития11. Большой вклад в исследования этой области внесли и представители нижегородской политологической школы12.

В современной российской политологической и социологической литературе исследованию гражданского общества в его широком понимании посвящены работы К.С.Гаджиева13, А.Г.Володина14, С.А.Кислицина15, А.Ю. Шутова16 и других отечественных авторов. Указанными авторами было проанализировано понятие и действия отдельных элементов гражданского общества. На общетеоретическом уровне проблемы гражданского общества и государства рассматривали B.C. Нерсесянц17, Л.C. Мамут18, Н.И. Матузов19, Ю.А. Тихомиров20. Однако системный анализ проблем взаимодействия государства и гражданского общества в процессе иннвационного развития не проводился. В существующей литературе встречаются эпизодические упоминания возможной роли гражданского общества в инновационном развитии, но оно пока еще не рассматривалось в качестве агента инновационного развития. В ряде работ 2015 года качестве субъектов инновационного развития стали рассматриваться лишь общественные объединения бизнеса21, при том что ими потенциал гражданского общества и его роль в инновационном развитиии вовсе не исчерпывается.

Основная масса научной литературы, анализирующей мировой инновационный опыт и взаимодействие государства, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе инновационного развития, обращена к западным странам как лидерам подобной модернизации. Одним из рассматриваемых исследователями инструментов взаимодейсвтия бизнеса и государства являются государственно-частные партнерства. К настоящему времени появился пласт литературы о государственно-частных партнерствах, в том числе из Великобритании22, Скандинавии23 или Нидерландов, а в 1998 году был основан даже "Международный журнал государственно-частных партнерств". Российские исследования государственно-частных партнерств ограничиваются пока обращением к зарубежному опыту и правовыми аспектами явления. В настоящее время можно выделить следующие направления литературы о ГЧП: теоретическая литература о характере организационного сотрудничества, литература о государственном управлении, перспективы государственного управления, литература о развитии сообществ и эмпирическая литература, описывающая процесс и влияние ГЧП.

Отдельным аспектом темы нашего исследования является изучение новых информационных технологий в политике и их применимость в политическом управлении инновационным развитием. Следует отметить, что нижегородская политологическая школа является ведущей школой в России в области исследования политической роли новых информационных технологий. Ее представителями поготовлен целый ряд работ по этой теме24. Однако применимость новых информационных технологий в процессе политического управления инновационным развитием, рассмотрение их в качестве инструмента взаимодейсвтия в треугольнике «государство-гражданоское общество-бизнес» пока еще оставались за пределами внимания отечественных политологов.

Таким образом, анализ состояния изученности темы приводит нас к следующим выводам:

Во-первых, анализ инновационного развития до недавнего времени был уделом экономистов. Политологические исследования этой проблемы лишь недавно стали проводиться, что позволяет говорить о существенном пробеле в политологическом знании, который необходимо восполнять.

Во-вторых, гражданское общество практически не рассматривалось как субъект инновационного развития. В существующей литературе встречаются эпизодические упоминания возможной роли гражданского общества в инновационном развитии, но оно пока еще не рассматривалось в качестве агента инновационного развития.

В-третьих, в отечественной политической науке практически не уделялось внимания инструментам (как институциональным так и технологическим) обеспечения в ходе инновационного развития государства, элементов гражданского общества и бизнеса. Более того сама необходимость такого взаимодействия не всегда была очевидна для экономистов, исследовавших инновационное развитие.

В-четвертых, за пределами внимания политологов зачастую оставался тот факт, что условия глобализации, когда определяющая роль в развитии принадлежит наднациональным структурам и транснациональным компаниям, накладывают серьезные ограничения на государство как субъект инновационного развития.

В какой-то мере восполнить эти пробелы в научном политологическом знании и призвано наше исследование.

Целью диссертационной работы является политологический анализ взаимодействия государства, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием.

Достижение указанной цели предусматривает необходимость решения следующих задач:

• Рассмотрение различных подходов к инновациям и инновационному развитию .

• Исследование роли государства в инновационном развитии.

• Изучение различных подходов к гражданскому обществу и его роли в инновационном развитии.

• Исследование современного состояния и перспектив такого инструмента инновационного развития как государственно-частные партнерства.

• Оценка роли элементов гражданского общества в государственно-частных партнерствах .

• Исследование использования Интернет-технологий агентами инновационного развития.



Объектом исследования является взаимодействие государства, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием.

Предметом исследования являются основные тенденции и особенности процесса политического управления инновационным развитием.

Эмпирическую базу исследования составили результаты политологических исследований, теоретические работы, задавшие направления развития как научных исследований, так и практической политики в исследуемой нами области, доступные данные органов власти по анализируемой проблеме, документы органов государственной власти, посвященные инновационному развитию.

Методологической основой диссертации является системный подход, позволивший автору глубже исследовать взаимосвязи и взаимовлияние элементов инновационного развития в России и других странах.

В качестве теории среднего уровня в работе применен структурно-функциональный подход, позволивший, с одной стороны, сфокусировать внимание на собственно политических аспектах иннвационного развития, а с другой стороны, выявить возможные механизмы и инструменты такого развития.

Основными методами, которые использовались в работе, послужили общенаучные методы: анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете исследования и сделать теоретическое обобщение; индукция и дедукция, особенно применимые при обработке огромной массы фактического материала и теоретических концепций; исторический и логический методы, дающие возможность изучать явления и процессы в их непрерывном развитии; классификация. При подготовке диссертации были использованы собственно политологические методы: метод кейз стади и метод анализа процесса принятия решений. В диссертации широко использован сравнительный метод для выявления особенностей в формулировании и реализации стратегий инновационного развития в России и зарубежных странах.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

Во-первых, во впервые предпринятом в отечественной политологии комплексном рассмотрении взаимодействия органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием.

Во-вторых, в авторской классификации инноваций и сравнительном анализе разных типов инноваций.

В-третьих, в анализе взаимодействий возникающих в треугольнике «государство-гражданское общество-бизнес» в процессе выработки и осущетсвления стратегий инновационного развития.

В-четвертых, во впервые предпринятом в политической науке рассмотрении институциональных и технологических инструментов инновационного развития.

Практическое значение избранной темы определяется тем, что весь комплекс проблем, связанных с взаимодействием государства, бизнеса и элементов гражданского общества в ходе политического управления инновационным развитием обнаруживает устойчивую тенденцию к усложнению, что требует качественно нового теоретического взгляда на само явление, позволяющего принимать политические решения, способствующие повышению эффективности государственного управления, стабильному функционированию демократических институтов, поступательному развитию общества и политической системы Российской Федерации. Поэтому практическая значимость исследования состоит в том, что:

• Его результаты могут быть использованы в процессе практической выработки политических решений в области регулирования инновационного развития.

• Результаты диссертационного исследования и содержащиеся в нем рекомендации могут применяться в практической деятельности российских органов государственной власти и политических организаций и общественных объединений. Отдельные выводы диссертации могут способствовать подготовке, обсуждению и принятию необходимых правовых актов федерального и регионального уровней.

• Результаты исследования будут использованы в учебном процессе в виде специальных курсов и включения отдельных тем в основные курсы для студентов-политологов.

На основе проведенного анализа автор предлагает ряд положений, которые могут оказаться полезными при выработке, законов, связанных с регулированием инновационной деятельности, должны учитываться (на уровне учебных программ) при подготовке и переподготовке кадров и найти отражение в образовательных стандартах.

В качестве основных положений на защиту выносятся следующие:

- Инновации можно классифицировать по трем категориям: "поддерживающая инновация", целью которой является замена старой продукции на новую и улучшенную; "инновация эффективности", помогающая компаниям производить больше при меньших затратах; "рынкообразующие инновации". Для достижения успеха в будущем как государственный, так и частный секторы должны работать на поддержание именно рынкообразующих инноваций.

- В странах, которые обязаны своему развитию инновациям, государство исторически было основным партнером частного сектора, и часто даже более рисковым, желающим нести те риски, которые сами предприятия нести не хотели. На протяжении всей цепочки инновации, начиная с фундаментальных исследований и до реализации на рынке, правительства часто предлагали инвестиции, которые частный сектор считал слишком рискованными. Эти расходы оказались преобразующими, создающими целые новые рынки и сектора экономики, включая Интернет, нанотехнологии, биотехнологии и чистую энергию. Необходимо прекратить практику изоляции частного сектора от государственного. Это означает поиск таких путей, когда государство и налогоплательщики получают некоторые блага от государственных инвестиций, а не только риски. Одним из таких путей могут быть государственно-частные партнерства, которые являются средством обеспечения эффективного взаимодействия государства и негосударственных акторов, прежде всего бизнес-сообщества.

- Следует понимать, что государственно-частные партнерства не должны ограничиваться лишь партнерствами между бизнесом и государством. Сам бизнес зачастую может быть силой, препятствующей инновациям. Для обеспечения эффективности инновационного развития требуется сотрудничество в треугольнике "государство-бизнес-гражданское общество". Традиционное узкое понимание государственно-частных партнерств, ограничивающееся зачастую концессионными соглашениями, уже не отвечает современным потребностям инновационного развития.

- По мере все большего распространения парадигмы инновационного развития в условиях глобализации граждане, общественные активисты и ученые выражают растущую обеспокоенность тем, что рост власти корпораций и размывание национальных границ создает глобальный дефицит демократии. Противостоять проблемам, вызванным глобализацией, можно именно с помощью сети связей и организаций, охватывающих гражданское общество. Организации гражданского общества поэтому являются в настоящее время значимым субъектом инновационного развития.

- Кроме государственно-частных партнерств, являющихся важным организационным инструментом обеспечения инновационного развития, для достижения нового качества такого развития необходимо наличие и технологических инструментов для обеспечения коммуникаций в треугольнике "государство-гражданское общество-бизнес". Специфика нынешнего этапа общественного развития состоит в том, что такие инструменты в виде новых информационно-коммуникационных технологий имеются и начинают активно использоваться субъектами инновационных процессов.


Соответствие содержания диссертации паспорту специальности:

Диссертация полностью соответствует паспорту специальности 23.00.02– Политические институты, процессы и технологии. Объектом исследования диссертационной работы является является взаимодействие государства, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием, что соответствует формуле специальности 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии. Содержание работы соответствует областям исследований 1, 2 и 8 «Паспорта специальности 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии».


Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация прошла обсуждение в ННГУ им. Н.И.Лобачевского на заседании кафедры Теории политики и коммуникаций. Основные положения и выводы диссертации отражены в 4 статьях соискателя, опубликованных в периодических изданиях, включенных в перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также в докладах автора всероссийских и международных научных конференциях.

Отдельные положения работы включены в учебный процесс ИМОМИ ННГУ в виде тем основных курсов и тем экспертного семинара для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки “политология”.



Структура диссертационного исследования находится в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящена теоретическому основанию инноваций и инновационного развития. Во второй главе рассматриваются различные подходы к гражданскому обществу как необходимому компоненту инновационного развития. Третья глава посвящена такому инструменту осуществления инновационных проектов, как государственно-частные партнерства. В четвертой главе анализируются информационно-коммуникационные аспекты политического управления инновационными процессами. В заключении обозначаются основные тенденции взаимодействия государства, бизнеса и элементов гражданского общества, в ходе инновационного развития, а также излагаются основные выводы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница