«Загадочный образ Бабы Яги»




Скачать 102.93 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 102.93 Kb.


Тема: « Загадочный образ Бабы Яги».

Автор: Романенко Мария Анатольевна

МОУ «СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных

предметов», г. Кемерово, пр. Ленинградский 14-а,

3 класс «А».

Руководитель: Романенко Светлана Петровна

учитель начальных классов МОУ « СОШ № 92

с углубленным изучением отдельных предметов».

2010 год

Тема : « Загадочный образ Бабы Яги».

Цель: «Узнать кто скрывается под образом Бабы Яги,

исследуя разные источники от древних славян до

нашего времени.»

Задачи: 1. Откуда в русских народных сказках возник образ Бабы Яги.

2. Что общего с образом Бабы Яги и ведуньями, знахарками и

жрицами.

3. Современное видение образа Бабы Яги.

Содержание:



  1. Титульный лист………………………………………………………1



  1. Цели и задачи работы…………………………………………..2



  1. Содержание………………………………………………………….3



  1. Введение……………………………………………………………4-5



  1. Содержание работы………………………………………….6-10



  1. Заключение……………………………………………………….11-12



  1. Литература…………………………………………………………13



Введение.

Тема: «Загадочный образ Бабы Яги»



3 версии о том, кто скрывается под образом Бабы Яги:

1.Баба Яга--- берегиня (языческое божество, стоящее на грани между Царством мёртвых и Царством живых). Из мифов древних славян мы видим, что она молода и красива, является прародительницей рода, она очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница ( если надо—воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Будучи богиней на самом деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик--- облик злой старухи! Но это зависит от того, кто посещает её и с какими целями.

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей ( берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья.

2.Баба Яга--- лесная жрица. Жрица, которая живёт в отдалении от людей, на краю леса, она считалась хозяйкой леса, к которой люди шли за помощью и советом. Она проводит обряды, которые помогают очистить ребёнка от порчи( кладёт его в печь--- очищает огнём), кормит и поит путника, помогая ему перейти из царства живых в царство мёртвых, даёт советы на пути к запредельному миру. Баба Яга – это и наставник, помогающий подрастающему поколению пройти обряд посвящения во взрослую жизнь( когда дети находятся у неё, она учит их и ткать, и убираться по дому, заниматься хозяйством).

В период насаждения христианства жриц объявляли ведьмами . В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы. Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенца в печь. В печи была камера, куда не попадали ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнём. Но арабы всем говорили, что Баба Яга – ест младенцев.

3.Баба Яга--- гостья из космоса. По внешнему виду, из-за её выпирающих костей, можно сказать, что она одета в скафандр. Прилетев, из другой звёздной системы, она не походит на нас своим видом, поэтому внешность её пугает людей. Черепа со светящимися глазами--- это лазерное оружие, которое защищает её дом, клубок ниток, который сам катиться и указывает путь---- это навигатор, который в наше время может поставить любой к себе в машину. Ступа--- летательный аппарат, после которого остаётся выжженная земля и умирает скот. Ажурные опоры взлётно-посадочной площадки легко принять за « куриные ножки».

У неё обширные знания, которыми она делится с теми кто к ней приходит и кто достоин этих знаний. Одаривает их необычными вещицами( огнедышащими конями, сапогами-скороходами, мечом- самосеком и т. д.)

Но она попала в то время, когда люди ещё не знали летательных аппаратов и поэтому воспринимали её, как что-то страшное и непонятное для них.



Содержание.

  1. Баба Яга --- изначально заботливая берегиня ( божество у древних славян)

Считается, что первые упоминания о Бабе Яге встречаются в мифах древних славян 6-9 веков нашей эры. Упоминания, касавшихся внешности, надо сказать противоречивы. Одни легенды донесли до нас сведения о молодой красивой женщины, другие—о старой даме с необычным лицом.

«.. была она Ясей Звёздной, и влюбилась в Дона-батюшку, сына Ра с коровой Дану. И охотился Дон на Вепря. И поднял на клыки Дона Мощный Вепрь… погиб тогда Дон… Его кровушка потекла рекой. И тогда вдова Дона--- батюшки от печали стала Ягою, и отправилась в Царство Тёмное, и навеки здесь поселилась.»

«Встретились в рукопашной схватке за первенство Велес и Буря-Яга, долго бились. Да каждый раз боги отводили руку , занесённую для рокового удара, и у неё , и у него. И в один момент прозрел Велес. Увидел, что за ужасной оболочкой скрывается совсем другая, иная Яга. И вовсе она не безобразна: но видеть это чародейство мог только Велес, полюбивший её; для всех других оставалась она уродливой и безобразной. Обвенчались они, стали вновь, как в прошлой жизни, мужем и женой.»

«Потерял смертную жену свою Асю Звездинку Велес. Овладела тоска его сердцем, и пошёл дорогами тёмными, путями печальными, далеко от земли лежащими. Долго-долго блуждал он во мраке, прежде чем свет впереди забрезжил… Отхлебнул Велес из чаши напиток богов, и увидел он то, что смертным не видно. Перед ним стояла Звездинка, и в руках она чашу держала.»

Баба-Яга, или же иначе Буря Яга Усоньша Виевна, божественный персонаж, стоящий на грани между двумя мирами, между жизнью и смертью. Её избушка—это своего рода вход в иной мир. В глухом лесу, на берегу реки Смородины, разделяющий миры. Вдали от всех стоит она. И не просто стоит, а поворачивается, то к миру живых, то к миру мёртвых, в зависимости от того, кто к ней в дом заходит. Чтобы подчеркнуть опасность прикосновения к миру Мёртвых, забор вокруг избы—из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая-- нога, вместо запоров—руки, вместо замка--- рот с острыми зубами.

Внешность Бабы Яги подчёркивает её принадлежность к иному миру—старая, уродливая, бородавчатая, с растрёпанными волосами и огромного роста. Всё, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Тёмному Царству. Однако это--- всего лишь маска, которую она надевает, чтобы ещё раз показать опасность контакта с миром Мёртвых, и, отчасти миром Магии, который размывает грань между живым и мёртвым. На грани миров её магия вычурна и угрожающа.

Рассмотрим слово Яга----- это огрублённое «Яшка».

Яша в славянских песнях называли ящура—некогда жившего на земле и исчезнувшего, прародителя всего живого, отсюда наше более понятное--- пращур.

Баба Яга изначально—прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница ( если надо—воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Она будучи богиней на самом деле вечно молода, но может принимать любой облик.

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья.

Литературно излагая народные сказки, красок для обрисовки жуткого вида злобной старухи не жалели и писатели. У Александра Афанасьева в «Народных русских сказках» читаем: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит».

В итоге сложилось вполне стройная версия происхождения сказочной старухи. ( приложение №2)



  1. Бага Яга --- лесная жрица.

Прообразом Бабы Яги могли стать и древнеславянские жрицы—это они жили в некотором отдалении от селений, проводили с отроками обряды инициаций и варили зелье. Наконец, в эпоху матриархата именно жрицы считались хозяйками леса, перед которыми люди благовейно трепетали, но к которым непременно шли, и спрашивали совета и помощи в тяжёлых ситуациях.

Можно объяснить и выражение: « Фу! Русским духом пахнет». Фраза о русском духе не случайна. Дёготь широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние жрицы, употреблявшей для пропитки обуви гусиный и рыбий жир. Гость, зашедший в обуви, густо смазанной дёгтем оставлял после себя стойкий запах русского духа, раздражавший обоняние людей, занимающихся охотой и рыбной ловлей.

В одном из словарей находим, что Баба Яга—это старая матёрая баба—повитуха, которая посвящает дитё в ребёнка определённого рода, погружая его в печь.

Баба Яга по русским сказкам, владеет стадом кобылиц, пасти их –испытание для Ивана-Царевича, в обучение по хозяйству поступает падчерица—Василиса, здесь показывается, что Баба Яга учит молодёжь, так и к жрицам приводили юношей и девушек для обучения взрослой жизни.

Одна из версий указывает и на то, что лесные жрицы помогали перейти из Царства Живых в Царство Мёртвых, проводили обряды приготовления на пути к запредельному миру, что делают сейчас священники (исповедуют, причащают).

В период насаждения христианства, жриц объявляли ведьмами и отлучали от церкви, придавая им злые, демонические черты.

В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы. Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенца в печь ( младенец был недоношенным, для «допаривания»). В печи была специальная камера (такие камеры до сих пор есть в деревнях), куда не попадали ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнём, так лечили и порчу. (приложение №3)


  1. Баба Яга – гостья из космоса.

Образ Бабы Яги есть у многих народов мира. В Индии есть богиня, которой поклоняются индийцы и зовут её Баба Йога, они утверждают, что она прилетела с далёкой звезды, чтобы передать свои знания людям.

Причём, заметим, что автор Этимологического словаря русского языка Макс Фасмер ещё в начале прошлого века считал: «яга» и «йога» являются однокоренными словами и происходят от индоевропейского слова, определявшего человека, находящегося в состоянии наивысшей физической силы и разума.

Первым, кто более тридцати лет назад всерьёз решил исследовать корни Бабы Яги, стал отечественный исследователь фольклора и аномальных явлений Юрий Росциус.

Исследование Росциус начал с трактовки того неприятного образа Бабы Яги, которую даёт в книге «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» Владимир Даль: « Яга или яга-баба, ягая или ягишна—род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи. Стоит Яга, во лбу рога. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у неё местами выходят наружу из- под тела, сосцы висят ниже пояса… Ступа её ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем».

Так это же яркое свидетельство прилёта на Землю посланцев из других звёздных систем. И полёт старушки сопровождается явлениями, полностью совпадающим с эффектом от работы реактивных двигателей: «Разверзлась тут непомерная буря. Сильный ветер пригибал деревья до самой земли, а которые и с корнем выворачивал».

В некоторых белорусских сказках и вовсе говорится, что Баба-яга «летает в ступе с огненной метлой».

Ажурные опоры взлётно-посадочной площадки легко принять за «куриные ножки», которые, кстати, окутаны паром, т. е. окуриваются, можно сказать священным дымом. Жилище Бабы-яги, представленном в сказках, то жутко тесным, то вполне просторным, с печью, с комнатой для кормления, омовения и наставления, так же находят объяснение. Сегодня мы знаем, что корабль, преодолевающий межзвёздное пространство, должен иметь солидные габариты, а для коротких разведывательных полётов в атмосфере планеты требуются небольшие манёвренные аппараты. Вероятно, у той, с кого писали образ Бабы-яги, в наличии был и межзвёздный лайнер, и скромных размеров реактивная машина.

Легко объясним по космической версии и пугающий облик Бабы-яги. Если она прилетела с другой звезды, вряд ли её голова и тело были абсолютно схожи с человеческими. В частности, отсутствие мышечных тканей на конечностях—это «костяная нога». «Во лбу рога» были не только у Бабы-яги, но, например, и у средневековых рыцарей. Что до костных образований на теле, то за них могли принять форму защитного жилета инопланетянки.

Люди к ней относились насторожённо. А почему она должна была относиться к ним иначе? Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других галактик должны были позаботиться о своей безопасности. Забор с освещением сегодня и в деревнях не редкость. А поселение Бабы-яги, согласно сказке «Василиса Прекрасная», окружала изгородь с торчащими на ней людскими черепами. И едва ночь настала « у всех черепов на заборе засветились глазницы. На поляне стало светло, словно днём.»

В этой же сказке Василиса получила от Бабы-яги череп с огненными глазами. А по возвращению её домой произошло невероятное, с точки зрения людей, живших в ту пору,-- глаза черепа засветились синим пламенем, превратив злую мачеху и её дочерей в пепел. А это значит, что девушка получила лазерное оружие, а много веков назад, разумеется, это было чудо.

Баба Яга охотно добрым людям, то Ивану- царевичу подскажет, как быть и что делать, а то и самодвижущее к цели средство подарит—клубок. Много веков назад—чудо, а сегодня оно называется навигатор, и поставить его себе на автомобиль может каждый.

Прекрасно знаем мы сегодня и разгадки по части живой и мёртвой воды, когда первая помогает физически, а вторая—духовно.

Общение Бабы Яги с детьми—отдельная тема, затрагивающая и воспитание подрастающего поколения землян с помощью целого комплекса инопланетных знаний и приёмов, и поиск путей развития физиологии человеческого организма с учётом адаптации его к задачам вселенского масштаба. (приложение №4)

Заключение.

Мы рассмотрели три версии о том, кто скрывается под образом Бабы Яги.



  1. Баба Яга—берегиня (языческое божество, стоящее на грани между живыми и мёртвыми), она прародительница рода, хранительница его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривающая за подрастающим поколением. Она будучи богиней на самом деле вечно молода.

Она:--- Богиня всей судьбы, пряха;

---- Великая мать, подательница удачи, счастья, достатка;

---- Богиня колдовства;

---- Властительница перехода из этого мира в иной;

---- Хозяйка дикой природы, скотья богиня;

---- Покровительница жён и хозяек.

  1. Баба Яга--- лесная жрица, которая считалась хозяйкой леса, к которой люди шли за помощью и советом. Она проводит обряды, которые помогают очистить ребёнка от порчи (кладёт его в печь--- очищение огнём), кормит и поит путника, помогая перейти ему из царства живых в царство мёртвых, даёт советы на пути к запредельному миру. Баба Яга – это и наставник, помогающий подрастающему поколению пройти обряд посвящения во взрослую жизнь (когда дети находятся у неё , она их учит ткать, и убираться по дому, заниматься хозяйством).

  2. Баба Яга—гостья из космоса, по внешнему виду, из-за её выпирающих костей, можно сказать, что она в скафандре. Черепа со светящимися глазами- это лазерное оружие, которое защищает её дом, клубок- это навигатор, указывающий путь, ступа- летательный аппарат, после которого остаётся выжженная земля и умирает скот. У неё обширные знания, которыми она делится с теми, кто приходит к ней с добрыми намерениями. Но она попала в то время, когда люди ещё ничего не знали летательных аппаратов и поэтому воспринимали её, как что-то страшное и непонятное для них.

И не так страшна Баба Яга, как сложны задачи по осознанию нам ещё неведомого… Стоит только задуматься, и перед нами открывается целый мир, всё ещё полный таинственных загадок. Поэтому ещё рано ставить точку…..

Литература:

  1. Д. А. Гаврилов, А. Е. Наговицын. « Боги славян. Язычество. Традиции.» М: Рефл-Бук, 2002.

  2. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, М. « Русс. яз.»,1982.

  3. А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки» в 3-х томах, М.; 1957

  4. В.В. Иванов, В. Н. Торопов « Баба Яга// Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 1995.с. 39.

  5. М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», Терра, 2008.

  6. «Мифы древних славян» 6-9 в. н. э., И. Костомаров, М., 1995.

  7. Газета «Тайная власть» №24, 2009.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница