Методическая разработка учебного занятия по физике.
Учитель физики 1 категории МКОУ Степнинская СОШ»
Ильина Наталья Николаевна
2013г
Тема: Вводное занятие по курсу «Использование элементов робототехники»
Класс: 7
Цель:
Познакомить учащихся с основами механики и конструирования, основами автоматического управления
Задачи:
-
Общеобразовательные:
-
Дать понятие конструкций и её основных свойств
-
Показать использование компьютера как средство управления моделью
-
Формировать умения и навыки обращения с физическими приборами и лего – конструктором
-
Развивающие:
-
Развивать элементарное конструкторское мышление
-
Развивать умения работать по предложенным инструкциям
-
Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности
-
Развивать интеллектуальные способности учащихся с помощью заданий с различным уровнем сложности
-
Воспитательные:
-
Формирование у учащихся навыков совместной деятельности
-
Развитие взаимопомощи среди учеников в процессе совместной работы
Тип урока:
вводное занятие
Доминирующие методы:
Беседа, демонстрационный эксперимент, самостоятельная работа учащихся с элементами игры.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
Индивидуальная и групповая работа.
Оборудование:
Мульти проектор, компьютер, диски, фотографии, солнечная батарея, машинка на солнечной батарее, две машинки с пультом управления, лего-конструктор.
План урока:
-
Организационный момент
-
Вводное слово учителя
-
Беседа
-
Показ слайдов о различных роботах
-
Показ фотографий и слайдов с Международных Лего – состязаний
-
Демонстрационный эксперимент
-
Работа с Лего – конструктором
-
Мини-соревнование «Гонки»
-
Итог урока
Ход урока
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организационный момент
|
Знакомит учащихся с целью урока, задачами и планом урока.
|
Слушают
|
2
|
Вводное слово учителя
|
Здравствуйте , ребята, мы приступаем к изучению темы « Простые механизмы и их применение». Изучая данную тему, мы будем использовать Лего – конструирование. Сегодня я познакомлю вас с элементами робототехники. Изучая лего – конструирование вы сможете объяснить, почему слетает цепь у велосипеда, как поворачивает папина машина и работает подъёмный кран, ветреная мельница, карусели. Вы сможете создать свои собственные модели и программировать их при помощи программы ROBOLAB.
Сегодня вы познакомитесь с Лего – конструктором, узнаете , где можно использовать роботов в нашей жизни, посмотреть видео Международных лего – соревнований и в конце занятия проведем небольшие соревнования с использованием лего – роботов.
|
Слушают
|
3
|
Беседа
|
Задаёт вопросы: Что такое роботы?
Что такое программа? Приведите примеры роботов, которые существуют в нашей жизни.
Задания: Составьте словесные программы движения робота по квадрату и по треугольнику.
Соотнесите роботов с профессиями людей, которых они заменили.
|
Отвечают на вопросы. Выполняют задания.
|
4
|
Показ слайдов о различных роботах
|
-Перед вами роботы, моделирующие реальные объекты: шлагбаум, вертолет, мельница, миксер, карусели. И это еще не все, на что способен лего – робот. Все свои мечты и желания вы можете выполнить с помощью этого небольшого лего - конструктора. (призентация №1)
|
Смотрят слайды. Знакомятся с лего – конструктором.
|
5
|
Показ фотографий и слайдов с Международных Лего – состязаний
|
Лего – соревнования – вот еще одно из ярких впечатлений результата использования Лего – роботов. Каждый из вас имеет возможность поучаствовать в соревнованиях прямо сегодня. Но для начала давайте посмотрим на Международные Лего – состязания. (призентация №2) (фотографии- приложение №1)
|
Смотрят
На фотографии Зарипов Андрей и Горбунов Михаил учащиеся нашей школы на Международных соревнованиях
|
6
|
Демонстрационный эксперимент
|
Учитель показывает автомобиль на солнечной батареи. При дневном свете он не движется, но если на него посветить фонариком автомобиль движется, набирая скорость.
|
Смотрят, делают выводы, объясняя данное явление, отвечают на вопросы учителя.
|
7
|
Работа с Лего – конструктором
|
На экране видео робота – человека.
Учитель объясняет, что является основой каждой модели, что такое датчик света, касания и т.д., что программы пишутся на компьютере и передаются с помощью USB – кабеля на микрокомпьютер.
Делит класс на 3 группы. Каждой группе даёт задание: дособирать модель робота по технологической карте , в которой расписаны все этапы конструирования модели.
|
Каждая группа учащихся заканчивает собирать модель робота по технологической карте
|
8
|
Мини-соревнование «Гонки»
|
Объясняет правила соревнований: управляя роботом, как можно быстрее вам необходимо доехать до финишной черты. Соревнуются по 2 человека.
|
Участвуют в соревнованиях, болеют за участников.
|
9
|
Итог урока
|
Учитель обобщает полученную информацию, делает вывод об участии детей, подводит итог урока, выставляет оценки.
|
|
|