ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР: СТАДИИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В.А. Казармщиков
Белорецкий педагогический колледж, республика Башкортостан
Научный руководитель А.Г. Посаженникова
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам большие возможности. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Сколько времени проводят за компьютером школьники, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые я ставил перед собой при выполнении этой работы.
Целью работы является изучить вопрос о влиянии компьютерных игр на школьников.
Задачи:
-
исследовать проблему увлеченности школьниками компьютером,
-
обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм.
В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других "традиционных" зависимостей.
Исследуя современную семью и её проблемы, Ф.А. Мустаева и Н.Ф. Виноградова выделили четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику:
1. Стадия легкой увлеченности. Специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может.
В ходе исследовательской деятельности на практике нами была сделана попытка выявить степень влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков. Для этого использовались методики:
-
Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки);
-
Опросник определяющий уровень увлеченности компьютерными играми
Исследование было проведено среди подростков 13-14 лет школы №1 г. Белорецка. Исходя из результатов исследования был сделан итоговый вывод: у 80% подростков, увлекающихся компьютерными играми и часто проводящих время за ними, зафиксирован более высокий уровень агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми.
Наша целенаправленная педагогическая работа по снижению агрессивности состояла из: классных часов «Компьютер и человек», «Компьютер – мой враг или друг?»; индивидуальных бесед, посещения семей, беседа с родителями(«компьютер, я и моя семья», «компьютер в жизни школьника»), организации совместных походов в музей г.Белорецк, походов в лес, организация внеурочной деятельности(«Клуб выходного дня») и «Весёлый стадион». Это позволило снизить уровень агрессии у детей (80%-I,76%-II).
Вышесказанное позволяет сформулировать рекомендации для родителей современных подростков.
« Дорогие родители! Совсем запретить пользоваться компьютером не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.
1.Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.
2.Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете контролировать негативное влияние компьютерных игр.
3.Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми.
4.Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного.
5.Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Дайте ребенку свободу выбора.
6.Искусственные же ограничения не дают никакого положительного эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем — с тем компьютерным бумом, который мы наблюдаем. Оградить ребенка от компьютера означает вызвать у него неадекватную реакцию, когда он все-таки столкнется с этим проявлением современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению с мамой сидение перед дисплеем компьютера, если маме легче погрузиться в переживания «мыльной оперы», нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер или телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение.
Библиографический список
-
Столяренко Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко,-Спб.:Ирбис,2009.
-
Интересы и потребности современных детей и подростков/ Б. З. Вульфов[и др.].- М., КАРО, 2009 .
-
Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект/А.В. Гордеева, – К. – 2004.
|