1. Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования



Скачать 164.34 Kb.
Дата 09.09.2016
Размер 164.34 Kb.
Волгоградский государственный университет


УТВЕРЖДЕНО

__ ________201_ г.

Директор института

приоритетных технологий

_______ (подпись) _____ (Запороцкова И.В.)


РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ ______________

Протокол №_____

__ ______ 201_ г.

Заведующий кафедрой

Биоинженерии и биоинформатики

________ (подпись) ______ (Новочадов В.В.)



ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«Клеточная биология»
Направление подготовки - специалист

Код 06.05.01. - биоинженерия и биоинформатика

Составитель ФОС по дисциплине



Новочадов Валерий Валерьевич., д.б.н,, доц.

Волгоград 2015 г.



1. Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования.

Шифр компетенции: ПК-20 способностью проводить наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, выделять и исследовать субмикроскопические структуры, использовать методические приемы для целенаправленного изменения природных генов и генома

Знать:

Уровень 1:

Строение и функции хромосом

Уровень 2:

Митоз и мейоз

Уровень 3:

Хромосомный и клеточный цикл

Уметь:

Уровень 1:

Проводить описание клеточного и хромосомного циклов

Уровень 2:

Проводить идентификацию хромосом

Уровень 3:

Использовать методические приемы для определения хромосом

Владеть:

Уровень 1:

Навыками работы с общепринятыми и специфическими классификаторами для определения хромосом

Уровень 2:

Методологией исследования электронных фотографий

Уровень 3:

Навыки работы с микроскопом

Шифр компетенции: ПК-22 способностью проводить наблюдения, описания, идентификацию и классификацию биологических объектов с целью формирования представлений о многообразии животного и растительного мира ценностной ориентации на охрану жизни и природы

Знать:

Уровень 1

Классификацию и функциональные особенности клеток

Уровень 2

Функциональные свойства органелл клеток

Уровень 3

Методы изучения строения и функций клеток

Уметь:

Уровень 1

Проводить наблюдение, описание объектов клеточной природы

Уровень 2

Проводить идентификацию и классификацию клеток основываясь на их свойствах

Уровень 3

Использовать методические приемы (окрашивание) для определения и описания клеток и клеточных структур

Владеть:

Уровень 1

Навыками работы с общепринятыми и специфическими классификаторами для определения клеток

Уровень 2

Методологией исследования клеточных препаратов и изображений из атласов

Уровень 3

Навыки работы с микроскопом и специальным оборудованием (фотокамерой)

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

Уровень освоения компетенции1

Планируемые результаты обучения (в соотв. с уровнем освоения компетенции)2

Критерии оценивания результатов обучения

13

24

35

46

57

(Шифр компетении)-уровень8

Знать:

Отсутствие знаний, см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

Уметь:

Отсутствие умений, см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

Владеть:

Отсутствие навыков, см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

ПК-20

Уровень 1-3

Отсутствие навыков, см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

ПК-22

Уровень 1-3

Отсутствие навыков, см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

см. соотв. сноску

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

3.1. Задания для оценивания результатов обучения в виде знаний.

типы контроля:

- индивидуальное собеседование,

- письменные ответы на вопросы.

перечень вопросов:

1. ОСНОВЫ КЛЕТОЧНОЙ БИОЛОГИИ

1. Укажите структурный признак, обязательный для эукариотических клеток (ПК-22)

2. Укажите функцию плазмолеммы клетки (ПК-22)

3. Укажите компонент, входящий в состав плазмолеммы клетки (ПК-22)

4. В водной среде молекулы фосфолипидов образуют (ПК-22)

5. Каркас плазмолеммы представлен (ПК-22)

6.При электронной микроскопии наружный темный слой плазмолеммы

определяется за счет (ПК-22)

7. При электронной микроскопии средний светлый слой плазмолеммы

определяется за счет (ПК-22)

8. Через плазмолемму не проникают (ПК-22)

9. Липосомы (ПК-22)

10.Функцию рецепторов на поверхности клеток выполняют (ПК-22)

11. Поверхностный слой плазмолеммы клетки представлен (ПК-22)

12. Гликокаликс плазмолеммы клетки представлен (ПК-22)

13. К специализированным структурам плазмолеммы относится (ПК-22)

2. ЦИТОПЛАЗМА КЛЕТКИ

 

1. Каков план строения универсальной биологической мембраны? (ПК-22)



2. Какие структуры цитолеммы способствуют распознаванию клеткой (ПК-22)

3. Какие функции из перечисленных не выполняет плазмолемма? (ПК-22)

4. Какие органеллы из перечисленных имеют мембранное строение? (ПК-22)

5. Какие функции выполняет гранулярная эндоплазматическая сеть? (ПК-22)

6. В каких клетках особенно хорошо развита гладкая цитоплазматическая сеть? (ПК-22)

7. Из каких компонентов состоит комплекс Гольджи? (ПК-22)

8. Указать, какие функции выполняет комплекс Гольджи: (ПК-22)

9. Что определяет специфичность синтезируемого белка? (ПК-22)

10. Какие структурные элементы активно участвуют в выполнении (ПК-22)

11. Какие структурные компоненты клетки обусловливают базофилию (ПК-22)

12. Какие из перечисленных органелл имеют немембранное строение? (ПК-22)

13. Как образуются новые митохондрии? (ПК-22)

14. Где в клетке синтезируются белки на экспорт? (ПК-22)

15. Что общего между митохондриями и пероксисомами? (ПК-22)

16. Какие функции в клетке выполняют лизосомы? (ПК-22)

17. Какова структурная организация лизосом? (ПК-22)

18. Где образуются субъединицы рибосом? (ПК-22)

19. Гликокаликс. (ПК-22)

20. Структурные компоненты цитоплазмы: (ПК-22)

21. Реснички содержат: (ПК-22)

22. Универсальные внутриклеточные сигнальные молекулы (вторичные

23. Маркерные ферменты лизосом: (ПК-22)

24. Маркером каких органоидов является сукцинатдегидрогеназа? (ПК-22)
3. ЯДРО. КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ.

 

1. Какие участки хромосом называются гетерохроматиновыми? (ПК-20)



2. Какие участки хромосом называются эухроматиновыми? (ПК-20)

3. Каково значение ядра в жизнедеятельности клетки? (ПК-20)

4. Какой вид клеточного деления приводит к образованию двух клеток с равным набором хромосом? (ПК-20)

5. Какие процессы протекают в клетке в S- периоде? (ПК-20)

6. В каком периоде клеточного цикла клетка наиболее активна в выполнении (ПК-20)

7. В каком периоде клеточного цикла наиболее выражена синтетическая активность клетки? (ПК-20)

8. В какой фазе клеточного цикла происходит синтез ДНК? (ПК-20)

9. Что такое нуклеосома? (ПК-20)

10. Структурные компоненты ядра: (ПК-20)

11. Каковы размеры ядерных пор? (ПК-20)

12. Какие компоненты ядра выходят через ядерные поры в цитоплазму? (ПК-20)

13. Что такое хроматин и где он обнаруживается? (ПК-20)

14. Что такое ядерно-цитоплазматическое отношение и как оно меняется при повышении функциональной активности клетки? (ПК-20)

15. Каков размер ядрышек? (ПК-20)

16. Что верно для ядрышек? (ПК-20)

17. Что верно для ядрышка? (ПК-20)

18. Чем отличается апоптоз от некроза? (ПК-20)

19. В какой фазе митоза хромосомы расходятся по полюсам? (ПК-20)



3.2. Задания для оценивания результатов обучения в виде умений и владений.

1. Что такое разрешающая способность микроскопа? (ОК-22)

2. Базофилия цитоплазмы клетки? (ОК-22)

3. Как называется способность структур окрашиваться в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе? (ОК-22)

4. Окрашивание гистологического препарата производится с целью? (ОК-22)

5. Аппарат для изготовления гистологических срезов называется? (ОК-22)

6. Различают следующие виды электронной микроскопии? (ОК-22)

7. Когда были созданы первые микроскопы? (ОК-22)

8. Каковы размеры клеток в организме человека? (ОК-22)

9. Кто и когда сформулировал основные положения клеточной теории? (ОК-22)

10. Что такое базофилия? (ОК-22)

11. Какова разрешающая способность светового микроскопа? (ОК-22)

12. Что такое оксифилия? (ОК-22)

13. Кем были созданы первые микроскопы? (ОК-22)



3.3. Темы рефератов

  1. Клеточная теория. Современные постулаты клеточной теории.

  2. Основные биологические свойства клеток.

  3. Биополимеры и их роль в организации структуры и функций клетки.

  4. Функции белков в клетке.

  5. Методы клеточной биологии и гистологии.

  6. История изобретения микроскопа (братья Янсены, Антони Ван Левенгук, Роберт Гук и Ян Пуркинье).

  7. Метод культивирования клеток как основа для современной фармакологии и биотехнологии.

  8. Внутренняя организация прокариотических клеток. Нуклеоид и репликон.

  9. Особенности транскрипции и трансляции у прокариот.

  10. Особенности внутренней организации эукариотических клеток.

  11. Биологическая роль обособления клеточного ядра.

  12. Общие принципы воспроизводства генетической информации.

  13. Общие принципы реализации генетической информации.

  14. Генетический код и его свойства.

  15. Тотипотенность соматических клеток.

  16. Диминуция генетического материала.

  17. Морфология и структура ядер в эукариотических клетках.

  18. Биологические функции эухроматина.

4. Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

4.1. Методика формирования результирующей оценки по дисциплине.

7-10 баллов заслуживает студент, который:



  • демонстрирует полное изложение основных положений предложенных вопросов,

  • обнаруживает знание основных точек зрения на теоретические проблемы, рассматриваемые в вопросах контрольной работы,

  • логично строит ответ, делает обоснованные выводы и обобщения,

  • демонстрирует знание и понимание определений предложенных терминов.

4-6 баллов заслуживает студент, который:

- демонстрирует частичное изложение основных положений предложенных вопросов,


  • допускает ошибки при изложении точек зрения на теоретические проблемы, рассматриваемые в вопросах контрольной работы,

  • испытывает затруднения при составлении выводов и обобщений,

  • демонстрирует частичное знание и понимание определений предложенных терминов.

1-3 балла заслуживает студент, который:

- демонстрирует незнание либо отрывочные представления по вопросам контрольной работы,

- предлагает ошибочные определения предложенных терминов.



4.2. Типовые модульные работы и критерии их оценивания.

Модуль 1

1. Предмет, методы, цели и задачи цитологии. Современные проблемы цитологии.

2. Основы техники микроскопии с микробиологическими объектами. Техника Световая микроскопия, электронная микроскопия, ультрамикроскопия.

3. Физико-химическая организация клетки. Биологические мембраны. Модели строения мембран.

4. Мембрана клетки. Химический состав. Межклеточные контакты.

5. Специализированные структуры клеточной мембраны. Транспортные функции мембраны клетки.

6. Эндоплазматическая сеть. Субмикроскопическое строение. Функции гранулярной и гладкой сети.

7. Аппарат Гольджи. Морфология и субмикроскопическое строение. Значение.

8. Лизосомы. Эндосомы. Пероксисомы. Субмикроскопическое строение. Функции.

Модуль 2

1. Общий план строения и роль ядра в жизнедеятельности эукариотических клеток

2. Эухроматин и гетерохроматин. Характеристика основных белков хроматина – гистонов.

3. Уровни компактизации ДНК в ядре. Функциональные свойства гистонов, нуклеосомы, негистоновые белки.

4. Строение, структурные типы и функции ядрышек. Фибриллярный центр и ядрышковый организатор. 

5. Ядерный белковый матрикс, ДНК матрикса. Компоненты и роль кариолеммы в ядерно-цитоплазматическом обмене. 

6. Клеточный цикл эукариот. Эндорепродукция и полиплоидия. Репликация эукариотических ДНК.

7. Хромосомный цикл. Пространственное расположение хромосом в интерфазном ядре.

8. Общая организация и динамика митоза. Различные типы митоза эукариот. Особенности митоза растительных клеток.

9. Общая морфология митотических хромосом. Центромеры и кинетохоры.

10. Центральная догма молекулярной биологии. Морфология транскрипции индивидуальных генов.

11. Синтез различных РНК в ядре. Рибонуклеопротеиды ядра. Перенос информации из ядра в цитоплазму.

12. Синтез аминокислотных последовательностей на основе и-РНК. Строение рибосом. Строение и функционирование генов рРНК.

Модуль 3
1. Общая морфология и ультраструктура митохондрий


2. Окислительное фосфорилирование у бактерий
3. Увеличение числа митохондрий. Авторепродукция митохондрий.
4. Митохондриом и его функции к клетке 
5. Пластиды. Хлоропласты, функции хлоропластов.
6. Онтогенез и функциональные перестройки пластид 
7. Фотосинтезирующие структуры прокариот и низших эукариот  
8. Геном пластид 
9. Мейоз, типы меойза 
10. Особенности профазы I мейотического деления
11. Стадии профазы I мейотического деления
12. Второе мейотическое деление 
13. Гибель клетки. Некроз, его морфологические особенности
14. Апоптоз, его механизмы и морфологические особенности

15. Сравнительная характеристика апоптоза и некроза клетки



4.3. Типовые экзаменационные материалы (в случае наличия экзамена).

Экзамен по дисциплине предусмотрен учебным планом. Вопросы для текущего контроля формируются на основе содержания отдельных тем.

1. Цель, задачи и значение цитологии. Пути развития современной цитологии.

2. Методы исследования клеток.

3. Краткий очерк развития цитологии. Клеточная теория и её значение.

4. Прокариоты и эукариоты. Общие свойства клеток.

5. Цитоплазма. Химический состав и физические свойства.

6. Гиалоплазма и эргастоплазма. Ультраструктура и функциональное значение.

7. Плазматическая мембрана, её функции. Современные представления о плазматической мембране.

8. Модели строения клеточной мембраны.

9. Специализированные структуры плазматической мембраны: реснички, жгутики, микроворсинки.

10. Транспортные функции цитоплазматической мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ.

11. Пиноцитоз и фагоцитоз; их механизм. Значение этих процессов.

12. Межклеточные контакты.

13. Эндоплазматическая сеть. Ультраструктура и функции гранулярной сети.

14. Гладкая эндоплазматическая сеть и её функции.

15. Рибосомы. Химический состав. Субмикроскопическое строение. Свободные рибосомы и полирибосомы.

16. Синтез белка на рибосомах и полирибосомах.

17. Комплекс Гольджи. Морфология и субмикроскопия. Химический состав. Функции комплекса Гольджи.

18. Лизосомы. Значение лизосом в клетке. Лизосомные болезни.

19. Морфология и субмикроскопическое строение митохондрий.

20. Функции митохондрий. Образование митохондрий.

21. Ядро. Морфология ядра, физико-химические свойства ядра. Значение ядра.

22. Ядро. Хроматин, гетерохроматин, эухроматин.

23. Ультраструктура ядра. Ядерная мембрана, ядерный сок.

24. Микроскопическое строение хромосом. Аномалии хромосом.

25. Ядрышко. Ультраструктура, химический состав и значение.

26. Субмикроскопическое строение хромосом.

27. Включения клетки.

28. Микротрубочки и филаменты. Химический состав, ультраструктура и значение в клетке.

29. Клеточный центр. Морфология и ультраструктура. Химический состав и значение клеточного центра.

30. Митотическое веретено. Ультраструктура, химический состав, значение митотического веретена.



31. Амитоз, эндомитоз, политения.


1 В соотв. с п.1 и рабочей программой

2 В соотв. с п.1 и рабочей программой.

3 Результат «1» - неудовлитворительная оценка результатов обучения. Отсутствие знаний, умений, навыков. Данный результат указывает на несформированность порогового (входного) уровня знаний, умений, навыков.

4 Результат «2»- неудовлетворительная оценка результатов обучения. Фрагментарные знания, умения навыки.

5 Результат «3» - удовлетворительная оценка результатов обучения. В целом успешное, но не систематическое применение навыков (для категории «владеть»), несистематическое использование знаний (для категории «уметь»), неполные представления о чем-либо (для категории «знать»)

6 Результат «4» - удовлетворительная оценка результатов обучения. В целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения навыков (для категории «владеть»), определенные пробелы в умении использовать соотв. знания (для категории «уметь»), определенные пробелы в знаниях (для категории «знать»).

7 Результат «5» - удовлетворительная оценка результатов обучения. Успешное и систематическое применение навыков (для категории «владеть»), сформированное умение использовать полученные знания (для категории «уметь»), сформированные систематические представления о... (для категории «знать»).

8 Напр., «(ОК-1)-I» (уровень рекомендуется указывать римскими цифрами)





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница