Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская средняя общеобразовательная школа №2»
Принято Утверждаю
на заседании директор МБОУ «АСОШ№2»
педсовета __________И.В.Осипова
протокол № приказ №___
от_______2015 от ______2015
Основная общеобразовательная программа
основного общего образования
МБОУ «Адамовская средняя общеобразовательная
школа №2»
срок реализации 2015-2020 годы.
п. Адамовка
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................................................... 8
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................... 8
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ООО .........................................................................................................17
1.2.1. Общие положения.........................................................................................................................17
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных
программ. ..............................................................................................................................................20
1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий в МБОУ «АСОШ №2»……………..24
1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся ...................................................... .. 24
1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.........................................28
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ..............................................................29
1.2.3.5. Русский язык ............................................................................................................................31
1.2.3.6. Литература ...............................................................................................................................37
1.2.3.7. Иностранный язык. Второй иностранный язык (на примере английского языка)....... .39
1.2.3.8. История России. Всеобщая история.................................................................................... .42
1.2.3.9. Обществознание.................................................................................................................... .45
1.2.3.10. География ............................................................................................................................. 51
1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия...................................................................................... .55
1.2.3.12. Информатика ........................................................................................................................60
1.2.3.13. Физика .................................................................................................................................. 62
1.2.3.14. Биология................................................................................................................................ 66
1.2.3.15. Химия .................................................................................................................................... 67
1.2.3.16. Изобразительное искусство .............................................................................................. 71
1.2.3.17. Музыка ................................................................................................................................ 73
1.2.3.18. Технология........................................................................................................................... 74
1.2.3.19. Физическая культура ......................................................................................................... 78
1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности ...................................................................... 80
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ..........................................................86
1.3.1. Общие положения.......................................................................................................................86
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов в МБОУ «АСОШ №2»..........................88
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов...............................................................91
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов................................................................... .102
Примерный график работ СтатГрада 2014-2015 учебный год .....................................................105
ПЕРВЫЙ ЭТАП ДИАГНОСТИКИ МЦКО (СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2014 ГОДА).......................106
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и
портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений. ................111
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного
к среднему (полному) общему образованию. .................................................................................111
1.3.7. Оценка результатов деятельности МБОУ АСОШ№2...........................................................111
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...............................................................................................130
2.1. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ АСОШ№2......................130
2.2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ ………………….....131
2.2.1. Общие положения. .................................................................................................................142
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
(рабочие программы) ..................................................................................................................... 142
2.3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ АСОШ№2 .........................253
2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся в МБОУАСОШ№2 ...............258
2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
обучающихся .....................................................................................................................................266
2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
МБОУ АСОШ№2 ..............................................................................................................................269
2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися МБОУ АСОШ№2.................... 272
2.3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями,
общественными организациями, системой дополнительного образования
по социализации обучающихся МБОУ АСОШ№2.......................................................................276
2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
МБОУ АСОШ№2 ...............................................................................................................................
2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни МБОУ АСОШ№2............................................................
2.3.9. Деятельность МБОУ АСОШ№2 в области непрерывного
экологического здоровьесберегающего образования обучающихся..............................................
2.3.10.Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся...............................280
2.3.11. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и
социализации обучающихся
МБОУ АСОШ№2 ................................................................................................................................286
2.3.12.Методологический инструментарий мониторинга воспитания и
социализации обучающихся...............................................................................................................288
2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ ШКОЛЫ №2 ...................................350
3 . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................351
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...............................................357
3.2. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ .................................................................................360
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ...................................................................
3.2.1. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................364
3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования.................................................. 380
3.3.3. Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования............................................... …395
3.3.4. Финансовые условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования ........................................................................... 398
3.3.5. Учебно-методические и информационные условия реализации
основной образовательной программы основного общего образования…………………..401
Лист внесения изменений в ООП ООО………………………………………………………….402
Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Адамовской средней общеобразовательной школы № 2» п. Адамовка (далее - ООП ООО МБОУ АСОШ № 2) разработана в соответствии:
- с нормативными правовыми документами федерального уровня
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ);
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- с нормативными правовыми документами институционального уровня
- Уставом МБОУ АСОШ № 2 .
Основная образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п.Адамовка разработана с учѐтом Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
– (Стандарты второго поколения).
ООП ООО МБОУ АСОШ № 2 - это нормативно-управленческий документ школы, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса МБОУ АСОШ№2 .
ООП ООО МБОУ АСОШ № 2 является одним из основных нормативных документов, регламентирующих ее жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования.
Назначение ООП ООО МБОУ АСОШ № 2— мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательных программ и программ дополнительного образования на уровне основного общего образования.
ООП ООО МБОУ АСОШ № 2 демонстрирует, как создается модель организации обучения, воспитания и развития школьников, какие новые педагогические технологии и формы обучения применяются в работе с ними, как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности учащихся, как повышается мотивация их образовательной деятельности.
В структуре ООП ООО АСОШ № 2 каждый ее модуль имеет свое назначение, дополняет своим содержанием другие модули и разделы и делает этот нормативно-управленческий документ целостным.
ООП ООО МБОУ АСОШ № 2 разработана с учетом потребностей учащихся, их родителей, общественности и социума.
Средняя общеобразовательная школа № 2 открыта в 1966 году. На основании постановления администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области № 1657-п от 26.09.2011 «Об изменении типа Муниципального общеобразовательного учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная школа №2» в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа№2».
На основании постановления №786-п от 18.05.2012г. «О реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабутакская основная общеобразовательная школа» МБОУ «Карабутакская основная общеобразовательная школа» реорганизована в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Адамовская средняя общеобразовательная школа №2», с образованием на его основе обособленного структурного подразделения филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная школа №2» п.Карабутак
Полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №2».
Директор МБОУ АСОШ № 2 Осипова Инна Владимировна – победитель нацпроекта «Образование». Награждена:
- Дипломом лауреата Гранта Губернатора Оренбургской области за эффективное внедрение инновационных образовательных программ, 2008г.
- Дипломом за 2 место в зональном этапе конкурса «Школа Оренбуржья – 2014» по восточной образовательной зоне в номинации «Сельская общеобразовательная школа»;
- Грамотой отдела образования Муниципального образования Адамовский район в номинации «Образование, ориентированное на будущее» , август 2014г.
- Грамотой отдела образования за 2 место за высокую активность и результативность в системе дополнительного образования детей по итогам 2012-2013г
- Грамотой отдела образования за 2 место по оценке эффективности воспитательной деятельности за 03.10.2013г.
-Грамотой отдела образования за 2 место по итогам воспитательной деятельности образовательного учреждения в 2012-2013 учебном году.
В школе на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Адамовский район» Оренбургской области от 22.02.2007 г. на 5 лет в целях развития системы общего образования и оказания поддержки инновационного движения в Адамовском районе была открыта экспериментальная площадка, которая в 2012 году получила статус региональной по проблеме «Обеспечение преемственности между разными звеньями образовательного процесса как условие получения нового образовательного результата, соответствующего новому государственному образовательному стандарту» ( на примере использования УМК «гармония» в ОУ Адамовского района).
С 2012 года МБОУ АСОШ №2 состоит из уровней начального, основного и полного (среднего) образования.
-
№
|
Инфраструктура
|
МБОУ АСОШ №2
|
Адрес
|
1
|
Здание
|
1.Начальной, основной и старшей школы
|
Ул. Школьная, 10.
|
2
|
Здание
|
2.Начальной и основной школы
|
п. Карабутак, ул. Парковая, 28.
|
Начиная с первых дней, в МБОУ АСОШ №2 созданы благоприятные условия для развития способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей.
Школа занимает ежегодно первые строчки в рейтинге школ по результатам ЕГЭ.
Школа ежегодно выпускает золотых и серебряных медалистов, имеет благодарственные письма и грамоты за качественную работу коллектива.
МБОУ АСОШ №2 позиционирует себя как: конкурентную, открытую для населения п.Адамовка образовательную организацию, формирующую активную гражданскую позицию личности, осуществляющую образовательную и воспитательную функции на основе взаимной интеграции.
Система воспитательной работы школы осуществляется на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Проводится большая работа по созданию благоприятных условий для наиболее полного раскрытия способностей каждого ребѐнка без ограничений и привилегий.
Деятельность школы осуществляется в соответствии с Уставом школы и локальными актами, регламентирующими функционирование различных образовательных структур на основе Закона об образовании и других нормативных государственных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Юридический адрес: 462830 п.Адамовка , ул.Школьная, 10
Фактический адрес: 462830 п.Адамовка , ул.Школьная, 10
Факс: 8 35 365 21228
Электронная почта (E-mail): [email protected]
Адрес сайта в сети Интернет: adamovka2.ucoz.ru
Программа адресована:
Кому
|
С целью
|
Учащимся и родителям
|
- для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ;
- для определения сферы ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия
|
Учителям
|
- для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности, соответствии с которым должны осуществлять учебный процесс.
|
Администрации
|
-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП;
- для регулирования взаимоотношений и ответственности субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей за качество образования.
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «АСОШ №2» (далее - МБОУ АСОШ №2) основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО) предусматривает решение следующих основных задач:
Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Данная задача решается в МБОУ АСОШ №2 посредством реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, социализации, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости осуществляется в МБОУ АСОШ №2 посредством реализации:
- индивидуальных образовательных планов учащихся (в 2015-2016 учебном году в надомной форме обучения - 2 человека);
- индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, создание необходимых условий для самореализации личности;
- организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- дифференциации учебного процесса по заказу учащихся и их родителей, как участников образовательного процесса:
На 2015 – 2016 учебный год
5 классы – 43 чел.
Предметы углубленного изучения
|
Профиль класса
|
Режим обучения
|
Количество учащихся
|
ФИО классного руководителя
|
Класс
|
Смена
|
|
универсальный
|
Шестидневная неделя
|
22
|
Клименко И.Н.
|
5а
|
первая
|
|
универсальный
|
Шестидневная неделя
|
21
|
Рязанова М.А.
|
5б
|
первая
|
Эффективного сочетания урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования на основе взаимодействия всех его участников образовательного процесса. Преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в МБОУ АСОШ № 2 заложена методологическим, содержательным единством всех основных образовательных про-грамм и обеспечивается рядом мер, среди которых:
- единство календарного графика образовательного процесса;
- профориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы, с ССУЗами, ВУЗами (между основным общим, средним (полным) общим образованием);
- единство требований к инфраструктуре образовательного пространства;
- единство входной и выходной диагностики результатов образования от одной ступени к другой:
Уровни образования
|
Виды входной и выходной диагностик
|
Входная диагностика
|
Выходная диагностика
|
Дошкольная
|
Мониторинг предметно-развивающей среды каждой группы
|
Комплект материалов «Готовность перврклассников к обучении в школе»
|
Мониторинг образовательного процесса
|
|
Мониторинг здоровья
|
|
Начальное общее образование
|
Комплект материалов «Готовность перврклассников к обучении в школе»
|
Комплект материалов по оценке индивидуальных достижений учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)
|
Основное общее образование
|
Комплект материалов по оценке индивидуальных достижений учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)
|
Комплект материалов по оценке индивидуальных достижений учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)
|
Результаты ГИА
|
|
Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися в МБОУ АСОШ №2 посредством:
- открытости информации о системе образования;
- прозрачности процедур зачисления учащихся в школу;
- организации для детей с хроническими заболеваниями специальных групп для занятий по физической культуре.
|
2015-2016 учебный год
|
Кол-во детей по группам здоровья (в % к общему числу):
|
|
I группа
|
24,5
|
II группа
|
67,5
|
III группа
|
7
|
IV группа
|
1
|
V группа
|
0
|
Кол-во детей по физкультурным группам (в % к общему числу):
|
|
основная группа
|
33,5
|
подготовительная группа
|
61
|
специальная группа
|
5,5
|
Наличие специальной медицинской группы (отметить знаком «+»)
|
|
Статистические данные об оценке здоровья детей по различным параметрам (в %):
- инфекционные заболевания:
- нарушения зрения и слуха:
-нарушения опорно-двигательного аппарата:
- нарушения речи:
- хронические заболевания:
|
2
18
1
1
13
|
Включения учащихся в преобразование внешкольной социальной среды (поселка) и в управление школой для приобретения опыта и развития лидерских качеств.
- создания в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительного образования кружков и секций, позволяющих компенсировать возможные проблемы в обучении, связанные с частым отсутствием болеющих детей на учебных занятиях («Основы смыслового чтения по биологии»; «Трудные случаи при изучении русского языка»; «Трудные случаи при изучении математики»). Установления требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для еѐ самореализации осуществляется в МБОУ АСОШ №2 посредством:
|