Содержание 1
Билет № 1 3
1. Предпринимательство – сущность, экономические и социальные функции 3
2. Цели и задачи обследований состояния и развития малого предпринимательства. Основные методы, используемые при проведении прикладных исследований, их организация и сферы применения результатов 3
3. Каковы причины конкурентоспособности теневого финансового рынка в предпринимательстве? 5
Билет № 2 5
1. Основные уровни и парадигмы исследования предпринимательства 5
3. Типы внеконтрактных деловых объединений: какие они бывают и чем отличаются друг от друга? 6
Билет № 3 6
1. Классический социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер и др.) и современные российские предприниматели 6
2. Наиболее типичные поведенческие реакции предпринимателей на административные барьеры 8
3. Чем отличается обмен в рамках предпринимательских сетей от обмена на «открытом» рынке? 9
Билет № 4 11
1. Типы предпринимательских структур. Малое предпринимательство. Семейное предпринимательство 11
2. Конъюнктурные опросы предпринимателей – содержание, результаты, возможности анализа 12
3. Концепции социальной ответственности бизнеса 12
Билет № 5 13
1. Этническое предпринимательство, его особенности и роль в современных обществах 13
2. Что такое «эффект отталкивания» и «эффект притягивания» предпринимательства? В чем они заключаются? 13
3. Способы утверждения авторитета предпринимателя внутри фирмы на российских предприятиях 13
Билет № 6 14
1. Квазипредпринимательство: самозанятость (приведите типичные примеры видов самозанятости) 14
2. Финансовые рынки и основные источники финансирования малых предприятий. Роль социального и культурного капитала предпринимателя в формировании финансовых ресурсов фирмы 15
3. Эффективность институтов для бизнеса и концепция трансакционных издержек 16
Билет № 7 16
1. Специфика и формы предпринимательских инноваций 16
2. Социальные предпосылки развития практики коммерческого (партнерского) кредита 17
3. Механизм воспроизводства административных барьеров для предпринимательства 18
Билет № 8 19
1. Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды для развития предпринимательства 19
2. «Челночничество»: форма или альтернатива предпринимательства? 20
3. Коррупция и бизнес-культура: социокультурные трактовки 20
Билет № 9 21
1. Предприниматель и менеджер: различия социальных функций, мотиваций и типа поведения 21
2. Основные различия между изучением предпринимательства со стороны «спроса» и со стороны «предложения» 22
3. Деловые сети – сущность, основные формы и признаки 22
Билет № 10 23
1. Концепция «менеджериальной революции»: кто выполняет функции предпринимателя в современном бизнесе? 23
2. Является ли письменный контракт между предпринимателями формой доверия? Если да, то в каком смысле? 25
3. Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, ее социокультурные, организационные и управленческие особенности 25
Билет № 11 26
1. Стартовое предпринимательство, его особенности и институциональные ограничения 26
2. Практики найма и увольнения на российских предприятиях 26
3. Что такое работа бизнеса “по правилам” и чем отличается работа “по понятиям”? 27
Билет № 12 27
1. Неформальный рынок кредитных ресурсов и теневой рынок: единство и различия и влияние на формирование практик хозяйствования бизнеса 27
2. Государство и бизнес: основные принципы и механизмы влияния 29
3. Бизнесмены и предприниматели как социальные типы: социокультурные и мотивационные различия 31
Билет № 13 32
1. "Силовое предпринимательство" и его эволюция 32
2. Формы доверия (персональное, коллективное, институциональное) – как они соотносятся друг с другом 33
3. В чем проявилось воздействие перехода от У-фирмы к М-фирме на формы предпринимательской деятельности? 34
Билет № 14 34
1. Стратегии бизнеса в отношении вымогательства 34
2. Трудовые договоры: формальные и реальные стороны трудовых контрактов в российских условиях 34
3. Структуры микрофинансирования как форма сетевой взаимоподдержки малых фирм 35
Билет № 15 35
1. Формальные институты предпринимательской среды (права собственности, правила корпоративного управления, правила обмена) 35
2. Для чего будущему менеджеру изучать социологию бизнеса? 40
3. «Любовный капитал» - преимущества и недостатки его использования стартующими предпринимателями 40
Билет № 16 41
1. Конституирующие признаки предпринимательства как типа деятельности 41
2. Модели корпоративного контроля в российском бизнесе 41
3. Виды и типы опросов предпринимателей, возможности и направления использования их результатов 42
Билет № 17 43
1. Можно ли говорить о наличии концепции контроля у малых предприятий, или это – удел только крупного бизнеса? 43
2. Чем обеспечивается возможность превращения успешного менеджера в бизнесмена, и обратно? (Приведите известные Вам примеры и прокомментируйте их) 44
3. Типология предпринимателей на основе мотивационных особенностей стремления к занятиям предпринимательской деятельностью 45
Билет № 18 45
1. Единство и различие мотивации спроса на право со стороны крупного бизнеса и малого предпринимательства в конце 90-х – начале 2000-х гг. в России 45
2.Приведите аргументы за и против занятий предпринимательством 45
3. Заработная плата и неденежные формы мотивации и принуждения к труду в российском предпринимательстве 46
Билет № 19 47
1. Социальные акторы - инициаторы строительства административных барьеров. Мотивы их деятельности 47
2. Предпринимательство – типичное или атипичное явление в буржуазном обществе? 48
3. Зоны высокого и низкого доверия: различия, влияние на формирование хозяйственных практик бизнеса 49
Билет № 20 50
1. Внутрифирменное предпринимательство как социальный феномен 50
2. Административные барьеры: понятие, сущность, формы 52
3. Стоит ли начинать бизнес с друзьями и родственниками? Почему? 53
Билет № 21 53
1. Вынужденное предпринимательство и его отличительные особенности 53
2. Локус контроля и его влияние на характер поведения предпринимателя 54
3. Почему доверие можно рассматривать как форму калькулируемого риска? Можно ли трактовать доверие как институт минимизации трансакционных издержек? 56
Билет № 22 57
1. Практики формального и неформального поддержания деловых отношений в бизнесе: взаимосвязь и различия 57
2. Можно ли путем снижения ЕСН добиться вытеснения практики неформальных выплат работникам в бизнесе? Если нет, почему? 58
3. Инновационное и имитационное предпринимательство – общность и различия 59
Билет № 23 60
1. Каковы механизмы «самострахования» предпринимателей от риска найма «неудобных» или непрофессиональных работников? 60
2. Всегда ли рационально предпринимательское поведение? 60
С точки зрения экономической теории все предприниматели действуют сугубо рационально, исходя их соотношения выгодно-невыгодно, минимизируют ТАИ. Причем их рациональность – естественная склонность человека, в том числе и предпринимателя. Фактически же, а также с точки зрения экономической социологии, рациональность предпринимателя отнюдь не является врожденной, а, скорее, производной от тех условий, при которых она становится возможной. Действия, которые экономисты принимают за рациональный расчет, на деле могут оказаться результатом переплетения экономического интереса, принуждения и социальной нормы. 60
3. Какие предпринимательские культуры можно выделить? Каковы их основные отличительные особенности? 60
Билет № 24 61
1. Какие социальные акторы и в силу каких причин могут предъявлять неформальные притязания на часть предпринимательского дохода? 61
2. В каких обществах – развитых или развивающихся - выше доля вынужденного предпринимательства, а в каких – выше уровень экономического развития? Что можно сказать на основе сопоставления этих явлений? 62
3. Функциональная типология предпринимательства 63
Тип предпринимательства определяется местом, которое данный бизнес занимает в процессе удовлетворения потребностей клиентов. С этой точки зрения следует выделить производителей товара или услуги, посредников, которые обеспечивают доставку товара или услуги на рынок, и финансистов, которые аккумулируют денежные ресурсы, необходимые для того, чтобы осуществить производство и доставку товаров в торгово-распределительные сети. Наиболее разнообразны виды торгово-посреднического и финансового предпринимательства. К числу видов торгово-посреднического предпринимательства следует отнести агентский бизнес, т.е. основанный на представительстве интересов третьих лиц, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут непосредственно взаимодействовать друг с другом. Сюда же относятся все виды бизнеса в сфере оптово-розничной торговли, включая, напр., биржевую,посылочную, коммивояжерскую торговлю и т.д. 63
Билет № 25 64
1. Предпринимательство и бизнес: единство и различия понятий 64
2. Сущность основных концепций контроля за рынком труда в экономической социологии (сегментация, гибкие стратегии занятости) 65
3. Оппортунистическое предпринимательство – социальные факторы и предпосылки 67