1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите




Скачать 271.37 Kb.
Дата 30.09.2016
Размер 271.37 Kb.
Вариант 1

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите.

Апостроф, вор у вора дубинку украл, камбала, новорожденный, ретироваться (проспрягайте, расставьте ударение), форзац, эксперт, фольга, тефтели, злоба, мытарь, обдать (проспрягайте, расставьте ударение), цемент, обнизать (проспрягайте, расставьте ударение), озлобленный, осужденный, удить (проспрягайте, расставьте ударение), обезумелый, оптовый, опростить (проспрягайте, расставьте ударение), раструб.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Интернат, оказалось, ого, морзе, афера, будничный, скворечник, дрожжи, жара, абрек.



3. Объясните ошибки:

Тратить нервы, приподнять занавес над этой историей, играть значение, играть главную скрипку, львиная часть, мороз по коже продирает, ахиллесова рана, работает как волк.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

1253


5. Объясните различие в значении слов:

Явный – явственный, абстракция – обструкция, аггел – ангел, адаптер – адепт, грамм – гран, каменистый – каменный, клерикал – клерк – клирик.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) В борьбе против капиталистов рабочие объединились воедино.

б) Дети играются на улице.

в) Видимо, автор не всегда находит подходящим объяснять образ через подобные ему, а вводит ассоциации из другой области образов.

г) Кровообращение капитала наладится точно, только вот неизвестно когда.

д) Творчество художника проникнуто чувством любви и восхищения характером русского народа.

Вариант 2

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите.

Агентство, откупорить, нормировать, гравированный, истекший, хаос, каучук, ведомостей (форма множ. ч. род. пад. от сущ. ведомость), косая сажень в плечах, побасенка, кета, утиля (форма род. пад. от сущ. утиль), отходная, перенизать, плодоносить (проспрягайте, расставьте ударение), полифония, праотец, перевязь, поминки, прислуга, остов, рафинированный, августовский.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Сервиз, Саввична, де-факто, рейд, булочная, тихий, брызжет, адекватный, шалаш, взялись.



3. Объясните ошибки, приведите правильный вариант:

Взять себе львиную часть, красной линией проходит мысль, поднять тост, пребывать в состоянии риз, пока суть да дело, уповать на лаврах, одержать первенство, быть в поле внимания.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

3448


5. Объясните различие в значении слов:

Абонемент – абонент, окутать – укутать, работающий – работящий, пурист – пуританин, талан – талант, эскадра – эскадрилья – эскадрон, эллипс – эллипсис.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Не суй своего носа, куда не следует.

б) Вскоре после возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы.

в) Она (Коробочка) выходит в чепце, одетом на скорую руку и фланелью на плече.

г) Основу этой армии составляют 10 – 15 тысяч профессиональных «псов войны». Среди наёмников не только чеченцы, ингуши, украинцы, но и арабы, афганцы, албанцы, турки, негры, финны.

д) О фактах нарушения на заводе знают, видят и проходят мимо.

Вариант 3

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Агрономия, тошнота, одновременно, плода, кухонный, завидно, иначе, йогурт, задолго, мытарство, избу (форма вин. пад. сущ. изба), голодны (краткая форма прил. голодный), подогнутый, индустрия, притолока, промельк, протодьякон, раввин, рамена, проторить (проспрягайте, расставьте ударение), рассредоточение, сиговый, отрочество, резальный.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Феникс, господи, бутерброд, неон, закусочная, яичница, строгий, визжать, академия, жакет.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Зебу, салями, виски, фрейлейн, пенальти, киви-киви, манго, Юнгфрау, рантье, пюре, какао, марабу.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

6157


5. Объясните различие в значении слов:

Быт – бытие, эмалевый – эмалированный, экономистский – экономический – экономичный, ячменный – ячневый, ничей – ничейный, обаяние – обоняние, обед – обедня.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Сейчас здесь получили прописку 200 тысяч личинок белого амура, привезённых из Туркмении, и 100 тысяч личинок пеляди – из Новгородской области.

б) В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.

в) На голове у Коробочки висел наспех одетый чепчик и старая ночная кофточка.

г) Для Пушкина благородство, честь и достоинство – это не просто какие-то моральные ценности, но это ещё и честность, доброта и смелость.

д) На прилавке аккуратно разложены кульки с сахаром, рафинадом, конфетами и пряниками.


Вариант 4.

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Агент, мальчиковый, согнутый, кожух, исповедание, колледж, занятой, генезис, партер, ломота, алкоголь, каталог, омоложенный, маркировать (проспрягайте, расставьте ударение), розан, сердолик, слесарить (проспрягайте, расставьте ударение), соборовать (проспрягайте, расставьте ударение), сотрапезник, соглядатай, строчная буква, отхаркаться (проспрягайте, расставьте ударение), рукобитье.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Абрек, каре, безе, бокал, игрушечный, нарочно, старалась, дребезжать, жалеть, акварель.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Интервью, вежлив... «здравствуйте», медресе, мокко, кольраби, инженю, чичероне, Онтарио, бра, фейхоа, шимпанзе.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

394


5. Объясните различие в значении слов:

Ветреный – ветровой – ветряный, обидный – обидчивый, обоснование – основание, персона – персонаж, плебей – плебс, рекомендательный – рекомендованный, связанный – связной – связный.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Следует обратить внимание на факты безответственного отношения завхоза к делу ремонта здания.

б) Наряду с критикой следует всячески пропагандировать положительные явления в нашем быту.

в) Автор не даёт определённого описания главного героя, но по его репликам, поступкам мы понимаем, что Сашка – простой деревенский парень, истинно русский.

г) Дубровского спасает любовь, а тем самым и прощение своего обидчика Троекурова.

д) Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл.


Вариант 5

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Алфавит, юдоль, ортопедия, манить, некролог, коклюш, дозвониться (измените глагол по лицам и числам), искра, отчасти, мастерски, занятый, избаловать (измените глагол по лицам и числам), сажень, опломбировать (проспрягайте, расставьте ударение), стоймя, табу, травленый, упростить (проспрягайте, расставьте ударение), храмина, туника, завсегдатай, обеспечение, отшпилить (проспрягайте, расставьте ударение), сальто-мортале.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Дерматин, сейф, тихий, корректный, порядочно, моюсь, размозжить, аккордеон, опека, альтернатива.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Наш... завтра, киви-киви, иваси, хинди, Тбилиси, боа, леди, кашне, барокко, авокадо, какаду, эмбарго.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

8198


5. Объясните различие в значении слов:

Враждебный – вражеский, апостроф – апострофа, апробировать – опробовать, багрец – багрянец, архаистический – архаический – архаичный, галантерейный – галантный, гарант – гарантия.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) В заключении рассказчик рассказал ещё одну забавную историю.

б) Вместо отчёта о выполненной работе участники экспедиции организовали выставку снимков и своих рисунков.

в) Всем нам небезызвестна фраза под названием «Городской пейзаж».

г) Ещё этих героев можно разделить по частям. Дубровский составляет из себя благородство, Гринёв – честь, а Пугачёв – достоинство.

д) Последнее, над чем я бился более часа, это над вопросом об устройстве машины.

Вариант 6

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Анатом, плесневеть (проспрягайте, расставьте ударение), языковый, таможня, предвосхитить (проспрягайте, расставьте ударение), оседлый, паралич, мизерный, наверх, иссушенный, заказник, добыча, обеспечение, крупны (краткая форма множ. ч. прил. крупный), обрезание, оплатить (проспрягайте, расставьте ударение), отморожение, пахтанье, пивоварение, ходатай, отжим, пиала, перченый, скрепить (проспрягайте, расставьте ударение).



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Денационализация, злилась, проект, антитеза, порядочный, господи, легче, жасмин, анестезия, булавочный.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Такси, жюри, цеце, сулугуни, колибри, фламинго, жалюзи, торнадо, крупье, шасси, суахили, цунами, реноме.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

367564


5. Объясните различие в значении слов:

Гарантийный – гарантированный, барельеф – горельеф, окоротить – укоротить – укротить, парламентарий – парламентёр, певческий – певчий, самоотречение – самоотрешение, сватья – сваха.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Было установлено, что существующие расценки в колхозе завышены.

б) Делегация получила ответы по интересующим её вопросам.

в) Уже не в первый раз пожилой пенсионер теряет свои нервы.

г) Для Швабрина характерны поступки не настоящего мужчины.

д) Мы договорились, чтобы встретиться прямо у входа в музей.


Вариант 7

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Апартаменты, гастрономия, в ночи (форма предл. пад. сущ. ночь), искристый, квартал, инструмент, жалюзи, костюмированный, маркетинг, красивее, кружащий, клала (форма прош. вр. жен. р. глагола класть), поелику, потрафлять (проспрягайте, расставьте ударение), пристыженный, прополис, проторенный, положить (проспрягайте, расставьте ударение), постриг, продымленный, пиковый, сливовица.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Бордо, кафедра, бесхребетный, пионер, антенна, булочник, царапать, мойся, апартеид, сюда.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Бри, инкогнито, динамо, Капри, рантье, мисс, идальго, галифе, стрит, пушту, киви, брокколи, кимоно.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

4287


5. Объясните различие в значении слов:

Гипотеза – гипотетичность, светило – светоч, текстовка – текстура, тема – тематика, убедительность – убеждённость, чувственный – чувствительный, широколиственный – широколистый.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Незаконное растаскивание государственного имущества пора прекратить.

б) Советский экспорт покрывал значительную часть импортных потребностей Голландии по ржи, ячменю, пшенице, пиломатериалам, марганцевой руде и т.д.

в) Во все времена люди старались приукрашивать свои дома.

г) Хотя Пугачёв – натура очень цельная, он всё равно держал своё слово, и это видно по его отношению к Маше Мироновой, а ведь она была дочерью его врага.

д) Барыня сказала, что, дескать, я больна и не могут принять.

Вариант 8

1. Расставьте ударение. если есть варианты, укажите:

Атлас, диалог, иллюстрированный, манящий, иссиня-черный, броня, исчерпать (проспрягайте, расставьте ударение), документ, губа не дура, еретик, блина, бензопровод, развинтить (проспрягайте, расставьте ударение), ревень, сабо, сковорода, смоковница, разгрызенный, саженки, сноровистый, пимы, службишка.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Полонез, дефиле, газета, адекватный, астероид, горячечный, родился, мягче, яичный, маневры.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Протеже, бренди, салями, авеню, сирокко, Хоккайдо, пони, бенгали, кофе, кули, гризли, канапе, канотье.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

8091


5. Объясните различие в значении слов:

Гордость – гордыня, штамп – штемпель, эвристика – эристика, эзотерический – экзотерический – экзотермический, ящер – ящерица – ящур, поглотить – проглотить, подпись – роспись.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров.

в) Пугачёва Пушкин показывает со всеми качествами. он может быть и добрым, и жестоким, но умеющим сдерживать слова, не забывать добро.

г) Впервые он дебютировал на сцене родного города.

д) Учёный знаком с работой уже существующих вулканических обсерваторий, в частности в Италии, и сам побывал в «пасти дьявола» в виде Везувия.


Вариант 9

1. Расставьте ударение. если есть варианты, укажите:

Багрить (проспрягайте, расставьте ударение), кремень, обетованный, почестей (форма множ. ч. род. пад. сущ. почести), пасквиль, мокрота, кулинария, облегчить (измените глагол по лицам и числам), манишь, запасный, языковой, статуя, снадобье, шрифта (форма род. пад. сущ. шрифт), сомовый, стиральный, тайнопись, триптих, ухарский, строгальный, улестить (проспрягайте, расставьте ударение), обувщик, плато, смежить (проспрягайте, расставьте ударение).



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Булочная, стряхивать, майонез, гегемония, атеизм, поэт, горчичники, шалун, ателье, инцидент.



3. Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания:

Га, кофе, урду, визави, авто, жалюзи, По, кашпо, мафиози, нэцкэ, окапи, патио, ревю.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

123456


5. Объясните различие в значении слов:

Губастый – губной – губчатый, подстричь – постричь, показательный – показной, лабиальный – лабильный, максима – максимум, массивный – массированный – массовый, еловый – ёлочный.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Успешно проводится обмен имеющимся опытом.

б) Он потребовал обнародования петиции, подписанной свыше миллиона граждан, выступающих против повышения квартирной платы.

в) Дубровский играл в карты, занимал в долг, но расплачивался отцовскими деньгами.

г) Сергей Михайлович предчувствовал беду заранее.

д) В прошлом году коллектив взялся произвести ремонт оборудования полностью своими силами.


Вариант 10

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Базилика, экзальтированный, шасси, сосредоточение, усугубить (измените глагол по лицам и числам), теплиться (проспрягайте, расставьте ударение), творог, принудить (проспрягайте, расставьте ударение), петля, сцепленный, подсадная утка, металлургия, обезумевший, овен, овна, остро, ощениться, перчить (проспрягайте, расставьте ударение), отсвет, погнутый, припорошить (проспрягайте, расставьте ударение), подреберье, совестливый.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Академия, индекс, часы, антисептика, горчичный, петрушечник, взялись, лёгкий, афера, батальон.



3. Образуйте формы предложного падежа единственного числа:

Весь в жир...; номер на дом...; брань на ворот... не виснет; задыхаться в дым...; в быт… он ведёт себя достойно; на борт… корабля красуется надпись; встреча в аэропорт…; в сад… зацвели вишни; ну, Нина, вот ты и в отпуск…!



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

789012


5. Объясните различие в значении слов:

Гуманистический – гуманитарный – гуманный, единовременный – одновременный, заказник – заказчик, занавес – занавеска – занавесь, беглец – бегун – беженец, безответный – безответственный, давить – довлеть.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) В своём докладе на тему о магнитных усилителях молодой учёный сообщил о найденных им новых формах их применения.

б) В проходе разрешается стоять не свыше 25 человек.

в) Тема текста, с одной стороны, описывается состояние природы в поздний период, с другой – идут рассуждения о вечном круге, о необратимости.

г) У нас осталась свободная вакансия.

д) В конструкции машины предусмотрены три сменных метрологических пружины.


Вариант 11

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Щегольски, холеный, малая толика, раджа, средство, призыв, подбодрить (измените глагол по лицам и числам), мельком, в кости (форма предл. пад. сущ. кость), обмененный, сложенный, менеджмент, зонта (форма род. пад. сущ. зонт), подсвист, потуги, притрусить (проспрягайте, расставьте ударение), просфора, пурпур, пуловер, роженица, слюнить (проспрягайте, расставьте ударение), поисковый, созыв.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Богатый, детектив, коктейль, нонсенс, петрушечный, праздничный, вожжи, оказался, бижутерия, брошюра.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Кузов, бункер, цех, борт, жемчуг, веер, век, инспектор, промысел, лекарь, актёр, детектор, бухгалтер, корпус.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

294567


5. Объясните различие в значении слов:

Двухгодичный – двухгодовалый, безделица – безделушка – бездельница, блудить – блуждать, лицо – личность, милостыня – милость, могол – монгол, оплатить – уплатить.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) В целях лучшей постановки дела повышения идейно-теоретического уровня был проведён семинар.

б) С помощью и в сотрудничестве с местными организациями поставленная цель была достигнута.

в) Например, роман «Капитанская дочка» состоит из героев как положительных, так и отрицательных.

г) Мне необходимо видеть живые лица людей в зале.

д) Пластинки приобретают положительный заряд благодаря вырывания с поверхности металла отрицательно заряженных частиц – электронов.


Вариант 12

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Щавель, факсимиле, столяр, премированный, ополоснутый, брала, баловать (измените глагол по лицам и числам), ободрить (проспрягайте, расставьте ударение), холодность, планер, вертящий, квашение, разморить (проспрягайте, расставьте ударение), рубище, скаред, слюненный, сомкнутый, стофунтовый, умно, община, поставщик, спаржа.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Альтернатива, ага, интенсивно, феномен, пшеничный, бульон, дожди, ватерлиния, констатировать, порядочный.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Том, корм, паспорт, егерь, адрес, вексель, катер, пекарь, слесарь, библиотекарь, обшлаг, доктор, лацкан, орден.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

567299


5. Объясните различие в значении слов:

Двойной – двойственный – двоякий – раздвоенный, брезгливый – брюзгливый, бридж – бриджи – брыжи, верить – веровать, вбежать – взбежать, двигатель – движитель, ознакомиться – познакомиться.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Передо мной лежало издание, датируемое около 1600 года.

б) Лучшего новогоднего подарка, чем эти пропуска... трудно себе и представить.

в) Предметом речи является природное явление, как осень.

г) Пока мужчины разговаривали, она не проронила ни одного лишнего слова.

д) Об особенности устройства приборов электрооборудования, установленных на камнерезных машинах, нас знакомил механик карьера Николай Тихонович Воробьёв.


Вариант 13

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Баржа, кирзовый, похороны, христианин, приближенный, пиццерия, углубить (проспрягайте, расставьте ударение), револьвер, библиотека, гербовый, диоптрия, знамение, сторицей, тарантул, углубить (проспрягайте, расставьте ударение), фреза, оборваться (проспрягайте, расставьте ударение), паблисити, послушник, проклеить (проспрягайте, расставьте ударение), потрафить (проспрягайте, расставьте ударение), спинища.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Гантель, нейрохирург, кофе, паштет, горничная, ёлочный, визжать, угу, бросалась, генезис.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Бег, флигель, корректор, желоб, фельдшер, кучер, погреб, короб, том, инженер, доктор, выбор, соболь, ястреб.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 25764

5. Объясните различие в значении слов:

Дефективный – дефектный, орудие – оружие, освоить – усвоить, проблематический – проблемный, симпатический – симпатичный, терпеливость – терпимость, факт – фактор.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения.

б) Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами.

в) Швабрин же «загрязнил» свою репутацию, он потерял честь, присущую для него.

г) Грандиозные планы перевоплощаются в жизнь.

д) Для того, чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приёмы: 1) оставлять в тетради поля, 2) подразделять запись, 3) опытом оправдан приём сокращения слов в записи.


Вариант 15

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Бледны (краткая форма прил. бледный), втридешева, избалованный, цемент, премировать (измените глагол по лицам и числам), приданое, танцовщица, заиндеветь (проспрягайте, расставьте ударение), железа, духовник, гофрированный, провизор, прослоенный, равно, регент, сардоникс, у одра, переключить (проспрягайте, расставьте ударение), призыв, приторочить (проспрягайте, расставьте ударение), сыроварение.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Анестезия, кабаре, затрагивать, кузен, крошечный, молочник, шалаш, дельта, опека, дребезжать.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Лист, инспектор, окорок, слесарь, директор, округ, парус, трактор, оратор, голос, циркуль, суп, цех.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

775


5. Объясните различие в значении слов:

Желанный – желательный, мошка – мушка, венец – венок, вертоград – ретроград, верхний – верховный – верховой, кадить – чадить, калорийный – колоритный.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Комсомольское бюро составило обращение к стремящейся к знаниям молодёжи завода.

б) Я не мог решиться поручить ему пойти просить вас написать статью для журнала.

в) Получая деньги, он стал играть в карты.

г) От страха и боли, которую наносят два колеса с острыми, как бритва, шипами, которые крутят в разные стороны два, своего рода, палача, её лицо перекосилось.

д) Машина будет использована как для решения задач, а также для контроля использования оборудования.

Вариант 14

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Бинта (форма род. пад. сущ. бинт), километр, пломбированный, феномен, шофер, формировать (проспрягайте, расставьте ударение), поутру, ломоть, гриба (форма род. пад. сущ. гриб), боязнь, дремота, зубчатый, запасной, ваяние, видение, опрощение, отставник, переперчить (проспрягайте, расставьте ударение), подросток, пригоршня, разогнуть (проспрягайте, расставьте ударение), скула, средство, трефовый, приор, счастливо.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Поддакивать, интерактивный, бактерия, Венера, калачный, копеечный, отсюда, гренадер, гротеск, осталась.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Сын, токарь, инструктор, округ, доктор, паспорт, тетерев, сектор, штабель, композитор, конденсатор, профессор, конюх, тормоз.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 5676

5. Объясните различие в значении слов:

Домашний – домовитый – домовой, фант – фантик, бродяжий – бродячий, будировать – будить, напряжение – напряжённость, будуар – дортуар, моцион – рацион.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры.

б) Беседа с инженером с большим производственным стажем закончилась успешно.

в) А.С. Пушкин такие качества, как благородство, честь и достоинство показывает на примере своих рассказов и героев.

г) Он её поведение пропускает сквозь пальцы.

д) Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах города и какой вред приносит нарушение этих правил.

Вариант 16

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

В чести (форма предл. пад. сущ. честь), ходатайствовать (измените глагол по лицам и числам), украинский, побеленный, гуся, близки (краткая форма множ. ч. прил. близкий), блокировать(измените глагол по лицам и числам), бомбардировать (измените глагол по лицам и числам), вахтер, частик, филистер, фетиш, сливовый, солод, старшинство, татуировать (проспрягайте, расставьте ударение), укупорить (проспрягайте, расставьте ударение), псалтырь, рыкание, солодовый, провизорный, тальник.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Конферансье, сердечный друг, пике, компетентный, демарш, молочный, полотенечный, майолика, истекший, бросался.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Ястреб, пекарь, гроб, китель, вензель, погреб, стог, сторож, хлев, якорь, череп, новатор, приговор, хлеб, вечер.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 2258

5. Объясните различие в значении слов:

Жёсткость – жестокость, камердинер – капельдинер, капсула – капсюль, мысленный – мыслимый – мыслительный, наследный – наследственный, взятка – взяток, виноватый – виновный.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Повесть «Степь» – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры.

б) Характеристика старосты была положительной.

в) А с восьми лет его отец отправил в Петербург на военное учебное заведение.

г) Он наносит неисправимый ущерб.

д) Многие критики сходятся во мнении в том, что Печорин из-за своего неумеренного любопытства нарушил круг «мирных контрабандистов», тем самым лишив слепого мальчика, возможно, единственного способа для проживания.

Вариант 17

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Вероисповедание, воры, газированный, гордиев узел, госпитальный, дабы (союз), дало (форма прош. вр. ср. р. глагола дать), двоюродный, договор, черпать (измените глагол по лицам и числам), характерный, умерший, чардаш, обжить (проспрягайте, расставьте ударение), обыденщина, отключить (проспрягайте, расставьте ударение), перевертень, подавно, бряцание, тетива, обнаружение, провозвестить (проспрягайте, расставьте ударение), тесно.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Антитеза, интервью, дебаты, поэзия, денационализация, порядочность, прачечная, идентичный, встряхивать, благо.



3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имён существительных мужского рода:

Катер, штурман, лекарь, вексель, договор, жемчуг, купол, шёлк, бункер, шофёр, ректор, офицер, мех, образ.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 692

5. Объясните различие в значении слов:

Звать – называть, властелин – властитель, грудина – грудинка, внештатный – нештатный, живность – живость, заслушать – прослушать, клевретка – креветка – левретка.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Мальчик покраснел от смущения и от быстрой ходьбы.

б) В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний.

в) Когда Гринёв подарил Пугачёву тулуп, он спасает его из леса, так как тот заблудился, несмотря на то, что тулуп ему был маловат.

г) Обратись к темнокожему негру, который теперь живёт в Бруклине.

д) Все эти мужчины были молодыми людьми специфической внешности, такие, как обычно содержат владельцы игорных домов и ночных баров.

Вариант 18

1. Расставьте ударение. если есть варианты, укажите:

Дефис, диспансер, длинны, доведенный, доску (форма вин. пад. сущ. доска), древко, завсегдатай, зазвонить (измените глагол по лицам и числам), заклинить (проспрягайте, расставьте ударение), заржаветь (проспрягайте, расставьте ударение), кирза, клеить (измените глагол по лицам и числам), комбайнер, крапива, постромки, притупленный, простыня, разгрызть (проспрягайте, расставьте ударение), рододендрон, панты, призывник, пурпурный, провозвестник, щекотно.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Коттедж, строгий, детектор, бытие, рукавичник, спичечница, индекс, иноплеменный, звонкий, взялись.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Шаровары, панты, грабли, плечи, ремёсла, пригоршни, кочерги, помидоры, ботинки, туркмены, минёры, амперы, вафли.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 31901

5. Объясните различие в значении слов:

Игорный – игральный – игровой, кокетка – кокотка, оборвыш – оборыш, объёмистый – объёмный, паланкин – палантин, риза – ряса, скрытный – скрытый.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин.

б) В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы.

в) В этих героях Пушкин излагал свою позицию, свою проблему.

г) Я думаю, что среди своих собственных друзей я в какоё-то степени лидер.

д) Хотя в прошлом году мы и неплохо поработали, но однако у нас есть все возможности трудиться ещё лучше.

Вариант 19

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Премирование, прирученный, ракушка, реку (форма вин. пад. сущ. река), ржаветь (измените глагол по лицам и числам), свекла, телеграфия, упрощенный, филантропия, проведенный, хозяева, эксперт, мытарь, скирда, соборование, сполохи, счастливо оставаться, туфля, скоба, стартер, фармация, просвирка, торос.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Афера, интерьер, гетры, эге, кабаре, дались, жалеть, брезжить, лазер, Ильинична.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Килограммы, мичманы, монголы, буряты, ботинки, будни, подонки, валенки, англичане, ватты, баржи, домны, дупла, захолустья.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 924712

5. Объясните различие в значении слов:

Информативный – информационный, словарь – словник, служака – службист – служитель – служка, условленный – условный, феска – фреска, хвалебный – хвалёный, целостность – целость – цельность.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

б) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

в) Троекуров – богатый, знатный род, любит, когда приклоняются к нему.

г) Искусство оказывает влияние на повышение культурности людей.

д) Семёнов теперь мастер цеха, который соревнуется за почётное звание ударника коммунистического труда.

Вариант 20

1. Расставьте ударение. если есть варианты, укажите:

Сажень, ржаветь (измените глагол по лицам и числам), кулинария, клала, квартал, километр, иллюстрированный, губа не дура, ведомостей (форма множ. числа род. пад сущ. ведомости), втридешева, вахтер, близки, еретик, жалюзи, харкать (проспрягайте, расставьте ударение), одолжить (проспрягайте, расставьте ударение), оторочить (проспрягайте, расставьте ударение), перепел, полиловеть (проспрягайте, расставьте ударение), откупщик, понизу, проткнутый, прослоить (проспрягайте, расставьте ударение), травести.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Феерия, сердечный приступ, регби, ателье, каре, очечник, сорочечный, кафе, брызжет, пантеон.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Ходули, яблоки, русла, сакли, кровли, томаты, караты, саперы, якуты, армяне, партизаны, вольты, басни, побережья.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

493117


5. Объясните различие в значении слов:

Костистый – костлявый, чванливый – чванный, разбитной – разбитый, конъектура – конъюнктура, крикет – крокет, натуралистический – натуралистичный, начертать – начертить.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции.

б) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки.

в) Или можно сказать о благородстве Дубровского. Грабил выборочно, только тех людей, которые наживались нечестным трудом.

г) Ребята продемонстрируют и покажут свои навыки по борьбе с огнём.

д) Завтра состоится собрание, где будут подведены итоги проделанной работы.


Вариант 21

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Комбайнер, частик, манишь, апостроф, баржа, побасенка, принудить (проспрягайте, расставьте ударение), откупорить (измените глагол по лицам и числам), кремень, дозвониться (измените глагол по лицам и числам), задолго, госпитальный, мусоропровод, прикус, просвет, пустынь, регентша, скаредный, сенсорный, стыдоба, фронтиспис, пульсовый, усугубить (проспрягайте, расставьте ударение), гренки.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Идентичный, диспансер, невралгия, Ильинична, спичечный, сливочник, кафетерий, осталась, кортеж, конечно.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Грузины, валенки, дровни, мокасины, выкрутасы, блюдца, захолустья, киргизы, солдаты, чулки, граммы, сажени, русла, одеяльца.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 60310

5. Объясните различие в значении слов:

Личностный – личный, нестерпимый – нетерпимый, низкий – низменный, обязанность – обязательность – обязательство, осетрина – осётр, особенно – особо, остойчивость – устойчивость.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и ряд культурно-просветительских учреждений.

б) Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк.

в) Такие люди, как Швабрин, Троекуров – недостойные люди, очень низкие для Пушкина, как и для меня.

г) Я выбрал самый кратчайший путь к дому.

д) Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что по моему мнению это всё отличные ребята.

Вариант 22

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Раджа, свекла, нормировать (измените глагол по лицам и числам), отчасти, йогурт, ломота, апартаменты, договор, коклюш, баловать (измените глагол по лицам и числам), тефтели, в чести, тошнота, статуя, совеститься (проспрягайте, расставьте ударение), становище, терпуг, упрочение, без обиняков, паприка, одновременно, обнять (измените по родам в прошедшем времени, расставьте ударение), джинсовый, ухарь.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Гротеск, щавель, тезис, претензия, строчечный, селёдочный, свекла, темп, скворечник, диета.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Захолустья, свечи, оглобли, рельсы, кулоны, гардемарины, партизаны, погоны, башкиры, гренадеры, микроны, простыни, ремесла.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 40246

5. Объясните различие в значении слов:

Мальчиковый – мальчишеский, остранение – отстранение – устранение, останки – остатки, потреблять – употреблять, почётный – почтенный – почтительный, создатель – созидатель, сосредоточение – средоточие.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Не опасна сама болезнь, а её последствия.

б) Шум, крики, смех – всей этой пёстрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь.

в) Для А.С. Пушкина благородство, честь и достоинство – это проблема его произведений.

г) Он крепко держал в руках штурвал руля.

д) Не так давно в карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад.

Вариант 23

1. Расставьте ударение. если есть варианты, укажите:

Обетованный, агент, пасквиль, почестей (форма род. пад. сущ. почести), экзальтированный, новорожденный, клеить (измените глагол по лицам и числам), вор у вора дубинку украл, иначе, подогнутый, осведомить (проспрягайте, расставьте ударение), пеклеванный, подростковый, прикуп, просвира, форзац, арахис, обобрать (измените по родам в прошедшем времени, расставьте ударение), раздвоенный, фразистый.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Чаща, кортеж, тенор, штепсель, яичница, шампиньон, термос, отказалась, богатый, декольте.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Туркмены, сапоги, ясли, нападки, рейтузы, зеркальца, побережья, цапли, эполеты, калмыки, караты, розги, снадобья.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 59863

5. Объясните различие в значении слов:

Надеть – одеть, сопротивление – сопротивляемость, типический – типичный, толща – толщина, хлопотливый – хлопотный, корсаж – корсет, кровавый – кровяной.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) Реальность права на труд возможна лишь в условиях социалистического государства, где средства производства: земля, её недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи – принадлежат трудящимся.

б) Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.

в) Говорят, что если февраль снежный, то и весна и лето такими же будут, а если месяц холодный и сухой – август жаркий.

г) Взревел мотор, и самолёт бросился ввысь.

д) Необходимо осуществлять контроль за расходом жидкости, имеющей высокую температуру и находящуюся под большим давлением.

Вариант 24

1. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите:

Километр, маркетинг, индустрия, договор, ваяние, алкоголь, красивее, снадобье, щавель, петля, некролог, духовник, квашение, базилик, радуница, рудничный, слезоточить (проспрягайте, расставьте ударение), сопло, сухоядение, обух, окуневый, оленина, раздвоить (проспрягайте, расставьте ударение), мышление.



2. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите. Образец: зефир [зэ-]; смеялась – возможны два варианта [-лас] и [-лас].

Неофашизм, сессия, Одесса, какао, коричневый, подсвечник, медальон, вожжи, скучно, затрагивать.



3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

Розги, баклажаны, динары, амперы, солдаты, турки, чулки, погоны, негры, заморозки, гусары, сплетни, верховья, яблоки.



4. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного: 58196

5. Объясните различие в значении слов:

Пожар – пожарище, невежа – невежда, неизмеримый – несоизмеримый, предоставить – представить, структуральный – структурный, субъективистский – субъективный – субъектный, турник – турникет.



6. Найдите и исправьте ошибки:

а) На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

б) В институт поступило много производственников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности.

в) Огромное множество представителей СМИ осадило здание американского посольства.



г) В зале было так много журналистов, что некуда было упасть яблоку раздора.

д) Приём заказов временно прекращён вследствие закрытия мастерской на ремонт.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница