10 класс
I тур
Вопрос №1
В каком из этих слов по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?
Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер.
Вопрос №2
Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у глагола находить и образованного от него существительного находник, которое встречается в следующем контексте:
По тѣмь [русским] городомъ [были] находици (= находники) варязи (=варяги). (Повесть временных лет)
Вопрос №3
Назовите лингвистический термин:
а) раздел лингвистики, изучающий строение и значение словосочетания и предложения;
б) часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их.
Вопрос №4
Объясните значения слов: преамбула, предвзятый, предосудительный, превратный.
Вопрос №5
Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, всесильный, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление.
Вопрос №6
Определите падеж выделенных существительных: гулять по территории заповедника; по истечении срока договора; по традиции встретились; по окончании отпуска; по рекомендации врача.
Вопрос №7
Определите существительные женского рода. Подберите к выбранным вами существительным женского рода по три прилагательных.
Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви.
Вопрос №8
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Страшно и скучно». Определите синтаксическую роль выделенных слов:
Страшно и скучно
Здесь новоселье,
Путь и ночлег.
Тесно и душно.
В диком ущелье –
Тучи да снег.
Небо чуть видно,
Как из тюрьмы.
Ветер шумит.
Солнцу обидно.
Вопрос №9
Какой тип простого предложения использовала М. И. Цветаева в качестве изобразительно-выразительного средства?
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.
Вопрос №10
Определите тему текста. В каком предложении она выражена лучше всего? Определите способ и средства связи предложений в тексте.
Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.
В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья.
Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают палки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.
Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На березах надулись тройчатые почки, и если сломишь веточку, из нее как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.
Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками. (П. С. Романов)
II тур
Каждому участнику предлагается ряд тем, из которых он должен выбрать одну и в течение 10-15 минут подготовить устное трехминутное выступление, в котором выразить свое отношение к мысли, содержащейся в высказывании, привести аргументы «за» или «против» той мысли, которая заложена в предлагаемой теме.
-
Театр – умирающий вид искусства.
-
Преподавание литературы в школе следует отменить.
-
Вежливость позволяет добиваться многого.
-
Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.
-
Мода подчиняет себе все?
-
Оригинал и перевод – одно произведение или разные?
-
Классику можно читать в кратком изложении.
|