4. а сценарий написал наш земляк Георгий садовников, который в то время преподавал в этой школе историю. Краснодарские герои




Скачать 37.17 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 37.17 Kb.
«Они поняли, что я про них все понял»

Георгий Садовников раскрыл секреты «Большой перемены»

В этом году исполняется 40 лет, как на телеэкраны вышел замечательный, полюбившийся зрителям фильм «Большая перемена». Оказывается, почти все герои этой картины были списаны с учеников краснодарской вечерней школы рабочей молодежи

4. А сценарий написал наш земляк Георгий САДОВНИКОВ, который в то время преподавал в этой школе историю.



Краснодарские герои

Визит Георгия Михайловича в Краснодар состоялся в связи с презентацией новой книги «Земляки», в которой рассказывается о самых ярких, известных кубанцах. И, конечно же, Георгий Садовников в их числе.

- С тех пор как я сошел с трапа самолета, пребываю в легком ошеломлении, - поделился Георгий Михайлович. - Для меня Краснодар - особенный город. Я приехал сюда юношей, потерпевшим, как мне тогда казалось, ужасное жизненное кораблекрушение, и прожил здесь 14 лет. Конечно же, тут я обзавелся множеством друзей, которые оказали на меня большое влияние. Может быть, благодаря им я стал таким, какой есть. Поэтому, когда проезжал по улицам города, меня накрыла легкая ностальгия. Несомненно, Краснодар очень изменился, но иногда я вижу фрагменты того города, в котором провел самые счастливые годы.

Георгий Садовников признался, что герои всех его книг проживают либо в Москве, либо в Краснодаре.

Вот и персонажи «Большой перемены» (повесть «Иду к людям») учились в школе рабочей молодежи № 4.

«Одному будет страшно…»

- В книге много автобиографичного, - говорит Георгий Михайлович. - Я всего год проработал учителем истории в Краснодаре. Но это произвело на меня такое неизгладимое впечатление, что не написать об этом я просто не мог. Нестор Петрович практически распахивает душу перед читателями. Сейчас так не пишут. Кстати, Алексей Коренев, режиссер фильма «Большая перемена», на роль Нестора пробовал актеров, внешне похожих на меня. Первым был приглашен Андрей Мягков. Правда, он выставил свои условия - на роль Светланы Афанасьевны режиссер должен взять его жену Асю Вознесенскую. У Коренева было свое мнение на этот счет. В итоге главные роли сыграли Михаил Кононов и Наталья Гвоздикова.

Но книга не совсем про меня. Например, я не поступал в аспирантуру и не был влюблен в некую Полину. Я взял лишь некоторые сюжеты из жизни. Были прототипы Ганжи и Нелли Ледневой. Крупная кубанская девушка, работавшая бетонщицей, влюбилась в меня и все время норовила проводить вечером домой. «Вам одному будет страшно», - говорила она. Фамилии героев тоже подсказаны жизнью. Любителя танцев Ляпишева я наградил фамилией секретаря райкома комсомола, директор краевого драмтеатра «подарил» свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков).

Почему снимали в Ярославле

Георгий Садовников раскрыл и другие секреты фильма «Большая перемена». По сценарию, картина должна была сниматься в кубанской столице. Но по некоторым причинам съемки перенесли в Ярославль.

- Краснодар - относительно молодой город, и с памятниками старины здесь было не густо, - рассказывает автор. - Да и набережной, с которой учитель мог бы эффектно броситься в воду, в то время не было. Другое дело - сейчас. Думаю, Алексей Коренев не задумываясь бы снял здесь картину.

Писатель признается, что повесть неизбежно отличается от сценария.

- Третья и четвертая серии были придуманы по ходу. Главные герои в книге и главные герои в фильме также отличаются. Роль Нелли, например, была далеко не первостепенная. Когда у Крючковой стало получаться, а главное, появился такой партнер, как Леонов, они вышли на первый план, - рассказал Садовников.

Если бы был такой учитель…

После выхода картины на экраны Георгию Садовникову стали приходить мешки писем. Многие ребята писали: «Я бросил школу, но, если бы у нас был такой учитель, я обязательно бы доучился».

- Что такое педагог? И как ему найти общий язык с детьми? - размышляет писатель. - Когда ученик не понимает, что от него хотят, а учитель, вместо того чтобы толково объяснить, начинает на него топать ногами, - ничего не изменится. Про своих ребят я понял одно. В классе сидят люди, ударенные судьбой. Никто из них не смог нормально закончить школу. Пришлось работать. Но доучиться-то нужно. А как? Отработал смену, потом на занятия. А после - домашнее задание. А как же семья? Вдруг в ней нелады. А ребенок? А если девушка? Не будешь с ней гулять - она вильнет хвостом и уйдет к другому. Это все заботило моих учеников. И, к счастью, я это понял. А они поняли, что я их понял. В идеале - так происходить и должно.

В здоровом обществе такое невозможно

- До революции учитель гимназии был личностью, относящейся к городской элите, - размышляет писатель. - Теперь же - да и в советское время - учителей и врачей стали относить к сфере обслуживания. Но разве это нормально? В здоровом обществе такое невозможно.

Ведь это основополагающие профессии - и от одних, и от других зависит жизнь каждого из нас, наших детей. Статус учителя должен быть высоким, тогда и заниматься педагогикой будут люди увлеченные. Зачастую же получается, что в профессию идут те, кто никуда не попал. Даже со мной в педагогический институт поступали люди, которые в другие вузы не поступили, но высшее образование получить было нужно.

Сумасшедшие герои

Надо сказать, что Георгий Михайлович к своему делу относится с иронией.

- У меня даже нет нигде настоящего героя-злодея. Скорее проказники, - говорит он.

В последней книге писателя, «Стремительный бег улитки», главная героиня - женщина.

- Моя жена все время удивлялась: «Как ты можешь писать от лица женщины, ведь ты их совсем не знаешь!» - со смехом говорит Садовников. - Но вот другие дамы заверяют, что в книге у меня получилась истинная женщина. Правда, немного странная, абсурдная. Надо сказать, все герои у меня такие. В том числе и в книге «Иду к людям». Когда я принес повесть в издательство, мне сказали: «О ком вы пишете, Нестор какой-то сумасшедший, да еще и учитель!» Да, бросаться в воду, не умея плавать, - это же бред собачий! Кстати, Кононов тоже не умел плавать. Если бы Быков замешкался, то бы на дно и ушел!

Что касается новых книг, Георгий Михайлович говорит:



- Мне 81 год, и у меня есть потребность все время писать. Без этого не знаю, как жить.

Фатима ШЕУДЖЕН


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница