11 КЛАСС
«Основы VB -6.0»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ЧАСТЬ 2
-создание проектов-
5.1. Интегрированная среда разработки языка Visual Basic
|
Знакомство с интерфейсом системы программирования Visual Basic.
|
1
|
Запустить систему программирования VB5.0 CCE.
|
|
2
|
Создать новый проект. Для этого ввести команду [File-New Project]. На открывшейся диалоговой панели New Project выбрать тип создаваемого проекта Standart.exe.
|
3
|
После щелчка по кнопке Открыть появится окно интегрированной среды разработки Visual Basic.
|
Рис. 5.2. Окно интегрированной среды разработки Visual Basic
В центре окна Visual Basic расположено окно Конструктор форм, в котором размещается главный объект проекта Форма (Form1). Форма является основой для создания графического интерфейса создаваемого проекта и на ней размещаются различные Управляющие элементы (Controls).
Выбор размещаемых на форме Управляющих элементов производится с помощью Панели инструментов (ToolBox), которая обычно размещается в левой части окна приложения. Стандартная (General) панель инструментов содержит 21 класс управляющих элементов: Метка (Label), Текстовое поле (TextBox), Командная кнопка (CommandButton) и др.
Окно Свойства объекта (Properties) предоставляет возможность просмотра и редактирования значений свойств выбранного объекта. В верхней части окна имеется раскрывающийся список всех объектов проекта. В нижней части окна содержится список всех свойств выбранного объекта, а для каждого свойства список его возможных значений. Окно Свойств объекта располагается в середине правой части окна приложения.
Окно Программный код (Code) позволяет просматривать и редактировать программный код проекта. Вызывается окно Программный код командой [View-Code] и располагается под окном Формы.
Окно Проводник проекта (Project Explorer) представляет содержимое проекта, т.е. входящие в него файлы, в форме дерева файлов. В состав проекта входит собственно файл проекта (имеет расширение vbp), файлы форм, которых может быть несколько (имеют расширение frm) и файлы программных модулей (имеют расширение bas). Это окно располагается в верхней правой части окна приложения.
Окно Расположение формы (Form Layout) позволяет установить положение формы (фактически окна созданного приложения) на экране монитора в процессе выполнения программы. Окно Расположение формы размещается в нижнем правом углу окна приложения.
Наконец, командой [View-Object Browser] можно вызвать окно Просмотра объектов (Object Browser], которое содержит в левом списке все доступные классы объектов и объекты, текущего проекта (выделены жирным шрифтом), а в левом списке для выбранного объекта показывает перечень его свойств, методов и событий.
|
Рис. 5.3. Окно Свойства объекта
|
5.2. Форма и размещение на ней управляющих элементов
Форма является основой для создания графического интерфейса разрабатываемого проекта. На форме можно разместить различные управляющие элементы (кнопки, текстовые поля и др.).
Проект 5.1. «Расположение формы и управляющих элементов». Создать проект, в котором после запуска, форма располагается в центре экрана монитора, а четыре кнопки располагаются в центре формы. После щелчка по кнопкам они должны перемещаться в углы формы.
В первую очередь создадим заготовку проекта, свойству Caption формы Form1 присвоим значение Первый проект.
|
Проект «Расположение формы на экране монитора и управляющих элементов на форме».
|
1
|
Создать новый проект. Активизировать форму Form1 щелчком мыши. В окне Свойства объекта выбрать свойство Caption и присвоить ему значение Первый проект.
|
2
|
Разместить в центре формы четыре кнопки Command1, Command2, Command3 и Command4.
|
Целесообразно объектам проекта присваивать имена, которые дают возможность распознать их тип и назначение. Принято, что имя начинается с префикса, который определяет тип объекта. Для форм принят префикс frm, для надписей - lbl, для командных кнопок – cmd и т.д. После префикса идет информативная часть имени, которая пишется с заглавной буквы (например: frmFirst, lblText, cmdExit) или содержит число (например, frm1, frm2, frm3).
3
|
Последовательно активизировать форму и кнопки. В окне Свойства объекта последовательно для всех объектов изменить свойство Name на frm1, cmd1, cmd2, cmd3 и cmd4.
|
Расположение формы на экране монитора. Местоположение формы, которое она будет занимать на экране монитора после запуска приложения на выполнение, можно легко изменять с использованием окна Расположение формы. Для этого достаточно перетащить форму с помощью мыши в любое место экрана.
Точное местоположение и размеры формы отображаются двумя парами чисел в правой части линейки инструментов окна приложения. Первая пара чисел показывает расстояние от левого верхнего угла монитора до левого верхнего угла формы, а вторая пара – это размеры формы (ширина и высота). Размеры отображаются в особых единицах – твипах (один твип равен примерно 0,018 мм).
Если необходимо установить точные значения местоположения и размеров формы, то это можно сделать, установив значения этих свойств формы с помощью окна Свойства объекта:
Left (расстояние по горизонтали от левого верхнего угла монитора до верхнего левого угла формы);
Top (расстояние по вертикали от левого верхнего угла монитора до верхнего левого угла формы);
Width (ширина формы);
Height (высота формы).
4
|
Активизировать форму frm1. В окне Свойства объекта последовательно присвоить свойствам Left, Top, Width и Height значения 1000, 3000, 4000, 3000.
|
Выравнивание формы с использованием событийной процедуры и метода Move. Любой объект можно связать с набором процедур, исполняемых при наступлении определенных событий. Процедура, связанная с определенным событием называется событийной процедурой. Событиями являются, например, Click (щелчок по объекту мышью), Resize (изменение размера объекта), Load (загрузка объекта) и т.д.
Выравнивание формы по центру экрана монитора можно производить автоматически при запуске проекта. В этот момент производится загрузка формы и активируется событие Form_Load(). Напишем код этой событийной процедуры, который будет производить выравнивание.
Объект Screen (экран монитора) обладает свойствами Screen.Width (ширина экрана) и Screen.Height (высота экрана). Форма frm1 также обладает свойствами frm1.Width и frm1.Height. Форма будет размещаться в центре экрана, если:
left (левая координата верхнего левого угла формы) будет равна:
(Screen.Width – frm1.Width)/2
top ( верхняя координата верхнего левого угла формы) будет равна:
(Screen.Height – frm1.Height)/2
Для перемещения объектов в определенное место используется метод Move. Формат метода следующий:
object.Move left,top
Воспользуемся методом Move для перемещения формы в заданное координатами left и top место экрана монитора:
frm1.Move(Screen.Width – frm1.Width)/2, (Screen.Height – frm1.Height)/2
Таким образом, код событийной процедуры выравнивания формы по центру экрана монитора будет следующий:
Private Sub Form_Load()
frm1.Move(Screen.Width – frm1.Width)/2, (Screen.Height – frm1.Height)/2
End Sub
5
|
Двойным щелчком по форме вызвать окно Программный код с пустой процедурой Form_Load(). Ввести код процедуры выравнивания.
|
Расположение управляющих элементов на форме. Расположение на форме и размеры управляющих элементов можно легко изменять с помощью мыши. Для этого необходимо активизировать объект щелчком мыши (он будет выделен восемью квадратиками - маркерами) и перетащить его на новое место или «ухватить» маркер и перетащить границу элемента.
Точное местоположение и размеры выделенных элементов управления отображаются двумя парами чисел в правой части линейки инструментов окна приложения. Первая пара чисел показывает расстояние от левого верхнего угла формы до левого верхнего угла элемента, а вторая пара – это размеры элемента (ширина и высота).
6
|
Разместить четыре кнопки в центре формы с помощью мыши. При необходимости задать точное положение каждой кнопки на форме и их размеры с помощью окна Свойства объекта.
|
|
Создать для каждой кнопки событийные процедуры, реализующие их перемещение в углы формы.
7
|
Для кнопки cmd3, которая должна перемещаться в правый нижний угол код событийной процедуры следующий:
Private Sub cmd3_Click()
cmd3.Move frm1.Width - cmd3.Width, frm1.Height - cmd3.Height
End Sub
|
8
|
Запустить проект. Форма появится в центре экрана монитора. Последовательно щелкнуть по всем кнопкам, они переместятся в углы формы.
|
|
Сохранение проекта. Проект готов и его необходимо сохранить на диске. Найдите в меню File пункт Save as… Сначала Visual Basic предложит вам сохранить форму, причем по умолчанию даст то имя, которое вы задали ей в свойстве Name. Файл с формой и кодами будет храниться под именем вашей формы с расширением frm.
После того, как форма сохранена, Visual Basic предложит вам записать на диск файл проекта и по умолчанию предложит вам имя Project1.vbp. В соответствие с соглашением об именах объектов целесообразно сохранить проект под именем с префиксом prj, например, prj1.
На диске будет сохранено три файла: файл формы с расширением frm, файл проекта с расширением vbp и еще один вспомогательный файл с расширением vbw. Так как проекты могут содержать большее количество файлов (например, несколько файлов форм), рекомендуется для каждого проекта создавать свою папку на диске.
9
|
Сохранить файл формы командой [Save Form1.frm As …] как frm1.frm и файл проекта командой [Save Project As …] как prj1.vbp. Готовый проект хранится в каталоге \practicum\VB\Projects\project1\.
|
Сохраненный проект может выполняться только в системе программирования Visual Basic. Для того чтобы проект мог запускаться в среде операционной системы необходимо сохранить его в исполняемом файле (типа EXE). Для трансляции проекта в исполняемый файл используется команда [File-Make …] (в свободно распространяемой версии VB5.0 CCE такая возможность, к сожалению, отсутствует).
Задания для самостоятельного выполнения (Ответы)
5.1. Модернизировать проект «Местоположение формы и управляющих элементов» так, чтобы местоположение кнопок задавалось с помощью свойств Top и Left.
5.2. Создать проект, который позволяет перемещать по форме надпись с помощью управляющих элементов Кнопка (CommandButton).
5.3. Создать проект, который позволяет перемещать по форме надпись с помощью управляющих элементов Переключатель (OptionButton).
5.4. Создать проект, который позволяет перемещать по форме надпись с помощью управляющего элемента Список (ListBox).
5.5. Создать проект «Перемещение формы на экране», в котором будет изменяться местоположения формы на экране монитора с помощью четырех командных кнопок. Кнопки расположить в углах формы. После щелчка по кнопке, форма должна переместиться в соответствующую часть экрана. Перемещение формы должно сопровождаться комментариями, выводимыми с помощью надписи в центре формы.
5.6. Модернизировать предыдущий проект 5.5 так, чтобы осуществлять передвижение формы в углы экрана монитора с использованием метода Move.
|