«Каков ребёнок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит,
прежде всего в игре».
А.С.Макаренко.
-
Привлечь внимание родителей к детской игре, игре – театрализации как основному виду деятельности дошкольников;
-
Помочь родителям создать условия для развития театрализованной игры детей, организовать семейный досуг;
-
Расширить представление родителей о руководстве театрализованной деятельностью детей;
-
Разбудить детскую фантазию в процессе организации театрализованной игры;
-
Создание ощущения праздника;
-
Формирование интеллектуального, духовного образа жизни достойного человека.
Организационные:
-
Изучить мнение родителей и детей по проблеме создания семейной театральной студии;
-
Составить план работы студии с учётом возраста воспитанников;
-
Определить состав семей, участников семейной театральной студии;
-
Определить график занятий студии;
-
Составить Договор о взаимодействии детского сада и драматического театра при ДК.
Педагогические:
-
Сформировать отношение к театру как средству общения с искусством, красотой, культурой русского народа, способных воспитать лучшие качества, лучшие чувства, лучшие мысли, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребёнка;
-
Содействовать долговременному общению семьи воспитанника ДОУ с театром на основе взаимопонимания, взаимного интереса, знакомства;
-
Способствовать возрождению лучших традиций русской культуры – организации домашних спектаклей объединяющих членов семьи, создающих атмосферу душевности, взаимопонимания.
Эстетического и нравственного воспитания:
-
Творчески подражая взрослым, научить детей правилам поведения в общественных местах (в театре, на экскурсиях и т.д.);
-
Тщательно готовить каждое посещение спектаклей, чтобы и детей и взрослых радовала встреча с искусством, вызывая удивление и восторг, обострялись чувства;
-
выбор спектакля должен опираться на принцип: может ли спектакль вызвать у ребёнка свои, присущие ему переживания, свои пока безымянные душевные состояния.
Познавательные:
-
Расширять словарный запас, используя театральную терминологию (театр, сцена, актёры и др.);
-
Уметь пересказывать содержание спектаклей, ответить на вопросы: Что запомнилось? Кто из героев вызвал сострадание, жалость? Кому хотел бы помочь из героев и т.д.;
-
Иметь представление о том, как рождается спектакль-сказка, желание поучаствовать в спектакле, проникнувшись переживаниями героев сказки.
Толерантного восприятия:
-
Вырабатывать умение общаться друг с другом, стремиться к общению;
-
Понимать состояние другого человека, его настроение;
-
Быть терпимым к чужому мнению.
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и сказками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё то доброе и тёплое, что греет душу.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,
воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего детства понять, что они – часть великого русского народа. Именно по этому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). в народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является театральная студия в детском саду.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе лежит игра.
Театр русского народного творчества – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, традициях русского народа, красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейная театральная студия в детском саду «Корнями в русскую глубинку».
Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт семейных переживаний, укрепляет отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка.
Семейный театр ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.
-
Театр как средство развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;
-
Театр как форма передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа создающим определённый жизненный уклад окружающей ребёнка семейной микросреды.
1 этап:
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и взрослых являющихся социокультурной средой, в которой разворачивается деятельность семейной театральной студии.
2 этап:
Цель: Изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте театральной деятельности; ознакомление членов семьи с программой занятий театральной студии «Корнями в русскую глубинку», обсуждение ожиданий от совместной художественно-эстетической деятельности, согласование и достижение договорённости сторон относительно места и времени встреч, обсуждение плана занятий.
Формы и методы решения задач:
Изучение семьи ребёнка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи (используя диагностические методы: анкетирование, беседы, наблюдение в ходе специально организованных театрализованных игр, анализ рисунков детей и т.д.). знакомство с программой «Корнями в русскую глубинку» в ходе проведения театральных гостиных, индивидуальные занятия с детьми и взрослыми; игры и упражнения на определение и развитие творческих способностей участников совместной деятельности.
3 этап:
Цель: Реализация программы «Корнями в русскую глубинку», направленной на развитие взаимодействия семьи и детского сада; оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досугов с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома; помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском саду; возрождение традиций русского народа.
Формы и методы решения задач:
Реализация программы «Корнями в русскую глубинку» осуществляется через систематические занятия в театральных гостиных, встречи с творческими коллективами, театральными студиями; совместную информационно-исследовательскую деятельность детей и взрослых (проекты , этнографические экспедиции); совместные творческие проекты, направленные на изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в ДОУ.
4 этап:
Цель: Реализация самостоятельных творческих семейных проектов как в детском саду (через объединение нескольких семей, педагогов), так и домашних условиях (возрождение традиций домашних постановок); проведение оценки достижений взрослых и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.
Формы и методы решения задач:
Рефлексия, анализ совместных достижений в театрализованной деятельности (используя методы: «Побеседуем за чаем», «Ты мне, я- тебе» и т.д.), самостоятельные творческие проекты семей, ориентированные на развитие театральной деятельности возрождение традиций домашних театральных постановок, традиций русского народа.
Проект позволяет педагогам перевести родителей и детей от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театрализованной деятельности в детском саду, а затем и к самостоятельной организации домашних театральных постановок; перевести родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважении, доверия, открытости; педагогам и родителям перейти от применения отдельных театрализованных игр как в детском саду, так и в семье к совместным семейным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких и родственников; от ситуативного воздействия на ребёнка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; повысить интерес детей и взрослых к русской народной сказке, жанрам народного творчества; возрождение традиций и обычаев русского народа.
Создание семейного театра может стать связующим звеном между детским садом и семьёй, средством воспитания детей и взрослых, стимулировать к эмоциональному общению, укреплению детско-взрослых отношений, возрождению забытых традиций.
Цель программы: Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников; возрождение традиций совместного проведения семейного досуга и праздников, лучших традиций русского народа и традиций домашнего театра ; развитие воспитательного потенциала семьи.
Программа рассчитана на 3 года и состоит из 3 блоков:
1 блок: «Театр кукол и русская народная сказка»
|
Знакомство с различными видами театра, техниками создания театральных кукол (персонажей настольного театра, пальчикового театра, тростевых кукол, би-ба-бо и др.). формировать навыки кукловождения. Вызывать интерес к созданию декораций и театральных постановок.
Программное содержание:
Семьи с детьми 3-4 лет – введение в мир театра:
-
Вызвать у детей и взрослых интерес к театру посредством знакомства с некоторыми видами театра (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный), обыгрывание русских народных сказок на развитие эмоциональной сферы ребёнка; использование игр-драматизаций;
-
Воспитывать ласковое внимательное отношение к членам семьи;
-
Воспитывать чувство симпатии с сверстникам, взрослым (родителям, педагогам) в процессе совместной деятельности;
-
Привлекать детей и взрослых к посильному участию в декоративно-оформительской деятельности при подготовке к театральным представлениям.
2 блок: «Фольклор и театр»
|
Знакомить с бытом русского народа. Привлекать к сбору материала для организации театральных постановок. Драматизировать малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки. Знакомить с местными фольклорными коллективами.
Программное содержание:
Семьям с ребёнком 4-5 лет – знакомство с азами театрального искусства:
-
Развивать интерес к театральному искусству, знакомить детей и взрослых с различными видами театра (пальчиковый, настольный, кукольный – «живая рука», тростевые куклы, напольные и большие куклы и т.д.); с техникой кукловождения;
-
Знакомить с жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный театры, народный театр);
-
Воспитывать любовь к родным и близким; внимательное отношение к взрослым, сверстникам, младшим детям;
-
Привлекать детей к совместной со взрослыми деятельности по подготовке к театральным представлениям, оформлению сцены, изготовлению декораций, костюмов.
3 блок: «Календарные и семейно-бытовые праздники»
|
Знакомить с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками, уходящими своими корнями в старину отметить их связь с календарём и бытом русского народа. Вызывать интерес и эмоциональный настрой от общения с предметами старины.
Программное содержание:
Семьи с ребёнком 5-6 лет – активный этап освоения театральной культуры:
-
Знакомить детей и взрослых с традициями русского народа, с организацией театральных представлений на ярмарках как предпосылками становления театральной культуры;
-
Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе;
-
Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную информацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета;
-
Воспитывать заботливое и внимательное отношение к родным и близким; поддерживать и развивать желание делать приятное окружающим, доставлять радость малышам и старшим детям;
-
Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также деятельности, направленной на творческое решение по подготовке представлений.
«Театр куклы и русская народная сказка»
(занятия с детьми 3-4 лет)
Месяц
|
Тема
|
Содержание
|
Сентябрь
|
Адаптационный период для детей и родителей. Диагностика (анкетирование, беседы). Организация предметно-развивающей среды.
|
Октябрь
|
«Знакомство с театральными куклами»
|
Знакомство с разнообразными театральными куклами, демонстрация кукол. Инсценировка знакомых русских народных сказок с помощью театральных кукол.
Ведущий приветливо встречает детей, родителей, педагогов, рассаживает их в круг, проводит первое знакомство с театральными куклами ( куклы с «живой рукой», тростевые куклы, куклы из бросового материала (коробочек, бутылочек, пузырьков), куклы из природного материала и т.д.) Каждую куклу обыгрывает, используя потешки («Идёт коза рогатая», «Пошел котик на торжок» и др.)
В процессе занятия педагог-руководитель театра приглашает родителей попробовать себя в роли кукловода, даёт возможность принять на себя роль. В конце занятия даёт рекомендации по изучению соответствующей литературы.
|
Примечание: в течении месяца воспитатели вносят в группу разнообразных театральных кукол, знакомят с ними детей.
|
Ноябрь
|
«Знакомство с настольным театром»
|
Знакомство с настольным театром «Теремок», совместное изготовление персонажей для настольного театра.
Педагог руководитель представляет детям и взрослым русскую народную сказку «Теремок» (настольный театр). После представления знакомит с особенностями изготовления персонажей настольного театра, правилами показа данного вида театра. В процессе занятия педагог включает детей и родителей в совместное изготовление персонажей, мини-декораций к последующим инсценировкам сказок.
|
Примечание: В течение месяца педагоги совместно с детьми готовят декорации к русским народным сказкам.
|
Декабрь
|
«Знакомство с пальчиковым театром»
|
Знакомство с пальчиковым театром, инсценировка сказки «Репка», изготовление кукол пальчикового театра, разыгрывание этюдов, основанных на фольклорном материале.
Педагог предлагает послушать и посмотреть русскую народную сказку «Репка» в исполнении кукол пальчикового театра. По окончании представления знакомит детей и взрослых с особенностями показа пальчикового театра; разыгрывает этюды «У медведя во бору», «Сорока-белобока» и др. В процессе занятия педагог включает детей и родителей в совместное изготовление персонажей пальчикового театра, мини-декораций.
|
Примечание: в течение месяца педагоги разыгрывают с детьми сцены из русских народных сказок на выражение эмоций.
|
Январь
|
«Знакомство с театром теней»
|
Знакомство с театром теней, показ сказки «Зимовье зверей», знакомство с историей теневого театра, особенностями его показа.
Педагог предлагает посмотреть русскую народную сказку «Зимовье зверей» в теневом театре силуэтов. По окончании представления разыгрывает перед зрителями этюды с использованием рук; знакомит с историей теневого театра, особенностями показа теневых представлений.
|
Примечание: В течение месяца совместное посещение театральных представлений в разных группах ДОУ – обмен опытом.
|
Февраль
|
«Знакомство с театром из нетрадиционного (бросового) материала»
|
Показ русской народной сказки «Пых» (театр ложек), изготовление театральных кукол из коробочек.
Педагог рассказывает о том, что театральных кукол можно изготовить из разнообразного материала (из бросового); показывает спектакль по русской народной сказке «Пых»; предлагает детям и взрослым изготовить кукольных персонажей, декорации из бросового материала.
|
Примечание: В течение месяца изготовление персонажей к русской народной сказке «Волк и козлята» на основе использования нетрадиционной техники исполнения (коробочковый театр). Организация совместной с семьёй выставки «Эта таинственная кукла».
|
Март
|
Театральная неделя «Театральная весна» - ежегодный городской конкурс, посвящённый международному Дню театра. Репетиции и показ спектаклей с использованием кукол. Выставка фотоматериалов «По следам русской народной сказки»
|
Апрель
|
«Знакомство с театром тростевых кукол
|
Знакомство с тростевыми куклами, освоение кукловождения.
Педагог от лица куклы знакомит с историей возникновения тростевых кукол, обучает кукловождению, используя этюды (отрывки из русской народной сказки «Заюшкина избушка»).
|
Примечание: В течение месяца работа с детьми на тему «Придумай свой театральный персонаж» (использование любого вида театра по желанию детей), обыгрывание отрывков из любимых русских народных сказок на выражение разных эмоций.
|
Май
|
«Знакомство с куклой «живая рука»
|
Знакомство с большими куклами с «живой рукой» (изготовленными по методике Карла Орфа), техникой работы с ними, инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Семьям , участникам театральной гостиной раздаются пригласительные билеты в импровизированный театр. Педагог приглашает занять места согласно билетам; знакомит с правилами поведения в театре и приглашает посмотреть спектакль «Гуси-лебеди». Спектакль разыгрывают педагоги ДОУ и родители воспитанников. После спектакля проводится игра на закрепление правил поведения в театре «Хорошо-плохо».
|
Примечание: Диагностика. Определение положительной динамики.
|
|