CADGAT
Группа по сбору и анализу данных о Центральной Азии
Торговая политика и основные экспортные товары Центральной Азии
Региональный обзор данных о Центральной Азии
№ 8
Июль 2013
В 2009 году Норвежский институт международных отношений (NUPI) и Академия ОБСЕ в Бишкеке создали Группу по сбору данных о Центральной Азии (CADGAT). Целью CADGAT является производство межрегиональных баз данных по Центральной Азии, которые могут быть использованы исследователями, журналистами, НПО и государственными служащими как внутри, так и за пределами региона. Администрацией проекта и редакцией докладов занимаются Кристин Фьястад и Индра Оверленд (NUPI).
Комментарии и вопросы можно направлять по адресу [email protected] Базы данных можно найти по адресу www.osce-academy.net/en/cadgat/.
Следующие данные были опубликованы ранее:
1. Гидроэлектростанции и конфликты в Центральной Азии
2. Торговля наркотиками и связанные вопросы в Центральной Азии
3. Использование языка и языковая политика в Центральной Азии
4. Транспортный сектор в Центральной Азии
5. Автомобильные перевозки в Центральной Азии
6. Пол и политика в Центральной Азии
7. Политические отношения в Центральной Азии
CADGAT также создал базу данных «Элиты Центральной Азии», которую можно найти на том же сайте.
Введение
Представленные доклады раскрывают важный аспект регионального сотрудничества в Центральной Азии - торговлю. Существует много факторов в пользу региональной торговли и сотрудничества: (а) сообщение транспортных и энергетических инфраструктур, как пережиток единой национальной советской системы; (б) экологические проблемы, требующие региональных подходов; (с) потенциал привлечения иностранных и местных инвесторов региона, посредством создания свободной от торговых и транзитных барьеров зоны, неограниченной малой национальной экономикой (г) использование регионального сотрудничества для преодоления географических недостатков и улучшения доступа к мировым рынкам. Тем не менее, статистика по внутрирегиональной торговле показывает, что уровень торговли в регионе далек от достижения возможного потенциала.
Эти отчеты (три в общей сложности) состоят из таблиц и графиков, основывающихся на данных из различных источников. Так как используются данные из нескольких источников, неизбежны методологические погрешности. По мере возможности, предоставляемые данные были проверены и сравнены с информацией из различных альтернативных источников.
Первый доклад рассматривает торговую политику и основные статьи экспорта каждой из пяти стран. Доклад содержит обзор торговой политики и взаимодополняющей региональной торговли в виде таблиц, отражающих эволюцию экспортного профиля каждой из стран после обретения независимости.
Основные выводы:
• Лидеры стран Центральной Азии приняли различные экономические стратегии, которые привели к расхождениям в торговой политике, начиная от принятия достаточно либерального торгового режима (Кыргызстан) до проведения относительно ограничительной торговой политики (Узбекистан). Такие различия можно считать препятствующими гармонизации региональной торговли и сотрудничества.
• Природные ресурсы являются основным экспортным товаром для всех пяти стран Центральной Азии. Экономика Центрально азиатских стран в значительной мере зависит от экспорта природных ресурсов. Таким образом, в 2011 году экспорт природных ресурсов Казахстане (нефти и газового конденсата) и Таджикистане (алюминия) составили 62,4% и 63,4% от общего объема экспорта соответственно.
• В Центральной Азии низкий уровень торговой взаимодополняемости. Центрально азиатские страны производят и экспортируют многие из тех же товаров, вследствие чего нужно искать торговых партнеров за пределами их непосредственных соседей.
Краткая информация о торговой политике государств Центральной Азии
Казахстан
В целом, таможенно-тарифная политика Казахстана является либеральной. Самые высокие таможенные пошлины устанавливаются на готовую продукцию; средние таможенные пошлины применяются к промышленным компонентам; минимальные таможенные пошлины устанавливаются на сырье и импортные продукты, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности. Изменения в тарифной политике объясняются изменениями в международных рыночных показателях и обязательств Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС).1 В среднем, уровень текущих импортных пошлин составляет 10,6%. Товары из стран СНГ не облагаются таможенными пошлинами. Кроме того, таможенные пошлины не применяются к товарам, произведенным в наименее развитых странах (47 государств), для которых существует национальная система торговых преференций. В настоящее время льготный торговый режим, предполагающий снижение импортных пошлин (до 75%), открыт для 104 наименее развитых и развивающихся стран. Кроме того, в целях стимулирования экспорта, экспортные пошлины, как правило, не применяются к отечественным производителям. Существуют, однако, товары, такие как шкуры животных, волосы, цветные и черные металлы, некоторые виды нефтепродуктов, для которых экспортные пошлины применяются.2 К нетарифным инструментам государства относятся антидемпинговые, компенсационные, защитные меры, запреты или ограничения (в том числе количественные), системы квот, государственная монополия на экспорт и/или импорт товаров, лицензирование и техническое регулирование. 3
Кыргызстан
Торговую политику Кыргызстана можно охарактеризовать как самую либеральную в регионе. Кыргызстан был первым государством в Центральной Азии, получившим членство во Всемирной торговой организации (ВТО) в 1998 году. Это отразилось на формировании внешней торговой политики этой небольшой и не имеющей выхода к морю страны. В 1999 году таможенная пошлина в 10% на импортные товары была заменена дифференцированными тарифами, в среднем около 8,5%, по данным правительства Кыргызстана; В настоящее время, средний тариф на сельскохозяйственные товары составляет 8,1%, а для промышленных товаров на 4,1% ниже, чем обязательствами страны в рамках ВТО на 12,2% и 6,5%, соответственно.4 По оценке Всемирного банка, торговый режим Кыргызстана «занимает 15 место из 125 стран, [и] является более открытым, чем в странах Средней Европы и Центральной Азии (ЕЦА) (4,4%) или других стран с низким уровнем дохода (11,6%).5 » С 2012 года правительство Кыргызстана рассматривает присоединение республики в Таможенный союз, объединяющий Россию, Белоруссию и Казахстан. В то время как правительство в Бишкеке, по-видимому, может быть под некоторым давлением стран-членов ТС,отечественные эксперты пока не пришли к согласию о возможных преимуществах и недостатках присоединения в ТС для маленькой экономики страны.
Таджикистан
Торговая политика страны довольно либеральная, с относительно равномерными и стабильными тарифами. Средняя тарифная ставка составляет 7,5%. Несколько ненулевых тарифных групп ограничиваются ставкой в 4%, в то время как максимальная ставка составляет 15%. Тарифы не потерпели серьезных изменений в течение последних 5 лет, что делает тарифную ставку Таджикистана стабильной. Нетарифные барьеры (НТБ) не используются в протекционистских целях; те немногие, которые существуют, являются отражением различий в стандартах и требованиях к качеству. Правительство Таджикистана взимает налог с продаж на отдельные стратегические экспортные товары,6 но есть и экспортные товары, которые освобождаются от налогообложения. Таможенная служба и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) работают над устранением оставшихся технических барьеров в торговле и улучшением понимания роли и функций конкретных государственных учреждений в области упрощения процедур торговли. Правительство приняло меры, согласно которым, процедуры обязательной сертификации и лицензирования будут осуществляться в течение двух дней, и сертификация запасов уменьшится до 65% от нынешнего уровня.7 Логистические издержки торговли насчитываются от 22% до 25% от стоимости товарной торговли и являются одними из самых высоких показателей в мире. Без выхода к морю, с плохой таможенной инфраструктурой и транспортной системой, проходящей через Узбекистан, Таджикистан отличается значительными расходами на логистику и серьезными перебоями в торговле. Правительство страны ищет поддержку доноров и частного финансирования, чтобы улучшить качество отечественной транспортной инфраструктуры и создать альтернативные региональные транспортные маршруты.
Туркменистан
Согласно статистике Всемирного Банка «Режим наибольшего благоприятствования в торговле» (РНБТ) 2002 года, где показатель Туркменистана составляет 5,1%, в Туркменистане режим более открыт для торговли, чем средний показатель по Европе и Центральной Азии (ЕЦА). В Туркменистане уровень защиты отечественных сельскохозяйственных продуктов (12,8% налога) выше, чем несельскохозяйственных товаров (3,9% налога). Кроме того, доля тарифных позиций в 80,1% с нулевым тарифом РНБТ в 2002 году была безусловно самой высокой в регионе, где средний показатель составил 14,7%.8
Если рассматривать внешние торговые потоки, то очевидно преимущество хорошего доступа Туркменистана к международным рынкам перед другими странами региона. Тариф Туркменистана на 1,5%, ниже средневзвешенного показателя всех стран мира, на 2,1% регионального и на 2,9% показателя стран со средним доходом. В отличие от большинства других стран региона, сельскохозяйственные продукты из Туркменистана состоят в более благоприятной торговой среде (0,8% тарифа), чем несельскохозяйственные (1,5% тарифа). Туркменистан также является страной-наблюдателем в ВТО.
Узбекистан
Торговый режим Узбекистана относительно ограничительный, с наличием различных административных мер, направленных на снижение внутренней и внешней торговли.9 Правительство пытается сдерживать импорт посредством высокой тарифной защиты и нетарифных мер.10 В Узбекистане применяются эксклюзивные импортные акцизы, которые значительно повышают уровень государственного контроля. Тарифный график РНБТ применяется в 38 странах и имеет четыре полосы, где расценки повышаются по мере уровня обработки товара. Этот график предназначен для стимулирования импорта средств производства и производственных ресурсов, и препятствования импорту потребительских товаров и других товаров, которые конкурируют с товарами отечественного производства. В Узбекистане более высокий уровень защиты сельскохозяйственных товаров (19,5% налога), чем несельскохозяйственных, (14,9% налога). Кроме того, ограниченный доступ к иностранной валюте препятствует импорту продукции. В целях стабилизации внутренних цен на зерно, был установлен запрет на экспорт зерна, риса и муки. Кроме того, в определенные периоды Узбекистан прекращал экспорт сельскохозяйственной продукции (в основном фрукты, овощи) в Россию и Казахстан способом административного закрытия границ для сельскохозяйственного экспорта ради снижения внутренних цен на сельскохозяйственные продукты.
Основные статьи экспорта (товары и услуги) стран Центральной Азии
Казахстан: Восемь основных экспортных товаров (в млн. долл. США и в процентах от общего объема экспорта)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
Добыча сырой нефти и газового конденсата
|
7931
|
48.9
|
4502
|
51.1
|
17395
|
38.5
|
41303
|
58.0
|
26207
|
60.7
|
36950
|
61.3
|
55128
|
62.4
|
Очищенные меди и материалы медного сырья
|
571
|
10.9
|
669
|
7.6
|
1436
|
5.1
|
2244
|
3.1
|
1407
|
3.2
|
1876
|
3.1
|
2542
|
2.9
|
Продукты неорганической химии; Соединения редкоземельных металлов, радиоактивных элементов и изотопов
|
59
|
1.1
|
126
|
1.4
|
846
|
3.0
|
1991
|
2.8
|
2142
|
4.9
|
2593
|
4.3
|
2412
|
2.7
|
Природный газ
|
20
|
0.4
|
38
|
0.4
|
410
|
1.5
|
976
|
1.4
|
1389
|
3.2
|
746
|
1.2
|
2236
|
2.5
|
Руда и концентраты цветных металлов
|
260
|
4.9
|
513
|
5.8
|
638
|
2.3
|
1228
|
1.7
|
845
|
1.9
|
1108
|
1.8
|
1235
|
1.4
|
Черный металлопрокат; металлопрокат из нелегированной и легированной стали
|
475
|
9
|
764
|
8.7
|
901
|
3.2
|
1985
|
2.8
|
1344
|
3.1
|
1249
|
2.1
|
1223
|
1.4
|
Произведённые золотые изделия; полуфабрикаты золота в виде порошка
|
–
|
–
|
189
|
2.1
|
200
|
0.7
|
506
|
0.7
|
653
|
1.5
|
865
|
1.4
|
984
|
1.1
|
Пшеница и пшенично-ржаные смеси
|
229
|
4.4
|
454
|
5.1
|
220
|
0.8
|
1358
|
1.9
|
560
|
1.3
|
911
|
1.5
|
579
|
0.6
|
Кыргызстан: Восемь основных экспортных товаров (в млн. долл. США и в процентах от общего объема экспорта)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
Золото
|
0,1
|
0.0
|
195
|
38.2
|
2301
|
34.2
|
464
|
25.0
|
530
|
31.6
|
668
|
38.1
|
1006
|
44.9
|
Одежда
|
–
|
–
|
3
|
0.5
|
23
|
3.4
|
99
|
5.3
|
73
|
4.4
|
126
|
7.2
|
142
|
6.3
|
Фрукты и овощи
|
23
|
5.5
|
7
|
1.4
|
15
|
2.2
|
74
|
4.0
|
68
|
4.1
|
94
|
5.3
|
126
|
5.6
|
Электричество
|
41
|
9.9
|
80
|
15.6
|
20
|
3.0
|
25
|
1.4
|
37
|
2.2
|
48
|
2.8
|
74
|
3.3
|
Хлопковое волокно
|
0
|
0.0
|
32
|
6.3
|
41
|
6.1
|
24
|
1.3
|
22
|
1.3
|
28
|
1.6
|
31
|
1.4
|
Электрические лампочки
|
10
|
2.4
|
12
|
2.3
|
16
|
2.3
|
21
|
1.1
|
18
|
1.1
|
20
|
1.1
|
22
|
1.0
|
Табак и табачные продукты
|
22
|
5.3
|
31
|
6.1
|
12
|
1.8
|
15
|
0.8
|
15
|
0.9
|
22
|
1.3
|
13
|
0.6
|
Шерсть
|
19
|
4.7
|
2
|
0.4
|
2
|
0.3
|
2
|
0.1
|
2
|
0.1
|
2
|
0.1
|
1
|
0.0
|
Таджикистан: Восемь основных экспортных товаров (в млн. долл. США и в процентах от общего объема экспорта)11
|
1995
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
Алюминий
|
391
|
52.2
|
437
|
58.3
|
572
|
62.9
|
1109
|
75.5
|
605
|
60.0
|
1040
|
73.8
|
757
|
63.4
|
Хлопковое волокно и ткани
|
219
|
29.1
|
130
|
16.6
|
188
|
20.7
|
175
|
8.6
|
128
|
12.6
|
140
|
9.9
|
233
|
19.5
|
Фрукты и овощи
|
0,2
|
0.002
|
19
|
2.4
|
23
|
2.5
|
45
|
3.6
|
54
|
5.3
|
55
|
3.9
|
60
|
5.0
|
Обрабатываемые пищевые продукты и напитки
|
4
|
0.05
|
12
|
1.4
|
7
|
0.8
|
6
|
0.3
|
5
|
0.5
|
5
|
0.3
|
4
|
0.3
|
Электричество
|
126
|
16.8
|
94
|
11.9
|
61
|
6.6
|
71
|
4.9
|
72
|
7.0
|
81
|
5.7
|
54
|
4.5
|
Золото
|
0,1
|
0.001
|
24
|
3.1
|
22
|
2.4
|
24
|
1.5
|
22
|
2.1
|
25
|
1.7
|
33
|
2.8
|
Транспорт
|
3
|
0.03
|
42
|
5.3
|
15
|
1.6
|
21
|
3.6
|
52
|
5.1
|
89
|
6.2
|
29
|
2.4
|
Сушеные фрукты
|
7
|
0.9
|
10
|
1.2
|
11
|
1.1
|
15
|
1.2
|
23
|
2.3
|
25
|
1.8
|
26
|
2.1
|
Tуркменистан: Семь основных экспортных товаров (в млн. долл. США и в процентах от общего объема экспорта)12
|
1996
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
Природный газ
|
1022
|
60.8
|
1825
|
47.2
|
5509
|
59.1
|
274
|
36.4
|
70
|
11.7
|
389
|
32.8
|
1244
|
49.7
|
Хлопковое волокно
|
332
|
19.7
|
154
|
4
|
122
|
1.3
|
84
|
8.6
|
136
|
22.8
|
210
|
17.7
|
224
|
8.9
|
Нефтепродукты
|
173
|
10.3
|
966
|
24.7
|
1661
|
17.8
|
221
|
3.6
|
214
|
36.0
|
211
|
17.7
|
513
|
20.5
|
Сырая нефть
|
–
|
–
|
262
|
6.8
|
1400
|
15
|
–
|
–
|
–
|
–
|
142
|
11.9
|
242
|
9.7
|
Электричество
|
58
|
3.4
|
29
|
0.8
|
72
|
0.8
|
39
|
5.2
|
32
|
5.3
|
10
|
0.8
|
16
|
0.7
|
Хлопчатобумажные ткани
|
8
|
0.5
|
64
|
1.7
|
37
|
0.4
|
13
|
1.8
|
20
|
3.4
|
21
|
1.8
|
30
|
1.2
|
Ковры и другие ковровые предметы
|
3
|
0.2
|
11
|
0.3
|
0,2
|
0.0
|
2
|
0.3
|
7
|
1.2
|
3
|
0.3
|
2
|
0.1
|
Узбекистан: Восемь основных экспортных товаров (в млн. долл. США и в процентах от общего объема экспорта)13
|
1995
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
USD
|
%
|
Хлопковое волокно
|
1584
|
46
|
898
|
27.5
|
1033
|
19.1
|
1065
|
9.3
|
1012
|
8.6
|
1 479
|
11.3
|
1348
|
9.0
|
Пищевые продукты
|
80
|
2.3
|
176
|
5.4
|
206
|
3.8
|
509
|
4.5
|
706
|
6.0
|
1 261
|
9.7
|
1 990
|
13.2
|
Продукты химической промышленности
|
122
|
3.5
|
95
|
2.9
|
287
|
5.3
|
648
|
5.6
|
589
|
5.0
|
1 177
|
9.0
|
838
|
5.6
|
Энергетика и нефтехимия
|
436
|
12.5
|
336
|
10.3
|
622
|
11.5
|
2916
|
24.7
|
4026
|
34.2
|
660
|
5.1
|
2780
|
18.5
|
Черные и цветные металлы
|
163
|
4.7
|
216
|
6.6
|
692
|
12.8
|
787
|
7.0
|
589
|
5.0
|
3 235
|
24.8
|
1 116
|
7.4
|
Техника и оборудование
|
76
|
2.2
|
111
|
3.4
|
454
|
8.4
|
868
|
7.6
|
341
|
2.9
|
894
|
6.8
|
999
|
6.7
|
Услуги
|
250
|
7.2
|
447
|
13.7
|
660
|
12.2
|
1204
|
10.4
|
1038
|
8.8
|
723
|
5.5
|
1 773
|
11.8
|
Золото
|
611
|
17.5
|
809
|
25
|
963
|
17.8
|
3991
|
34.5
|
2672
|
22.7
|
2283
|
17.5
|
3552
|
27.2
|
|