АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Направление подготовки 23.03.01 (190700.62) –«Технология транспортных процессов»
Профиль подготовки «Организация и безопасность движения»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
«История»
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является получение фундаментального образования, способствующего развитию личности.
Задачами дисциплины являются: изучение основных исторических фактов; овладение понятийным, терминологическим, концептуальным и методологическим аппаратом исторической науки; формирование навыков аналитической рефлексии современности в контексте исторического прошлого страны.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины истории (в пределах школьной программы).
К началу изучения дисциплины студенты должны:
знать: даты и периодизацию Отечественной истории, основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; различные виды исторических источников;
уметь: соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
владеть: приобретенными знаниями и умениями в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Освоение данной дисциплины необходимо для качественного овладения дисциплин: философия, социология, правоведение.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: социальную и познавательную роль исторического познания; основные концепции исторического процесса; понятийный и терминологический аппарат исторической науки; содержание и значение ключевых исторических событий отечественной истории в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
уметь: применять полученные знания при изучении ГСЭ дисциплин, определять исторический контекст их теоретических обобщений и выводов;
владеть: методологическими и методическими навыками поиска, обработки исторической информации, самостоятельного анализа и оценки исторических явлений и фактов.
4. Содержание дисциплины
Методологические основы исторического познания. Современные концепции истории. Становление Древнерусского государства. Особенности феодальной раздробленности на Руси. Формирование Московского государства. Попытки модернизации России в 18 веке.
Кризис крепостничества и великие реформы второй половины 19 в. Противоборство западной и традиционной альтернатив развития России в начале ХХ века. Содержание и результаты социалистической модернизации России (СССР). Кризис советско-социалистической системы СССР и переход к либерально-демократической модернизации России.
5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
«Философия»
-
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам различных событий и фактов действительности, а также создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения.
Задачи курса: курс представляет собой введение в философскую проблематику. Освоение курса философии должно содействовать: выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов; развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
-
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Философия» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин: история, иностранный язык.
К началу изучения дисциплины студенты должны:
знать: хронологию основных исторических событий; научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России;
уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;
владеть: навыками проведения анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов.
Освоение данной дисциплины необходимо для качественного освоения дисциплин: социология, история, физика.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;
уметь: анализировать и оценивать социальную и экономическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
владеть: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.
4. Содержание дисциплины
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
«Иностранный язык»
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Задачами дисциплины являются формирование у студентов важнейших базовых умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной иноязычной компетенции; повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию; расширение кругозора и повышение общей культуры студентов; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Иностранный язык (английский)» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин: иностранный язык(в пределах школьной программы), русский язык (в пределах школьной программы).
К началу изучения дисциплины студенты должны:
знать: социокультурную специфику страны изучаемого языка; содержание произведений классической и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
уметь: строить свое вербальное и невербальное поведение согласно этой специфике; выделять общее и различное в культуре родной страны и страны изучаемого языка; использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях; переводить с иностранного на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля; точно и свободно выражать мысли и чувства в устной и письменной форме;
владеть: навыками устного и письменного общения с носителями языка и представителями других стран, использующих данный язык как средство межличностного и межкультурного общения; использования иностранного языка как одного из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях; иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и индивидуальной траектории развития личности; навыками анализа любого текста; представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов; речевой культуры, коммуникации в различных сферах человеческого общения.
Освоение данной дисциплины необходимо для качественного овладения дисциплин: деловой иностранный язык (английский), Служба ГИБДД, организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: иностранный язык в объеме, необходимом для получения профессиональной информации из зарубежных источников и элементарного общения на общем и профессиональном уровне; лексический минимум в объеме 2000-4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, базовые лексико-грамматические конструкции и формы;
уметь: читать и переводить иноязычные тексты социально-бытовой, культурной и профессиональной направленности; находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников на иностранном языке; использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении;
владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников; необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке.
4. Содержание дисциплины
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 2000-4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетные единицы.
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
«Культурология»
1.Цели и задачи дисциплины:
Цели преподавания дисциплины «Культурология» сформировать у студентов представление о культуре как о достаточно сложном, многогранном и противоречивом социальном феномене; показать значимость культуры в жизнедеятельности человека, социальных групп, этнических общностей и общества в целом, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений; познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, сформировать у них представление о культурно-историческом процессе человечества как единстве и многообразии культур мира, как динамичном процессе, в ходе которого происходят изменения качественных состояний в различных областях человеческой деятельности, вырабатываются новые социокультурные нормы и ценности.
Задачи изучения дисциплины: познакомить студентов с основными культурологическими категориями, теориями и направлениями в исследовании культуры; вычленить место и роль культуры и цивилизации России в мировой культуре и цивилизации; обозначить основные проблемы и тенденции развития культуры ХХ века; показать особенности различных исторических типов культур и цивилизаций, специфику их функционирования и развития; сформировать навыки социокультурной ориентации и активного освоения культурного наследия (уметь соотносить однотипные процессы и события; видеть преемственность традиций мировой и отечественной культуры; самостоятельно выделять признаки определенного художественного стиля; давать сравнительные характеристики произведений различных стилей и пр.).
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Культурология» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин: русский язык (в пределах школьной программы), история (в пределах школьной программы), информатика (в пределах школьной программы), обществознание (в пределах школьной программы).
К началу изучения дисциплины студенты должны:
знать: основные нормы русского языка; основные этапы мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности, исторически сложившиеся культурные, религиозные, этно-национальные традиции; понятия культуры и общества, взаимосвязь человека и культуры, биосоциальную сущность человека; программы Word, PoverPoint;
уметь: адекватно воспринимать содержание текста; работать с различными источниками исторической информации; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления; характеризовать и анализировать основные социальные объекты, выделяя их функциональные связи общества и культуры; формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; работать в сети Интернет;
владеть: навыками грамотной речи (умение ясно, понятно, кратко, логически последовательно излагать мысль); навыками элементарных методов исторического познания; навыками подготовки устного выступления и выполнения творческой работы по социальной проблематике; навыками работы с ПК.
Освоение данной дисциплины необходимо для качественного овладения дисциплин: философия, политология, экология, правоведение.
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- готов организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-18).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции; основные культурологические концепции, место и роль техники и инженерной деятельности в культуре; основные сферы культуры и их характеристики, роль личности в формировании каждой из них; иметь представление о типологическом анализе культуры и его использовании для понимания собственной и иных культур; об особенностях культурных эпох и стилей; о специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;
уметь: выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, - применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области; работать с социально-научными и гуманитарными текстами; формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;
владеть: культурологическим методом, навыками культурологического анализа гуманитарных текстов; навыком ведения культурологической дискуссии; навыком ведения культурного диалога и соблюдения культурного плюрализма (толерантности); навыками культурологического анализа (культурологическим методом) социальных, этических и эстетических проблем и произведений искусства; культурологическим подходом (методом) при решении социальных и профессиональных задач и проблем; методом культурологического анализа насущных социальных и социокультурных проблем и культурологическим подходом (методом) при решении социальных и профессиональных задач.
4.Содержание дисциплины:
Культурология как наука. Культура и цивилизация. Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. Типология культуры. Субъект культуры и ее социальная дифференциация. Искусство в системе культуры. Наука и религия как важнейшие сферы культуры. Техника как социокультурное явление.
Культура XX века: противоречия и проблемы. Культура XX века: противоречия и проблемы. Становление культурологической мысли в европейской философии. Социокультурные процессы современной цивилизации в культурологических концепциях XX в. Типология культуры. Культура и личность. Эстетическая и художественная культура. Разнообразие религий и разнообразие культур. Культура и техника. Специфика социодинамики русской культуры . Советская культура и современная Россия.
5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
|