Автомобиль состоит из трёх основных частей: двигателя




Скачать 248.59 Kb.
Дата 03.09.2016
Размер 248.59 Kb.
АВТОМОБИЛЬ — Это слово нерусское. В переводе с латинского оно означает «самодвижущийся». Почему «само»? Да потому, что для езды в автомобиле не требуется ни педали крутить, как на велосипеде, ни лошадь запрягать. Автомобиль едет «сам» — его заставляет двигаться собственный двигатель (см).

Автомобиль состоит из трёх основных частей: двигателя, шасси (см.) и кузова (см.), а сами эти части — из множества металлических, резиновых и пластмассовых деталей, собранных в узлы и агрегаты (см).

Автомобили бывают пассажирские, грузовые и специальные. Уже из самого названия ясно, какая у кого из них работа. Пассажирские автомобили — это легковые машины и автобусы. Их дело — пассажиров возить. Грузовые перевозят разные грузы. Специальные же автомобили приспособлены для какого-нибудь одного специального дела: тушить пожары, перевозить больных и раненых, убирать мусор, поливать улицы и прочее. Вы, наверное, видели красную пожарную машину, с пронзительным рёвом мчащуюся по улицам к месту происшествия, или автокран, легко, как перышко, поднимающий тяжеленные грузы на высоту второго этажа. Это и есть специальные автомобили.
АВТОПОЕЗД — Что такое поезд, знает каждый.

А вот про автомобильные поезда слышали не все.

Автопоезд — это тот же автомобиль, но... с прицепом или полуприцепом. Иногда бывает, что кузов автомобиля загружен полностью, больше уже не вмещается, а у двигателя ещё сил хоть отбавляй, он мог бы вдвое, а то и втрое больше груза потянуть. Вот тогда-то к автомобилю и прицепляют безмоторную повозку (даже две или три). И получается... автопоезд.

Если сделать прицеп многоосным (то есть более, чем на четырёх колёсах) и низко расположить грузовую платформу, то на нём можно и танк перевезти и даже целый дом. Такие тяжеловозные автопоезда, состоящие из мощного тягача и многоосного прицепа, называются трайлерами.



Бывают автопоезда и пассажирские. Это когда прицеп (не грузовой, конечно, а пассажирский) прицепляют к автобусу.
АГРЕГАТ — такой механизм, который состоит из нескольких узлов и выполняет какую-нибудь определённую задачу. Например, колёса автомобиля поворачиваются при помощи агрегата, называемого рулевым управлением (см.). В него входит несколько узлов, одним рулём тут не управишься. Коробка передач (см.) — это тоже агрегат автомобиля.
АККУМУЛЯТОР — прибор, вырабатывающий электрический ток. Когда генератор (см.) перестаёт давать ток или даёт его мало, включается в работу аккумулятор. Поэтому лампочки и фары автомобиля всё равно светят ярко, радиоприёмник работает, звуковой сигнал действует. Аккумулятор потому так называется, что он аккумулирует (накапливает в себе) электроэнергию, а затем по мере надобности расходует её. И при этом всё время восстанавливает свои силы при помощи генератора, который его заряжает.
АМОРТИЗАТОР— Когда вы едете в автомобиле и не испытываете ни тряски, ни толчков от неровностей дороги, то с благодарностью думаете о его хороших рессорах (см.). Между тем хорошая телега тоже имеет рессоры, а попробуйте-ка проехать на ней со скоростью автомобиля — такие себе шишки и синяки набьёте!.. Значит, дело не только в рессорах— автомобиль едет плавно и мягко благодаря целому комплексу устройств. Это и подвеска колёс (см.), и упругие шины (см.), и мягкие подушки сидений, и стабилизатор, и, конечно же, амортизатор. Для чего он нужен? Для того, чтобы «успокаивать» рессоры, которые, при всех своих достоинствах, имеют существенный недостаток — они неугомонны. Начнут от толчка раскачиваться — успокоиться не могут: упругость! А вместе с ними, естественно, раскачивается и кузов. Это вредно и для деталей машины и для пассажиров. Выручает амортизатор — он гасит колебания рессоры.
АМФИБИЯ — Если человек не умеет плавать, это поправимо. Можно научиться. Автомобиль же научить плавать нельзя. Его надо для этого переоборудовать.

Прежде всего необходимо сделать его таким, чтобы вода не могла проникнуть в кузов и под капот двигателя. Во-вторых, следует постараться придать автомобилю хоть какую-то плавучесть. Но главное — надо передать усилие от двигателя на гребной винт. Подъехали к реке, установили винт и... бултых в воду! Плыви, словно на моторной лодке. Добрался до другого берега, снова переключил привод от двигателя на колёса — и продолжай путь посуху.

Автомобили, которые умеют преодолевать глубокие водные преграды, и называются амфибиями.
АНТИФРИЗ — Попробуйте зимой металлический сосуд с водой выставить на мороз. Если его и не разорвёт, то уж трещина появится обязательно. Почему? Да потому, что с понижением температуры металлы сжимаются, а вода, наоборот, при замерзании расширяется.

Но ведь в систему охлаждения двигателя (см.) заливается как раз вода! Летом-то это не страшно. А вот как быть зимой? Стоит автомобилю «переночевать» на улице или просто подольше постоять с неработающим двигателем — неприятностей не оберёшься. Даже небольшие ледяные пробки, образующиеся в системе охлаждения, нарушают нормальную циркуляцию воды.

Можно, конечно, на ночь воду предусмотрительно слить. Но ведь утром, перед выездом, придётся снова заливать. Да ещё на морозе... Бр-р-р!

Чтобы избежать неприятности, в систему охлаждения двигателя и заливают не простую воду, а антифриз — незамерзающую смесь воды со специальной жидкостью. Это очень удобно. Одного нельзя забывать — антифриз ядовит. Поэтому, залив его в радиатор двигателя, нужно обязательно сразу же вымыть руки с мылом.
БЕНЗОБАК — Автомобильный двигатель работает на бензине. Чтобы проехать на «Москвиче» 10 километров, требуется всего 1 литр бензина. Но ведь не станешь останавливаться через каждые 10 километров и то и дело раздобывать новую порцию бензина. Поэтому и существует на автомобиле бензобак, в котором хранится необходимый запас «пищи» для двигателя. Бензобак «Москвича», например, вмещает больше 40 литров. Это значит, что можно спокойно проехать 400 километров — бензина хватит. На всякий случай, чтобы водителю не ошибиться, в автомобиле есть прибор, показывающий, сколько же осталось в баке бензина. Увидишь, что бензин на исходе, — быстрее к ближайшей бензоколонке!

ВЕДУЩИЙ МОСТ — Для того чтобы автомобиль двигался, вовсе не обязательно связывать двигатель со всеми четырьмя колёсами. Достаточно только с двумя. Эти колёса— обычно задние — называются ведущими.

Но двигатель и почти все валы трансмиссии (см.) располагаются вдоль автомобиля, а полуоси с колёсами — поперёк. Как же передать усилие к полуосям, повёрнутым на 90 градусов к валу трансмиссии? С помощью главной передачи (см.), состоящей из особых шестерён со спиральными зубьями. Главная передача, дифференциал (см.), полуоси — все эти механизмы, вместе взятые, и называются ведущим мостом автомобиля.
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ, ИЛИ ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР — Сколько в воздухе пыли и всяких примесей? Много! За 1 час работы двигателя в его цилиндры засасывается вместе с воздухом до 20—30 граммов пыли! Это, конечно, если нет воздухоочистителя. А когда он есть, вся пыль в нём задерживается и в двигатель не попадает.

ГЕНЕРАТОР — В вашей квартире электролампочки и холодильник, пылесос и телевизор питаются током от городской электрической сети. От городской сети получают ток и троллейбус, и трамвай. Другое дело — автомобиль. Сегодня он в городе, а завтра — далеко в дороге; он не может получать ток по проводам от городской электросети. А ток ему очень нужен. Для чего? Для того, чтобы освещать ночью дорогу, сигнализировать другим водителям осветительными приборами. И не только для этого. Прочитайте, как работает автомобильный двигатель (см.), и вам станет ясно, что ему постоянно необходима электрическая искра. Без электрического тока не будет работать и стартер (см.), который пускает двигатель в ход. В общем, электрический ток нужен автомобилю позарез.

Пришлось завести на автомобиле свою собственную маленькую электростанцию — генератор.

Чем выше обороты двигателя, тем больше она вырабатывает электроэнергии. Когда автомобиль с большой скоростью мчится по шоссе, генератор не только даёт ток всем приборам, но ещё и изо всех сил заряжает аккумулятор (см.).
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА — В трансмиссию (см.) автомобиля входит множество сложных узлов, приводящих в движение его колёса. В числе этих агрегатов — ведущий мост (см.), составной частью которого является пара простых конических шестерён. Хотя они лишь составная часть ведущего моста, их называют главной передачей. За что же такая честь?

Современный двигатель автомобиля работает на полную мощность при очень высоких оборотах (5000—7000 оборотов в минуту). Валы трансмиссии, соединённые с коленчатым валом двигателя, вращаются с такой же скоростью. Представляете, что было бы, если напрямую передать это вращение к колёсам? Да автомобиль помчался бы с бешеной скоростью— чуть ли не 1000 километров в час — и... немедленно разбился. Нет, на дорогах такая скорость не нужна. Полезней за счёт скорости выиграть в силе.

Вот главная передача этим и занимается. Малая шестерня карданного вала вращает большую, коронную, шестерню, и поэтому ведущие колёса автомобиля вращаются гораздо медленнее, чем карданный вал, но зато тяговое их усилие становится гораздо большим.
ГЛУШИТЕЛЬ — Изобретатель одного из первых автомобилей Маркус (1875) был вынужден отказать себе в удовольствии ездить на своём детище по улицам Вены, так как машина производила, по мнению венской полиции, «невероятный шум, нарушающий покой подданных его императорского величества». Действительно, в первые годы своего существования автомобиль был созданием очень шумным и беспокойным. Отработанные газы вырывались из цилиндров двигателя с треском, напоминающим ружейные выстрелы, и наводили ужас на прохожих.

Современные автомобили намного деликатнее. Как же удалось утихомирить двигатели? С помощью глушителя, поставленного на пути выхлопных газов. Глушитель — это камера, разделённая внутри несколькими перегородками с просверлёнными в них отверстиями. Проходя через эти отверстия, отработанные газы расширяются, теряют свою скорость и давление, охлаждаются и выходят наружу почти беззвучно.

ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ — Сколько тонн груза может принять автомобиль, чтобы везти его, не кряхтя, не задыхаясь от непосильной тяжести и не оседая на рессорах?

Это зависит оттого, какой грузовик. Одно дело — полуторка, то есть полуторатонный автомобиль, а другое — трёхтонный или пятитонный. Способность автомобиля перевозить определённое количество полезного груза и называется его грузоподъёмностью. Когда говорят «четырёхтонный автомобиль», это не значит, что он сам столько весит. Это его грузоподъёмность.

ДВИГАТЕЛЬ — Его можно назвать сердцем автомобиля. Он приводит автомобиль в движение, создавая на колёсах необходимое для этого усилие. А откуда же это усилие берётся? Из тепловой энергии, возникающей при сгорании бензина в цилиндрах двигателя. Двигатель преобразует эту энергию в механическую работу.

Внутри двигателя вверх-вниз ходят поршни, имеющие форму перевёрнутого стакана. Сверху все цилиндры закрыты крышкой — головкой блока, — в которую вставлены запальные свечи (см.). Тут же имеются впускные и выпускные отверстия, которые то открываются, то закрываются клапанами. Когда в цилиндр двигателя через впускной клапан попадает рабочая смесь (бензина с воздухом), свеча даёт искру и воспламеняет эту смесь. Газы, образующиеся при сгорании, расширяются, давят на поршень и толкают его вниз. А поршень связан с коленчатым валом, причём так, что заставляет его повернуться на пол-оборота. Не успеет вал закончить поворот, как свеча воспламенит рабочую смесь в другом цилиндре, и его поршень тоже начнёт толкать коленчатый вал. И так все цилиндры. А отработанные газы? Они выводятся из цилиндров через выпускные клапаны. Взад-вперёд ходят поршни, вращая коленчатый вал. Остаётся только передать это вращательное движение на колёса автомобиля при помощи трансмиссии (см.).

ДИФФЕРЕНЦИАЛ — Когда автомобиль движется не по прямой дороге, а делает поворот, его ведущие колёса проходят путь разной длины. Например, при повороте налево правые колёса автомобиля проходят больший путь. Поэтому если бы оба ведущих колеса сидели на одной общей оси, то она могла бы при повороте автомобиля (или на неровном участке дороги) сломаться. Чтобы избежать неприятности, ведущие колёса в автомобиле насаживают не на одну общую ось, а на две отдельные «половинки» — полуоси (см.). Между ними же помещают дифференциал, то есть механизм, позволяющий колёсам вращаться независимо друг от друга и с разной скоростью. Он состоит из корпуса, крестовины и насаженных на неё особых шестерён (сателлитов), которые, если нужно, умеют проворачиваться вхолостую. Сателлиты всегда сцеплены с шестернями полуосей. Когда автомобиль движется в прямом направлении по ровной дороге, они вращают шестерни обеих полуосей с одинаковой скоростью. Но стоит колёсам начать вращаться с разной скоростью, сателлиты заставляют вращаться с разной скоростью и полуоси.

ЖИКЛЁР — Многие думают, что это деталь карбюратора (см.). Нередко можно услышать такие слова: «Дай-ка сюда жиклёр!» или: «Надо будет вынуть жиклёр!» — и тому подобное. Между тем его нельзя ни «дать сюда», ни «вынуть», ни вообще взять в руки. Жиклёр не вещь, не деталь, а всего лишь... отверстие. Да к тому же очень маленькое и очень точно подобранное, калиброванное. Оно имеется в трубке-распылителе карбюратора и необходимо для того, чтобы в цилиндры двигателя поступало точно отмеренное количество бензина.

ЗАЖИГАНИЕ — Для того чтобы в цилиндрах двигателя воспламенилась рабочая смесь, нужна искра. Её не получишь без системы зажигания, в которую входят несколько приборов, среди них свечи (см.), катушка зажигания и прерыватель-распределитель (см.). Для чего они нужны? Дело в том, что получить искру невозможно без тока высокого напряжения, а из генератора и аккумулятора поступает ток низкого напряжения. Вот катушка и преобразовывает его в ток высокого напряжения, а прерыватель-распределитель посылает этот ток к свечам зажигания в определённой последовательности.
ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ — Когда появился первый в мире автомобиль, перед ним бежал мальчик и громко дудел в рожок, предупреждая пешеходов об опасности. Потом такие рожки шофёры стали возить с собой в автомобиле; как увидят кого-нибудь на дороге, начинают дудеть. А сейчас в автомобилях вместо рожков и гудков имеется электрический звуковой сигнал. Нажмёт водитель на кнопку или рычажок, и сигнал загудит. Голос у него красивый, но в городах и других населённых пунктах звуковые сигналы запрещены. Зачем понапрасну шуметь?

КАРБЮРАТОР — прибор, приготовляющий горючую смесь: бензин+воздух. Видели вы когда-нибудь, как парикмахер опрыскивает лицо клиента одеколоном из пульверизатора? Так вот, в карбюраторе происходит нечто подобное. Он распыляет жидкий бензин, превращает его в туман, состоящий из множества очень мелких капелек, окутанных воздухом. В карбюраторе есть две основные камеры — поплавковая и смесительная. В поплавковой камере поддерживается постоянный уровень бензина, который по трубке-распылителю с очень маленьким отверстием поступает в смесительную камеру. А здесь с большой скоростью проносится воздух, засасываемый в цилиндр двигателя. Струя воздуха разбивает бензин на мельчайшие капельки, частично испаряет его и смешивается с ним. Если в этой смеси много бензина, то она называется богатой, если мало — бедной. При разных режимах работы двигателя в него подаётся разная смесь: то беднее, то богаче. От количества смеси, приготовляемой в карбюраторе, зависит и скорость автомобиля.

В карбюраторе есть заслонка (она называется дроссельной), связанная с педалью газа в кабине водителя автомобиля. Нажмёт водитель на педаль газа, заслонка пропустит в двигатель больше рабочей смеси, и автомобиль поедет быстрее.



КАРДАН — Так называется шарнир, обладающий замечательной способностью без помех передавать вращение от одного вала на другой под различными, непрерывно меняющимися углами наклона. Назван так по имени изобретателя — инженера Кардана.
КЛИРЕНС— Едете вы по просёлочной дороге и вдруг видите перед собой глубокую колею, в середине которой образовался солидный бугор. Проехать или не проехать? Вдруг зацепишься за него передней балкой, глушителем (см.), картером заднего моста?.. Чтобы ехать безбоязненно, надо знать, какой у твоей машины клиренс, то есть каков просвет между низшей точкой автомобиля (обычно это кромка заднего моста) и полотном дороги. У легковых автомобилей клиренс, разумеется, намного меньше, чем у грузовых, и это во многом определяет проходимость (см.) последних.
КОЛЕСО — Пожалуй, нет у автомобилей другого такого узла, который так сильно влиял бы почти на все их качества — на динамичность, устойчивость, проходимость, маневренность, плавность хода, безопасность движения и даже... на расход топлива. Достаточно напомнить, что произошло с автомобилем в начале века, когда на его колёса надели резиновые шины. Да он сразу же стал вдвое легче! Дело в том, что упругие шины смягчили удары о неровности дороги и, значит, появилась возможность делать агрегаты и кузов автомобиля менее прочными и массивными. Это, в свою очередь, значительно уменьшило расход топлива и в то же время сильно увеличило скорость автомобиля.

Автомобильное колесо состоит из ступицы (с помощью которой оно надевается на ось), соединительного диска и обода с надетой на него шиной. Колесо не терпит одиночества. В единственном числе оно беспомощно. Зато в содружестве с другими колёсами оно способно совершать чудеса. Недаром же говорят, что колёса — это семимильные сапоги современного автомобиля.


КОРОБКА ПЕРЕДАЧ — Когда человек поднимается в гору, его ногам приходится затрачивать больше усилий, чем на ровной дороге. И идёт он при этом медленнее.

То же самое происходит с автомобилем. Когда он взбирается в гору, его «ногам» — колёсам приходится труднее, чем на ровной дороге. Нужно, чтобы и к ним было подведено большее усилие от двигателя, пусть даже за счёт скорости. Как говорится, медленно, но верно.

Для этого и служит коробка передач. В ней имеется несколько валов, на которые посажены шестерни (зубчатые колёса) разных размеров. Один из этих валов соединяется через сцепление (см.) с двигателем, а другой — с трансмиссией (см.). Когда шестерни обоих валов сцеплены друг с другом, усилие от двигателя передаётся колёсам.

Но стоит шестерни передвинуть так, чтобы маленькая шестерня ведущего вала пришла в зацепление с одной из больших шестерён ведомого вала, как этот вал начнёт вращаться медленнее ведущего, но зато усилие на нём возрастёт, и колёсам автомобиля будет легче взобраться на гору. Словом, выиграешь в скорости — потеряешь в силе; выиграешь в силе — потеряешь в скорости. Всё дело в том, какие именно шестерни коробки передач сцеплены между собой, а это зависит от водителя. К его услугам специальный рычаг, с помощью которого он и переключает передачи.

И наконец, коробка передач служит для того, чтобы автомобиль мог двигаться задним ходом. Включишь рычаг — и колёса автомобиля начнут вращаться в обратную сторону.
КУЗОВ — Представьте себе, что ваш автомобиль состоит только из двигателя и шасси (см.). Какой толк в такой машине? И самому сесть некуда, и пассажиров не разместишь, и для груза места нет. Потому-то кузов и считается одной из трёх основных частей автомобиля. Без него автомобиль— не автомобиль.

Впрочем, у легковых автомобилей кузов обычно служит не только для того, чтобы было где размещать пассажиров и багаж. Он к тому же необходим как основание, на котором монтируются все агрегаты автомобиля. Такой кузов называется «несущим». Внутри него ставятся мягкие сиденья, приборы отопления и вентиляции. Кузов бывает закрытым (седан или лимузин) или открытым (кабриолет или фаэтон). У открытого кузова съёмная или откидная крыша, которую открывают в жару.

Кузов грузового автомобиля состоит обычно из кабины водителя и грузовой платформы. Но иногда вместо грузовой платформы устанавливают цистерну для перевозки жидких грузов — молока, бензина и т. п. — или ящик-фургон. А ещё бывают автомобили-рефрижераторы; их кузова - настоящие

холодильники, которые нужны для перевозки скоропортящихся продуктов.



ЛИТРАЖ — Это рабочий объём цилиндров двигателя в литрах. Иными словами: сколько можно было бы залить жидкости во все цилиндры двигателя, если бы использовать их просто как сосуды. Казалось бы, какое это имеет значение? Оказывается, очень большое. Ведь чем больше рабочий объём цилиндров двигателя, тем большее количество смеси засасывается в цилиндры и тем большую мощность он способен развить. А чем больше мощность, тем выше и быстроходность, и грузоподъёмность, и другие качества автомобиля. Вот почему при классификации автомобилей, определении их возможностей и достоинств обычно принимается за основу литраж их двигателей.

Машины с двигателями большого литража обычно и выглядят «солиднее» — они крупнее, быстроходнее, комфортабельнее, имеют более «внушительный» вид.

«Чайка» и ЗИЛ-114 с их восьмицилиндровыми двигателями литражом соответственно 5,52 и 7,0 литров относятся к автомобилям высшего класса, «Волга» с двигателем в 2,445 литра — к среднему классу, а «Жигули» (от 1,3 до 1,5 литра), «Запорожец» (1,197 литра) и «Москвичи» (1,36 и 1,48 литра) —автомобили малолитражные.

МАХОВИК — На заднем конце коленчатого вала двигателя (см.) насажен чугунный маховик. Для чего он нужен?

Может быть, для запуска двигателя? Ведь на маховик напрессован стальной зубчатый венец, при помощи которого стартер (см.) и проворачивает коленчатый вал до тех пор, пока двигатель не заведётся.

Может быть, для передачи усилий? Маховик — часть механизма сцепления (см.), как бы его ведущий диск, и когда к нему прижимается ведомый диск, маховик соединяет двигатель с трансмиссией (см.).

Какой ответ правильный? Оба. Но главная задача маховика ещё не названа. Завести двигатель можно и заводной рукояткой, а ведущий диск сцепления вовсе не должен быть таким массивным. Главная особенность маховика — его большая масса. А она рассчитана и подобрана так, чтобы в результате рабочего хода поршней энергия как бы накапливалась в маховике и движение не ощущалось в виде отдельных толчков. Словом, маховик заботится о плавном и равномерном вращении коленчатого вала.



ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ — Во время работы двигателя в его цилиндрах сгорает бензин. От этого стенки цилиндров и другие детали очень нагреваются. Если их не охлаждать, го в двигателе выгорит масло, расплавятся подшипники — произойдёт много других неприятностей.

Для того чтобы избавить двигатель от лишнего тепла, в блоке цилиндров имеется полость для воды. Полость так и называется: «водяная рубашка». Вода по ней циркулирует, омывает цилиндры и забирает у двигателя часть тепла. Но и вода вскоре закипела бы, не будь рубашка соединена шлангами с радиатором (см.). При движении автомобиля радиатор охлаждается встречным воздухом, а когда автомобиль стоит на месте, — воздухом, который засасывается вентилятором, расположенным возле радиатора.

В систему охлаждения двигателя входит также водяной насос. Он гонит нагретую воду из рубашки в радиатор, а охлаждённую — из радиатора в рубашку.
ПОДВЕСКА КОЛЕС — Дороги бывают разные. Нередко даже на гладкой дороге встречаются выбоины, кочки, различные повреждения. Быстро поедешь — растрясёт. Как быть? Ведь автомобилю не к лицу останавливаться перед каждой кочкой или объезжать каждую неровность. Поэтому-то его колёса подвешиваются на рессорах (см.) и амортизаторах (см.), которые смягчают толчки, не дают ударам, получаемым колёсами, передаваться на кузов. А чтобы толчки не передавались от одного колеса к другому, применяют так называемую независимую подвеску колёс (обычно только передних), при которой каждое колесо имеет свою пружинную рессору. Наедет колесо на кочку или на ухаб, а пассажир даже и не заметит этого. Сработает подвеска: «больно» будет ей, а не пассажиру. Но она всё стерпит: для того и устроена.
ПОЛУОСЬ — Прежде всего это вовсе не половинка оси, а самая настоящая ось. Она служит для передачи усилия к ведущим колёсам. Но почему же всё-таки она называется полуосью? Да потому, что почти во всех других видах наземного транспорта^ колёса сидят на одной оси, образуя так называемую колёсную пару. В автомобиле же между ведущими колёсами расположен ещё и дифференциал (см.). И ось колёсной пары разделяется здесь на две равные части, каждая из которых соединена одним концом с шестернями дифференциала, а другим — с колесом.
ПОРЯДОК РАБОТЫ — Зажигание смеси в цилиндрах двигателя, а значит, и рабочие ходы поршней должны происходить в определённой последовательности. Неразбериха тут ни к чему. Наиболее равномерно, плавно и с большой пользой четырёхцилиндровый двигатель работает, если искра проскакивает в цилиндрах не подряд — в первом, втором, третьем, четвёртом, — а в разбивку: скажем, сначала в первом, затем в третьем, четвёртом, а уж потом во втором. Это и есть порядок работы двигателя. У «Москвича» он — 1—3—4—2, а у «Волги» — 1—2—4—3.
ПРОХОДИМОСТЬ — На хорошей дороге все автомобили «равны» — едут себе и едут: одни быстрее, другие медленнее. Но вот они свернули на просёлок, а то и просто на участок бездорожья, где рыхлая земля, где часто встречаются канавы, выбоины, кочки, сыпи. Одни машины с ходу как ни в чём не бывало проходят эти препятствия, другие трудятся «в поте лица», но всё же застревают, а третьи... Впрочем, некоторые даже и не пытаются двигаться дальше, а сразу же благоразумно поворачивают обратно.

Способность автомобиля двигаться — с грузом или с пассажирами — без дорог или по немощёным, не усовершенст вованным дорогам называется проходимостью. Она зависит от многих причин: от количества ведущих колёс автомобиля, профиля и ширины его шин, давления воздуха в них, от величины дорожного просвета — клиренса (см.) и ряда других особенностей конструкции.


РАДИАТОР — прибор в системе охлаждения двигателя (см.). Верхний и нижний бачки радиатора соединены патрубками с водяной рубашкой двигателя. А между бачками — сердцевина; она состоит из большого количества трубочек для воды и тонких поперечных пластин, сквозь которые легко проходит воздух, обдувающий эти трубочки. Так что в нижний бачок радиатора вода стекает, отдав воздуху то тепло, которое получила в двигателе. Теперь она может снова «освежать» его, поступив в водяную рубашку охлаждённой.
РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР — «Электростанция» автомобиля—его генератор (см.) — приводится во вращение двигателем (см.). А число оборотов двигателя, понятное дело, всё время меняется в зависимости от условий движения и дорожной обстановки. То машина мчится во весь опор, то плетётся в хвосте длинной колонны грузовиков, то останавливается у шлагбаума или светофора.

А раз так, то изменяются напряжение и сила тока, вырабатываемого генератором. Они могут повыситься настолько, что, того и гляди, перегорят нити ламп и обмотка электроприборов.

Избежать этого и помогает комбинация приборов, в которую входят ограничитель силы тока, регулятор его напряжения и реле, автоматически, когда это требуется, отключающее и включающее генератор. Иначе говоря, реле-регулятор — это «мозг» всей системы электрооборудования автомобиля.
РЕССОРА — Почти все виды наземного транспорта имеют устройство для смягчения толчков от неровностей дороги. Ещё бы!.. Когда едешь быстро, то малейшая неровность — не говоря уже о кочках, выбоинах и ухабах — становится весьма ощутимой. Вернее, стала бы ощутимой, если бы в

подвеске колёс (см.) не было рессор, или пружин, принимающих удары на себя. Автомобильная рессора обычно состоит из набора стальных листов разной длины, стянутых центральным болтом. Чтобы кузову не передавались все удары и толчки, между листами рессоры наносится слой смазки. А чтобы смазка не вытекла и не загрязнилась, на рессоры обычно надевают чехлы.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ — Чтобы автомобиль поехал вправо или влево, надо повернуть его передние колёса. А это не так просто. Подойдите к автомобилю и, взявшись за колесо, попробуйте повернуть его. Вряд ли у вас что-нибудь получится. А шофёр, сидя за баранкой, делает это безо всякого труда. Почему? Потому что ему помогает в делает это безо всякого труда. Почему? Потому что ему помогает в этом целая система рычагов. Вместе с рулевым механизмом, колонкой и «баранкой» они образуют рулевое управление автомобиля.

На больших машинах, кроме того, имеется специальный механизм — усилитель руля. Он ещё больше облегчает работу водителя.



СВЕЧА — прибор для зажигания (см.) рабочей смеси в цилиндре. У свечи два электрода. К одному из них подводится ток высокого напряжения. Когда ток «перепрыгивает» с этого электрода на другой, между ними вспыхивает искра, которая и воспламеняет сжатую в цилиндре рабочую смесь.

СМАЗКА — Казалось бы, в двигателе есть много деталей, трущихся друг о друга. Но если бы они действительно тёрлись друг о друга, то вскоре износились бы. К тому же на преодоление силы трения пришлось бы впустую затрачивать много сил.

К счастью, детали в двигателе непосредственно друг о друга не трутся. Между ними всегда есть тонкая масляная плёнка. Так что трение — теперь уже не такое сильное — происходит не между поверхностями деталей, а между слоями масла.

Масло заливают в картер двигателя. Отсюда оно подаётся шестерёнчатым масляным насосом в фильтры для очистки, а затем по каналам, высверленным в корпусе двигателя, поступает к подшипникам. Стекая из подшипников, масло разбрызгивается вращающимися деталями двигателя. Образуется масляный туман, который смазывает внутри двигателя все остальные трущиеся детали. Потом отработанное масло стекает в картер, и всё начинается снова. В конце концов масло делается очень грязным, и тогда его надо сменить. Обычно это бывает после того, как автомобиль пробежит много километров.

Но смазка нужна не только двигателю. Смазывать приходится почти все детали трансмиссии (см.). Масло заливают и в коробку передач (см.), и в дифференциал (см.). Только масло здесь другое, погуще — не моторное, а трансмиссионное. А узлы подвески колёс (см.) смазывают уже совсем густым маслом. В общем, без смазки автомобилю никак нельзя.



СПИДОМЕТР — прибор, показывающий, с какой скоростью едет автомобиль и сколько километров пройдено. Спидометр находится на щитке приборов, прямо перед глазами водителя. Посмотришь на стрелочку циферблата — и сразу узнаешь, с какой скоростью едешь. А в окошечке спидометра видны цифры, показывающие, какой путь пройден автомобилем с момента его рождения.

СТАРТЕР — Чтобы засосать бензин в цилиндры двигателя, сжать там рабочую смесь и воспламенить её искрой от свечи, надо хотя бы разок-другой провернуть двигатель, то есть заставить поршни переместиться в цилиндрах. Конечно, можно сделать это с помощью заводной рукоятки. Но удобнее — электромотором, имеющим специальный механизм для пуска двигателя. Он и называется стартером. Включишь стартер, и он до тех пор будет проворачивать коленчатый вал, пока двигатель не заведётся.

А откуда же берётся ток для стартера? Ведь двигатель пока не работает, а значит, не работает и «электростанция» автомобиля, его генератор? Ток поступает из аккумулятора (см.).


СЦЕПЛЕНИЕ — Вы сели за руль, завели двигатель и хотите поехать. Что нужно для этого сделать?

Надо, конечно, включить передачу, то есть соединить двигатель с колёсами. Но... как бы вы это сделали, если бы в автомобиле не было сцепления? Ведь двигатель-то работает, а колёса ещё нет. При включении передачи получился бы сильный удар, машина тронулась бы с места рывком, и шестерни в коробке передач наверняка поломались бы...

Нет, так нельзя. Усилие от двигателя на трансмиссию и колёса надо передать плавно, постепенно, чтобы автомобиль мягко, без рывка тронулся с места. Да и потом, когда вы поедете и будете переключать передачи, придётся каждый раз временно отсоединять двигатель от трансмиссии.

Для этого и существует сцепление. Его ведущий диск связан с двигателем и вращается вместе с коленчатым валом и маховиком (см.). Другой, ведомый, диск связан с коробкой передач. Если прижать оба диска друг к другу, то двигатель соединится с трансмиссией. Но ведь это можно сделать плавно, постепенно прижимая диски друг к другу. Водитель так и поступает: трогаясь с места, он медленно отпускает педаль сцепления, прибавляет газ, и машина плавно набирает скорость.



ТОРМОЗА нужны для того, чтобы снизить скорость движения, вовсе остановить автомобиль или удерживать его на остановке в неподвижном состоянии.

Что такое «затормозить»? Это значит сделать так, чтобы колёса вращались медленней или вовсе остановились. Для этого на каждом колесе имеется тормозной барабан, внутри которого есть две разжимные колодки. Когда автомобиль едет, колодки не соприкасаются с барабаном. Но вот шофёр увидел впереди препятствие и решил уменьшить скорость. Он нажимает на тормозную педаль — колодки раздвигаются и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает сила трения, она не даёт колесу вращаться свободно. Если шофёр только слегка нажмёт на педаль, то автомобиль просто замедлит ход, а если посильнее, то автомобиль остановится.

Есть в автомобиле ещё и ручной тормоз. Его включают на стоянках. Особенно необходим такой тормоз, когда машина стоит на горке, — чтобы вниз не скатилась.
ТРАНСМИССИЯ — Усилие от двигателя к колёсам передаётся через сцепление (см.), коробку передач (см.), карданную передачу и ведущий мост (см.) Всё это, вместе взятое, и называйся трансмиссией автомобиля. Иначе говоря, трансмиссия — это группа механизмов и валов, с помощью которых двигатель приводит в движение колёса автомобиля.

ФАРЫ — Ночью, в темноте, автомобиль должен сам себе освещать дорогу. А так как он едет быстро, нужно, чтобы луч света перед автомобилем был достаточно длинным, иначе слишком поздно заметишь препятствие и не успеешь затормозить. Поэтому у фары автомобиля лампочки с двумя нитями: одна для дальнего света, другая для ближнего. А за лампочками находятся рефлекторы. Это такие вогнутые зеркала, которые собирают лучи света в пучок и бросают его далеко вперёд. Когда автомобиль едет по хорошо освещенной улице, вместо фар включают подфарники — маленькие фонари, которые служат не столько для освещения, сколько для сигнализации. Во-первых, ночью они указывают габариты автомобиля, то есть его крайние точки слева и справа. Во-вторых, в любое время суток сообщают, что автомобиль будет делать поворот. Стоит водителю включить указатель поворотов, как один из подфарников (левый или правый) начинает мигать, предупреждая пешеходов и другие машины об опасности.
ФИЛЬТР ВОЗДУШНЫЙ - См. воздухоочиститель.
ФИЛЬТР МАСЛЯНЫЙ — Когда вы ходите по улице, подмётки ваших башмаков стаптываются и стираются. Мелкие частицы стёртой подошвы остаются на тротуаре, но это никого не беспокоит. А в двигателе такие же мелкие частицы истирающегося металла и нагара, попадая в масло, начинают царапать стенки цилиндров и подшипники, то есть портить их.

Для очистки масла и существуют фильтры. Один из них — сетчатый фильтр грубой очистки: он не пропускает в систему смазки (см.) наиболее крупные частицы загрязнений, а другой— фильтр тонкой очистки — имеет фильтрующий элемент, собранный из картонных пластинок. Когда этот элемент загрязняется, его вынимают из фильтра и выбрасывают, а вместо него вставляют новый.



ШАССИ — одна из основных частей автомобиля. Это я трансмиссия (см.), и механизмы управления (то есть руль и тормоза), и ходовая часть (то есть колёса, подвеска, передняя и задняя оси и т. д.). В грузовых автомобилях основу шасси составляет рама, на которую монтируются все механизмы и агрегаты автомобиля. У легковых автомобилей рамы обычно не бывает, её функции выполняет несущий кузов (см.).
ШИНЫ — Говорят, шины — обувь автомобиля. Это не совсем точно. Лучше уж сказать, что шины — лапы автомобиля, как у кошки или собаки. Потому что автомобиль, наподобие животных, при движении цепляется за землю. Хорошее сцепление колеса с дорогой необходимо, чтобы автомобиль был устойчив, не скользил. Поэтому-то на беговую часть шины (она называется протектором) наносят рисунок, то есть как бы зарубки разной формы. Когда рисунок сотрётся, шину надо сменить. На «лысой» резине ездить нельзя — колёса будут скользить, буксовать, автомобиль перестанет слушаться руля.

Другая задача шины — смягчать толчки, возникающие при движении автомобиля по дороге. Для этого шину накачивают воздухом.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница