Аннотации рабочих программ учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация»
С1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
С1.Б.1 ФИЛОСОФИЯ
1.Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов непротиворечивого, критически ориентированного философского мировоззрения на основе знакомства с опытом теоретической философской мысли; воспитания навыков культуры мышления как самостоятельного, логически организованного и целенаправленного процесса; формирование способности к обобщению и анализу воспринятой информации, осознанной и взвешенной постановке цели и выбору путей ее достижения, а также применению студентами знаний систематического курса философии для успешной профессиональной подготовки и личностного развития.
Задачи дисциплины:
1. Формирование представления о назначение философии в духовной жизни человека и общества, в воспитании человеческой личности, в осознании смысла жизни человека.
2. Формирование представления о специфике и структуре философского знания, ее отношении к другим формам знания.
3. Формирование представления об основной проблематике и категориях философского знания.
4. Изучение основных этапов развития мировой и отечественной философской мысли, отдельных философские течений и их представителей.
5. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, а также осмысления многообразия и единства историко-культурного мирового процесса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина относится к циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (С 1, базовая часть).
Курс «Философия» представляет собой пропедевтику всех социогуманитарных дисциплин, поэтому изучение его должно предварять изучение более частных предметов. Это объясняется тем, что освоение философии способствует формированию мировоззрения личности, умению логически мыслить и ориентироваться в протекающих общественных процессах, обеспечивает базис научной картины мира.
3. Требования к результатам освоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы философского мышления; роль философии в формировании ценностных ориентации в профессиональной деятельности.
2) Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в медицинской деятельности; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
3) Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Студент по итогам изучения дисциплины должен обладать следующими компетенциями:
Карта компетенций дисциплины
Формируемые компетенции в соответствии с ОПОП
|
Название компетенций
|
Название темы, раздела для формирования компетенций
|
Формирование компетенций (формы, методы)
|
ОК-1
|
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естесвенно-научных, медико-биологи-ческих и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
Весь курс «Философии»
|
Лекционные, семинарские занятия
|
ОК-2
|
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
Весь курс «Философии»
|
Лекционные, семинарские занятия
|
ОК-3
|
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям.
|
Тема 11. «Учение об обществе»; Тема 16. «Будущее человечества (философский аспект)».
|
Лекционные, семинарские занятия
|
ОК-5
|
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
|
Тема 11. «Учение об обществе».
Тема 15 «Научное познание»
|
Лекционные, семинарские занятия
|
4. Общая трудоемкость дисциплины 180 часов (5 ЗЕТ)
5. Формы контроля: промежуточная аттестация - экзамен
С1.Б.2 ПРАВОВЕДЕНИЕ
1.1. Цель изучения дисциплины «Правоведение» – состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости, в формировании у будущих врачей правовой компетенции, позволяющей аргументировано принимать правомерные решения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
1.2. Задачи изучения дисциплины «Правоведение» состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
2.1. Цикл, к которому относится дисциплина. Дисциплина «Правоведение» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основных образовательных программ подготовки специалиста федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1118 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»)».
2.2. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения. Для изучения дисциплины «Правоведение» необходимы входные знания, умения и компетенции по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла в объёме средней школы.
2.3. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей. Дисциплина «Правоведение» является предшествующей для следующих дисциплин:
- гуманитарного, социального и экономического цикла (биоэтика);
- профессионального цикла (общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Правоведение» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью к анализу политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к оценке политики государства (ОК-3);
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
- права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;
- обязанности, права, место врача в обществе.
Уметь:
- ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;
- навыками работы с юридическими документами.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕТ)
5. . Формы контроля: промежуточная аттестация - зачет
С1.Б.3 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
-
сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;
-
сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;
-
ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
-
понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам;
-
знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
-
воспитание нравственности, морали, толерантности;
-
понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
-
понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
-
способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
-
навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
-
умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
-
творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
2. Место дисциплины в структуре опоп
Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин ОПОП, его базовой части. Студенты изучают данный курс в первом семестре бакалавриата.
Перед этой дисциплиной студент должен изучить историю России, всемирную историю, обществознание в объеме средней школы.
В результате освоения материалов по этим дисциплинам студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);
- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно
значимые философские проблемы (ОК-2);
- знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, использовать их при решении социальных и профессиональных задач и анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3);
- понимать и соблюдать базовые ценности культуры, обладать гражданственностью и гуманизмом (ОК-4);
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
-
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
-
движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
-
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
-
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
2) Уметь:
-
логически мыслить, вести научные дискуссии;
-
работать с разноплановыми источниками;
-
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
-
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
-
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
-
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
3) Владеть:
-
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
-
навыками анализа исторических источников;
-
приемами ведения дискуссии и полемики.
Студент по итогам изучения курса должен обладать следующими компетенциями:
Карта компетенций дисциплины
Формируемая
компетенция
в соответствии с ООП
|
Название компетенции
|
Название темы, раздела для формирования компетенции
|
Формирование компетенции (формы, методы)
|
Средства оценки
|
ОК-1
|
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества
|
весь курс «Истории»
|
лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа
|
проверка конспектов лекций, опрос на семинарах,
рубежный контроль, экзамен
|
ОК-2
|
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно
значимые философские проблемы
|
весь курс «Истории»
|
лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа
|
проверка конспектов лекций, эссе, творческих работ, опрос на семинарах,
рубежный контроль, экзамен
|
ОК-3
|
знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, использование их при решении социальных и профессиональных задач и способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
|
весь курс «Истории»
|
семинарские занятия, самостоятельная работа
|
проверка реферируемых публикаций, рефератов, эссе, библиографических списков, опрос на семинарах
|
ОК-4
|
понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, обладание гражданственностью и гуманизмом
|
весь курс «Истории»
|
семинарские занятия, самостоятельная работа
|
опрос на семинарах, работа в малых группах, групповые дискуссии,
экзамен, проверка творческих заданий
|
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕТ)
5. . Формы контроля: промежуточная аттестация - зачет
С1.Б.4 ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ
-
Цель и задачи дисциплины:
Цель курса истории фармации – обучение будущих провизоров историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества. Проведение санитарно-просветительской работы среди взрослого населения, подростков, их родственников и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Дисциплина «История фармации» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.Р.1), является дисциплиной необходимой для изучения профильных дисциплин, которые преподаются параллельно с данным предметом или на последующих курсах. Освоение дисциплины «История фармации» должно предшествовать изучению дисциплин: философии, истории Отечества, истории медицины, экономики, правоведения, культурологии.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые в школьных курсах истории, мировой и художественной культуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В итоге изучения курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
-
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг (ПК-11);
- способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
- способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;
уметь:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социокультурную ситуацию в мире и России, и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
владеть:
- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕТ)
5. . Формы контроля: промежуточная аттестация - зачет
С1.Б.5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
С1.Б.6 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
1. Цели освоения дисциплины
Целью профессионального ориентированного обучения иностранному языку является приобретение будущими медиками основ иноязычной компетенции, необходимой для профессиональной межкультурной коммуникации, овладение основами устных и письменных форм общения на иностранном языке для использования его в качестве средства информационной деятельности и дальнейшего самообразования.
Иноязычная компетенция как основа профессионального иноязычного общения включает:
-
языковую и речевую компетенции, позволяющие использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения;
-
коммуникативную компетенцию, позволяющую участвовать в устном и письменном профессиональном общении на иностранном языке;
-
социокультурную компетенцию, обеспечивающую эффективное участие в общении с представителями других культур.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части цикла «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», одному из компонентов ФГОС ВПО третьего поколения. Изучение дисциплины проводится в течение первого-второго года обучения (1-4 семестры).
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку основывается на требованиях Квалификационной характеристики выпускника-фармацевта, а также интегрированной системы целей изучения дисциплин по специальности «Фармация».
Квалификационная характеристика выпускника-фармацевта предусматривает владение умением информационной деятельности с использованием иностранного языка для решения профессиональных задач, прежде всего с позиций доказательной медицины.
Информационная деятельность с использованием иностранного языка - обязательное в современных условиях средство ведения практической и научно-исследовательской работы в области фармации.
Дисциплина «Иностранный язык» тематически ориентирована на ознакомление студентов в процессе изучения иностранного языка с такими предметами естественно-научного и медико-биологического цикла, как химия, биология, ботаника, нормальная физиология, микробиология и вирусология и др.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной: - «Иностранный язык» в средней общеобразовательной школе.
|