МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Анапский филиал
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
|
по дисциплине
|
|
Б3.Б.9 «ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА»
|
(индекс и наименование дисциплины)
|
|
|
Код и направление
подготовки
|
|
080100.62 «Экономика»
|
|
|
|
Профиль
подготовки
|
|
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
|
|
|
|
Квалификация
(степень) выпускника
|
|
Бакалавр
|
|
|
|
Факультет
|
|
Анапский филиал
|
|
|
|
Ведущий
преподаватель
|
|
Поташова Елена Александровна
|
|
|
|
Кафедра-разработчик
|
|
Бухгалтерского учета, анализа и аудита
|
|
|
|
|
Анапа 2014
|
Содержание
1
|
Паспорт фонда оценочных средств ……………………………………..….
|
3
|
2
|
Текущий контроль .....……………………..……………………………..…..
|
5
|
|
2.1 Дискуссия (эссе, тезисы, рефераты (доклады))………………………
|
5
|
|
2.2 Контрольные работы ……………………………….…..….….…………
|
10
|
|
2.3 Кейс-задания..…………………………………………………………….
|
13
|
|
2.5 Тестовые задания ……….………………………………………………..
|
31
|
3
|
Заключительный контроль .....…………………...…………..…………..….
|
63
|
|
3.1 Вопросы на зачет…………..……………………………………………..
|
63
|
|
|
|
1 Паспорт фонда оценочных средств
В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» обучающийся, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «Бакалавр», утвержденным Приказом Министерства Образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №747 (в ред. приказа Минобрнауки РФ 31.05.2011 № 1975), вырабатывает следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК):
— способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
— умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).
б) профессиональные (ПК) в рамках аналитической, научно-исследовательской деятельности:
— способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7).
Таблица 1 ― Паспорт фонда оценочных средств дисциплины
«Экономика общественного сектора»
№ п/п
|
Контролируемые разделы (темы) дисциплины
|
Код контролируемой компетенции
(или ее части)
|
Наименование
оценочного средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Общественный сектор в смешанной экономике
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
2
|
Институциональные основы экономики общественного сектора
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
Основы функционирования общественного сектора
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
4
|
Равновесие в общественном секторе
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
5
|
Теория общественного выбора
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания; круглый стол
|
6
|
Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
7
|
Налоговый механизм и общественный сектор
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
8
|
Общественные расходы: структура и тенденции развития
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания; круглый стол
|
9
|
Основы и особенности бюджетного федерализма
|
ОК-4; ОК-5; ПК-7
|
Дискуссия;
дискуссия групповая; доклад /реферат (презентация); индивидуальное задание;
тестовые задания
|
2 Текущий контроль
2.1 Дискуссия (эссе, тезисы, рефераты (доклады))
Контроль освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» проводится в соответствии с Пл КубГАУ 2.5.1 — 2011 «Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов», версия 1.0.
Текущий контроль по дисциплине «Экономика общественного сектора» позволяет оценить степень восприятия учебного материала и проводится для оценки результатов изучения разделов/тем дисциплины.
Текущий контроль проводится как контроль тематический (по итогам изучения определенных тем дисциплины) и рубежный (контроль определенного раздела или нескольких разделов, перед тем, как приступить к изучению очередной части учебного материала).
Формы контроля по всем темам включают:
1) проведение дискуссии, в том числе групповой; устного и письменного опроса;
2) проверку докладов, рефератов, презентаций, сообщений на семинарском (практическом) занятии, студенческой научной конференции;
3) проверку выполнения индивидуальных заданий;
4) сдачу тестов;
5) проверку конспекта, др.
Дискуссия – это форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.
Эссе - жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, научно-публицистической литературы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, оригинальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Основная цель написания научно-публицистического эссе - выразить личную точку зрения автора по конкретной проблеме, изложив при этом ее предельно четко и кратко; показать собственную позицию автора.
Научно-публицистическое эссе характеризуют следующие особенности:
1) отражается личная точка зрения автора по конкретному вопросу или проблеме, при этом четко показывается собственная позиция;
2) предполагается свободное, оригинальное изложение текста эссе;
3) эссе подготавливается в стиле близком к разговорной речи, характеризующимся свободным лексическим составом языка, образностью и афористичностью;
4) исследование не должно претендовать на слишком глубокий анализ, достаточно ограничиться рассуждениями, яркими впечатлениями;
5) при подготовке эссе важен не большой объем, а конкретность темы исследования;
6) стиль эссе характеризуется непринужденным, своеобразным, оригинальным, образным изложением мысли;
7) от других форм научного исследования эссе отличается особый синтаксис: наличие неполных предложений, многоточий и т. п.;
8) исследование не требует изложения концепции, а только собственного впечатления о ней, умозаключений, выводов автора.
Структура эссе предполагает следующее.
-
Небольшой объем: 10-15 страниц.
-
Соответствие замыслу автора избранной им форме.
-
В начале работы указывается тема эссе.
-
Актуальность темы подчеркивается личной позицией автора, которая в данном случае по определению является актуальной.
-
Небольшие (в свободной форме) вводная и заключительная части, которые необходимы для определения целей и позиций автора, его выводов.
-
Список литературы может быть представлен в свободной форме.
-
Использование схем, диаграмм, таблиц, расчетов, иллюстрирующих основные выводы автора.
-
Демонстрация собственной позиции автора (изложение позиций других авторов может быть предельно кратким, но должно ощущаться знание автором этих позиций).
-
Ссылка на использованную литературу.
-
Наличие в работе элементов скрытого диалога, полемики с оппонентами и т.п.
-
Свободная композиция, которая должна только подчеркивать глубокие знания и убеждения автора по выбранной им теме.
Тезисы - форма записи, отражающая по пунктам основные положения работы (исследования), при помощи которой передается основное содержание. Тезисы формируют краткую систему знаний.
Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности, которое имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.
Задачи реферата:
1. Формирование умений самостоятельной работы студентов с источниками литературы, их систематизация;
2. Развитие навыков логического мышления;
3. Углубление теоретических знаний по проблеме исследования.
Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.
Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо» основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.
Оценка «неудовлетворительно» тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.
Рекомендуемая тематика рефератов по курсу приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Темы рефератов (докладов), рекомендуемые к написанию при
изучении дисциплины «Экономика общественного сектора»
№
темы лекции
|
Тема лекции
|
Темы докладов, рефератов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Общественный сектор в смешанной экономике
|
Основы функционирования общественного сектора в смешанной экономике.
Государство в меняющемся мире и роль государства и государственного сектора в экономике.
Повышение эффективности использования финансов общественного сектора в социальной сфере.
Размеры государственного сектора экономики; факторы, влияющие на их изменение.
|
2
|
Институциональные основы экономики общественного сектора
|
Неоинституциональная трактовка природы государства.
Условия Парето-эффективности экономики (эффективность в обмене, эффективность в производстве, эффективность в структуре выпуска).
Формирование и развитие некоммерческих организаций в смешанной экономике.
|
3
|
Основы функционирования общественного сектора
|
Классификация и свойства общественных благ.
Типология государств как поставщиков общественных благ.
Виды некоммерческих организаций, их специфика
Формы государственной поддержки некоммерческих организаций.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Равновесие в общественном секторе
|
Теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы.
Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов.
|
5
|
Теория общественного выбора
|
Становление и развитие предмета и метода теории общественного выбора.
Механизм общественного выбора и факторы, влияющие на принятие решения избирателем
Основные инструменты и методы анализа политических процессов.
Экономика бюрократии. Бюрократия как экономическое явление, ее роль и функции в современном обществе.
|
6
|
Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика
|
Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы.
Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия.
Основные тенденции изменения структуры государственных доходов в России в современной экономике.
Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов в финансировании расходов социальной сферы на федеральном и территориальном уровнях.
Тенденции и пути развития унитарных предприятий.
Анализ основных источников доходов и расходов бюджета Краснодарского края и города Анапа.
|
7
|
Налоговый механизм и общественный сектор
|
Налоговые системы и налоговая политика государств.
Виды и функции налогов.
Основные принципы построения налоговой системы.
Налоговый кодекс Российской Федерации и его совершенствование.
|
8
|
Общественные расходы: структура и тенденции развития
|
Расходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Динамика и структура государственных расходов на социальную сферу в странах развитой рыночной экономики и их тенденции в России последнего десятилетия.
Система регулирования страхования на современном рынке и сегменты страхового рынка.
|
9
|
Основы и особенности бюджетного федерализма
|
Бюджетный федерализм, вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов всех уровней.
|
Перед началом научной дискуссии из числа студентов преподавателем выбирается состав общественного совета, который включает членов:
— компьютерной группы (в случае, если предполагается проведение презентации доклада студента);
— протокольной группы;
— общественного жюри;
— счетной комиссии;
— группы порядка.
Перед началом научной дискуссии студенты также распределяются по проблемным группам в соответствии с темами подготовленных эссе (рефератов). Процедура дискуссии включает в себя два этапа:
1) выступление студента с докладом своей научной проблемы;
2) открытая дискуссия представленных проблем.
При этом каждый выступающий получает две оценки: за презентацию и ответы на вопросы. По результатам научной дискуссии составляется рейтинг студентов. В ходе дискуссии проводятся различные конкурсы: на самого активного оппонента, на лучший вопрос и т. д.
В группе, в которой проводится научная дискуссия, избирается докладчик, которому поручается обобщить результаты дискуссии.
Данный комплекс методов обучения активно используется в учебном процессе при проведении всех практических (семинарских) занятий.
Дискуссия групповая - метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.
Данный метод обучения активно используется в учебном процессе при проведении всех практических (семинарских) занятий.
Доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющие собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов.
Доклады направлены на более глубокое изучение студентами лекционного материала или рассмотрения вопросов для дополнительного изучения.
Данный метод обучения активно используется в учебном процессе при проведении всех практических (семинарских) занятий.
Пост-тест - тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам.
Данный метод обучения используется в учебном процессе при проведении тестирования с использованием аттестационного педагогического измерительного материала для оценки качества знаний студентов по дисциплине.
Круглый стол - один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма занятий позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.
2.2 Контрольные работы
Тематика заданий к контрольным работам установлена в соответствии с Паспортом фонда оценочных средств (таблица 1). Задания составлены по вариантной системе.
Варианты контрольной работы
(приведены несколько вариантов)
Контрольная (самостоятельная) работа по дисциплине
«Экономика общественного сектора»
Вариант №1
1. Общественный сектор экономики: сущность и условия его функционирования.
2. Критерии оценки эффективности налоговых систем с позиции государства – поставщика общественных благ.
Вариант №2
1. Роль и значение государства как основы функционирования общественного сектора экономики.
2. Задачи и типы политики проводимой государством – поставщиком общественных благ.
Вариант №3
1. Изъяны рынка, основные причины их появления и способы борьбы с ними.
2. Элементы налогообложения. Кривая Лаффера как критерий величины доходов общественного сектора экономики.
Вариант №4
1. Несовершенство конкуренции как изъян рынка и способы борьбы государства – поставщика общественных благ с ним.
2. Бюджетный федерализм. Организация бюджетной системы в РФ.
Вариант №5
1. Задачи общественного сектора экономики.
2. Функции и принципы построения налоговой системы с точки зрения поставки общественных благ.
Вариант №6
1. Общественные блага и их свойства.
2. Классификация расходов общественного сектора экономики.
Вариант №7
1. Классификация общественных благ.
2. Местные налоги и сборы РФ как источник финансирования общественных благ.
Вариант №8
1. Модели воздействия государства как поставщика общественных благ на общественное благосостояние.
2. Критерии оценки эффективности общественных расходов. Условия более рационального осуществления общественных расходов в РФ.
Вариант №9
1. Сущность общественного выбора.
2. Пути совершенствования налоговой политики государством - поставщиком общественных благ.
Вариант №10
1. Механизм общественного выбора (голосования).
2. Основные направления реализации налоговой политики государства как поставщика общественных благ.
Вариант №11
1. Источники доходов общественного сектора экономики.
2. Функции и признаки социального страхования. Формы организации системы социального страхования.
Вариант №12
1. Предприятия и организации, принадлежащие государству, их доходы как источник финансирования общественного сектора экономики.
2. Значение, отличительные признаки налога как основного источника финансирования общественных благ.
Вариант №13
1. Доходы государства (поставщика общественных благ) от продажи и сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, специфика их получения.
2. Значение расходов общественного сектора экономики.
Вариант №14
1. Классификация налогов как основного источника финансирования общественных благ.
2. Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств.
Вариант №15
1. Федеральные налоги и сборы РФ как источник финансирования общественных благ.
2. Социальные выплаты по временной нетрудоспособности в РФ.
Вариант №16
1. Региональные налоги и сборы РФ как источник финансирования общественных благ.
2. Социальные выплаты по поводу смерти (пособие на погребение) в РФ.
Вариант №17
1. Социальное страхование, его сущность и основные понятия. Страховая защита и ее признаки.
2. Особенности производства товаров и услуг некоммерческими организациями в общественном секторе экономики.
Вариант №18
1. Некоммерческие организации как часть общественного сектора экономики, их основные формы.
2. Пенсионный фонд РФ: задачи функционирования, источники финансирования, основные направления расходования средств.
Вариант №19
1. Фонд обязательного медицинского страхования РФ: задачи функционирования, источники финансирования, основные направления расходования средств.
2. Программы государственного стимулирования рождаемости в РФ.
Вариант №20
1. Фонд социального страхования РФ: задачи функционирования, источники финансирования, основные направления расходования средств.
2. Государственные программы по стимулированию занятости в РФ.
Вариант №21
1. Подходы к оказанию государством социальной помощи населению.
2. Социальные выплаты по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям в РФ.
Вариант №22
1. Социальные выплаты, связанные с материнством в РФ.
2. Показатели, характеризующие дифференциацию доходов населения.
Вариант №23
1. Виды, характеристики и причины возникновения бедности.
2. Состав и структура пенсионных выплат в РФ.
Вариант №24
1. Социальная помощь при масштабных происшествиях в РФ.
2. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда; их взаимосвязь.
Вариант №25
1. Социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан в РФ при функционировании общественного сектора экономики (инвалиды, участники боевых действий, малоимущие и т.д.).
2. Политика государства по борьбе с бедностью населения.
Критерии оценки знаний студента
при написании контрольной работы
Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания вопросов контрольной работы и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности, которые может устранить с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными понятиями выносимых на контрольную работу тем, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания выносимых на контрольную работу вопросов тем дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.
2.3 Кейс-задания
Тема. Общественный сектор в смешанной экономике
1. Существуют блага, производителям которых мы вынуждены верить «на слово». Экономисты называют их «благами доверия». Мы вынуждены доверять стоматологу, адвокату, сантехнику, представителю автосервиса. Зная об этом, производители благ доверия могут иметь соблазн навязывать нам свои услуги, так как мы не владеем полной информацией и не можем от этих услуг отказаться. Предложите способы решения проблем информационной асимметрии в данном случае. Может ли государство помочь в решении данной проблемы?
2. Показать графически размер снижения выгоды от торговли при:
А) при возникновении положительных внешних эффектов в потреблении;
Б) при возникновении отрицательных внешних эффектов в производстве.
3. Показать графически размер снижения выгоды от торговли при:
А) монополизации отрасли;
Б) при установлении цены на уровне средних издержек.
4. Почему национализация часто рассматривается как провал государства?
5. Какой из изъянов государства наиболее актуален в современных условиях России?
Тема. Институциональные основы экономики общественного сектора
1. Вы мэр города, в котором проживают восемь жителей, включая Вас. Вы должны принять решения о проведении городского салюта в честь празднования дня города. Празднества продлятся два дня. Готовность платить горожан выражается следующим образом:
|
Индивидуальная готовность платить за первый день салюта
|
Индивидуальная готовность платить за второй день салюта
|
Лена
|
20
|
10
|
Володя
|
30
|
15
|
Оксана
|
15
|
15
|
Николай
|
5
|
0
|
Ирина
|
80
|
10
|
Наташа
|
45
|
15
|
Галина
|
6
|
4
|
Виктория
|
- 10
|
- 10
|
|
191
|
59
|
Нарисуйте кривую спроса на салют всех жителей города.
Нужно ли Вам проводить салют в первый и/или второй день, если предельные издержки проведения салюта составляют: а) 200; б) 100; в) 50.
Если издержки проведения салюта составляют 100, то какие перераспределительные процессы возникнут, если вы обложите всех жителей города одинаковым налогом в 100/8 = 12,5 рублей. Какой будет результат голосования, если решение будет приниматься на референдуме?
Какой должна быть сумма налога на каждого жителя города с точки зрения равновесия Линдаля?
2. Сгруппируйте следующие блага в соответствии с критериями неисключаемости и несоперничества в две группы: Частное благо / Общественное благо.
1. Клавиатура компьютера.
2. Учебное пособие во время семинарского занятия.
3. Лекция по ГРЭ.
4. Прогноз погоды
5. Бутлированная вода.
6. Вода в колодце.
7. Вода в речке.
8. Личный автомобиль.
9. Маршрутное такси.
10. Автобус.
11. Поезд.
12. Услуги скорой помощи.
13. Начальное образование.
14. Среднее образование
15. Высшее образование.
16. Скамейка на улице Ленина в г. Анапа.
17. Домофон
18. Законодательство о труде.
19. Тюрьма.
20. Памятник Будзинскому на Набережной в г. Анапа.
3. Придумайте свой клуб по производству специфических общественных благ. При каком числе участников клуба он будет переполнен?
4. Существуют ли блага, индивидуальная полезность потребления которых увеличивается с числом пользователей? Приведите примеры и нарисуйте кривую спроса для подобных благ.
5. Какие меры государственного регулирования должны применяться к:
А) рынкам, производящим частные блага;
Б) производству общественных благ;
В) производству и доступу к общим ресурсам;
Г) производству совместно оплачиваемых благ.
6. В парке «Бородино» отдыхает три типа людей – «бегуны» (20 человек), «пивуны» (40 человек) и «колясочники» (25 человек). Готовность «бегунов» платить составляет 20 рублей, готовность «пивунов» - 10 рублей, готовность «колясочников» - 40 рублей. Содержание парка обходится в 1500 рублей в день.
Нужно ли городу финансировать содержание парка «Бородино»?
Если нужно, то каким должен быть вклад каждой категории лиц с его содержание с позиций равновесия Линдаля.
Подсчитано, что основные проблемы создают «пивуны». Если бы их не было, то обслуживание парка сократилось бы до 500 рублей в день? Нужно ли запретить доступ «пивунам» доступ в парк? Как изменится общественное благосостояние в результате запрета «пивунам» на посещение парка?
Издержки на осуществление запрета (милицейское патрулирование, огораживание и т. д.) обойдутся городу в 2000 рублей в день. Нужно ли в этом случае запрещать «пивунам» пользоваться парком?
7. Вы менеджер фирмы. У Ваших подчиненных возникает проблема «скрытых действий». Она заключается в возможности сокращать объем трудовых усилий во время Вашего отсутствия. Это приводит к проблеме «организационной расслабленности» - менее низкой производительности труда по сравнению с возможной. Что Вы будете делать?
8. Истинно или ложно утверждение: «Развитие цивилизации сопряжено с попыткой перевести общественные блага в разряд частных».
9. Какими товарами (чисто общественными, чисто частными, общественными, частными, смешанными) являются: 1) маяк; 2) милиция; 3) канализация; 4) здравоохранение; 5) противопожарная станция; 6) мост; 7) национальная оборона; 8) пенсионное страхование; 9) телефонная служба; 10) коллеж; 11) телевидение; 12) местный парк; 13) школа; 14) фундаментальные исследования.
10. Государство дозирует некоторые поставляемые им частные товары и смешанные общественные товары разными способами. Поясните, как каждый из ниже приведенных товаров дозируется и рассмотрите эффект альтернативных дозирующих систем:
а) государственное высшее образование;
б) здравоохранение;
в) национальный парк.
11. Что происходит с поставляемым государством товаром, на который может возникнуть больший спрос, но для которого не используется прямая дозирующая система? Как решить эту проблему?
Тема. Равновесие в общественном секторе
1. Представьте себе пляж, вдоль которого идет настил. Отдыхающие равномерно распределены по пляжу. Вы продавец мороженого, где Вам эффективнее всего расположить Вашу тележку с мороженным с тем, чтобы снизить издержки отдыхающих и увеличить объем продаж. Предполагается, что у отдыхающих два типа издержек: денежные и издержки, связанные с передвижением по раскаленному песку.
У Вас появился конкурент. Где Вам нужно расположить свои тележки с тем, чтобы издержки отдыхающих были бы минимальны. Будет ли равновесие устойчивым. В какое место будут стремится продавцы?
Изменится ли ситуация, если продавцов будет 3, 4 и более?
Возникает ли подобная ситуация в политике, на радио, при определении политики телевизионного канала?
2. Для каждого из следующих политических изменений объясните, является или не является каждое конкретное изменение улучшением по Парето:
а) разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного имущественного налога;
б) разбивка парка, финансируемая за счет благотворительности богатого бизнесмена;
в) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов;
г) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет увеличения налога на табачные изделия;
д) защита автомобилестроения от дешевого импорта за счет введения квот на ввоз иностранных машин;
е) увеличение пособий по социальному обеспечению, финансируемое за счет повышения налога на заработную плату.
3. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. Руководство собирается ввести 11-й рейс в сутки, который может осуществляться только поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту в размере 1500 долл. В день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 долл. в день.
Однако вечерний рейс принесет существенные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производительности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к снижению их совокупного дохода на 800 долл. в день.
1) Является ли данное состояние эффективным. Есть ли необходимость корректирующих налогов и субсидий?
2) Будет ли организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что:
а) жители обладают правом на запрещение полетом над поселком;
б) аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов.
4. Угодья фермера расположены вблизи железнодорожной дороги. Проезжающие поезда причиняют вред посевам фермера, уменьшая его урожай (за счет загрязнения прилегающей к железной дороге полосы земли). По какой цене фермер будет готов выкупить у железнодорожной компании право на запрещение организации движения дополнительного поезда в сутки, если издержки на его организацию составляют для железнодорожной компании 5000 руб., при этом дополнительный поезд наносит ущерб посевам фермера в 6000 руб. Валовой доход от организации дополнительного поезда равен для железнодорожной компании 8000 руб. Прибыль от продажи, выращенной фермером продукции (при отсутствии дополнительного поезда), составила бы 4000 руб.
5. Предположим, что вы потерпели кораблекрушение. В спасательной лодке 10 человек. Вы знаете, что для достижения берега потребуется 10 дней и что запасы рассчитаны на 10 человеко-дней. Как бы распределил запасы утилитарианец? Что бы сделал роулсианец? Некоторые полагают, что даже ролсианский критерий недостаточно отвечает требованиям равенства. Что мог бы задумать человек с взглядами приверженца равенства? Что требует эффективность по Парето?
Тема. Теория общественного выбора
1. Что такое рациональное неведение? Приведите примеры рационального неведения из Вашей личной практики. Когда дешевле не знать, чем знать? Можно ли знать все?
2. Почему диктаторский способ согласования предпочтений более распространен в развивающихся странах и менее распространен в странах развитых?
3. Что изменится в ситуации с парадоксом голосования, если число участников голосования станет четным?
4. Имеет ли смысл процедура голосования в семье из двух человек? Если нет, то как принимать решения? Если да, то какой должна быть процедура определения результата голосования?
5. В какой ситуации Ваш голос при голосовании может оказаться решающим? От чего зависит вероятность возникновения подобной ситуации?
6. Конкурс красоты.
Девушки по методу Дельфи отбирают экспертов (желательное число – 7 экспертов).
Юноши по методу Дельфи отбирают претенденток на звание королевы красоты (желательное число – 7 претенденток). Ранжирование девушек и выбор по:
а) числу полученных первых мест;
б) попарному сравнению претенденток;
в) Борда-счету.
Анализ:
- возникает ли парадокс голосования?
- почему различные методы подсчета дают различные результаты?
- от чего зависит вероятность наступления парадокса голосования?
3. Деканы факультетов АФ КУбГАУ решают, кого отправить на стажировку за границу. Предпочтения распределились следующим образом.
- Кто поедет на стажировку, если использовать Борд-счет?
- Кто поедет на стажировку, если использовать подсчет первых занятых мест?
- Кто поедет на стажировку, если использовать метод попарного сравнения претендентов?
- Имеется ли вероятность поездки у Кликунова?
Ранг решения
|
Кураторы факультета «Строительство»
|
Кураторы факультета «Экономика» (бухгалтерский учет, анализ и аудит)
|
Кураторы факультета «Садоводство»
|
1-ый
|
Шаповалов
|
Иноземцева
|
Гусева
|
2-ой
|
Баркатунов
|
Гусева
|
Шаповалов
|
3-ий
|
Иноземцева
|
Шаповалов
|
Баркова
|
4-ый
|
Гусева
|
Закурдаева
|
Баркатунов
|
5-ый
|
Кликунов
|
Баркова
|
Иноземцева
|
6-ой
|
Закурдаева
|
Баркатунов
|
Кликунов
|
7-ой
|
Баркова
|
Кликунов
|
Закурдаева
|
4. Пять человек принимают решение о предпочтительности направления внутривузовских расходов. Оценка направления расходов производится в денежной форме и выглядит следующим образом.
-
|
Закупка дополнительных учебников по экономике
|
Коллективный поход в кинотеатр
|
1. Окороков
|
- 10
|
+ 15
|
2. Макарова
|
- 12
|
+ 13
|
3. Иванова
|
+ 20
|
- 40
|
4. Кликунов
|
+ 25
|
- 3
|
5. Шаповалов
|
- 4
|
- 8
|
Если решение будет приниматься на совете факультета, то как будут выглядеть результаты голосования?
Можно ли выделить субъектов, заинтересованных в логролинге (обмене голосами)? Кто, по Вашему мнению, скорее всего войдет в сговор с целью принятия обоих решений (пакетного голосования)?
Если предположить, что предпочтения этих пятерых являются точным отражением предпочтений всего факультета, то будет ли пакетное решение вопроса способствовать общественному благосостоянию и эффективной работе факультета.
5. Вы руководитель избирательного штаба кандидата в мэры города Анапа. Его оппонент обещает (и выполнит обещание) расходовать 15 тыс. руб. в год в расчете на душу населения на охрану общественного порядка. Вам необходимо решить, какой бюджет на содержание муниципальной милиции должен предложить ваш кандидат. Какая информация вам для этого требуется, и как Вы будете ее использовать?
6. Если модель медианного избирателя справедлива, то нет необходимости устраивать выборы. Лучше нанять г-на Гэллапа (одна из авторитетнейших в мире социологических служб), который выявит медианного избирателя и установит бюджет, который он предпочитает. Такая система дешевле, чем несколько туров выборов. Справедливо ли это утверждение?
7. В таблице заданы предпочтения групп избирателей в отношении расходной части городского бюджета (в расчете на одного жителя города):
Группы избирателей
|
Предпочтительный бюджета (тыс. руб.)
|
Позиция по бюджету 90 тыс. руб.
|
Позиция по бюджету в 80 тыс. руб.
|
Позиция по бюджету в 70 тыс. руб.
|
А
|
49
|
нет
|
нет
|
нет
|
Б
|
56
|
нет
|
нет
|
нет
|
В
|
63
|
нет
|
нет
|
нет
|
Г
|
70
|
нет
|
нет
|
да
|
Д
|
77
|
нет
|
нет
|
да
|
Е
|
84
|
нет
|
да
|
да
|
Ж
|
91
|
да
|
да
|
да
|
Какая позиция по бюджету получит большинство голосов?
Объясните влияние следующих изменений на принимаемый на выборах бюджет:
- В город переезжают четыре группы избирателей. Они предпочитают бюджеты в 20, 25, 30 и 35 тыс. руб.;
- в качестве реакции на послание президента желательные расходы каждой группы избирателей увеличиваются на 5 тыс. руб.;
- группы избирателей Е и Ж отказались от участия в голосовании.
8. Четыре друга: Александр, Андрей, Павел и Кирилл должны принять решение о последовательности действий: пойти в кино (Х), устроить вечеринку на квартире у одного из друзей (Y), пойти в кафе (Z) и готовится к семинарскому занятию в университете (W). В таблице указан порядок предпочтения для друзей. Какая программа действий будет в итоге принята, если решение принимается большинством голосов?
Порядок предпочтений для друзей
Александр
|
Y, X, Z, W
|
Андрей
|
X, Y, Z, W
|
Павел
|
Y, Z, X, W
|
Кирилл
|
Y, X, W, Z
|
|