Библиотека



Скачать 0.95 Mb.
страница 1/4
Дата 11.10.2016
Размер 0.95 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Методическое объединение библиотек вузов Ивановской области

Ивановский государственный энергетический университет

Библиотека



БИБЛИОТЕКА

В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Сборник докладов

областной научно-практической конференции,

посвященной

55-летию образования методического объединения

библиотек вузов Ивановской области

Иваново, 26 мая 2015 года

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Бородулина С. И. Объединение вузовских библиотек: прошлое, настоящее

и будущее…………………………………………………………………………………………………………. .. .3


Сумачева Л. В. Библиотека ИвГМА в едином информационно-образовательном пространстве вуза……………………………………………………………………………………………….. .7

Царькова Л. А. Проекты для молодежи в Центральной универсальной научной библиотеке Ивановской области………………………………………………………………………… 17
Курникова Н.С. Формирование Электронной библиотеки Шуйского филиала

ИвГУ……………………………………………………………………………………………………………………21


Соцкая Г. В. Рубрикатор для поиска статей в аналитической базе данных, как информационный навигатор ……………………………………………………………………………….24
Анисимова Л. В. «Золотое сечение» гуманитарного образования ……………………. 26

Филимонова В.В. Проекты отдела литературы на иностранных языках ИОБДЮ: традиции и инновации в работе с иностранными студентами………………………………..30
Матвеева С. А. Книга как знак эпохи. К открытию Зала редкой книги ИГЭУ………33
Сухорукова Л. В. Роль библиотеки в формировании внутривузовской автоматизированной системы регистрации научной деятельности

«ИГЭУ: Наука»……………………………………………………………………………………………………..35


Долгова Е.А. Опыт работы библиотеки Ивановской сельскохозяйственной академии с информационно-аналитической системой РИНЦ………………………………………………..40
Солоденова Г. Н. Из опыта работы по организации виртуальных выставок

ШФ ИвГУ………………………………………………………………………………………………………………..43


Самсонова Т. В. Социокультурная адаптация иностранных студентов в свете требований образовательного процесса. Из опыта работы ИЦ ИГХТУ……………………46
Трефилова М. Н."Библиотека глазами читателей": о результатах анкетирования студентов ИГЭУ………………………………………………………………………………………………………50

Объединение вузовских библиотек:

прошлое, настоящее и будущее
Бородулина Светлана Ивановна

директор библиотеки

Ивановского государственного энергетического

университета им. В. И. Ленина
Всегда считалось, что хорошая библиотека является показателем хорошего университета. Чтобы оставаться библиотекой необходимой нашим читателям она должна меняться, развиваться и соответствовать сегодняшним реалиям.

Библиотекам, планирующим своё будущее, необходимо считаться с этим и строить свои стратегические и тактические планы в среде всепроникающих новых и новых «придумок» ИКТ. Это неоспоримый факт.

И конечно, важно общаться друг с другом, обмениваться опытом, внедрять в работу своих библиотек инновации. Важную роль в поддержке межпрофессионального общения играет методическое объединение библиотек вузов области, которому в этом году исполняется 55 лет. Объединение имеет богатую историю, которой можно гордится. У истоков объединения стояли и много сделали для его формирования опытные и энергичные руководители библиотек, настоящие подвижники книжного дела – Елена Васильевна Орлова – она же первый председатель объединения, Мария Александровна Зорина, Глафира Михайловна Устинова, Мария Николаевна Коновалова, Валентина Георгиевна Максакова, Антонина Николаевна Крупа, Лидия Михайловна Коломенская.

С самого начала объединение было задумано как структура, определяющая стратегические направления вузовской библиотечной сети. И здесь главным является оказание методической помощи, изучение, обобщение и внедрение инновационного опыта, повышение квалификации библиотечных сотрудников.

В настоящее время объединение включает семь вузов.

Сегодня библиотеки вузов области это:



  • Штат- 258 чел.

  • Фонд - 5341363 экз.

  • Читатели – 40526 чел.

  • Посещения – 1805091

  • Книговыдача – 3262824экз.

В этих двух показателях мы теперь учитываем и электронные посещения, и электронную книговыдачу.

  • Количество записей в электронном каталоге – 747496 записей.

И по-прежнему это библиотечный союз с общностью профессиональных интересов, согласованным подходом к работе и равноправным включением в информационное пространство региона. Коллегиальность управления объединением и раньше и теперь обеспечивает методическое бюро, состоящее из директоров библиотек.

С течением времени требования к работе вузовских библиотек все время возрастают. Это стало одной из причин организации при методическом объединении секций по направлениям библиотечной работы.

Чрезвычайно значимым для библиотек вузов является работа по внедрению передового опыта. Одной из первых попыток информирования о новых формах работы в вузовских библиотеках явилось обобщение в 1981 г. опыта работы вузовских библиотек г.Иваново, который широко использовался и библиотеками региона. Эта практика существует и по сей день. Ежегодно готовится сводный материал «Отчетные материалы о работе библиотек вузов Ивановской области».

Стремительно меняющиеся библиотечные технологии требуют от сотрудников библиотек вузов высокой квалификации. В объединении сложилась система профессионального обучения кадров по различным направлениям с применением самых разнообразных форм.

Для повышения имиджа библиотеки и повышения профессионального мастерства сотрудников проводятся межвузовские конкурсы разной тематики. Всего, за последние 5 лет, проведено 2 конкурса. В 2015 году тематика связана с Годом литературы.

По результатам всех конкурсов проводились церемонии награждения с вручением дипломов и памятных подарков.

С 2007 года обучение библиотекарей вузов осуществляет Учебно-ресурсный центр.

Один раз в два года издается Межвузовский сборник «Библиотеки вузов Ивановской области в… году», где отражаются ключевые аспекты библиотечного опыта наших коллег.

За последнее время значительно улучшилась материально-техническая оснащенность библиотек вузов – выделяются новые площади, приобретается современное оборудование, компьютерная и множительная техника, модернизируются традиционные библиотечные процессы, произошли значительные изменения в структурах библиотек.

Но не только библиотечные вопросы являются предметом встреч библиотечных специалистов вузов области. Мы стараемся вместе отмечать важные и юбилейные события.

Конечно, наши библиотеки очень изменились, но чтобы быть востребованными нужно меняться еще быстрее.

Сегодня в работе методобъединения значительное место занимает изучение вопросов касающихся новых технологий, использованию в учебном и научном процессах электронных документов, компьютерных коммуникаций, работе библиотек в сети. Т.е. все то, что позволит нашим библиотекам привлечь наших пользователей в наши читальные залы и на абонементы.


Итак, помимо электронных книг и окончательного погружения в Интернет, библиотекам настоящего, чтобы стать библиотеками будущего, надо освоить ещё несколько технологических и организационных решений: внедрить мобильные библиотечные услуги; научиться работать в распределённой «облачной среде», надёжно хранить цифровую информацию и, конечно, уметь справляться с её нарастающими потоками.

Перспектива облачных платформ для библиотек видится достаточно ясно, и это создаёт дополнительную основу для оптимизации библиотечных сервисов и развития информационных технологий.

Очень важный, если не главный, аспект грядущей трансформации библиотек в электронной информационной среде. Обилие электронной информации требует её надёжного хранения и обеспечения сохранности. Этому библиотеки пока не уделяют должного внимания, но проблем здесь не меньше, а возможно, даже больше, чем с сохранностью бумажной книги. Там, во всяком случае, есть многолетний опыт. По проблеме сохранения цифровой информации подобных наработок пока нет.

Библиотекам (и их руководству) необходимо приложить максимум усилий, чтобы в век электронно-информационных коммуникаций не потерять свои позиции, а стать поистине библиотекой XXI века. Для этого необходимо обеспечить выполнение трёх крупных задач:



1. Осознать и сформировать свою позицию развития библиотеки, уметь чётко отвечать на следующие злободневные вопросы:

  • как интерпретировать понятие библиотечного (или библиотечно-информационного) фонда современной библиотеки (с учётом его виртуальных частей);

  • как трансформировать функции современной библиотеки, определить, какие из них являются главными сегодня, а какие станут таковыми в будущем;

  • какой должна быть современная система библиотечного обслуживания, и как уравнять в правах онлайнового и обычного читателя, особенно с учётом обеспечения необходимого минимума платных услуг;

  • какими должны быть стратегия и тактика формирования фонда современной библиотеки, и как организовать учёт фонда онлайновых подписок;

  • как отражать в электронных каталогах и других компонентах информационной навигации удалённые ресурсы, особенно при использовании систем Открытого доступа;

  • каким должен быть новый подход к статистике, планированию и оценке качества работы современной библиотеки;

  • как привлечь к чтению, посещению библиотеки, и как обеспечить мобильного читателя необходимыми сервисами.

2. Повысить уровень внедрения новых информационных технологий. Полная автоматизация всех библиотечно-информационных процессов, которая должна привести к построению новой системы управления и организации библиотеки, особенно обслуживания всех категорий её пользователей на современном уровне.

Ещё одним механизмом решения этой задачи могут стать такие 


эффективные и прогрессивные методы, как участие библиотеки в корпоративных системах (но с обязательным пониманием выгоды от такого участия).

При решении этой задачи в каждодневную практику современных библиотек должны войти такие формы работы как:



  • онлайновый доступ к собственным ресурсам с возможностью предоставления пользователю электронной копии запрашиваемого документа, если нет ограничения по авторскому праву, а при таком ограничении библиотека должна в рамках известных схем лицензионно-договорной деятельности оформить отношения с правообладателем либо самостоятельно, либо с помощью профильной структуры.

  • веб-сайт библиотеки должен обладать полным набором навигационных инструментов, чтобы пользователь мог легко найти нужное; кроме того, через веб-сайт пользователю должен быть предоставлен доступ к сводным каталогам и другим корпоративным библиотечно-информацион­ным ресурсам национального и международного уровня, в том числе и к платным, если это отражает интересы университета;

  • электронная доставка документов должна стать одним из основных видов современных межбиблиотечных коммуникаций и одним из привлекательных моментов для пользователей;

  • полное освоение современных ИКТ, особенно мобильных технологий, что отвечает интересам именно студенческой аудитории, которая может не всегда зайти в библиотеку.

3. Изменить парадигму понятия современная библиотека и теоретических представлений о ее задачах, функциях и месте, в частности, в управлении информационной деятельностью.

Особое место в этом перечне задач занимает подготовка и переподготовка библиотечных кадров, уровень знаний и профессиональных навыков которых должны соответствовать нарастающим требованиям информационного общества, чтобы роль библиотек была не только заметна, но и необходима. Т.е. сотрудник библиотеки должен быть всегда на шаг впереди среднеподготовленного пользователя.

Возможно, мои некоторые рассуждения покажутся вам сегодня преждевременными. Мол, кризис, снижение и так всегда недостаточного финансирования. Но к эволюционному развитию библиотек нужно готовиться сегодня и сейчас, как бы трудно это ни казалось. Нужно стараться внедрять те услуги, которые не требуют больших денежных вложений. Например, создание коворкинговых зон и мест для творчества (помещения должны работать), формирование цифровой грамотности и т.д.

И закончить свое выступление хочу словами знаменитого аргентинского писателя и библиотекаря Хорхе Луиса Борхеса: «Мне всегда казалось, что рай должен быть чем-то вроде библиотеки».

И мое мнение, что когда мы с вами попадём в рай (а мы попадём именно туда, так как занимаемся благородным делом на ниве образования, науки и культуры), то пусть это место будет напоминать нам библиотеку, а не мир виртуальной реальности.

И пусть будет вечен мир БИБЛИОТЕК!



Библиотека ИвГМА

в едином информационно-образовательном пространстве вуза
Сумачева Лариса Викторовна,

директор библиотеки

Ивановской государственной медицинской академии
Ивановская государственная медицинская академия является образовательным учреждением, реализующим многоуровневую систему подготовки специалистов, этапами которой являются: довузовское образование, высшее профессиональное образование по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», а также  послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Это единственное высшее учебное заведение в Ивановской области, осуществляющее подготовку врачей, что предопределяет его уникальность и высокий имидж.

История вуза берет начало с 16 июня 1930 года, когда после принятия постановления Совнаркома РСФСР "О реорганизации системы подготовки врачебных кадров" был учрежден Ивановский государственный медицинский институт (ИГМИ). Библиотека открылась 1 сентября 1930 года за месяц до начала первого в истории вуза учебного года и в этом году отметит вместе с вузом свой 85-летний юбилей.

ФЗ «Об образовании в РФ» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», целью которого является интеллектуальное, духовно-нравственное творческое, физическое и профессиональное развитие человека. Значительный вклад в реализацию этой цели может и должна вносить библиотека.

Сегодня библиотека академии представляет собой информационно-образовательный и культурный центр, обеспечивающий доступ к локальным и удалённым информационным ресурсам, располагает самым полным в регионе собранием научно-медицинской литературы. Находится в современном здании и соответствует новой Модели современной вузовской библиотеки. Основные признаки такой модели:

- Синтез электронных и традиционных ресурсов;

- Обеспечение качественно нового уровня доступности всех видов библиотечных ресурсов для студентов и преподавателей вуза, а также внешних пользователей;

- Квалифицированное формирование актуальных фондов;

- Оперативная обработка и классификация информации;

- Поддержка справочного аппарата и библиотечного сайта;

- Обучение и консультирование пользователей;

- Виртуализация информационно-библиотечных сервисов.

Обслуживание ведется в 7 пунктах: на абонементах научной, учебной, художественной литературы, в 4-х читальных залах, кафедральных библиотеках. По единому читательскому билету библиотека обслуживает около 5 тыс. читателей в год, количество посещений составляет более 500 тысяч, в том числе обращений на сайт – более 300 тысяч. Ежегодно выдается более 600 тысяч экземпляров документов.

Фонд библиотеки – неотъемлемая и основная часть ее информационных ресурсов. На сегодня он составляет более 585 тыс. экз. Библиотечный фонд отражен в системе традиционных (карточных) и электронного каталогов. Ежегодно выделяются денежные средства на приобретение документов для библиотеки и все большую часть составляют средства на приобретение электронных ресурсов.

Одна из важных задач библиотеки – реализация требований действующего законодательства и образовательных стандартов в части обеспечения обучающихся доступом к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. В настоящее время существует большое количество научных и образовательных ресурсов, множество сервисов и программ, использование которых кардинально расширяет возможности библиотеки в области как информационной так образовательной и воспитательной деятельности.

Удаленные базы данных приобретаются по итогам предварительного тестового доступа. В академии активно тестируются различные отечественные и зарубежные электронно-библиотечные системы и информационные базы данных. Информация об условиях тестового доступа регулярно размещается на сайте библиотеки и академии, а так же с помощью электронной рассылки на кафедры. Для библиотеки очень важна связь с кафедрами и мнение профессорско-преподавательского состава о тестируемых ресурсах, так как в конечном итоге именно преподаватели и студенты являются потребителями данных продуктов. Нам важно приобретать максимально полезные и востребованные удаленные информационные ресурсы.

С 2012 года академией приобретается доступ к Электронно-библиотечной системе «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза». Вначале приобреталось ограниченное количество доступов, а сегодня все студенты и сотрудники академии имеют возможность удаленного доступа к данной ЭБС. Библиотека провела большую работу по внедрению ЭБС в образовательный процесс вуза. К началу учебного года все студенты были зарегистрированы в ЭБС, получили личные логины и пароли, прошли обучение по работе с системой на базе библиотеки. Разработаны инструкции для пользователей ЭБС, которые размещены на сайте академии и библиотеки. В результате проведенной работы в 2014 году книговыдача документов ЭБС составила более 102 тыс. экз.

В чем же для нас преимущества ЭБС «Консультант студента» перед другими ЭБС? Перекрывает более 85% дисциплин, изучаемых в медицинском вузе, более 80 % - издания с «грифами», содержит мультимедийный контент. В структура ресурса более 7500 изданий: более 3500 учебников, более 1000 монографий, более 50 журналов, более 50 издательств-партнеров. Среди удобств сервиса ЭБС следует отметить следующее: формирование своего набора дисциплин и учебников; возможность устанавливать закладки на отдельные главы; возможность делать пометки на полях учебников; возможность проводить многоаспектный поиск. В ЭБС представлены атласы, руководства к практическим занятиям, тестовые вопросы и ситуационные задачи, мультимедийные материалы, что очень важно для студентов медицинского вуза.

В библиотеке внедрена Автоматизированная библиотечная информационная система ИРБИС, включающая все типовые библиотечные технологии, на которых базируется работа библиотеки: комплектование, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача и администрирование.

В 2012 году было утверждено Положение об Электронной библиотеке ИвГМА и в 2013 году приступили к ее созданию. На сегодня в ЭБ входят следующие коллекции на дисках и базы данных:

- Электронно-образовательная система «Консультант врача»;

- Приложения к учебникам и учебным пособиям;

- Обучающе-контролирующие пособия ИвГМА;

- БД Труды сотрудников ИвГМА (книги);

- БД Труды сотрудников ИвГМА (статьи);

- БД Труды сотрудников ИвГМА (авторефераты);

- БД Нормативные документы;

- БД Учебно-методические комплексы дисциплин.

Система работы по формированию информационного контента электронной библиотеки только складывается. В этом направлении библиотека тесно сотрудничает с руководством академии, юридической службой, кафедрами, Центром информатизации и Редакционно-издательским отделом.

Применение Интернет-технологий необходимое условие для повышения имиджа библиотеки. Для информирования и общения с пользователями библиотека активно использует Интернет - пространство: имеет свой сайт (www.lib-isma.ru), страницы и блоги в социальных сетях: ВКонтакте, Мой мир (блог заархивирован), LiveInternet.

Библиотечный сайт является ключевым звеном в информационном обеспечении учебного и научного процессов, соответствует профессиональным стандартам и положительно влияет на имидж библиотеки. На сайте созданы модули «Электронные библиотечные системы», «Тестовые доступы», через которые осуществляются прямые выходы к ресурсам. В разделе сайта «Новости» публикуется информация о тестовых доступах, электронном каталоге, виртуальных выставках и списках новых поступлений литературы, локальных базах данных и т.д. Статистика посещений сайта постоянно растет. В 2012 г. зарегистрировано более 252 тыс. посещений, в 2013 г. – более 307 тыс. посещений, в 2014 г. – более 310 тыс. посещений. Во всероссийском конкурсе сайтов медицинских библиотек «TopMed» - 2013 сайт библиотеки ИвГМА занял шестое место из 20 сайтов-участников, обойдя сайты более крупных медицинских вузов. Одним из критериев оценки была видимость библиотеки в социальных сетях. Данный канал является очень актуальным и перспективным в продвижении сервисов и ресурсов библиотеки и активно нами используется. Среди участников было всего 6 библиотек, удовлетворяющих этому требованию, в том числе и библиотека ИвГМА.

В библиотеке нового поколения важно автоматизировать не только внутренние технологические процессы, но и предоставить читателям возможности современной АБИС. Основной электронный ресурс библиотеки - это Электронный каталог. К Электронному каталогу организован доступ с читательских рабочих мест в отделах библиотеки, а также в удаленном режиме через сеть Интернет с сайта библиотеки. В локальной сети библиотеки информационное обслуживание пользователей ведется в АРМе Читатель.

В Электронном каталоге 15 Баз данных, 11 собственных и 4 приобретенных, количество собственных записей более 39 тыс. Для удаленных пользователей доступны 6 Баз данных и более 34 тыс. записей. Хронологический охват ресурса — с 1995 года. Постоянно осуществляется ретро-ввод и на сегодня с 1971 по 1994 гг. введены разделы: гинекология, акушерство, офтальмология, топографическая хирургия, ортопедия, хирургические болезни, инфекционные болезни, психиатрия и др. С 2014 года настроена статистика посещений Электронного каталога. Количество посещений ЭК в 2014 году – более 33,5 тысяч, т.е. ежедневно ЭК пользуются около 100 посетителей.

Поиск в ЭК многоаспектный, пользователь сам задает условия поиска и в полученном результате видит кроме полного библиографического описания документа количество экземпляров и их место хранения (сколько экз. в каком отделе библиотеки, на кафедрах, в общежитии). В случае если имеется электронная копия документа с правом доступа удаленным пользователям, то будет присутствовать ссылка, по которой пользователь переходит в текст документа, представленный в формате pdf. Поиск в АРМе Читатель идентичен поиску в электронном каталоге.

Виртуализация коснулась традиционного вида нашей деятельности - выставочной работы. Виртуальные выставки размещены на сайте библиотеки и пользуются популярностью у пользователей. К разделу «Выставочная деятельность» на сайте в 2014 году обратилось 1 890 удаленных пользователей: из них 674 – выставки новых поступлений литературы, 542 – тематические выставки. Всего за 2014 подготовлено и размещено 17 выставок.

Достоинства таких выставок очевидны: доступность, наглядность, информативность, возможность представить издания, не снимая их с полки; неограниченное время существования экспозиции; возможность создания виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

Ежемесячно обновляется раздел «Новые поступления литературы». Для удаленного пользователя представлены обложка или титульный лист документа, библиографическое описание и аннотация документа. Формат выставок – таблица HTML. Содержание таких выставок: учебная, научная, методическая, справочная литература, издания на электронных носителях. Это очень удобно для преподавателей клинических кафедр, т.к. клинические кафедры академии находятся на базе лечебных учреждений, расположенных в разных районах города и преподаватели не всегда имеют возможность посетить библиотеку во время ограниченного действия традиционных выставок.

Тематические выставки ориентированы в первую очередь на раскрытие и популяризацию наших фондов с использованием современных средств подачи информации. Тематические выставки создаются в форматах «Power Point» или PDF и так же ориентированы на различные категории пользователей.

Большое внимание в библиотеке уделяется подготовке и проведению мероприятий по формированию информационных и общекультурных компетенций студентов и мероприятий обучающего характера. При взаимодействии с учебно-методическим управлением, отделом аспирантуры и кафедрами проводятся различные мероприятия.

Ежегодно с отделом аспирантуры в библиотеке проходит День аспиранта. В читальном зале библиотеки экспонируются выставки, представляющие издания для подготовки научной работы: от начального этапа до защиты, а также монографии и авторефераты диссертаций по основным направлениям научной деятельности аспирантов.

В медиатеке проводятся обучающие семинары и тренинги по электронным ресурсам: «Информационно-библиотечные ресурсы в помощь молодому ученому», «Библиометрические показатели (импакт-фактор, индекс Хирша) как критерии эффективности научной деятельности» и др. С целью оказания помощи молодым ученым при оформлении научных работ сотрудниками информационно-библиографического отдела проводятся консультации. Составлены методическое пособие «В помощь аспиранту» и библиографический указатель «Медицинская статистика», которые для удобства размещены в разделе «Аспирантам» на сайте библиотеки.

В похожем формате проходит День информации для слушателей факультета дополнительного профессионального образования, с той лишь разницей, что представляются информационные ресурсы для специалистов системы здравоохранения.

В рамках курса «Основы научно-исследовательской работы» проходят библиотечно-библиографические занятия и обзоры электронных ресурсов для студентов 2-го курса. Студенты знакомятся со структурой карточных каталогов (алфавитный, систематический, предметный), проводят практическую работу по научному поиску по темам заданным преподавателями. В медиатеке проходит обзор электронных образовательных ресурсов, по итогам которого студенты так же проводят научный поиск.

Поскольку библиотека находится в отдельном здании, регулярно проводятся выездные Дни информации и Дни кафедры, на которых представляются новые поступления в фонды библиотеки, тематические выставки по заявленным темам и обзоры электронных научно-образовательных ресурсов библиотеки ИвГМА.

Безусловно, задача вузовской библиотеки – не только информационное обеспечение учебного процесса, но и содействие воспитанию интеллигентной, творческой, гармонично-развитой личности. В воспитательной и просветительской деятельности принимают участие все отделы, но центром ее является сектор гуманитарно-просветительской работы. Основным направлением работы является углубление интереса к выбранной профессии, знакомство с историей и традициями академии.

В библиотеке используется такой вид работы со студенческой аудиторией, как выход в студенческие группы с библиографическими обзорами и беседами. Цель таких выходов в группы — познакомить студентов с фондом библиотеки, показать книги определенной тематики, заинтересовать и побудить к чтению. Благодаря работе с кафедрой гуманитарных наук в 2014 году нам удалось добиться увеличения числа студенческих групп, в которых проходили обзоры и повысить интерес обучающихся к чтению, истории вуза и своей будущей профессии.

2014 год — Год культуры и Год 200-летнего юбилея М.Ю.Лермонтова был отмечен несколькими новыми проектами и формами работы на сайте и в социальных сетях:



  • Создание буктрейлера «Лермонтов без глянца» по книге воспоминаний современников об известном поэте (Лермонтов без глянца: [сб.]/ [Сост., вступ.ст. П. Фокина]. - СПб.: Амфора, 2008.- 239 с. - (Проект Павла Фокина) (Серия «Без глянца»). На основе книг серии «Без глянца» были созданы радио и телепередачи. А вот буктрейлера по книге «Лермонтов без глянца» ещё не было. Поэтому мы и поставили перед собой эту интересную творческую и просветительскую задачу;

  • Организация и проведение флэшмоба «Читаем Лермонтова».

Для флэшмоба были отобраны стихотворения Лермонтова «Звезда», «Осень» и «Поток». Студенты заранее были предупреждены о проводимом флэшмобе на сайте и в соцсети ВКонтакте. Чтение стихов Лермонтова было зафиксировано на камеру и затем смонтирован ролик.

Впервые в прошлом году в рамках фестиваля для первокурсников «Здравствуй, ИвГМА!» прошли:



  • День информации для первокурсников. Мероприятие прошло в Первой аудитории академии. Сотрудники библиотеки представили обзор электронных образовательных ресурсов, виртуальную экскурсию по библиотеке и презентацию «Библиотека в виртуальном пространстве». Живой интерес вызвали материалы книжно-иллюстративных выставок «История ИвГМА: традиции и современность», «Ректоры – выпускники ИвГМА», «В помощь первокурснику» (справочная и дополнительная учебная литература, электронные издания) и «Врач-образ собирательный» (образ врача в отечественной и зарубежной литературе).

  • Квест-игра «Мед-Боярд». Один из этапов игры проходил в библиотеке академии. Участникам нужно было выполнить творческое задание с использованием ресурсов библиотеки, чтобы определить подсказку, в которой говорилось о местонахождении следующего этапа квеста. Все команды активно принимали участие в поисках подсказки и довольно умело пользовались электронными ресурсами, где и находилось заветное слово.

Совершенствование информационных технологий влечет за собой организационно-административные изменения, изменения технологий библиотечных процессов. В ИвГМА внедрена Система менеджмента качества. Процесс «Информационно-библиотечное обеспечение» – поддерживающий процесс. Разработана документированная процедура процесса.

Ежегодно проходит внутренний и внешний аудит с целью поиска областей возможного улучшения и оценки необходимости переработки документации СМК, текущий мониторинг и анализ удовлетворенности пользователей.

В апреле 2015 года Центр менеджмента качества ИвГМА проводил мониторинговое исследование удовлетворенности профессорско-преподавательского состава электронно-библиотечной системой ИвГМА. Результаты еще обрабатываются ЦМК. Библиотека в свою очередь провела мониторинговое исследование удовлетворенности студентов электронными ресурсами библиотеки и их использование в учебном процессе. В анкетировании, проведенным библиотекой приняли участие студенты 2-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, всего 174 респондента (100%).

По итогам анкетирования мы выяснили, что источниками получения информации об электронных ресурсах библиотеки являются: консультации в библиотеке (29%), занятия «Основы научно-исследовательской работы» (28%), сайт библиотеки (16%), сайт академии (15%), общение с однокурсниками (12%), не знали о наличии электронных ресурсов (0%). Следовательно, можно сделать вывод, что все опрошенные студенты информированы о возможности использования электронных ресурсов в учебном процессе. Наиболее эффективной формой их продвижения являются индивидуальные консультации или занятия малыми группами в библиотеке(диаграмма 1).




  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница