Цифровые образовательные ресурсы в помощь школьному учителю химии
С того момента, когда первые компьютеры пришли в школу, прошло уже более 20 лет. За это время коренным образом изменилась концепция применения вычислительной техники в школьном образовании. Анализ развития этого процесса в течение последних лет позволяет выделить две основные тенденции: модульность информационных образовательных технологий и их открытость, всеобщая доступность. Вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» учителю предлагается использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Синонимом этого термина являются ЭОР — электронные образовательные ресурсы.
ЦОР — содержательно обособленный информационный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. «Широкий» вариант трактовки этого понятия предполагает, что ЦОР — это любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. Это может быть текст, формула, рисунок, фотография, анимация, аудио- или видеофрагмент, презентация, интерактивная модель, в том числе «виртуальная лаборатория» и т.д.
Применение ЦОРов в современном образовании решает ряд важных задач:
-
формирование информационной компетентности выпускников школ;
-
информационная поддержка учителя и школьника при подготовке к уроку, на уроке, при выполнении проектных и творческих работ, во внеклассной деятельности.
Использование ЦОРов в образовательной практике, модульный принцип их построения позволяют учителю полнее реализовать свои творческие идеи, индивидуализировать обучение, расширить зону познавательной активности учеников. Применение информационных технологий становится более гибким, способствует самоорганизации труда и самообразованию школьника. В настоящее время на мощных серверах, поддерживаемых Министерством образования и науки России, созданы федеральные коллекции ЦОРов и ЭОРов, которые прошли профессиональную экспертизу и апробированы. Эти коллекции доступны и открыты для всех желающих.
Формы использования цифровых образовательных ресурсов
На уроках химии и во внеурочной работе можно применять самые разнообразные формы организации познавательной деятельности школьников с использованием ЦОРов. При организации фронтальной работы в классе целесообразно с помощью медиапроектора (или большого монитора) демонстрировать те ресурсы, основная цель которых — наглядность. Они заменяют демонстрационные таблицы, схемы, кодотранспаранты, диафильмы, слайды, кинофрагменты. Такие ресурсы содержат минимум текста, максимально выразительны, наглядны. Наибольший интерес школьников вызывают динамичные интерактивные1 иллюстрации. Учитель их может использовать по ходу объяснения, эвристической беседы с классом, ученики — сопровождать ими свои ответы. Во время фронтальной работы такие ресурсы позволяют разнообразить задания: например, учитель может отключить звук и попросить ребенка прокомментировать видеофрагмент; назвать части приборов и установок, передвинуть объекты на экране для установления соответствия, нужной последовательности, вставить пропущенные символы, оперировать с моделями приборов в виртуальной лаборатории, моделями атомов и молекул.
Следует особо отметить, что использование видеофрагментов, иллюстрирующих химические опыты, ни в коем случае не должно вытеснить, заменить реальный химический эксперимент. Это замечание в первую очередь относится к практическим работам и лабораторным опытам. Анализ реальной ситуации печален, в силу множества причин школьники не видят большую часть обязательных демонстраций. В преподавании естественно-научных дисциплин наступил «меловой период». Этот факт и обусловил появление такого нового продукта, как «видеоопыты».
Для организации индивидуальной и групповой работы на уроке используются компьютерные классы. Но гораздо удобнее проводить занятие в кабинете химии и применять мобильные классы2 или персональные портативные компьютеры, например, NOVA50003, которые входят в комплект цифровой лаборатории «Архимед» [1]. Такая форма организации работы на уроке позволяет применять обучающие и контролирующие программы, проводить виртуальные практикумы, максимально индивидуализировать работу с каждым ребенком. В этом случае главное отличие ЦОРов — насыщенность интерактивными компонентами, которые реагируют на действия ученика, вступают с ним в диалог.
Для организации самостоятельной работы школьников при подготовке к урокам, выполнении проектных и исследовательских работ целесообразно применять помимо перечисленных ЦОРов также сетевые библиотеки, статьи из научно-популярных журналов в электронном виде, различные сервисы WWW4.
Очень важно сформировать у школьника представления о культуре современного выступления перед аудиторией, о требованиях к средствам наглядности. Это в первую очередь касается электронных презентаций, создаваемых с помощью MS PowerPoint. В форме рекомендаций, чтобы не ограничить детскую фантазию, следует указать на единство стиля во всех слайдах, минимизацию текста, иллюстративную насыщенность. Учащихся необходимо научить оптимальным приемам поиска информации, ее анализу. С этой целью можно использовать карточки-инструкции, в которых следует дать обоснованные рекомендации, какие научные и образовательные сайты лучше посетить (предложить аннотированный список с конкретными адресами [2 – 6]). Как отличить сайты с ненадежной информацией. В карточках имеет смысл перечислить вопросы, ответы на которые ученику необходимо подготовить. Инструкции могут быть индивидуальные или групповые.
Следует поддерживать детей, проявляющих самостоятельность, стремящихся разнообразить свои выступления по форме и содержанию, использовать разные программные средства, например, Windows Movie Maker5 и др.
Важным направлением в работе учителя химии является организация деятельности школьников по созданию собственных ЦОРов. Такой вид познавательной активности целесообразно воплощать через различные формы проектной деятельности, позволяющей в наибольшей степени реализовать творческий потенциал каждого школьника. Старшеклассников увлекает работа по созданию веб-сайтов, Flash-анимации6, интерактивных трехмерных моделей реальных объектов, например, атомов, молекул, кристаллов, химических установок и аппаратов.
Основные коллекции цифровых образовательных ресурсов
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru) содержит более 7000 ЦОРов по химии для учителя и ученика. Работает система поиска, в том числе расширенного, можно отбирать материал по предмету, классу, соответствующим разделам.
В «Каталоге для учителя»7 доступны следующие разделы по химии: «Оглавления учебников», «Поурочные планирования», «Методические рекомендации», «Электронные издания» и «Коллекции».
Первые три раздела: «Оглавления учебников», «Поурочные планирования» и «Методические рекомендации», относятся к учебно-методическому комплекту О.С. Габриеляна для всех параллелей, 8 — 11 классов, включая базовый и профильный уровень изучения предмета. В этих разделах представлены иллюстрации, учебные тексты, Flash-анимации, видео-фрагменты и трехмерные модели молекул в соответствии с темами уроков. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к указанному учебно-методическому комплекту представлены в виде текстовых документов в PDF-формате8.
Раздел «Электронные издания» содержит следующие подразделы: «Журнал «Наука и жизнь», «Журнал «Химия и жизнь», «Ресурсы на CD/DVD», «Энциклопедия «Кругосвет».
В подразделе «Журнал «Наука и жизнь» представлены цифровые варианты (в DjVu-формате9) некоторых статей, которые были опубликованы на страницах ежемесячного научно-популярного журнала с 1963 по 2005 гг. Общее число статей по химии — 137. Статьи расположены в алфавитном порядке названий10, имеют краткие аннотации. Для отбора нужной информации удобно пользоваться поиском «В текущем разделе».
В течение нескольких лет в журнале существовала рубрика «Глазами экзаменатора», которую вел автор популярных пособий для школьников и абитуриентов Г.П. Хомченко. В статьях Г.Б. Шульпина, сотрудника Института химической физики им. Н.Н. Семенова, автора рубрики «Лаборатория любителей науки. Химпрактикум», школьники найдут описание интересных опытов, которые можно провести в рамках химического кружка, исследовательской, проектной работы. Статья М.Б. Неймана «Загадочный бензол», опубликованная в рубрике «Рассказы о веществах» (1966, № 2, с. 92 – 96), по-прежнему актуальная и с успехом может быть использована при подготовке к урокам, посвященным ароматическим углеводородам.
В подразделе «Журнал «Химия и жизнь» представлен полный архив (в DjVu и PDF-форматах) всех номеров с момента основания до наших дней. Научно-популярный журнал, ежемесячно издаваемый в современном формате, остается верен своим замечательным традициям, заложенным еще в 1965 г. академиком Игорем Васильевичем Петряновым-Соколовым. Высокий научный уровень сочетается с популярным изложением важнейших событий настоящего и прошлого естествознания, в первую очередь химии и биологии. Журнал знакомит своих читателей с достижениями современной науки, ярко освещает ее передний край, рассказывает о ее проблемах, уделяет много внимания вопросам экологии, защиты природы, взаимодействия человека с окружающим миром. На страницах журнала постоянно публикуются ведущие отечественные и зарубежные ученые.
Серия статей замечательного популяризатора науки И.А. Леенсона «Откуда твое имя» (2003, № 5, с. 54 – 55; № 10, с. 42 – 44; № 11, с. 44 – 46; № 12, с. 44 – 47; 2004, № 2, с. 48 – 50; № 3, с. 54 – 57; № 10, с. 52 – 55; № 12, с. 44 – 47; 2005, № 5, с. 42 – 45; № 11) позволит существенно разнообразить уроки, посвященные химической номенклатуре, привлечь знания по истории, лингвистике, расширить кругозор. Материалы статьи Ильи Абрамовича «Полоний: что нового?» (2007, № 1, с. 48 – 51; № 2, с. 52 – 55) можно использовать на уроках химии при изучении темы «Строение атома» в 8-х и 11-х классах. На конкретных примерах из реальной жизни у школьников легче формируются представления об изотопах, радиоактивности, закономерностях в периодической системе.
При изучении темы «Полимеры» урок химии приобретет новое звучание, если на нем использовать материалы статьи К.Е. Перепелкина «Волокна и пленки из микробных полимеров» (2007, № 2, с. 18–21). Школьники узнают не только о химизме современного производства полимеров, но и о решении связанных с этим экологических проблем, о микробиологическом синтезе, биоразрушаемых волокнах и пластиках.
На уроках, посвященных изучению основных компонентов питания: белков, жиров и углеводов, будет интересно использовать материал Р.С. Минвалеева из статьи «Почему мы толстеем, или Что такое метаболический синдром» (2007, № 2, с. 36–39). Статья написана очень доступным, понятным языком, школьники сами смогут подготовить интересные сообщения для урока.
Безусловно, разнообразят подобные уроки факты из статьи А.И. Козлова, В. Нувано и Э. Здор «Диета Чукотки» (2008, № 4, с. 42 – 45). Читателям предлагается интересная информация о питании современных морских зверобоев Чукотки, аналогов которому нет нигде в мире.
На обобщающих уроках, посвященных решению энергетических проблем современности, можно использовать целую подборку статей из журнала «Химия и жизнь»: В.В. Благутина, «Биоресурсы» (2007, № 1, с. 36 – 39); И.А. Гвоздкова, Д.Ю. Паращук, «Солнечная энергетика: подрастающий игрок» (2007, № 3, с. 6 – 9); С.В. Калюжный, В.В.Федорович, «Микробные топливные элементы» (2007, № 5, с. 36 – 39); М.Б. Литвинов, «Создатели газа» (2007, № 6, с. 22 – 27); Л.Н. Стрельникова, «Энергия 2.0» (2007, № 7, с. 6 – 13); В.З. Мордкович, «Прошлое, настоящее и будущее GTL» (2007, № 8, с. 4 – 9); В.А. Ванке, «Электроэнергия из космоса» (2008, № 4, с. 29 – 31).
При организации проектной и поисковой деятельности школьников учителю важно на первых этапах заинтересовать ребят, дать им доступную и в то же время научно выверенную информацию. Таким критериям в полной мере отвечают публикации журнала «Химия и жизнь». Например, рассматривая свойства воды, можно предложить школьникам следующую подборку: И.В. Петрянов-Соколов, «Самое необычное вещество в мире» (2007, № 1, с. 26 – 29); С.М.Комаров, «Ледяные узоры высокого давления» (2007, № 2, с. 48 – 51); Г.Г. Маленков, «Споры о структуре воды» (2007, № 3, с. 50 – 54); Д.Я. Фащук, «Сок жизни на Земле» (2007, № 5, с. 48 – 51); Н.Э. Демидов, И.Г. Митрофанов, «Вода на Марсе» (2007, № 9, с. 46 – 49); Д.С. Складнев, «Тяжелая вода и жизнь» (2008, № 1, с. 32 – 35).
Для каждой публикации определены ключевые слова, продумана тематика, соответствующая изучаемым в школе дисциплинам. Такой подход позволяет быстро найти нужную информацию, отобрать наиболее интересные факты, сократить время при подготовке к занятиям в школе, как учителю, так и ученику.
В подразделе «Ресурсы на CD/DVD» представлено всего одно, но хорошо известное учителям издание «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», разработанное в Лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технологического университета (mmlab.ru). Заархивированный дистрибутив11 этого ресурса занимает чуть более 1 Гб. Инструкции, как скачать и распаковать архив, приведены на соответствующей странице Единой коллекции ЦОР.
Подраздел «Энциклопедия «Кругосвет» содержит научно-популярные статьи по астрономии, биологии, географии, физике и др. (в HTML-формате12). Однако наибольшее число статей — 379 из 449 — по химии. Первоисточник — большая сетевая энциклопедия «Кругосвет» — www.krugosvet.ru. В энциклопедии представлены подробные библиографические данные известных ученых, лауреатах Нобелевской премии по химии, дано развернутое толкование важнейших терминов и понятий. Материал изложен в доступной форме, хорошо иллюстрирован. Статьи написаны известными авторами научных и популярных книг, учебников: И.А. Леенсон и Л.И. Миркин (МГУ им. М.В. Ломоносова), М.М. Левицкий (Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН), Л.Ю. Аликберова и Е.В. Савинкина (МИТХТ им. М.В. Ломоносова), К.Н. Зеленин (Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова) и другие.
Раздел «Электронные издания» состоит из следующих подразделов: «Интерактивные задачи по химии», «Коллекция ЦОР заочной школы "Юный химик" Томского государственного университета», «Неорганическая химия. Видеоопыты», «Органическая химия. Видеоопыты», «Трехмерные химические формулы».
В подразделе «Интерактивные задачи по химии» представлено 2800 тестовых заданий из электронного издания «Подготовка к ЕГЭ по химии» по всему школьному курсу. Каждый ресурс представляет собой один тестовый вопрос и четыре варианта ответа. При выборе одного из вариантов пользователь получает ответ: «Правильно» или «Неправильно», распространенных комментариев нет, можно посмотреть верное решение. Перед каждой новой попыткой ответить на вопрос изменяется последовательность вариантов ответов.
В подразделах «Неорганическая химия. Видеоопыты» и «Органическая химия. Видеоопыты» представлены видеофрагменты, иллюстрирующие химический эксперимент по неорганической (182 опыта) и органической (96 опытов) химии. Они охватывают все разделы школьного курса химии. Цифровое видео хорошего качества в формате WMV13, размер файлов не превышает 20 Мб. Каждый фрагмент имеет подробную текстовую аннотацию. Автор текстов и постановщик большинства опытов — доцент кафедры методики преподавания химии МИОО, к.п.н. П.И. Беспалов.
Подраздел «Ресурсы заочной школы "Юный химик" Томского государственного университета» содержит цифровые образовательные ресурсы, сгруппированные в три комплекта, материалы подготовлены преподавателями химического факультета Томского госуниверситета.
Комплект «Задачи и упражнения по химии (9-11 классы)» — 45 текстовых документов в PDF-формате. Представлены условия задач для обобщения по основным темам органической химии в 10-м и 11-м классах. Для каждой темы предложено 4 варианта заданий и пример решения.
Комплект «Демонстрационные эксперименты по химии» состоит из 17 видеофрагментов в AVI-формате14 по 3 разделам химии: «Фосфор. Соединения фосфора», «Углерод. Соединения углерода», «Кремний. Соединения кремния». Размер файлов в ряде случаев превышает 50 Мб. Для каждого опыта представлена краткая аннотация.
Инструкции для практических занятий и лабораторных опытов представлены в комплектах: «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Занимательная химия», «Химический синтез». В материалах (21 текстовый документ в PDF-формате) помимо инструкций приведены теоретические задания (основные и дополнительные), примеры оформления отчета, списки рекомендуемой литературы.
В подразделе «Трехмерные химические формулы»15 представлено 300 интерактивных шаростержневых моделей молекул из электронного издания «Открытая Химия» (компания «Физикон»). При использовании этого ресурса необходимо помнить, что ряд веществ, представленных в данной коллекции, имеет немолекулярное строение, например, нитрат натрия, гидроксид натрия, гидроксид алюминия (слово «алюминий» написано с ошибкой). В ряде случаев неправильно показаны углы, например, в модели молекулы азотной кислоты (неплоское строение нитрат-иона). В моделях молекул азотной кислоты и нитробензола атом азота ошибочно показан пятивалентным.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (eor.edu.ru или fcior.edu.ru) содержит более 1000 электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по химии («Каталог» → «Химия») для всех параллелей: с 8-го по 11 класс. Они представляют собой электронные учебные модули (ЭУМ) Открытых Мультимедиа Систем (ОМС), которые разработаны сотрудниками Лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технологического университета (mmlab.ru). Для просмотра модулей необходимо скачать и установить ОМС плеер и органайзер, который обеспечивает загрузку ЭУМ из центрального хранилища ФЦИОР в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на его рабочем месте. Размер установочного файла компонентов ОМС — 7,78 Мб.
Модули представлены в алфавитном порядке, с помощью фильтра «Классы общеобразовательной школы» можно выбрать ЭУМы непосредственно для заданного класса. Однако гораздо удобнее пользоваться каталогом модулей, размещенном на сервере Лаборатории (mmlab.ru/omschemcat), так как все ресурсы распределены по соответствующим классам, темам и подтемам, указаны типы всех модулей:
И — информационные, расширяют визуальный ряд учебника, помогают наглядно и интересно построить как фронтальную, так и самостоятельную работу школьников по изучению нового материала;
П — практические — виртуальные лабораторные работы, тренажеры, конструктор молекул и конструктор механизмов химических реакций, тренажер по решению химических задач; позволяют значительно расширить самостоятельную работу учеников по предмету, развить их логическое мышление, подготовиться к реальному химическому эксперименту, промежуточным и контрольным работам;
К — контрольные — (тесты, контролирующие модули по решению задач) позволяют проводить многоуровневый контроль знаний.
Предполагается, что использование данных ресурсов обеспечивает возможность организации разноуровневого и дифференцированного обучения химии.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам (window.edu.ru) — информационная система, обеспечивающая доступ всех желающих к интегральному каталогу ЦОРов, ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Здесь собраны ссылки на учебные и учебно-методические материалы, электронные справочники, энциклопедии, словари, учебники, коллекции наглядных пособий. В настоящее время в каталоге «Химия» представлено 639 ссылок для школьника и 668 — для учителя. Предусмотрена система поиска и информационных фильтров.
Органическая химия (www.chemistry.ssu.samara.ru) — электронный учебник для средней школы. Авторы учебника: доцент кафедры органической химии Самарского государственного университета, к.х.н. Г.И. Дерябина и учитель химии школы № 124 г. Самары Г.В. Кантария. Доступно и подробно изложен материал курса органической химии для изучения предмета на профильном уровне. Гипертекстовый учебник можно использовать как при изучении нового материала, так и для систематизации, углубления знаний при подготовке к ЕГЭ по химии. Он содержит 6 частей, 31 главу, после каждой из которых есть подборка заданий для самопроверки — 150 контрольных вопросов и задач, позволяющих школьнику непосредственно в режиме on-line проверить степень усвоения изученного материала и глубину своих знаний.
В качестве ЦОРов учитель может использовать учебные тексты, которые сопровождаются большим количеством графических иллюстраций (около 500) и анимаций (60), в том числе трехмерных виртуальных VRML16 моделей, интерактивных flash-приложений. С целью повышения познавательного интереса — кроссворды, интерактивные «Химические игры» (паззлы, пятнашки и т.д.).
Цифровые образовательные ресурсы в Химической информационной сети (chemnet.ru) на сервере Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В разделе «Учебные материалы к школьному курсу химии» (www.chem.msu.su/rus/school_edu) представлены различные коллекции ЦОРов, которые можно с успехом использовать в школьной практике.
Учебные видеоматериалы для курса общей и неорганической химии подготовлены д.п.н. В.В. Загорским, содержат 16 видеофрагментов в WMV-формате, иллюстрируют химический эксперимент с участием неорганических веществ. Фрагменты не содержат звукового сопровождения, однако, к каждому из них составлено текстовое описание.
Интерактивные трехмерные модели молекул для школьного курса химии разработаны сотрудниками лаборатории вычислительных методов в химии Химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова с использованием программы Cult3D17. Для их демонстрации во время урока необходимо подключение мультимедийной аппаратуры к Internet. Модели могут свободно передвигаться по экрану в любых направлениях, допускают повороты вокруг произвольно выбранных осей. Известен опыт успешного использования данных моделей в школьном химическом образовании [7].
В качестве методических и дидактических ресурсов можно использовать материалы учебного модуля «Скорость химических реакций» (A.A. Беляев, В.В. Загорский, E.A. Менделеева и др.), электронного пособия «Трудные темы школьного курса химии» (В.В. Загорский), разработки для учителей «Введение в органическую химию» (E.A. Менделеева). В Электронной библиотеке по химии (www.chem.msu.su/rus/elibrary) можно найти «Задачи для подготовки к вступительным экзаменам на Химический факультет МГУ», электронные учебники, задачи химических олимпиад, мультимедиа публикации, большое число ссылок на интересные сетевые ресурсы.
On-Line Naming Service — сервис, предоставляемый сервером Международного союза теоретической и прикладной химии (iupac.org/nomenclature), позволяет строить структурные формулы и получать систематические названия веществ в режиме реального времени. Программа, приложение к браузеру — ACD/Structure Drawing Applet, разработана компанией Advanced Chemistry Development (www.acdlabs.com). Возможности данного сервиса можно использовать непосредственно во время урока, если доступно устойчивое подключение к Internet, или для организации самостоятельной подготовки школьников к занятиям.
На сайте кафедры методики преподавания химии МИОО (www.mioo.ru → Кафедры → Кафедра и лаборатория химии), в разделе «Информатизация школьного химического образования», можно найти подробные обзоры учебных химических порталов и сайтов, наглядных периодических систем химических элементов, электронных сетевых библиотек. В коллекции видео и фотоматериалов для учителя химии даны аннотированные ссылки на ресурсы сети и представлены переводные коллекции, например, «Chemistry Comes Alive!», часть которой представлена на сервере Journal of Chemical Education Американского химического общества. В коллекцию включены интересные опыты, многие из которых отличаются оригинальной техникой и методикой проведения.
В разделе «Московская городская конференция проектных и исследовательских работ по химии» собраны материалы, представляющие опыт московских учителей по организации проектной деятельности школьников. В разделе «Полезные советы учителю» можно найти рекомендации для подготовки к ЕГЭ, советы по проведению химического эксперимента, примерное планирование, содержание рубежного и итогового контроля.
Вариативная модульная и открытая система цифровых образовательных ресурсов, доступных учителю химии, позволяет расширить набор педагогических приемов и методов, существенно повысить эффективность урока, решить проблему снижения познавательной мотивации.
[1] Ануфриев В.Г. Нестандартное использование регистраторов NOVA 5000 на уроках химии для активизации познавательной деятельности учащихся. // Тезисы выступления на Московском городском круглом столе «Использование цифровых технологий обучения химии», 14 февраля 2008 г. Публикация на сайте МИОО (www.mioo.ru/projects/7/x30/002.doc).
[2] Дорофеев М.В. Использование информационных технологий в школьном химическом образовании. // Обучение химии в 2007/2008 учебном году. Методические рекомендации / Под ред. П.А. Оржековского. М.: МИОО. 2007. С. 45 – 61.
[3] Дорофеев М.В. Новые направления информатизации школьного химического образования. // Химия. Издательский дом «Первое сентября». 2005. № 15. С. 6 – 21. Публикация на сайте Издательского дома «Первое сентября» (him.1september.ru/2005/15/6.htm).
[4] Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя. // Химия в школе. 2003. № 9. С. 2 – 7.
[5] Ковалевская Н.Б. Интернет ресурсы в школьном химическом образовании. // Тезисы выступления на Московском городском круглом столе «Использование цифровых технологий обучения химии», 14 февраля 2008 г. Публикация на сайте МИОО (www.mioo.ru/projects/7/x30/001.doc).
[6] Никитенко С.Г. Интернет для учителя химии. // Химия. Издательский дом «Первое сентября». 2004. № 7. С. 9 – 13. Публикация на сайте Издательского дома «Первое сентября» (him.1september.ru/2004/07/9.htm).
[7] Макаров Б.П., Аленичева А.И., Миняйлов В.В.. Использование 3D интерактивных моделей в курсе школьной органической химии. // Тезисы выступления на Московском городском круглом столе «Использование цифровых технологий обучения химии», 14 февраля 2008 г. Публикация на сайте МИОО (www.mioo.ru/projects/7/x30/004.doc).
|