Доклад «Применение компьютерных технологий и интернет ресурсов для осуществления связей с социумом»




Скачать 107.19 Kb.
Дата 12.09.2016
Размер 107.19 Kb.
Со Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социокультурного развития детей 2 категории

Доклад
«Применение компьютерных технологий и интернет ресурсов для осуществления связей с социумом»

Составил: воспитатель

по ИЗО деятельности

Науменко О.П.

Краснокаменск, 2012
Доклад
«Применение компьютерных технологий и интернет ресурсов для осуществления связей с социумом»
Буквосочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология  – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).



Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

В технико-технологическом аспекте к средствам ИКТ относятся:


  •  ЭВМ, ПЭВМ;

  •  комплекты терминального оборудования для ЭВМ ;

  •  локальные вычислительные сети;

  •  современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях;

  •  устройства ввода-вывода информации всех видов;

  •  средства и устройства манипулирования информацией и ее транслирования — текстовой, графической, аудиовизуальной;

  • средства архивного хранения информации;

  • устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

  • системы компьютерной графики;

  • системы представления и использования аудиовизуальной информации;

  • программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного ПО, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и прочие);

  •  системы искусственного интеллекта

  • технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность, а также геоинформационные технологии


Условия повышения ИКТ-компетентности педагога

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Для реализации повышения ИКТ-компетентности педагога необходимы следующие условия:

 - Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог  не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

 - Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

 - Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

 - Наличие ЦОР и методик их использования.
 Преимущества, которые даёт наличие ИКТ-компетентности педагога:

 - Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

- Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

- Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам.

- Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

- Наличие консультанта в учреждении по ИКТ (в случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться, скоординирует взаимодействие с другими педагогами).

- Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности
Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ

 


  • Компьютер: за и против   Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
    При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.

  • Компьютерные обучающие программы   

1.    Серия дисков “Супердетки”

2.    Серия дисков “Несерьезные уроки”

3.    Серия дисков “Смешарики”

4.    “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.

5.    Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”


  • Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ  Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного (как в нашей стране, так и за рубежом), показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Существует множество программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметами математике, художественной литературе и развитию речи, родному и иностранному языкам и т.д. Есть также развлекательные про­граммы, не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам.

  • Характеристика учебных компьютерных программ для детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников. Среди них и программы помогающие развивать математические способности,  помогающие осваивать иностранные языки и просто расширяющие кругозор детей. Вообще большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для дошкольника является ведущей. Хотелось бы по подробнее остановиться на классификации компьютерных игр.

  • Требования к организации компьютерного обучения дошкольников   

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся первого класса - 10-15 минут в день.

Технические характеристики компьютера

 

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.



Организация рабочего места ребенка

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. При этом на экран ни в коем случае не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи для ограничения светового потока. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут очень сильно затенять помещение.

Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит в себе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могут вызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят.

Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.



Подготовка ребенка к работе на компьютере(рекомендации)
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций следует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затруднения в управлении компьютером.


Сколько нужно узнать и запомнить! Изучить клавиатуру, назначение клавиш, освоить приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ.
Понятно, что и развивать в первую очередь необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компьютером: точность и координацию движений руки, тонкие движения кисти и пальцев руки, кратковременную память.
Наберитесь терпения, не торопите ребенка: формирование этих функций - сложный и длительный процесс.

Занятия следует проводить в отвечающей дошкольному возрасту   игровой форме.


Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ребенка утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным для детей.

  • Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютер Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать.Но и среди тех, кто, казалось бы, с охотой овладевает компьютером, возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальное развитие и здоровье.


Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников


  • Структура занятия с использованием компьютера   В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.


Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер

  • Легкость для самостоятельных занятий детей

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений

  • Возрастное соответствие

  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти

  • Говорящие словари иностранных языков

  • Простейшие графические редакторы

  • Игры-путешествия

  • Обучение чтению, математике

  • Использование мультимедийных презентаций

 

Ошибки при использовании ИКТ:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога

  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

  • Бесплановость, случайность применения ИКТ

  • Перегруженность занятия демонстрацией.



Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • обладает стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 

 

 



Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Видеомагнитофон

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера

 

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

  4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  6. Осуществлять связь с общественностью посредством общения на интернетсайтах и на сайте МБДОУ

 

В настоящее время на первый план выходят информационно-коммуникационные технологии, где ключевым словом является «коммуникационные», а, следовательно, мультимедийные, и гуманитаризированные. Признаётся важным не сам факт существования и развития информационных технологий, а необходимость в них для общения и взаимодействия людей. Общения не только прямого, но и опосредованного, через результат творческой жизнедея­тельности. То есть человеческий, творческий, гуманитарный фактор превалирует над сугубо техническим.

Для реализации коммуникативной функции ИКТ в ДОУ необходимо:


  1. Создание  единого информационного  пространства ДОУ.

  2.  Подготовка  кадров  к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе  

  3. Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом  к компьютерной технике, к информационным ресурсам.  

  4. Интеграция ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения.

  5. Создание  банка   методических материалов, разработок по использованию ИКТ  в работе с дошкольниками.

  6. Создание сайта МБДОУ

  7. Осуществление электронного документооборота.

Повсеместное внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс поставило новые задачи перед педагогами детских дошкольных учреждений. Какими принципами руководствоваться при разработке и внедрении развивающих программ занятий детей дошкольного возраста в компьютерном классе? Какие программные продукты использовать? Для ответа на данные вопросы необходимо рассмотреть преимущества использования компьютерных игр в целях всестороннего развития детей.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.


 


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница