ДОКЛАД
«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
г.Кострома
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
-
Результаты деятельности по внедрению Стандарта развития конкуренции в Костромской области…………………………………………5
-
Определение уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по содействию развитию конкуренции………………..6
-
Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа при высшем должностном лице Костромской области…………………………………………………………....7
-
Деятельность органов местного самоуправления Костромской области по развитию конкуренции…………………………………………….9
-
Состояние и развитие конкурентной среды на приоритетных рынках Костромской области………………………………………………..12
-
Приоритетные рынки в сфере обрабатывающих производств……………………………………………………………………..15
-
Рынок автокомпонентов………………………………………….15
-
Производство деталей для гражданской авиации…….……….16
-
Приоритетные рынки в лесопромышленном комплексе………17
-
Производство древесностружечных плит……………………….20
-
Производство пилопродукции, погонажных изделий, мебельного щита и клееной продукции, биотоплива (брикетов)…………………………20
-
Рынок туристских услуг…………………………………………..21
-
Состояние и развитие конкурентной среды на социально значимых рынках Костромской области ……………………………………………...26
-
Рынок услуг дошкольного образования………………………….26
-
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления………………….34
-
Рынок услуг дополнительного образования детей……………..37
-
Рынок медицинских услуг………………………………………...38
-
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………..41
-
Рынок услуг в сфере культуры…………………………………..43
-
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства……………..48
-
Розничная торговля……………………………………………….52
-
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом….55
-
Рынок услуг связи…………………………………………………63
-
Рынок услуг социального обслуживания населения……………66
IV. Системные мероприятия…………………………………………………69
-
Мероприятия, направленные на оптимизацию процедур государственных закупок………………………………………………………69
-
Мероприятия, направленные на устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров............................................................................................................70
-
Мероприятия, направленные на совершенствование процессов управления объектами государственной собственности Костромской области и ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию…..79
-
Мероприятия, направленные на обеспечение равных условий доступа к информации о реализации государственного имущества Костромской области и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности…………………………………………………………………..81
-
Мероприятия, направленные на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных и других мероприятий, обеспечивающих, в том числе возможности для поиска, отбора, обучения потенциальных предпринимателей и их работу на первоначальном этапе…………………………………………………………..81
-
Мероприятия, направленные на развитие механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям (с учетом стандартов и разработок международной организации WorldSkillsInternational)………………………………………….84
-
Мероприятия, направленные на содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций…………………………………………………..86
-
Реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий…………………………………………90
VI. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Костромской области…………………………..94
-
Мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….94
-
Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации………………………………100
-
Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Костромской области………...105
1) Социологическое исследование уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Костромской области……………………………………...105
2) Данные о наличии обращений потребителей в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области……………………..110
-
Антимонопольное регулирование……………………...…………….112
-
Антимонопольный контроль……………………………………..112
-
Практика деятельности УФАС России по Костромской области…………………………………………………………………………..120
Список приложений……………………………………………………………126
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со «Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р, департамент экономического развития Костромской области представляет ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Костромской области.
Доклад подготавливается в целях обеспечения исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления Костромской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Костромской области аналитической информацией о состоянии конкуренции на территории Костромской области.
Доклад является основой для определения исполнительными органами государственной власти Костромской области приоритетных направлений деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки мер по обеспечению конкуренции.
В докладе приведены основные итоги проводимой в Костромской области конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследования состояния конкуренции в некоторых секторах экономики и на отдельных товарных рынках Костромской области, рассмотрены основные проблемы их функционирования.
В доклад включены данные, характеризующие правоприменительную практику антимонопольных органов, материалы, предоставленные исполнительными органами государственной власти Костромской области, федеральными органами исполнительной власти и рядом общественных организаций предпринимателей. Кроме того, отражены основные мероприятия, проводимые в регионе по развитию конкуренции, их итоги, в том числе по внедрению Стандарта развития конкуренции.
На основании анализа конкурентной среды и результатов, проведенных мероприятий, в Докладе выделены основные достижения и проблемы по развитию конкуренции в Костромской области и отражены направления развития конкуренции на среднесрочную перспективу, которые учтены в региональной «дорожной карте» по содействию развития конкуренции.
Доклад согласован членами Совета по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области.
I.Результаты деятельности по внедрению Стандарта развития конкуренции
Необходимо отметить, что мероприятия по развитию конкуренции проводились в Костромской области с 2010 года, в рамках областной программы «Развитие конкуренции на территории Костромской области на период 2010-2012 годов», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2010 года №86-а. Комплексное выполнение мероприятий программы осуществлялось исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями Костромской области различных форм собственности.
Целью программы являлось улучшение конкурентной среды и предупреждение негативных проявлений монополизма на приоритетных для Костромской области рынках. При этом выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом, а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой. Реализация мероприятий программы способствовала сокращению административных барьеров, развитию инфраструктуры, формированию конкурентной среды на отраслевых рынках Костромской области и повышению информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Одним из значимых результатов реализации программы на территории области стало открытие областного государственного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению», основною целью деятельности которого является упрощение процедур получения заявителями государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «единого окна».
-
Определение уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по содействию развитию конкуренции
Во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации постановлением администрации Костромской области от 5 июня 2014 года № 239-а определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по содействию развитию конкуренции на территории Костромской области -департамент экономического развития Костромской области (приложение №1).
Департамент экономического развития Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики, выработке региональной политики, управлению, контролю, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере развития экономики и торговли Костромской области.
Для выполнения данных функций, Департамент осуществляет в том числе следующие полномочия:
- определяет приоритеты политики Костромской области в сфере развития экономики и торговли.
- участвует в реализации государственной политики на территории Костромской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- реализует государственную политику в сфере развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
-содействует развитию конкуренции на территории Костромской области.
-осуществляет оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
- проводит экспертизу нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
-
Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа при высшем должностном лице Костромской области
Коллегиальным органом по рассмотрению вопросов содействия развитию конкуренции определен Совета по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области, в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 11 июля 2014 года № 123 «О внесении изменений в постановление губернатора Костромской области от 27.12.2013 № 263»(приложение №2).
Совет по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области (далее - Совет) является совещательным органом и создается для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки предложений, связанных с выработкой и повышением инвестиционной привлекательности и улучшением инвестиционного климата Костромской области.
К компетенции и функциям Совета относятся:
1) подготовка и внесение предложений по реализации в Костромской области региональной инвестиционной политики;
2) разработка рекомендаций по организации взаимодействия органов государственной власти Костромской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных лиц в решении вопросов, связанных с выработкой предложений по повышению инвестиционной привлекательности Костромской области и улучшению инвестиционного климата Костромской области;
3) разработка рекомендаций по определению приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности на территории Костромской области;
4) содействие улучшению инвестиционного климата Костромской области посредством выработки предложений по формированию политических, финансово-экономических, организационно-правовых, социокультурных механизмов поддержки инвестиционной деятельности, обеспечивающих экономический рост и достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития Костромской области;
5) предварительное рассмотрение вопросов и подготовка предложений по решению проблем, возникающих у инвесторов (либо препятствующих инвестору) при реализации инвестиционных проектов на территории Костромской области;
6) внесение предложений и рекомендаций по устранению факторов, препятствующих инвестиционной деятельности на территории Костромской области, по вопросам устранения административных ограничений, сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации;
7) предварительное рассмотрение вопросов по разработке и реализации Инвестиционной стратегии Костромской области, выработка предложений по ее корректировке и др.
К компетенции и функциям Совета отнесено рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции, а также проектов правовых актов, иных документов и материалов, подготавливаемых в целях стимулирования развития конкуренции в Костромской области.
В состав Совета вошли представители:
- органов исполнительной власти, федерального, регионального и муниципального уровня: УФНС России по Костромской области, губернатор области и заместители губернатора области, представители управления инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департамента экономического развития Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, а также главы муниципальных районов (городских округов) Костромской области (при рассмотрении на Совете вопросов, затрагивающих интересы муниципального района (городского округа),
- инфраструктуры поддержки предпринимательства и общественных организаций: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Костромской области, представители Костромского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия", областного объединения работодателей "Костромской союз промышленников", Торгово-промышленной палаты Костромской области, Общественной палаты Костромской области, некоммерческого партнерства "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров" Костромской области, общественной организации "Федерация организаций профсоюзов Костромской области",
- высших учебных заведений Костромской области: ФГБОУ ВПО "Костромской государственный технологический университет", ФГБОУ ВПО "Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова", ФГБОУ ВПО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия";
- эксперты и специалисты иных направлений: филиала ОАО "МРСК-Центра" - Костромаэнерго", ОАО "Газпром газораспределение Кострома", ООО "НОВАТЭК-Кострома", ОАО "УК Русэнергокапитал», Дирекции по Костромской области филиала ОАО "Банк ВТБ" в г. Воронеже, Экспертной группы по мониторингу, апробации и внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Костромской области.
В обсуждении вопросов, касающихся темы конкуренции, принимают участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области и исполнительных органов государственной области и структурных подразделений администрации Костромской области.
Состав Совета утвержден постановлением Губернатора Костромской области от 27 декабря 2013 г. № 263 «О Совете по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области» (ред.от 29.12.2015 № 250).
-
Деятельность органов местного самоуправления Костромской области по развитию конкуренции
В целях создания условий для развития конкуренции в 2015 году органами местного самоуправления Костромской области разработаны планы мероприятий(«дорожные карты») по развитию конкуренции на территории муниципальных образований Костромской области, утвержденные муниципальными правовыми актами.
В целях обобщения лучшей практики принятия органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции, и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в соответствии с предложениями исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Костромской области департамент экономического развития Костромской области составил перечень нормативно-правовых актов, способствующих развитию конкуренции.
Составленный перечень направлен в УФАС России по Костромской области для анализа и рассмотрения возможности включения в «белую книгу» проконкурентных региональных практик.
5 сентября 2015 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с требованиями стандарта предполагается заключение соглашений (меморандумов) о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта между органами исполнительной власти субъекта и органами местного самоуправления. Департаментом экономического развития Костромской области заключены соглашения с администрациями муниципальных образований о внедрении Стандарта развития конкуренции в Костромской области (приложение №3).
В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти Костромской области при внедрении стандарта развития конкуренции в Костромской области.
Соглашение направлено на достижение следующих целей:
установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления Костромской области для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;
содействие формированию прозрачной системы работы исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления Костромской области в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
выявление потенциала развития экономики Костромской области, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
В соответствии с Соглашением взаимодействие планируется осуществлять по следующим направлениям:
анализ лучших практик развития конкуренции на региональном и муниципальном уровне;
распространения лучших практик развития конкуренции;
формирование мониторинга внедрения стандарта развития конкуренции (далее - Стандарт) на территории Костромской области.
Стороны участвуют в разработке механизмов, необходимых для реализации направлений сотрудничества.
Стороны являются соисполнителями плана мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции в Костромской области.
Проведен семинар с экономическими службами органов местного самоуправления по вопросу реализации Стандарта развития конкуренции в Костромской области.
Распоряжением губернатора Костромской области от 29 августа 2014 года № 686-р «Об утверждении перечня приоритетных и социально-значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Костромской области» утвержден перечень из 11 приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Костромской области. Разработка перечня осуществлялась на основе информации территориального органа ФАС России по результатам анализа товарных рынков региона и результатам антимонопольного контроля, с учетом показателей социально-экономического развития региона, приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Костромской области, Инвестиционной стратегии региона.
Для формирования перечня исполнительные органы власти Костромской области направляли в департамент экономического развития Костромской области предложения в перечень приоритетных и социально значимых рынков по курируемым направлениям деятельности с обоснованием их выбора.
В перечень были включены следующие рынки:
-
Рынок услуг дошкольного образования;
-
Рынок медицинских услуг;
-
Рынок жилищно-коммунального хозяйства;
-
Рынок нефтепродуктов;
-
Розничная торговля;
-
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом;
-
Рынок услуг связи;
-
Рынок инертных строительных материалов
-
Рынок жилья;
-
Рынок строительных материалов;
-
Рынок лесодобычи и рынок лесопереработки.
Распоряжением губернатора Костромской области от 30 декабря 2014 г. №1059-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию мер конкуренции в Костромской области на 2014-2016 годы» утвержден план мероприятий по содействию развитию мер конкуренции в Костромской области. Мероприятия «дорожной карты» обеспечивают достижение целевых показателей развития конкуренции на 11 рынках товаров и услуг Костромской области, установленных «дорожной картой».
Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции проводился мониторинг реализации плана мероприятий. По итогам года подготовлен отчет о ходе выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию мер конкуренции в Костромской области на 2014-2016 годы (приложение №4).
Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт), утвержденным распоряжением Правительства РФ 5 сентября 2015 года, определен обязательный перечень социально-значимых и приоритетных рынков, который отличается от перечня, утвержденного распоряжением губернатора Костромской области.
К ранее утвержденным социально-значимым рынкам, согласно Стандарту добавляются:
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления;
Рынок услуг дополнительного образования детей;
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
Рынок услуг в сфере культуры.
В целях приведения в соответствие со Стандартом в перечень социально-значимых рынков включен обязательный перечень рынков(приложение №5), предусмотренных приложением к стандарту, и в отношении которых установлены целевые показатели.
-
Рынок услуг дошкольного образования
-
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
-
Рынок услуг дополнительного образования детей
-
Рынок медицинских услуг
-
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Рынок услуг в сфере культуры
-
Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
-
Розничная торговля
-
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
-
Рынок услуг связи
-
Рынок услуг социального обслуживания населения
-
Состояние и развитие конкурентной среды на приоритетных рынках Костромской области
С учетом рекомендаций Стандарта в первую очередь для включения в перечень приоритетных рынков рассматривались рынки товаров, работ и услуг несырьевого сектора экономики с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, имеющей экспортный потенциал и (или) возможность замещения импорта, чьи производственно-технологические и инновационные цепочки, а также цепочки создания добавленных стоимостей находятся преимущественно в Российской Федерации (в том числе в рамках промышленных и инновационных кластеров).
Особое внимание при формировании перечня приоритетных рынков уделялось развитию производств высокотехнологичной продукции и (или) технически сложной продукции с перспективными технологиями, стремящимися к инновационным системам полного цикла в Российской Федерации.
Департаментом экономического развития Костромской области совместно с управлением инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области проведены совещания и консультационные встречи с представителями промышленных предприятий Костромской области, представителями бизнес сообщества Костромской области, Торгово-промышленной палаты Костромской области по определению приоритетных рынков.
В 2014 году ВРП Костромской области оценивается в объеме 154 млрд. рублей.
Экономический рост региона в 2014 году во многом обусловлен положительной динамикой инвестиций. По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Костромская область занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации.
Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая формирует свыше 33% ВРП, что соразмерно значениям аналогичных показателей в Смоленской (31%), Рязанской (31,5%) и Владимирской (34,7%) областях.
В 2015 году влияние макроэкономических негативных тенденций на региональную экономику более заметно, чем в 2014 году. Наблюдается сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, снижение инвестиционной активности. По оценке, ВРП в 2015 году в реальном выражении снизится на 2,8% к предыдущему году, его объем составит 162,9 млрд. рублей.
За 2015 год при снижении промышленного производства в целом по Российской Федерации на 3,4 %, промышленное производство Костромской области сократилось на 8,3 % к уровню 2014 года преимущественно за счет ювелирного производства по причине снижения спроса на продукцию (снижение на 14,2 %), машиностроения (на 27,8 %) и электроэнергетики (на 9,2 %).
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27.08.2013 № 189-ра, и Государственной программой «Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28.08.2010 № 301-а (в редакции 08.12.2015) ожидается увеличение ВРП до 250 млрд. рублей в 2020 году, 350 млрд. рублей - в 2025 году.
Рост ВРП планируется обеспечить за счет усиления инвестиционной активности, направленной на создание новых производств и модернизацию действующих предприятий.
Приоритеты инвестиционного развития Костромской области
Сфера развития
|
Направления развития
|
Обрабатывающие производства
|
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых зарубежных и российских технологий;
развитие промышленных округов;
создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса;
развитие коммерциализации на производстве и внедрение результатов научно-технических разработок;
внедрение энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий;
внедрение технологий, снижающих влияние промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных вод, почв, недр, озонового слоя.
|
Лесопромышленный комплекс
|
организация новых производств, нацеленных на комплексную, безотходную переработку лесосырья, в первую очередь низкосортной древесины, и выпуск готовой продукции высокого технологического передела;
содействие техническому перевооружению предприятий ЛПК, в том числе посредством расширения доступности лизинговых операций и кредитных ресурсов, стимулирования развития деревообрабатывающих и бумажных производств;
разработка комплекса мер по стимулированию ресурсо- и энергосбережения в деревообрабатывающих производствах;
оптимизация контрольных процедур со стороны власти по пресечению нелегального оборота древесины и незаконных производств.
|
Экономический рост обеспечит также развитие на территории Костромской области следующих кластеров:
кластер автомобильной промышленности (городской округ город Кострома);
туристический кластер (с центром в городском округе город Кострома);
кластер нефтегазовой и металлургической промышленности (городской округ город Волгореченск);
лесопромышленный кластер (северные и северо-восточные районы Костромской области);
агропромышленный кластер (Костромской муниципальный район).
В качестве приоритетных рынков в Костромской области определены:
-
Рынок автокомпонентов.
-
Производство деталей для гражданской авиации.
-
Производство древесностружечных плит.
-
Производство пилопродукции, погонажных изделий, мебельного щита и клееной продукции, биотоплива (брикетов).
-
Рынок туристских услуг.
-
Приоритетные рынки в сфере обрабатывающих производств
В регионе особое внимание уделяется развитию отраслей экономики, производящих конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, на территории Костромской области реализуется ряд мер, направленных на переход к инновационному социально ориентированному типу развития экономики.
Одной из таких мер является поддержка развития существующих производств и создание благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Важнейшей отраслью экономики является машиностроение, предприятия которой выпускают промышленную продукцию для всех отраслей экономики. Отличительной особенностью машиностроительного комплекса Костромской области является широкая диверсификация выпускаемой продукции. Продукция востребована как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Одним из приоритетных направлений развития в 2015 году определено участие костромских предприятий в реализации отраслевых планов импортозамещения по линии Минпромторга России, а также получение различных видов финансовой поддержки федерального уровня.
-
Рынок автокомпонентов
АО «Костромской завод автокомпонентов» выпускает детали цилиндропоршневой группы для двигателей внутреннего сгорания; фильтры очистки топлива, масла, воздуха; комплекты резинотехнических изделий (прокладок) для ремонта двигателей.
Предприятие входит в холдинг «Мотордеталь» и осуществляет свою деятельность на территории многофункционального парка «Индустриальный».
Продукция предприятия поставляется в 40 стран мира. Рыночная доля компании по выпуску ЦПГ на территории России составляет порядка 40%. Ни одна марка поршневой не имеет аналогичного спроса. Предприятие работает с 17 видами сплавов, наносит 19 видов рабочих покрытий, при этом выпускает 22 миллиона 200 тысяч единиц готовой продукции в год.
Ассортимент деталей ЦПГ, фильтров, комплектов РТИ и вкладышей охватывает всю отечественную технику с двигателями – ВАЗ, ЗМЗ, УМЗ, ЗИЛ, ВМТЗ, ММЗ, КАМАЗ, СМД, ЯМЗ, АМЗ, ЧТЗ, а также Mercedes, MAN, Volvo, Iveko, Perkins, Renault и др.
Продукция поставляется во все регионы России через разветвлённую сеть региональных представителей.
Основными потребителями являются ОАО «КАМАЗ», ОАО «Ярославский моторный завод», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО «Алтайский моторный завод» и др.
Предприятие осуществляет активную стратегию по получению долгосрочных контрактов с производителями запчастей первичного рынка. Основными перспективными проектами являются поставки на локализованные производства двигателей Рено, Ниссан, Форд, Фольксваген и др. Для осуществления этих проектов компания проводит активную инвестиционную политику, направленную на развитие и модернизацию производственных мощностей.
На сегодняшний день на предприятии внедрена новая линия Рено, на которой установлены станки с программным управлением Takisawa, для производства поршней.
Предприятие использует разные инструменты для привлечения средств федерального бюджета. Так, инвестиционный проект предприятия, направленный на расширение и модернизацию мощностей предприятия в части производства автокомпонентов для двигателей внутреннего сгорания (поршней, гильз, поршневых колец для двигателей внутреннего сгорания), получил заем Фонда развития промышленности и был отобран Межведомственной комиссией при Минэкономразвития России для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (среди 11 проектов).
АО «Костромской завод автокомпонентов» участвует в Программе поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Это предполагает получение кредита по льготной ставке (на текущий момент не выше 11,5% годовых). Стоимость проекта составляет 2,4 млрд. рублей.
-
Производство деталей для гражданской авиации
ЗАО «Электромеханический завод «Пегас» образовано в 1992 году в результате конверсии Костромского электромеханического завода.
Сегодня предприятие вносит большой вклад в развитие экономики региона, является крупнейшим налогоплательщиком Костромской области, обеспечивает занятость более 1,0 тыс. человек.
Предприятие проводит активную инвестиционную политику, направленную на расширение номенклатуры выпускаемых изделий.
На предприятии внедрена и действует система менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ISO/ТS 16949-2009 г. и ГОСТ РВ 0015-002-2012 г., имеются необходимые лицензии на производство космической и авиационной техники. Управление предприятием организовано по принципам «Бережливого производства».
ЗАО «Электромеханический завод «Пегас» ведет производственную деятельность по нескольким направлениям:
1) производство автомобильной электроники;
2) производство бортовой кабельной сети (далее- БКС).
С 2006 года предприятие сотрудничает с государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева по поставкам бортовой кабельной сети для космической отрасли.
С 2012 года предприятие по контракту с российской компанией ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» поставляет БКС для гражданских самолетов (SSJ-100).
Кроме того, предприятие ведет переговоры по поставкам кабельной продукции с потенциальными потребителями.
В 2014 году акционерами предприятия принято решение развивать производство механообработки деталей для потребностей авиастроения.
Данный проект реализуется при поддержке администрации Костромской области. В настоящее время закуплено 16 обрабатывающих центров MAZAK производства Японии.
Предприятие оснащено универсальным и специальным технологическим оборудованием и готово к увеличению выпуска как БКС, так и изделий машиностроения для потребности авиастроения.Высококвалифицированный персонал, имеющий опыт производства уникальных изделий, система управления предприятием, система менеджмента качества, позволяют снижать себестоимость, обеспечивая высокий уровень выпускаемой продукции.
Проект ЗАО «Электромеханический завод «Пегас» по созданию механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации включен в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. В октябре предприятию открыта кредитная линия в Банке ВТБ. Заключено Соглашение с Минпромторгом России для получения компенсации части затрат на уплату процентов.
-
Приоритетные рынки в лесопромышленном комплексе
Костромская область обладает следующими конкурентными преимуществами для развития лесопромышленного комплекса.
Лесистость территории региона составляет 74 %. Регион обладает крупнейшими в европейской части Российской Федерации запасами леса. Запас древесины на корню превышает 700 млн. куб. метров. По запасам древесины область занимает 1 место в ЦФО, в европейской части России – 6 место. Это позволяет развивать лесопромышленный комплекс в непосредственной близости от густонаселенного центра страны – значительного потребителя его продукции.
Расчетная лесосека по Костромской области составляет 11,4 млн. куб. м, в том числе по хвойному составу 3,9 млн. куб. м, однако фактически используется менее чем на 50%.
Лесопромышленный комплекс занимает 2 место в экономике области по объему производства. Наибольший удельный вес в региональной структуре экспорта составляет лесопромышленная группа товаров, которая формирует порядка 80% объема экспортируемой продукции.
Внутренняя политика Костромской области в этой отрасли направлена на создание лесопромышленных кластеров, где основной акцент сделан на комплексное освоение ресурсов и организацию безотходного деревообрабатывающего производства (выпуск OSB, MDF плит, мебельных щитов, фанеры, ламината и др.).
В 2015 году обработка древесины занимала 24,6 % в структуре отгрузки товаров собственного производства обрабатывающих производств.
В лесопромышленном комплексе Костромской области осуществляют деятельность около 500 предприятий и организаций и порядка 1000 индивидуальных предпринимателей.
Лесопромышленный комплекс Костромской области производит порядка8% древесно-стружечных плит, производимых в Российской Федерации, 11% клееной фанеры и 12%древесноволокнистых плит.
Из основных видов продукции, производимой лесопромышленным комплексом, на территории Костромской области в основном реализуется продукция лесозаготовок (около 80 %) и лесопиления (около 30-40 %). Продукция крупных деревообрабатывающих предприятий (фанера клееная, ДВП и ДСП) в основном реализуется за пределы Костромской области, в том числе на экспорт (фанера порядка 90-98 %, ДСП порядка 80-87 %, ДВП порядка 90 %).
В лесопромышленном комплексе Костромской области наиболее развита конкуренция среди лесопользователей, поскольку они обеспечивают сырьевыми ресурсами такие крупные деревообрабатывающие предприятия, работающие в Костромской области, как ООО «Кроностар», НАО «СВЕЗА Кострома» и НАО «СВЕЗА Мантурово».
За 2015 год оборот организаций лесопромышленного комплекса Костромской области вырос на 11,8 %по сравнению с 2014 годом и составил 28,95 млрд.рублей.
В 2015 году рост индекса промышленного производства (далее- ИПП) зафиксирован только в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них на 34,6 п.п. Снижение ИПП отмечено в обработке древесины и производстве изделий из дерева на 1,9 п.п. и в производстве мебели на 21,5 п.п.
За 2015 год лесопользователями области заготовлено древесины 4098,6 тыс.куб.м. (86,2 % к уровню 2014 года), из них арендаторами лесных участков - 3833,0 тыс.куб.м. (87,8 % к уровню 2014 года).
За 2015 год рост производства фанеры клееной демонстрировали ООО «Кадыйский фанерный завод» (на 22,3 % к уровню 2014 года) и НАО «СВЕЗА Мантурово» (на 6,8 %). В ООО «Кроностар» рост производства ДВП составил 2,7 % к уровню 2014 года.
За 2015 год в основной капитал организаций лесопромышленного комплекса вложено 1,3 млрд.рублей инвестиций, что в 1,4 раза больше аналогичного уровня 2014 года.
В 2015 году из наиболее крупных предприятий в развитие производства НАО «СВЕЗА Кострома» инвестировало 267,8 млн. рублей, НАО «СВЕЗА Мантурово» - 104,9 млн.рублей.
В целях модернизации производства ООО «Кроностар» закуплена новая технологическая линия облагораживания древесностружечных плит на основе короткотактного пресса (линия ламинирования ДСП) на сумму 8 млн. евро.
За последние годы в лесопромышленном комплексе реализованы следующие инвестиционные проекты:
-
производство клееной фанеры в ОАО «Мантуровский фанерный комбинат» - окончание программы реализации состоялось в 2015 году;
-
производство гнутоклееных деталей и фанеры в ООО «Кадыйский фанерный завод»;
-
производство комплектующих для мебели в ООО «Мебельный комбинат № 7»;
-
организация производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения в ООО «Костромская бумажная фабрика».
В настоящее время Департамент лесопромышленного комплекса Костромской области сопровождает следующие инвестиционные предложения в области освоения лесов:
-
организация производства деревянных домов заводского изготовления из оцилиндрованных бревен, клееного профилированного бруса и выпуску погонажных изделий в ООО «Восточный» в Вохомском районе (объем инвестиций 310 млн. рублей);
-
под предполагаемый приоритетный проект в области освоения лесов в ООО «Кроностар» - замена существующей линии производства ДСП-150 на современную высокопроизводительную технологическую линию ДСП-400 на базе непрерывного пресса, сформированы лесные участки с ежегодным объемом заготовки 153,5 тыс.куб.м.
Одной из проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие лесопромышленного комплекса, является отсутствие сбыта низкосортной и мелкотоварной древесины, особенно лиственных пород. Низкокачественная древесина занимает большой удельный вес в составе древесных ресурсов Костромской области. Кроме того, лесные ресурсы области на сегодняшний день осваиваются не более чем на 40 % от расчетной лесосеки. Также в области ежегодно образуется 300 - 350 тыс. м3 отходов от лесозаготовок и деревообработки.
Для решения проблемы переработки древесины лиственных пород необходимо развитие в регионе производства древесностружечных плит, погонажных изделий, мебельного щита, биотоплива.
-
Производство древесностружечных плит
Наличие большого количества низкосортной древесины создает условия для развития производств глубокой переработки, производства древесностружечных и древесноволокнистых плит и различных изделий из них.
ООО «Кроностар» основано швейцарским концерном «Кронохолдинг А.Г» и зарегистрировано 1 апреля 2002 года. Это крупнейшее предприятие по производству древесных плит, а также ведущий в России производитель ламинированных полов. Завод выпускает ДВП (МДФ), ДСП, ЛДСП, ЛМДФ, стеновые панели и ламинированные полы. Объем выпускаемой продукции составляет почти 1 млн. м3 ежегодно.
В целях модернизации производства ООО «Кроностар» была закуплена новая технологическая линия облагораживания древесно-стружечных плит на основе короткотактного пресса (линия ламинирования ДСП). Общая сумма инвестиций составила 8 млн. евро.
В связи со снижением конкурентоспособности существующего производства ДСП-150 (повышенные издержки производства, моральное и физическое старение оборудования), предприятием предполагается замена существующей линии производства ДСП-150 на современную высокопроизводительную технологическую линию ДСП-400 на базе непрерывного пресса.
-
Производство пилопродукции, погонажных изделий, мебельного щита и клееной продукции, биотоплива (брикетов)
ООО «Лесстройпроект» (Островский район).
Предприятие создано в 2008 году. Производит и реализует строганные и погонажные изделия, профилированные изделия: обрезную доску, брус, вагонку, доски пола, блок-хаус, имитацию бруса, балансы хвойных пород, фанерный кряж, дрова топливные. Мощность производства пиломатериалов и строганных изделий 9,0 тыс.куб.м.
С целью развития производства, увеличения доли рынка выпускаемой продукции, предприятием планируется приобретение и монтаж современного лесопильного оборудования, строительство лесоперерабатывающего цеха, организация производства биотоплива из отходов лесопереработки.
ИП Штырхунов А.А. (Нейский район).
Предприятие создано в 1997 году. Производит и реализует пиломатериал обрезной, погонажные изделия (хвойные, лиственные), мебельный щит, клееные изделия, двери (из мебельного щита), деревянные стеновые панели. Мощность производства до 5,0 тыс.куб.м. деревянных изделий.
С целью развития производства, увеличения доли рынка выпускаемой продукции, предприятие планирует приобретение и монтаж современного лесопильного оборудования, строительство лесоперерабатывающего цеха, организацию производства мебельного щита и клееной продукции.
3. Рынок туристских услуг
Рынок туристских услуг отнесен к числу приоритетных рынков, так как для Костромской области с её уникальным историко-культурным наследием, большим количеством природных достопримечательностей развитие туризма является одним из важнейших условий устойчивого развития экономики в регионе, создания новых рабочих мест.
Историко-культурный и туристический потенциал Костромской области связан с вовлеченностью региона в ход исторических, политических и культурных процессов в истории России.
Костромская область является обладателем богатого культурного наследия. На ее территории расположены более 3,5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и искусства, из них более 380 имеют федеральное значение, уникальный реликтовый лес, единственная в Европе лосиная ферма, порядка 30 музеев (в том числе государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»). Имеются памятники практически всех исторических эпох России: домонгольского периода, времени Московского княжества и Российской империи.
На территории области сосредоточено большое число мест, потенциально привлекательных для российских и иностранных туристов. Город Кострома входит в состав туристского маршрута «Золотое кольцо России» и «Большая Волга».
На территории области расположен уникальный для европейской части России экологический природный комплекс. На большей части территории области расположены сохранившиеся в естественных условиях леса, что является предпосылкой развития санаторно-курортного бизнеса.
Изменение парадигмы развития российского туризма в 2015 году, его переориентация на внутренний и въездной туризм усиливает конкуренцию в данной сфере не только между туристическими организациями, но и между субъектами Российской Федерации в целом, одновременно стимулируя освоение разнообразных ресурсов и внедрение новых типов турпродукта.
В связи с этим конкурентоспособность хозяйствующих субъектов туристской отрасли региона должна поддерживаться через систему мероприятий, проводимых органами власти и местного самоуправления Костромской области.
Туристская отрасль Костромской области насчитывает около 600 хозяйствующих субъектов, занято более 5,5 тыс. человек, ежегодный прирост числа занятых оценивается на уровне 3%.
За последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста турпотока – в среднем на 4%, в 2015 году – на 12%.
В 2015 году на территории области осуществляли деятельность 76турагентство, 105коллективных средств размещения, в том числе:
72 - гостиницы и аналогичных средства размещения (из них в Костроме – 32 ед.);
- 33специализированных средств размещения (базы отдыха, дома отдыха – 20 ед., санатории, профилактории, пансионаты с лечением – 13 ед.)
Количество койко-мест в:
гостиницах и аналогичных средствах размещения – 3483 ед. (в том числе в Костроме – 2210 ед.);
базах отдыха, домах отдыха – 1189 ед.,
санаториях, профилакториях, пансионатах с лечением – 2350 ед.
Уровень конкуренции на рынке туристских услуг в регионе оценивается департаментом культуры Костромской области как высокий.
Государственные и муниципальные предприятия (организации) отрасли «Туризм» в Костромской области отсутствуют, равно как и сегменты рынка, на которых в силу нормативных требований или объективных причин могут осуществлять деятельность только государственные и (или) муниципальные организации. При этом с 01.01.2015 г. департаментом культуры Костромской области возложены дополнительные функции туристско-информационного центра на ОГБОУ ДПОС «Костромской областной учебно-методический центр» (внесены изменения в Устав учреждения). На базе данного учреждения ведется также повышение квалификации экскурсоводов.
Департаментом культуры Костромской области проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Костромской области. Анкеты направлялись в адрес хозяйствующих субъектов туриндустрии Костромской области. В результате получены следующие данные.
Деятельность 100% участвующих в опросе предприятий (респондентов) составляет более 5 лет, они относятся к группе малых предприятий с численностью сотрудников от 16 до 250 человек.
Основными видами услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами туриндустрии, являются услуги санаторно-курортного лечения, гостиничные и ресторанные услуги.
Деятельность всех респондентов направлена на рынок Российской Федерации.
Уровень конкуренции в представляемой сфере деятельности 100% опрошенных оценили, как умеренный. Участники исследования указали на наличие не менее 4-х конкурентов. При этом за последние 3 года наблюдается рост уровня конкуренции в среднем от 1 до 3 предприятий в представляемой сфере ведения бизнеса.
Одной из задач исследования являлось выявление уровня удовлетворенности качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Костромской области и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой в открытом доступе (доступность, понятность, удобство получения). В целом всеми респондентами уровень данного показателя оценивается как удовлетворительный.
Респондентам было предложено оценить влияние административных барьеров на ведение предпринимательской деятельности. К наиболее существенному препятствию 100% опрошенных отнесли высокие налоги. Также к основным препятствиям для ведения бизнеса 75% респондентов отметили сложность получения доступа к земельным участкам, сложность/ затянутость процедуры получения лицензий.
По мнению 75% опрашиваемых есть барьеры, преодоление которых возможно при осуществлении значительных затрат, 25% респондентов считают, что административные барьеры есть, но они преодолимы без существенных затрат. Оценивая в анкетах деятельность органов власти, 75% опрошенных считают, что органы власти так или иначе помогают бизнесу своими действиями.
Барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность на рынке туристских услуг, также являются:
- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок;
- дефицит квалифицированных кадров;
- устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
- «сезонность» туристской деятельности (до 80% доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая до конца августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);
- дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;
- неразвитость в большинстве районов региона транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания).
В целях развития внутреннего и въездного туризма у региона существует главная задача подготовить качественный и эксклюзивный продукт.
Костромская область имеет значительный рекреационный потенциал и богатое историческое наследие, о чем свидетельствуют данные исследований.
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» подготовил туристический рейтинг регионов России, где Костромская область находится на 32 месте (из 76 представленных).
По данным интернет-проекта «Город России», предполагающего общенародный выбор самого привлекательного, узнаваемого и символичного российского города Кострома не уступает своих позиций в сравнении с 2014 годом и находится на 2 месте.
Туры в Костромскую область становятся востребованными как среди жителей российских мегаполисов (Санкт-Петербурга и Москвы), так и среди иностранных туристов. Ежегодный прирост туристического потока в регион оценивается на уровне 4%.
По результатам мониторинга, перспективными видами на среднесрочный период (3–5 лет) определены: агроэкотуризм (сельский), отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой и инфраструктурой активного туризма, физической культуры и спорта, отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей, зимний туризм, лечебно-оздоровительный туризм в санаториях Костромской области, событийный туризм, туризм в условиях природной среды (активный, экстремальный) и социальный туризм.
В настоящее время согласно реестра туристских ресурсов Костромской области на территории региона реализуется более 85экскурсионных маршрутов преимущественно культурно-познавательного, паломнического и экологического направлений. Департаментом культуры области совместно с департаментом образования и науки области сформирован перечень маршрутов образовательного туризма (515 программ).
Перспективными проектами представляется создание туристско-рекреационных кластеров, что позволит обеспечить предоставление полного спектра туристических услуг на территории региона (размещение, питание, транспорт, культурно-развлекательные и интерактивные программы, охота, рыбалка и др.).
На территории региона продолжается работа по созданию туристско-рекреационного кластера «Кладезь земли Костромской» (Красносельский район, городской округ город Кострома).
Продолжается работа по разработке и реализации единой концепции туристического маршрута «Золотое кольцо России». Прорабатываются вопросы празднования 50 – го юбилея Маршрута «Золотое кольцо России» в 2017 году (в т.ч. проведение конференций, формирования единого календаря событий, совместного плана юбилейных мероприятий всех участников-представителей городов Маршрута), что позволит увеличить туристский поток в Костромскую область и найти новые подходы в рамках импортозамещения. Разрабатываются новые турмаршруты под названием «Золотое кольцо Костромской области» (г. Нерехта и Нерехтский район, г. Галич и Галичский район, Красносельский район, Островский район, Сусанинский район, Макарьевский район, Солигаличский район, Чухломской район и др.).
Ведется активная работа совместно с Комитетом по импортозамещению Экспертного совета Министерства культуры России в части разработки маршрутов по территории Костромской области, посвященных патриотической тематике и усадебным комплексам.
Объемы регионального туристического бизнеса могут существенно возрасти за счет внедрения новых типов турпродукта и развития уже имеющихся, в том числе:
- формирование экопоселений и агрогородков, баз активного отдыха, комплексов придорожного обслуживания, яхт-клубов;
- медицинского и оздоровительного туризма;
- охотничьих и рыболовных хозяйств;
- водного и конного туризма;
- авто- и мототуризма.
Результатом реализации целевого сценария развития туристической отрасли региона станет:
- увеличение объема предоставляемых туристских услуг и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в областной бюджет;
- увеличение количества принимаемых областью туристов и экскурсантов до 850,01тыс. чел. к 2018 году.
С учетом требований Стандарта и по результатам обсуждений к приоритетным рынкам отнесены:
-
рынок автокомпонентов;
-
производство деталей для гражданской авиации;
-
производство древесностружечных плит;
-
производство пилопродукции, погонажных изделий, мебельного щита и клееной продукции,биотоплива (брикетов);
-
рынок туристских услуг.
Перечень приоритетных рынков для развития конкуренции в Костромской области не является статичным, он может изменяться в соответствии с меняющейся экономической ситуацией и потребностями населения.
Обсуждение о проделанной работе и мероприятиях по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках проходило на рабочих совещаниях с исполнительными органами государственной власти и структурными подразделениями администрации Костромской области при участии общественных организаций, в том числе при первом заместителе губернатора Костромской области И.В. Корсуне.
По результатам проведенной работы департаментом подготовлен проект распоряжения губернатора Костромской области «Об утверждении комплекса мер по содействию развитию конкуренции в Костромской области», которым утверждается перечень социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Костромской области план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Костромской области на 2016-2018 годы.
План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Костромской области разработан в соответствии с требованиями Стандарта.
Проект плана мероприятий («дорожной карты») включает в себя мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках, а также системные мероприятия по развитию конкурентной среды в Костромской области.
К ним относятся мероприятия, направленные на:
-
оптимизацию процедур государственных закупок;
-
устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров;
-
совершенствование процессов управления объектами государственной собственности Костромской области и ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию;
-
стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных и других мероприятий, обеспечивающих в том числе возможности для поиска, отбора, обучения потенциальных предпринимателей и их работу на первоначальном этапе;
-
обеспечение равных условий доступа к информации о реализации государственного имущества Костромской области и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности;
-
развитие механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям (с учетом стандартов и разработок международной организации WorldSkillsInternational;
-
содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций.
Организация мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Костромской области.
Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.
III.Состояние и развитие конкурентной среды на социально значимых рынках Костромской области
|