Доклад: «Введение фгос ооо: новые системные задачи. Преемственность начального и основного общего музыкального образования в рамках фгос»




Скачать 144.02 Kb.
Дата 26.09.2016
Размер 144.02 Kb.
Доклад:
«Введение ФГОС ООО: новые системные задачи. Преемственность начального и основного общего музыкального образования в рамках ФГОС».
Журавлева Н.С. руководитель ГМО,

учитель в/к МОАУ «СОШ № 13»



Слайд № 1

Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Отсутствие в 90-е годы четко сформулированного государственного заказа для системы образования определило не только значительную свободу педагогических поисков, но и ее оборотную медаль - бессистемность некоторых новаций, отсутствие преемственности между разными ступенями обучения, разными регионами и конкретными образовательными учреждениями.

Сегодня такие ориентиры есть - это "Федеральный государственный образовательный стандарт" - сокращенно ФГОС. Оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя, он, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике преподавания.
Слайд № 2 Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
Слайд № 3 В чем особенности введения ФГОС ООО?

Особенности введения ФГОС ООО обусловлены спецификой самого стандарта и связанны с особенностями трех компонентов стандарта:



  • требованиях к результатам освоения основных образовательных программ;

  • требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования;

требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Слайд № 4 Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу;

  • проектировать пути её реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения.

= Научить учиться!


Слайд № 5 Что лежит в основе ФГОС?

Единство преемственности и инновационности:

  • преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);




  • обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.


Слайд № 6 ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования = преемственность, развитие = Федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования



Слайд № 7 Системно - деятельностный подход в реализации ФГОС ООО

  • Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

  • Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие


Чему учить? обновление содержания; Ради чего учить? ценности образования (цель)

Как учить? обновление средств обучения методики)

Слайд № 8 ФГОС : I. Общие положения. п. 7

Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.


Слайд № 9 Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:



  • целей и задач;

  • содержания образования;

  • организационных форм;

  • планируемых результатов


Слайд №10 Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Слайд №11 Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Фундаментальное ядро ФГОС

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» (далее – ФГОС) диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования».

В него включены:



  • базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

  • основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

  • универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.

К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории, а также основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.

Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:


  • личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества);

  • познавательные (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.);

  • регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);

  • коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.), информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).


Слайд №12 Содержание музыкального образования
Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:

▪ фольклор;

▪ музыка религиозной традиции;

▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);

▪ современная (академическая и популярная) музыка.

Данные «пласты» (направления) музыкальной культуры представлены в учебно-методических комплектах по предмету «Музыка» разных авторских коллективов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки на текущий учебный год. Эти направления музыкального искусства соотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия и раскрывают учащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальных образах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров.


Слайд №13 Виды музыкально-практической деятельности школьников
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД.

К ним относятся:



  • восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные);

  • хоровое, ансамблевое, сольное пение;

  • музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры);

  • музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;

  • проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

  • применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;

  • перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.


Слайд №14 Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии:




  • Технология развития процессов восприятия: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

  • Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся.

Среди них:


  • создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),

  • нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;

  • стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,

  • оздоровление голосового аппарата в процессе пения,

  • восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия),

  • развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.




  • Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром.

  • Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала.

  • Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления:




  • выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию;

  • осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка;

  • представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства;

  • становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества;

  • «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность по музыке может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету.

Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников:



  • степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии);

  • степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;

  • степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям (включая его электронные формы), их анкетирование, оценивание работы в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, фиксацию степени участия обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.

Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).


  • Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.

Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение



  • навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организацию, преобразование, сохранение и передачу;

  • ориентацию в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое;

  • умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

  • развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ, умения аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

  • применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

  • увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

  • осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.




  • Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК), разработанным творческими коллективами и изданными в разных ведущих издательствах России, сегодня активно внедряется в современных образовательных учреждениях. Преподавание музыки с использованием учебников и творческих тетрадей для учащихся, рекомендованных и допущенных к внедрению в практику работы школ Министерством образования и науки РФ, требует от учителя музыки не эпизодического использования материала этих комплектов, а глубокого освоения их содержания, методов и приемов обучения.


Слайд №15 Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы
Учебно-методический комплект – это научно обоснованный и методически взаимосвязанный комплекс пособий для учащихся и учителя, которые ориентированы на формирование музыкальной культуры школьников, соответствуют основным направлениям образовательной политики в России, включают в содержание закономерности музыкального искусства, различные виды деятельности обучаемых.

Преподавание музыки с использованием комплекта направлено на применение педагогических технологий, адекватных природе искусства и возрасту учащихся, вариативности образовательного процесса, широких «выходов» за пределы уроков музыки.

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ. Отсюда проистекает возможность выделять в контексте содержания УМК «Музыка» различные уровни обобщения содержания предмета – региональный, федеральный и общемировой.

Включение учебников (как и рабочих или творческих тетрадей, блокнотов, дневников музыкальных впечатлений, записных книжек юных музыкантов и пр.) требуют существенных изменений в структуре урока музыки, его драматургии (с выделением художественно-педагогической идеи), благодаря чередования различных видов деятельности обучаемых, в том числе – работа со звуковым рядом учебника, его текстами, нотными примерами, художественными аналогами, поиск ответов на проблемные вопросы и выполнение интерактивных заданий, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих игр и развивающих программ.

УМК «Музыка» разных авторских коллективов, имеющих завершенные линии (руководители проектов: Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф», Ригина Г.С. Музыка - издательский дом «Федоров»).

Эти учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 (8) классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС.

Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.


Слайд №16 Вывод

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы, в том числе и музыки, получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
Слайд №17 Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни


  • Умение ставить цель и добиваться ее

  • Умение адаптироваться к ситуации

  • Умение общаться

  • Умение ориентироваться в мире

  • Самостоятельно добывать и применять знания

  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком

  • Сохранить здоровье


Слайд №18 Интернет-ресурсы
1. Cайт Министерства образования и науки РФ.

2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».








База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница