Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства




Скачать 156.97 Kb.
Дата 30.09.2016
Размер 156.97 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Заинская детская музыкальная школа»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Учебный предмет

МУЗЫКА И КОМПЬЮТЕР.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Заинск

2014


«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ЗДМШ»

«___»________ 201 г.



«Утверждаю»

Директор – Краснова А.В.

______________

(подпись)

«____»__________ 201 г.


Данная программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Музыка и компьютер» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, разработанной Институтом развития образования в сфере культуры и искусства, Москва 2012.


Разработчик:

- Герасимова Лариса Михайловна, преподаватель теоретических дисциплин

I квалификационной категории.

1. Рецензент: преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РТ "Альметьевский музыкальный колледж имени Ф.З.Яруллина" Ашанцева Маргарита Юрьевна.


2. Рецензент: преподаватель теоретических дисциплин I квалификационной категории МБОУ ДОД «Заинская детская музыкальная школа» Рыжова Ирина Сергеевна.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;



II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Содержание предмета;

Ш. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольно-итоговые требования;


IV. Методическое обоснование разделов
V. Список рекомендуемой литературы


  1. Пояснительная записка.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыка и компьютер. Информационные технологии в музыкальном образовании» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые инструменты».

Данная программа призвана удовлетворить интерес учащихся к музыкальным возможностям компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне, с использованием современных информационных технологий. Кроме того, программа предполагает развитие и углубление знаний учащихся не только в музыке, но и в целом в области обработки информации с помощью компьютера. В процессе своей учебной деятельности учащиеся будут осуществлять разнообразные операции со звуком, а это возможно лишь при условии уверенного овладения навыками работы на компьютере. Компьютер, оснащённый всем необходимым для создания и обработки музыки, открывает колоссальные возможности для детского творчества.

2. Цели и задачи учебного предмета

Цель данной программы:

- создание условий для реализации творческих способностей учащихся в области музыки с помощью новых информационных технологий.

Объектом данной программы являются творческие способности учащихся в области музыки и их развитие с помощью новых информационных технологий.

Привлекая ребят к занятиям музыкой в компьютерном классе, педагоги решают определенные педагогические и воспитательные задачи:



  • Развитие навыков музыкально – творческой деятельности.

  • Развитие навыков обращения с компьютерной техникой.

  • Повышение интереса к получению музыкального образования.

  • Формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели.

  • Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки.

  • Углубление знаний о современных компьютерных технологиях.

  • Расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера.

3. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Техническая база, необходимая для полноценной работы, представляет собой учебный класс, оснащенный компьютером, сканером, принтером, средствами звукозаписи и звуковоспроизведения.



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Основной является групповая форма работы. Подбор слушателей факультативного курса осуществляется на основе добровольности.



5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Данная программа рассчитана на один год обучения (33 учебных часов) с режимом посещения один раз в неделю по 1 академическому часу на группу. В учебном плане музыкальной школы занятия учащихся по данной программе планируются как « предмет по выбору».

В конце первого и второго полугодий учениками выполняются контрольно – итоговые задания. По окончании курса предполагается провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.
Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала в течение года;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
II.Содержание учебного предмета

Учебный план

Наименование раздела



Количество часов



I. Основы работы с операционной системой WINDOWS.

4

II.Нотный редактор. Редактирование нотной записи.

11

Контрольное занятие.

1

III. Обучающие музыкальные программы

5

IV.Программы-музыкальные конструкторы . Компьютерная аранжировка музыкальных произведений.

10


Контрольные занятия (зачет)

2


Тематический план

I полугодие. I. Основы работы с операционной системой WINDOWS.

  1. Введение в музыкальную информатику. Персональный компьютер как инструмент для создания электронно - музыкальных композиций. Понятие об операционной системе WINDOWS и программах. Запуск программ и приложений. Работа с окнами.

  2. Общие понятия о файлах и папках. Операции с файлами и папками (создание, копирование, перемещение, удаление).

  3. Текстовый редактор Microsoft Word. Интерфейс программы. Стандартная панель. Ввод текста с помощью клавиатуры. Команды меню Файл. Сохранение информации.

  4. Графический редактор PAINT. Внешний вид и функциональные возможности программы. Панель инструментов и её назначение. Цветовая палитра, выбор цвета. Вставка рисунка в текстовый документ.


II. Нотный редактор. Редактирование нотной записи.

  1. Нотный редактор SIBELIUS. Установка и удаление программы. Внешний вид и возможности программы.

  2. Создание шаблонов партитур для различных инструментальных ансамблей. Работа с нотоносцами Установка размера, тональности, темпа произведения. Работа с текстом (надписи, заголовки и др.).

  3. Параметры страницы. Замыкание в систему - количество тактов на странице, количество нотных строк на странице.

  4. Запись нот при помощи клавиатуры. Сохранение нотных фрагментов.

  5. Редактирование нот ( вставка, копирование, удаление, перемещение) нотоносцев, тактов и тд.

  6. Озвучивание нотных примеров.

  7. Создание вокальных партитур.

  8. Внесение вокального текста и др. текстовых сообщений.

  9. Выставление нюансов.

  10. Подготовка нотных примеров к печати. Распечатка нотных фрагментов.

  11. Контрольное занятие по I полугодию.


II полугодие. III. Обучающие музыкальные программы и их особенности.

  1. Обучающие музыкальные программы. Краткий обзор. Практическое применение.

  2. Обзор программы «Музыкальный класс» © New Generation, 2001 г.,2003г. с изменениями и дополнениями.

  3. Обзор программы «Er masterPro 4.0”.

  4. Обзор программ «Энциклопедия классической музыки» и «Шедевры музыки».

  5. Обзор программы по сольфеджио-караоке «Vokal Jam 2.0»


IV. Программы музыкальные конструкторы и автоаранжировщики.

  1. Прграмма музыкальный конструктор « E Jay Dance 3». Внешний вид и функциональные возможности программы. Создание образца аранжировки из звуковых фрагментов (семплов).

  2. Редактирование образца аранжировки. Сохранение аранжировки на жёстком диске. Запись аранжировки на CD-диске.

  3. Программа автоаранжировщик Band-in-a-box. Внешний вид программы и ее функциональные возможности.

  4. Главное окно программы. Функции управления программой.

  5. Создание автоаранжировки на основе аккордовой последовательности.

  6. Основные функции редактирования автоаранжировки (изменение тональности, темпо, набора инструментов и т.д.).

  7. Работа со стилями в программе Band-in-a-box.

  8. Работа с солирующей партией и мелодией в программе Band-in-a-box. Гармонизация мелодии.

  9. Сохранение автоаранжировки в стандартном MIDI-файле.Экспорт и просмотрMIDI-файла в программном MIDI-cеквенсоре и нотном редакторе.

  10. Редактирование записанного MIDI-файла автоаранжировки в программном MIDI-cеквенсоре и нотном редакторе. Сохранение отредактированного MIDI-файла на жестком диске.

16-17. Контрольные занятия (зачет)
Содержание предмета

Возможности, открываемые компьютерными технологиями в музыкальном творчестве. Оборудование и программное обеспечение компьютера. Основные компоненты и стандартные операции загруженной операционной системы (Windows XP)/

Ознакомление с программой – нотатором ( Finale, Sibelius); возможность введения в память компьютера и редактирования (с помощью мыши компьютерной или MIDI-клавиатуры) нотного текста.

Ознакомление с обучающими программами (применение и возможности обучающих программ в учебном процессе).

Особенности программ - “музыкальных конструкторов”(на примере e Jay Dance3 или DoRеMix, Musik Generator, Dance Machine и др. ): наличие музыкальных фраз – заготовок, относящихся к различным фактурным пластам, и возможность их комбинирования в последовательности и одновременном звучании.

Главные особенности программ - автоаранжировщиков (Band-in-a-Box): возможность введения гармонических последовательностей и разметки музыкальной формы, выбор стиля автоаккомпанимента и генерирования сольных партий, добавления партии мелодии и др.

За учебный год ученики под руководством педагога должны набрать 3-5 небольших пьес, с помощью программ «Музыкальных нотаторов» и с помощью программ музыкальных конструкторов и программ – автоаранжировщиков – создать 3-4 музыкальные композиции в виде компьютерных файлов.
Ш. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце первого и второго полугодия. Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме контрольно- итоговых заданий.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный) основных понятий и терминов;

- представление своих творческих работ в виде компьютерного файла и на компакт диске

Программа «Музыка и компьютер» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся в конце первого и второго полугодия. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется во 2 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.



2. Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5- балльная система оценок.



Устный ответ:

Оценка «5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале, показал умение применять полученные знания при выполнении практических заданий, точно использует специальную терминологию, отвечает самостоятельно без наводящих вопросов;

Оценка «4» - осознанное восприятие материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

Оценка «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, допускает ошибки в определении понятий, использовании терминологии, не справился с применением теории в практических заданиях, проявляет себя только в отдельных видах работы;

Оценка «2» - обнаружено незнание или непонимание учеником учебного материала, неумение использовать его в практических заданиях.

Самостоятельная работа на компьютере оценивается следующим образом:

Оценка «5» - работа выполнена полностью, самостоятельно, получено требуемое представление результата работы;

Оценка «4» - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы на компьютере в рамках поставленной задачи, или правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

Оценка «3» - - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок;

Оценка «2» - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет основными навыками работы на компьютере; значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Контрольно - итоговые требования

По окончании курса предполагается выполнение учащимися одного из следующих контрольно - итоговых заданий (по выбору учащихся):



  • Изготовление нотной записи какого – либо произведения (вокального или инструментального). Запись должна быть представлена на дисплее компьютера и на бумаге.

  • Изготовление музыкальной композиции с помощью «программы – автоаранжировщика» или « музыкального конструктора» в виде компьютерного файла и на компакт диске.

  • Изготовление мультимедийной презентации по какой-либо теме из истории или теории музыки. Пособие должно включать в себя звуковой материал, изображения, текстовые комментарии. Пособие предоставляется на дисплее компьютера.

Выбор заданий продиктован наличием в содержании программы соответствующих основных разделов.

IV. Методическое обоснование разделов

Раздел I. Основы работы с операционной системой WINDOWS.

Чтобы работать на компьютере, нужно иметь некоторые базовые знания, набор используемых в работе терминов. Как правильно выбрать компьютер для музыканта? Как обеспечить техническую возможность реализации своих музыкальных фантазий? Для этого необходимо знать требования к компьютеру. Полный набор компьютерного оборудования для музыканта состоит из многих компонентов и в этом разделе как раз очерчивается круг этого оборудования, дается первое представление о музыкальных возможностях компьютера.



Раздел II. Нотный редактор. Редактирование нотной записи.

Нотная запись – одна из важнейших разделов музыкальной науки. Ее освоение занимает значительное количество времени. Но еще большего времени требует переписка нот вручную, даже для того, кто хорошо знает ноты. Другое дело – использование компьютерной программы! Исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок. Компьютерный нотограф работает с типографским качеством, которое обеспечивают специальные музыкальные шрифты. Применять эти шрифты можно только с помощью специализированных программ, из которых наиболее универсальными являются профессиональная издательская программа для набора нот «Sibelius» и «Finale”. Именно этим программам уделяется наибольшее внимание в занятиях.

Ребята, занимающиеся по данному курсу, могут оказывать помощь учителю в его работе с юными композиторами: издание нотного сборника с произведениями юных авторов.

Раздел III. Обучающие музыкальные программы.

Обучение музыке всегда считалось сферой наставничества. Учитель передавал ученику свои знания как бы «из рук в руки», индивидуально общаясь с воспитанником. Новые информационные технологии позволяют оптимизировать процесс подготовки юного музыканта, давая ему домашнего наставника в виде персонального компьютера. Обучающие компьютерные программы позволяют ученику самостоятельно осваивать определенные разделы музыкальной науки, проверяя свои знания и умения с помощью компьютерных тестов.

Для учащегося музыкальной школы, компьютер может стать тренажером, источником специальных знаний, помощником в написании реферата, доклада и т.д.

Мультимедийные музыкальные энциклопедии не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений. Такого рода энциклопедии доступны сегодня не только на компакт-дисках, но и в сети Internet, что делает процесс изучения музыкального искусства с помощью компьютера безгранично увлекательным.

Создателями компьютерных программ в нашей стране и за рубежом создано большое количество развивающих музыкальных игр для детей младшего и среднего возраста. В увлекательной форме, просто и доходчиво дети изучают основы музыкальной грамоты, получают знания о музыке и музыкантах.

Раздел IV. Программы – музыкальные конструкторы и автоаранжировщики.

Программы- музыкальные конструкторы и автоаранжировщики имеют в «одном пакете» целый набор музыкальных инструментов, исполняющих мелодию в том или ином музыкальном стиле. Конечно, в первую очередь такие программы нужны именно композиторам, но и исполнители могут попытаться с их помощью изготовить фонограмму «минус один» для исполнения полюбившейся песни.



V. Список рекомендуемой литературы

  1. Белунцов В.Музыкальные возможности компьютера: справочник – СПб: Изд. «Питер», 2000

  2. Белунцов В. «Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов». М., 2003.

  3. Гилев А.Г. Набор на компьютере. Курс наглядного обучения по программе Sibelius. М. «Современная музыка», 2002

  4. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Учеб. пособие – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.

  5. Донцов Д. «Работа на компьютере» СПб: Питер, 2007

  6. Живайкин П. «600 звуковых и музыкальных программ» СПб: БХВ-Санкт-Петербург, 1999

  7. Терентьева Н., Горбунова И., Заболоцкая И. «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании. Методические рекомендации по курсу» Спб, 1998

  8. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Сост.Е.В.Орлова.- М.: библиотека журнала «Искусство и образование», Вып.1. 2008


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница