Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Факультет Математической экономики и информатики
Кафедра Экономической теории
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономическая теория»
Направление подготовки 230700 – «Прикладная информатика»
Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике»
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Москва, 2012
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью учебной дисциплины «Экономическая теория» является формирование базовых навыков экономического образа мышления на основе приобретенных знаний в области экономической теории и умения применять их для анализа конкретных ситуаций.
Учебные задачи дисциплины «Экономическая теория»:
- дать знания о базовых принципах и законах функционирования рыночной экономики на микроуровне (потребители, фирмы, отдельные рынки), на макроуровне (экономика в целом) и на уровне мирового хозяйства и международных экономических отношений;
- научить использовать основные экономические модели для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий государственной экономической политики;
- сформировать навыки расчета базовых микроэкономических и макроэкономических показателей.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)
Учебная дисциплина «Экономическая теория» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла структуры ООП: Б1 согласно коду УЦ ООП.
Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «История», «Иностранный язык» (преимущественно английский), «Математика», «Информатика». В свою очередь, изучение дисциплины «Экономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как «Правоведение», «Философия», «Психология», «Теория вероятности и математическая статистика» и др.
Для успешного освоения дисциплины «Экономическая теория», студент должен:
- знать основные этапы и события экономической истории;
- уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.
- владеть английским языком на уровне, позволяющем понять смысл основных экономических терминов;
- владеть навыками практического применения базовых методов математического анализа;
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
К компетенциям, формируемым в результате освоения дисциплины «Экономическая теория», относятся:
-
способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
-
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);
-
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5);
-
способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);
-
способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
-
способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
В результате освоения дисциплины студент должен:
- основные понятия, категории, модели и методы экономической науки – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ПК – 2.
- закономерности и принципы функционирования современной экономики как на микро-, так и на макроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 6, ОК – 7, ПК – 2.
- цели и методы государственного регулирования экономики и особенности экономической политики российского государства – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ПК – 2.
- применять экономическую терминологию, основные экономические категории и методы экономической науки для оценки экономической ситуации в профессиональной деятельности – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 7, ПК – 2.
- использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа специфики ценообразования, факторов производства в рыночных условиях и макроэкономических тенденций – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 7, ПК – 2.
- логически стройно и четко формулировать и аргументировать свою позицию по экономическим проблемам – компетенции ОК – 2, ОК – 5, ОК – 7, ПК – 2.
- культурой экономического мышления, способностью к обобщению и анализу, навыками системного подхода и математического моделирования при исследовании экономических проблем – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 5, ПК – 2.
- методами оценки деятельности предприятия с точки зрения его внутренней и внешней среды – компетенции ОК – 1, ОК – 5, ПК – 2.
- навыками самостоятельной творческой работы (сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации) и ведения дискуссии, полемики, диалога – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 5, ПК – 2.
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
№ п/п
|
Наименование
разделов
и тем
|
Аудиторные часы
|
Самос-тоятельная работа (формы, часы)
|
Интерактивные формы обучения
|
Формы текущего контроля
|
Лекции
|
Семи-нарс-кие заня-тия
|
Практи-ческие занятия
|
Лабораторные работы
|
Всего
|
Семестр 1. Раздел 1. Микроэкономика
|
1
|
Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия.
|
1
|
2
|
|
|
3
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
2
|
Общая характеристика рынка. Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги.
|
1
|
2
|
|
|
3
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
3
|
Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие. Теория поведения потребителя.
|
2
|
4
|
|
|
6
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
6
|
Компьютерные симуляции; деловые игры
2
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
4
|
Теория фирмы: выбор факторов производства, формирование издержек производства и максимизация прибыли.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры;
компьютерные симуляции; деловые игры
2
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
5
|
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
|
2
|
4
|
|
|
6
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии;
компьютерные симуляции; деловые игры
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
6
|
Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии;
компьютерные симуляции; деловые игры
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
|
Семестр 1. Раздел 2. Макроэкономика
|
1
|
Национальная экономика и общественное воспроизводство
|
2
|
2
|
|
|
4
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
2
|
Теория экономического равновесия. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора.
|
2
|
4
|
|
|
6
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Групповые дискуссии;
компьютерные симуляции; деловые игры
2
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
3
|
Нарушение макроэкономического равновесия. Цикличность развития и теория циклов. Безработица. Инфляция.
|
2
|
4
|
|
|
6
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Групповые дискуссии;
компьютерные симуляции
2
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
4
|
Денежно-кредитная система и теоретическая модель денежного рынка. Роль банковской системы в экономике.
|
2
|
4
|
|
|
6
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Групповые дискуссии;
компьютерные симуляции; деловые игры
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
5
|
Финансы и финансовая система
|
1
|
2
|
|
|
3
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии;
компьютерные симуляции
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
6
|
Теории мирового хозяйства и современные проблемы открытой экономики.
|
1
|
2
|
|
|
3
|
письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам
4
|
Ролевые игры; групповые дискуссии;
1
|
Письменные домашние задания, контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы
|
|
КСР
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
20
|
34
|
|
|
58
|
50
|
16 / 29.6%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36
|
|
Экзамен
|
|
ВСЕГО по дисциплине:
|
20
|
34
|
|
|
58
|
144
|
16 / 29.6%
|
|
Составители:
д-р экон. наук, проф. Л.Г.Чередниченко
к-т экон.наук, проф. М.В.Савинова
к-т экон.наук, проф. Т.М. Чередниченко
к-т экон.наук, доц. Л.И. Батудаева
Заведующий кафедрой ________________ Л.Г.Чередниченко
(подпись)
|