Эксперимент как путь реализации системно-деятельностного подхода в преподавании физики



Скачать 173.85 Kb.
Дата 05.10.2016
Размер 173.85 Kb.
Эксперимент как путь реализации

системно-деятельностного подхода в преподавании физики

Квасов Е.В., преподаватель физики

Федеральное Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение г. Тюмени «Тюменское президентское кадетское училище»


Современная система образования находится в состоянии реформирования. «Образование – эта та область человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны, - отмечал профессор А. А. Пинский. – Меняется общество, и соответственно необходимы изменения в системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения… Появление различных типов учебных заведений – гимназий, лицеев, работающих по своим индивидуальным планам и программам, выход в свет параллельных учебников практически по всем учебным предметам – это реальные ростки перехода от жестко регламентированной единообразной школы к более демократическим, гуманным методам обучения и воспитания молодежи». [15]

Если взглянуть на нормативные документы недалекого прошлого, то мы увидим, что и раньше перед школой ставилась задача вооружить всех выпускников умением самостоятельно пополнять знания, развивать познавательные способности, в частности, в области физики. Однако эти высокие идеалы и цели, даже при условии их успешной реализации школой, зачастую не находили далее реального воплощения в сфере духовной жизни и материального производства, а творчески мыслящие и действующие личности бывали не востребованы обществом.

В настоящее время современные жизненные условия высоко подняли спрос на не просто знающего и умеющего специалиста, а на инициативную, самостоятельную личность. Таков теперь реальный социальный заказ нашего современного общества. Учащиеся должны приобрести не только конкретные знания по отдельным предметам, но и определенные интеллектуальные умения. «В результате обучения школьники должны в первую очередь приобрести навыки решения проблем коммуникации и моделирования на основе изученного материала применительно к каждодневным практическим ситуациям…». [2] Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из актуальных проблем педагогики. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Ещё великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: "…ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт". [17] Что касается интереса, давайте вспомним свои незабываемые школьные годы и ответим на вопрос: «Что у нас в школьные годы вызывало наибольший интерес на уроках физики? Слушать тематические лекции, решать задачи или наблюдать различные демонстрационные эксперименты и выполнять лабораторные работы?» Уверен, что большинство из нас отметят последнее. Действительно, роль эксперимента в преподавании физики исключительно велика. И не случайна тема моего профессионального опыта: «Эксперимент как путь реализации системно-деятельностного подхода в преподавании физики», которым я и хочу сегодня с вами поделиться.

В новых стандартах говорится, что «Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития в соответствии со стратегией инновационного развития России. Для того чтобы молодые люди успешно адаптировались и реализовались в социуме, необходим не только высокий уровень образованности, но и всестороннее развитие, готовность к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Сегодня обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать и применять на практике. Нестандартные ситуации наших дней требуют широты интереса и развития универсальных учебных действий в процессе образования». [3] А раз требуют, значит надо развивать! И никто кроме нас с вами этого не сделает! Что такое УУД? — Это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. [8] Системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматривает УУД, как одну из важнейших социальных компетенций. [9] Системно-деятельностный подход — это основа стандартов второго поколения. Ведь ещё сам Б. Шоу утверждал, что « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»!

Опыт преподавания физики в общеобразовательной школе свидетельствует о том, что значительную роль в развитии УУД может сыграть именно физический эксперимент, который является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. Эксперимент – это средство развития учебной мотивации учащихся, и он играет большую роль при изучении физических явлений. [19] Наряду с классическим экспериментом, в современной школе происходит интенсивное внедрение цифровых образовательных ресурсов, электронной и вычислительной техники в учебный процесс, что даёт возможность значительно расширить круг демонстрируемых явлений и вывести преподавание физики на современный уровень. Участие в анализе и обобщении результатов эксперимента, в построении на их основе умозаключений способствует развитию практически всех видов УУД школьников.

Обобщая все вышесказанное, мне хотелось бы сегодня поделиться своим опытом создания педагогических условий, способствующих развитию УУД через экспериментальную деятельность и как при недостаточном количестве часов способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся?

Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Определить возможности разных видов экспериментальной деятельности на уроках физики, способствующие развитию УУД учащихся;

2. Использовать возможности внеурочной деятельности для организации исследовательской и экспериментальной деятельности учащихся по физике;

3. Осуществлять подбор электронных образовательных ресурсов, позволяющих эффективно организовать экспериментальную деятельность учащихся;

4. Разработать электронное пособие по физике для 7-11 классов для учителей и учащихся, которым они могут пользоваться при подготовке к занятиям;

5. Использовать возможности личного интернет-сайта для повышения познавательного интереса учащихся к изучению физики и для обобщения и презентации опыта педагогической деятельности.

Современный уровень материально-технического оснащения кабинетов физики сегодня, активное внедрение новых информационных технологий, организация внеклассной деятельности, работа научных обществ учащихся и многое другое позволяют выделить несколько видов организации экспериментальной деятельности при изучении физики:

1. Физический эксперимент при объяснении нового материала.

2. Физический эксперимент на практических занятиях.

3. Домашний физический эксперимент.

4. Физический эксперимент при использовании проблемного обучения.

5. Физический эксперимент в процессе организации внеурочной и

исследовательской деятельности.

Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике, одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Но при постановке эксперимента необходимо, чтобы учащийся не только видел опыт, но и проделывал его сам. Ещё великий Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».



Физический эксперимент при объяснении нового материала является одним из видов экспериментальной деятельности и классически представляет собой воспроизведение физических явлений на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Такой эксперимент называется демонстрационным и относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Конечно, он придаёт наглядность материалу, способствует восприятию, его пониманию и запоминанию. Повышает интерес к изучению физики. Но он не позволяет ученикам принять непосредственное участие в его проведении. При постановке демонстрационного эксперимента необходимо, чтобы учащийся не только наблюдал за опытом, но и проделывал его сам, не только видел прибор в моих руках, но и держал его в своих собственных. Поэтому надо перенести проведение эксперимента со стола учителя на ученические парты, что позволит привлечь всех учащихся к познанию нового материала через экспериментальную деятельность.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что при его проведении формируется научное мировоззрение и экспериментальные умения. Такие как умение наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы, а значит, развиваются познавательные учебные действия.[7]



Физический эксперимент на практических занятиях позволяет применить на практике полученные знания и проводится, как правило, в виде фронтальных лабораторных работ. Это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент с использованием одинакового оборудования.[5]

Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. Кроме того, при выполнении лабораторного эксперимента у учащихся формируются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте и в записях, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда. Но классические лабораторные работы имеют узкую направленность, исключают творчество учащихся, сводятся к формальному выполнению заданных алгоритмов. Поэтому гораздо эффективнее проводить работы в виде экспериментальной задачи без привязки к конкретному алгоритму выполнения работы, что способствует развитию нестандартного мышления, творчества и УУД. В этом плане очень эффективны, например, задачи с применением «чёрного ящика», в который помещается исследуемая электрическая цепь, а снаружи остаётся лишь её часть. Ученик при помощи определённых действий и показаний приборов должен определить неизвестный состав цепи и её характеристики. Или, например, сравнить площади Африки и Австралии, имея под руками только карту, ножницы и весы. При решении таких задач ученик сам может выбрать последовательность выполнения работы и сам способ её решения.



Домашний физический эксперимент – это простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя и с применением собственноручно изготовленного оборудования.[13] Например, изготовление простейших моделей электромагнита, электродвигателя, воздушной подушки, выращивание кристаллов, наблюдение за различными природными явлениями. Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:

• работы, в которых используются предметы домашнего обихода и

подручные материалы;

• работы, в которых используются самодельные приборы;

• работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью;

• виртуальные лабораторные работы при наличии дома компьютера.

Теперь появилась возможность использовать компьютер для проведения в домашних условиях модельного эксперимента. Значительное количество компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях («Физика в картинках», «Открытая физика», «Живая физика», «Физикон», «Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия) и различных Интернет-ресурсах. Таким образом, наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений, учащиеся выполняют задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений, а это даёт возможность расширить область связи теории с практикой, развивает интерес к физике и технике. Они будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству. Приучают к самостоятельной исследовательской работе, вырабатывают такие ценные качества как наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность. Дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе и, тем самым, помогают развивать регулятивные учебные действия.

Проблемное обучение в физике. В настоящее время, как свидетельствует педагогическая наука и педагогический опыт, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности наиболее успешно протекают при использовании проблемного обучения. Как отмечает академик А. В. Усова, «Цель проблемного типа обучения – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и пути их получения, формирование познавательной самодеятельности и развитие творческих способностей ученика». [17] Использование проблемного обучения ведет к росту творческих способностей учащихся, что, по мнению ученых, изучающих психологию творчества, проявляется в усилении таких признаков творческих способностей как:

• интеллект, способность к быстрому приобретению знаний;

• стремление к овладению обобщенными умениями и навыками;

• гибкость мышления, отсутствие стереотипов;

• интуиция;

• интеллектуальное мужество, способность к анализу ситуации, кажущейся парадоксальной;

• независимость;

• способность к сотрудничеству и сотворчеству;

• способность к объективной самооценке, рефлексия.

Но при использовании в своей деятельности проблемного обучения учитель должен придерживаться некоторых правил:

1. Учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом.

2. Учебная проблема должна отражать противоречивость информации.

3. Проблема должна давать направление познавательному поиску.

4. Проблемы должны быть посильными.

5. Речевая формулировка должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с известными в самой проблеме.

6. Проблемные вопросы должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика.



А эффективность внедрения проблемного обучения уже зависит от индивидуальных способностей и наклонностей самого педагога. Кому-то ближе теоретические формы обучения, кто-то мастерски решает сложные расчётные задачи, в последнее время появилось немало приверженцев виртуальных средств обучения. Я, лично, - фанат живого физического эксперимента. Причём, мне нравится ставить задачи и демонстрировать опыты при помощи обычных, понятных и доступных предметов. Чтобы ученик мог свободно проделать подобное и в домашних условиях. Увидеть необычное в обычных вещах! Например, для учащихся 7-го класса предлагаю довольно простую экспериментальную задачу: имея фрагмент географической карты, сравнить площади второго по величине после Евразии континента Африки и самого маленького – Австралии. Во сколько раз площадь Африки больше Австралии? Но…попробуйте придумать как можно больше способов решения этой задачи! У нас было определено и исследовано 4 способа. А сколько предложите вы? Для среднего звена можно предложить при помощи несложного оборудования (цинковые и медные пластины, вольтметр, лампа, яблоки или лимоны) экспериментально установить необходимое количество фруктов, чтобы зажечь обычную электрическую лампочку на 3,5 В. А затем очень наглядно и полезно исследовать электрическую проводимость и других вполне обычных объектов – минеральная вода, почва, сок, овощи… А вот задача для 11-го класса. И опять с применением подручных средств. Волновая оптика. Дифракция. В последнее время в продаже появились лазерные указки разных модификаций. Моё внимание привлекла модель с разными насадками, которые дают совершенно потрясающие дифракционные картины! Конечно же, детям будет очень интересно решить экспериментальную задачу при помощи такого оборудования. Мы уже выполняли лабораторную работу по определению длины волны при помощи дифракционной решётки и определяли длину волны зелёного цвета. Теперь решим обратную задачу – определим порядок дифракционной решётки, заключённой в насадке этой лазерной указки. Для этого нам понадобится всего 2 замера. Решая эту несложную задачу для разных насадок, учащиеся чётко усваивают причину различных дифракционных картин от одного и того же источника света. Подобных задач можно подготовить множество! С одной только обычной ученической линейкой у нас в гимназии разработано 10 экспериментальных задач:

  1. Линейкой «взвесить» воздух в кабинете.

  2. Линейкой «измерить» давление воды.

  3. Линейкой «определить» внутреннюю энергию куска угля прямоугольной формы.

  4. Линейкой «определить» время падения шарика с лабораторного стола.

  5. Линейкой «определить» начальную скорость сбрасываемого со стола тела.

  6. Линейкой «измерить» жёсткость пружины.

  7. Линейкой «определить» коэффициент трения.

  8. Определить с помощью линейки число молекул в алюминиевом бруске.

  9. При помощи линейки определить удельное сопротивление обмотки реостата.

  10. Линейкой «определить» длину световой волны.

Или задачи на определение плотности неизвестной жидкости, имея только карандаш, линейку и два одинаковых сосуда. Или оценить, например, силу токов Фуко при движении магнита в медной трубке!.. Предвижу ваши восклицания: «Всё это, конечно, интересно, но где взять время?» Согласен, в обычной школе с нагрузкой 2 часа в неделю на уроках абсолютно нет времени для решения подобных задач. А если не на уроках?..

Внеурочная деятельность по предмету также предоставляет широкие возможности для организации творчества учащихся. Если для одной части школьников первой задачей внеурочной работы является развитие познавательного интереса, то для школьников, у которых интерес к физике устойчив и глубок, основной задачей внеурочной деятельности может быть развитие их творческих способностей. Для развития творческих способностей учащиеся должны встречаться с проблемами! На внеурочных занятиях именно задания творческого типа должны составлять основу большинства видов деятельности школьников.

Практический опыт показывает, что ученикам 5-6 классов при соответствующем уровне изложения доступно понимание целого ряда вопросов, входящих в курс физики 7-8 классов. Рассмотрение этих вопросов на занятиях физического кружка, особенно если оно сопровождается эффектными демонстрациями, вызывает их живой и неподдельный интерес. Интерес учеников вызывает и возможность ознакомиться с работой ряда приборов; самостоятельно, в условиях физического кабинета, провести наблюдения и опыты, которым должно находиться место на каждом занятии кружка. Привлекает и возможность выступить с «мини-докладами» перед другими школьниками на внеурочных мероприятиях. В этом плане, думаю, будет полезна программа по внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 5-6 классов, разработанная мной в 2012 году. Целью подобных кружковых занятий должно быть, естественно, не опережающее изучение физики, получение учеником систематических знаний по предмету, а формирование у него устойчивого интереса к познавательной деятельности, развитие мышления, творческих способностей, и последующие уроки физики дают возможность продолжить эту работу. В 7-8 классах в 2013 году мною опробована авторская программа под названием «Виртуальная лаборатория». В ней предусмотрено выполнение виртуальных лабораторных работ и решение экспериментальных задач при помощи компьютерной техники и специальной программы «Живая физика». Для старших классов в 2014 году создана и успешно апробирована программа по внеурочной деятельности «Как стать учёным», где старшеклассникам предлагается познакомиться с великими учёными, их биографией, становлением, их открытиями, предусмотрено выполнение простейших физических экспериментов, с которых начинали когда-то и сами учёные. Данная программа направлена на интеграцию разных предметов – истории, биологии, информатики, физики и химии. Таким образом, у нас соблюдается преемственность в обучении и замкнутый цикл. Применение методов проблемного обучения, систематическое решение экспериментальных и исследовательских задач обязательно принесёт положительные плоды!



Физический эксперимент при организации исследовательской деятельности учащихся обладает мощным потенциалом, необходимым для развития УУД. [3] Это «образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных научному исследованию, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из них выводы», что соответствует концептуальным подходам, положенным в основу новых ФГОС. [14] Это объясняется тем, что исследовательская деятельность:

• позволяет школьнику самостоятельно ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты;

• создаёт условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

• обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что к серьёзной научно-исследовательской работе учащиеся приобщаются постепенно. Как правило, первоначально следуют выступления с сообщениями по результатам наблюдений физических явлений и учебных опытов. Затем идут попытки постановки своих собственных экспериментов и исследований. И только потом, приобретая опыт исследовательской деятельности, обладая достаточным багажом теоретических знаний и имея определённые навыки, обучающиеся выполняют более сложные исследовательские работы с последующим участием в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Участие в научно-практических конференциях, проектная и экспериментальная деятельность в частности способствует:

• профессиональному, жизненному самоопределению учащихся;

• установлению тесной связи между целью учебной деятельности и её

мотивами;

• формированию у школьников умений и навыков постановки проблемы и

цели, самостоятельного создания алгоритмов решения разнообразных

проблем, выдвижения гипотез, планирования и прогнозирования

результатов;

• развития навыков информационного поиска;

• установлению сотрудничества с учителем и сверстниками.

А всё это и есть УУД!

Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что организация экспериментальной деятельности предоставляет возможность успешно решать задачу развития УУД учащихся в образовательном процессе. Организация экспериментальной деятельности повышает познавательный интерес учащихся к предмету, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости, результативности участия в конкурсах и НПК, позволяет учащимся проявить себя в полной мере на учебных и внеклассных занятиях, способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе.

Сегодня каждый учитель-предметник должен иметь соответствующий уровень готовности к реализации новых ФГОС, к созданию условий для достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.[1,2] Смею надеяться, что представленный опыт по теме «Эксперимент как путь реализации системно-деятельностного подхода в преподавании физики» будет востребован в педагогической практике и поможет сделать процесс обучения физике более наглядным, доступным, повысит мотивацию и интерес учащихся к предмету, а учитель сможет выглядеть ярче и современнее! Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертельный грех учителя – быть скучным».


Список используемой литературы:

  1. Минобрнауки России. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : [утвержден приказом от 17.12.2010 г. № 1897] // Вестник образования. – 2011. - № 4. – С. 10-77.

  2. Минобрнауки России. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] : [утвержден приказом от 17.05.2012 г. № 413] // Вестник образования. – 2012. - № 13. – С. 5-75.

  3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон : [от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ] // Вестник образования. – 2013. - № 5-6.

  4. Российская Федерация. Правительство. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник образования. - 2009. – № 20. - С. 18-33.

  5. Ананьев, Д. В. Организация познавательной деятельности на уроках физики с помощью предварительного фронтального эксперимента [Текст] / Д. В. Ананьев // Вестник ОГПИ . – 1996. - № 3. - С. 59-64.

  6. Ананьев, Д. В. Приемы усиления развивающего влияния физического эксперимента. Проблемы учебного физического эксперимента [Текст] / Д. В. Ананьев // Сборник научных и методических работ. Вып. № 3. - ГТПИ. - 1997. - С. 4-5.

  7. Анциферов, Л. И. Оптимизация школьного физического эксперимента [Текст] : дис. доктора пед. наук / Л. И. Анциферов. - Курск, 1985. - 472 с.

  8. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. – 245 с.

  9. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т. Н. Беркалиев - СПб. : Симпозиум, 2007. – 127 с.

  10. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : в 33 т. Т. 10. / под ред. А. М. Прохорова. – 3-е изд. - М. : Советская Энциклопедия ,1987. - 576 с.

  11. Браверман, Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика [Текст]. Книга 2. / Э. М. . Браверман // М. : Наука, 2005.- 322 с.

  12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

  13. Константинов, Н. А. Пути усиления самостоятельности учащихся при выполнении фронтальных лабораторных работ на первой ступени обучения [Текст] : дис. канд. пед. наук / А. Н. Константинов. - Тирасполь, 1987. – 209 с.

  14. Петунин, О. В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: теоретико-методологические аспекты [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 450 с.

  15. Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования [Текст] / А.А. Пинский // М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 250 с.

  16. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - 4-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1998. - 1632 с.

  17. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст] / А. В. Усова, А. А. Бобров. - М. : Просвещение, 1988. - 112 с.

  18. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. И. Федосеева, С. М. Ковалева и др. – М. : Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

  19. Шахмаев, Н. М. Физический эксперимент [Текст] / Н. М. Шахмаев. - М. : Просвещение, 1991. 223 с.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница