Энергообеспечение населенных мест




Скачать 184.08 Kb.
Дата 05.09.2016
Размер 184.08 Kb.
ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Россия унаследовала от Советского Союза один из крупней­ших в мире топливно-энергетических комплексов (ТЭК). На ее территории сосредоточено 45 % мировых запасов природного газа, 12 % нефти, 23 % угля и 14 % урана. Исключительна важна роль ТЭК в современной российской экономике: его доля в про­мышленном производстве составляет около 30 %, в экспорте — почти 50 %, а доля в налоговых отчислениях в бюджет — более 40 %. Суммарная мощность 440 электростанций России состав­ляет более 197 млн кВт, а общая установленная мощность — 214,3 млн кВт (Российский статистический ежегодник, 2000 г.).



1. Природное топливо

Топливо — это горючее вещество, выделяющее при окисле­нии (сжигании) тепловую энергию, используемую в дальнейшем непосредственно в технологических процессах или преобразуе­мую в другие виды энергии.

Топлива делятся: 1) по агрегатному состоянию — на твердое (угли, горючие сланцы, торф и др.), жидкое (продукты перера­ботки нефти, углей, сланцев) и газообразное (природные и про-мышленно-углеводородные газы); 2) по происхождению — на при­родные и искусственные.

Твердое топливо применяется преимущественно для получе­ния тепловой и электроэнергии; жидкое — в двигателях внут­реннего сгорания, в корабельных (судовых) и стационарных ко­тельных установках (мазуты флотские и топочные); газообраз­ное — главным образом в промышленности и коммунально-бы­товом хозяйстве.

К основным видам природного топлива относятся ископае­мый уголь, торф, нефть, дрова и природный газ.

Ископаемый уголь (антрацит, каменный и бурый) использу­ется как непосредственно для сжигания, так и в целях перера­ботки в более ценные виды топлива — кокс, жидкое горючее, газообразное топливо.

Ископаемый уголь представляет собой остатки древнего рас­тительного мира; при этом чем старше уголь, тем богаче он угле­родом (табл. 7.1).


Таблица 7.1 Химический состав и теплотворная способность природного топлива

Виды топлива

Элементный состав, % масс.

Средняя тепло­творная способность, кДж/кг

С

Н

O + N

S

Антрацит

96-96

1-2

1-2

0,5-7

33890

Каменный уголь

75-90

4,5-5,5

4-15

0,6-6

35146

Бурый уголь

62-72

4,4-6,2

18-27

0,5-6

28030

Нефть

83-86

11-13

1-3

0,2-4

43930

Торф сухой

53-62

5,2-6,2

32-37

0,1-0,3

22590

Древесина

50

6

44

-0

18750

Природный газ

75

25




-0

50000

Газообразное топливо, состоящее в основном из метана СН4 и других предельных углеводородов (общей формулой СпН2п+2), имеет ряд преимуществ перед твердым топливом: 1) экономичес­ки более выгодна добыча и транспортировка; 2) упрощается уст­ройство топок и облегчается труд человека при подаче топлива в печь; 3) упрощается управление процессом горения и облегчает­ся соблюдение гигиены труда; 4) достигается более полное и ра­циональное сжигание топлива; 5) почти полностью устраняется загрязнение окружающей среды (ОС). По этим причинам газооб­разное топливо находит себе все более широкое применение в энергетике, а также в качестве бытового топлива и в автотранс­порте. Кроме того, природный газ является исключительно цен­ным и экономически выгодным сырьем для промышленности органического синтеза (например, ацетилена, метанола и др.).

Одинаковые количества топлива дают при сжигании различ­ные количества теплоты. Поэтому для оценки качеств топлива определяют его теплотворную способность, т. е. количество теп­лоты, выделяющейся при полном сгорании 1 кг топлива. Энер­гопотребление в целом и его составляющие принято выражать в тоннах условного топлива (ТУТ). Под условным топливом пони­мают горючее с теплотворной способностью 7000 ккал/кг или 3-104кДж/кг, или 8,12 кВт-ч/кг.


2. Искусственное топливо

К искусственным топливам относятся: кокс доменных печей, искусственные горючие газы, моторное топливо и др.



Кокс — твердый углеродистый остаток, образующийся при нагревании различных топлив (каменного угля, торфа и других органических веществ) до 950-1050 °С без доступа воздуха. Со­держание углерода в коксе достигает 96-98 %, остальное — водо­род, сера, азот, кислород; теплота сгорания 29300 кДж/кг. Ка­менноугольный кокс применяют для выплавки чугуна (доменный кокс) как высококачественное бездымное топливо и одновремен­но восстановитель (до элементарного железа) железной руды.

Искусственные горючие газы — смесь газообразных продук­тов переработки (газификации) топлив в специальных аппара­тах. Они состоят главным образом из оксида углерода, водорода, метана и других газообразных углеводородов, а также из него­рючих газов (диоксида углерода и азота).

Искусственные горючие газы подразделяют на генераторные газы, коксовые газы, газы, образующиеся при газификации твер­дых топлив (воздушный газ, водяной газ).



Генераторные газы получают из твердого топлива путем час­тичного окисления содержащегося в нем углерода при высокой температуре. Этот процесс, называемый газификацией, осуще­ствляется в специальных устройствах — газогенераторах. При этом в зависимости от состава вдуваемых газов различают воз­душный, водяной, паровоздушный (смешанный) и другие гене­раторные газы.

Коксовый газ образуется при коксовании угля, он представ­ляет собой смесь различных горючих газов. Состав коксового газа обусловлен исходным материалом, но в среднем выражает­ся следующими числами (в % об.).

Водород Н2 — 59 Оксид углерода (II) СО — 6

Метан СН4 — 25 Энергетически бесполезные

Другие углеводороды — 3 примеси (С02, N2, 02) — 7



Подземная газификация угля — превращение твердых топ­лив (угля, горючих сланцев и др.) непосредственно на месте их залегания в недрах земной коры в горючий газ. Последний за­тем выводят на поверхность через буровые скважины. Впервые мысль о возможности такого процесса была высказана Д. И. Мен­делеевым в 1888 году.

Подземная газификация угля осуществляется под действием высокой температуры (1000-2000 °С) и подаваемых под давле­нием различных окислителей (как правило, воздуха, кислорода и водяного пара).

Состав и теплота сгорания газа зависят как от качества угля и состава дутья, так и от горногеологических условий. Так, газ, полученный указанным методом из угля Подмосковного бассей­на, имеет следующий (в % об.):

СО — 5-7; Н, — 15-17; СН, — 1,0-1,5; С Н — 0,2; H2S — 1,0-2,0; С02 — 17-18; 02 — 0,3-0,5.

Теплота его сгорания составляет 3000-3300 кДж/м3.

По теплотехническим свойствам газ, полученный на воздуш­ном дутье, уступает природному. Однако при подземной газифи­кации отпадает необходимость в опасном труде людей под зем­лей, улучшается состояние воздушного бассейна, не нарушается плодородный слой почвы.



Моторное топливо. Это жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, роторных, реактивных, газотурбинных). Его получают из нефти и углеводородных газов.

Обычно моторные топлива состоят из основного (базового) топ­лива и присадок (антидетонаторов, антиокислителей и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, керосино-газойлевые и более тяжелые фракции) и вто­ричных процессов переработки нефти (например, каталитичес­кого крекинга).

При фракционной перегонке нефть разделяют на фракции («погоны») и получают следующие нефтепродукты:


  1. бензины (температуры кипения 40-180 °С) содержат угле­водороды от С5Н12 до С10Н22; при повторной перегонке из них могут быть выделены легкие нефтепродукты, кипящие в более узких температурных пределах: петролейный эфир (40—70 °С), авиационный бензин (70-100 °С), автомобильный бензин (100-120 °С);

  2. керосины (температуры кипения 180—270 °С) содержат уг­леводороды от С10Н22 до С16Н34;

  3. соляровые масла (температура кипения 270—360 °С) содер­жат смеси углеводородов от С12 до С20; из них получают смазоч­ные масла и различные виды дизельного топлива;

  4. мазут (нефтяные остатки — до 40—50 %) содержат еще более тяжелые (высшие) углеводороды; из мазута получают тя­желые смазочные масла, вазелин, парафин.

С целью повышения октанового числа автомобильных и авиа­ционных бензинов и обеспечения бездетонационного их сгора­ния в цилиндрах двигателей в бензины вводят антидетонато­ры. Наиболее распространенный металлоорганический антиде­тонатор — тетраэтилсвинец (ТЭС, «этиловая жидкость») РЬ(С2Н5)4, примешиваемый к бензину в объеме 1—3 мл на 1 кг.

При этом следует помнить, что моторные топлива с антидето­натором (например, этилированный бензин) обладают повышен­ной токсичностью и являются вредными загрязнителями среды обитания.

В ряде случаев к моторным топливам добавляют специальные вещества — антиокислители, предотвращающие их осмоление и образование нагара на стенках цилиндров.

Дизельное топливо. Дизельное топливо получают при атмос­ферной или вакуумной перегонке нефти с последующими гидро­очисткой и депарафинизацией. В некоторые сорта дизельных топлив добавляют до 20 % гидроочищенного газойля, получае­мого каталитическим крекингом.

Для разных климатических зон и условий работы дизельные топлива выпускают трех видов: арктическое, зимнее и летнее; они различаются температурой застывания, фракционным соста­вом и другими показателями.

В связи с тенденцией увеличения доли дизелей на автомо­бильном транспорте, что связано с их экономичностью и мень­шим уровнем загрязнения среды обитания, роль дизельного топ­лива неуклонно возрастает.

Реактивное топливо. В отличие от ДВС, где движущим фак­тором является давление взрыва горючей газовой смеси в мото­ре, воздушно-реактивные двигатели работают благодаря созда­нию внутри двигателя мощного газовоздушного потока. После­дний способен с большой скоростью вращать агрегаты двигателя и создавать на выходе из него реактивную тягу. Газовоздушный поток образуется в специальных камерах сгорания, где происхо­дит горение топлива в потоке атмосферного воздуха.

В целом топливо для воздушно-реактивных двигателей пред­ставляет собой фракции нефти, выкипающие в пределах 65— 350 °С, т. е. бензиновая, лигроиновая, керосиновая, а для сверх­звуковых самолетов — газойлевая с соответствующими характе­ристиками.

Для улучшения эксплуатационных свойств некоторых реак­тивных топлив в них добавляют антиокислители, антистатики, антиобледенительные, антикоррозионные, биоцидные (против микроорганизмов) и другие присадки.

3. Альтернативное углеродсодержащее топливо

В связи с постепенным истощением запасов нефти и угля, а также усилением загрязнения среды обитания вредными про­дуктами сгорания развернуты работы по поиску и применению альтернативного топлива. Его получают в основном из сырья нефтяного происхождения и применяют в целях сокращения потребления нефти и традиционных нефтепродуктов, например, бензина.

Основными видами такого топлива являются: 1) сжиженные и компримированные горючие газы: 2) спирты, продукты их переработки и смеси с бензином; 3) топливные смеси; 4) искусст­венное жидкое топливо; 5) водород.

Сжиженные и компримированные горючие газы — это преж­де всего углеводородные газы С3 и С4 (пропан-бутановые фрак­ции, которые получают переработкой нефтяных попутных и при­родных газов), а также метан — продукт газификации твердых топлив.

К достоинствам* указанных газов следует отнести высокую теплоту сгорания, относительную экологическую безвредность продуктов сгорания. К недостаткам — необходимость примене­ния специального оборудования для сжатия, сжижения, хране­ния топлива, распределения и транспортирования.



Спирты, продукты их переработки. Перспективными вида­ми топлива, особенно автомобильного, признаются спирты: ме­танол СН3ОН и этанол С2Н5ОН. Благодаря высоким октановым числам и небольшому загрязнению природной среды выхлопны­ми газами они могут использоваться как автомобильное топливо непосредственно или в смесях с бензином.

Метанол, или метиловый спирт получают в больших коли­чествах из оксида углерода (II) и водорода при высоких давле­нии (20-30 МПа) и температуре (400 °С) в присутствии гетеро­генного катализатора:

Метанол можно получать и при сухой перегонке дерева, по­этому его называют иногда древесным спиртом.

Недостатком метанола является то, что он токсичен: прием внутрь даже небольших доз вызывает слепоту, а больших — смерть.

Этиловый спирт или этанол С2Н5ОН получают из различ­ных сахаристых веществ, например, виноградного сахара (глю­козы). Глюкоза С6Н1206 в результате «брожения», вызываемого действием ферментов (энзимов), вырабатываемых дрожжевыми грибками, превращается в этиловый спирт:

В настоящее время осахариванию подвергают целлюлозу (клет­чатку), образующую основную массу древесины. С этой целью ее гидролизуют в присутствии кислот. Полученный полупродукт содержит глюкозу, которая в дальнейшем сбраживается на спирт при помощи дрожжей (гидролизный спирт). Указанный метод позволяет экономить большое количество пищевых продуктов: из 5500 т сухих опилок (ежегодные отходы среднего по произво­дительности лесопильного завода) можно получить 790 т спирта, что дает возможность сохранить около 3 тыс. т зерна или 10 тыс. т картофеля.

Этиловый спирт может быть получен синтетическим путем из этилена (в присутствии катализатора):

Таким образом, метанол и этанол являются весьма перспек­тивными топливами, поскольку для их производства имеется широкая сырьевая база. В частности, в ряде стран Южной Аме­рики этанол постепенно вытесняет бензин как автомобильное топливо.



Спирто-бензиновые смеси. С целью повышения детонацион­ной стойкости топлива, а значит и мощности ДВС применяют гомогенные (однородные) смеси метанола или этанола с бензи­ном (3-15 % спирта). Основная проблема в их использовании состоит в предотвращении расслаивания компонентов смеси при пониженных температурах.

Топливные смеси. Для транспортных дизельных двигателей применяют водно-топливные эмульсии, которые состоят на 80-85 % из дизельного топлива, остальное — вода. Взамен жидкого котельного топлива (мазута) или угля (например, на ТЭС) приме няют метанольно-угольные, углемасляные, водно-угольные, вод-но-углемазутные и другие смеси. Указанные смеси имеют ряд несомненных достоинств: они легко воспламеняются и обладают высокой теплотой сгорания, относительно легко перекачиваются по трубопроводам и хорошо распыляются топочными форсунками.

Искусственное жидкое топливо. Получают переработкой, например, гидрогенизацией твердых горючих ископаемых — угля, сланцев, торфа.

Гидрогенизация угля — это превращение высокомолекуляр­ных веществ органической массы угля под действием водорода в жидкие и газообразные продукты при 400-500 °С в присутствии различных веществ (органических растворителей, катализаторов и т. д.). В результате гидрогенизации из угля и каменноуголь­ных смол получают бензин, дизельное топливо, парафины, сма­зочные масла и т. п.

Проблема вовлечения твердого топлива, главным образом угля, в переработку для получения жидких продуктов становится ныне весьма актуальной. Это связано с тем, что при существующих масштабах мирового потребления нефти (более 4 млрд т/год) за­пасы ее, пригодные для добычи экономичными методами, будут истощены уже в первой половине XXI века.

Другой потенциальный источник синтетического топлива — горючие сланцы — осадочные породы, содержащие дегтеподоб-ное органическое вещество — кероген. При нагревании горючих сланцев до 600 °С кероген выделяет углеводородные пары, кото­рые можно сконденсировать в черную и вязкую сырую нефть, а ее затем перегнать в бензин и другие нефтепродукты. Из тонны высококачественных сланцев получается около 150 кг нефти.


4. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда

Сейчас основное количество энергии получают за счет сжига­ния или переработки природного углеродсодержащего топлива (табл. 7.2).

Естественно, что каждая страна старается использовать те ресурсы, которыми она обладает. Это легко обнаружить по про­центу использования каждого вида.

Считается, что качество жизни напрямую связано с потребле­нием энергии на душу населения. В настоящее время на каждого



Таблица 7.2 Использование различных энергоресурсов в мире

(А. Н. Кононов, 2001 г.)



Страна

Уголь

Нефть

Газ

Ядерная энергия

Гидро­энергия

Энергия ветра

Солнеч­ная энергия

Канада

15

3

6

9

61

3

3

Швеция

2

2

-

43

51

1

1

Швейцария

-

2

-

39

59

-

-

США

54

3

13

19

8

3

3

Германия

57

2

7

29

4

1

1

Великобритания

52

7

11

28

2

2

2

Китай

74

8

-

-

18

-

-

Россия

16

8

46

13*

17

0,003

0,001

Франция

5

1

1

79

14

-

-

Италия

9

52

18

-

19

2

2

Юж. Корея

17

27

9

43

4

-

-

Тайвань

23

21

3

34

9

-

-

Япония

12

22

23

32

9

2

2

Весь мир

40

10

14

17

17

1

1

* — 16,7 % в 2005 г.

В настоящее время на каждого жителя Земли приходится чуть больше 2 кВт-ч в день при норме 10 кВт-ч. В промышленно развитых странах этот показатель в 14 раз выше, чем в развивающихся странах. Например, в Норве­гии потребляется 25 тыс. кВт-ч, Италии — 3 тыс., а в Бангла­деш — всего 46 кВт-ч на душу населения в год.

Россия является крупнейшим в мире производителем топлив­но-энергетических ресурсов: около 17 % нефти, 25 % газа, 15 % каменного угля от добываемых в мире (Э. В. Гирусов и др., 2000 г.). В то же время на фоне постоянного увеличения экспор­та энергоресурсов (прежде всего газа и нефти) рост промышлен­ности в стране наталкивается на нехватку электроэнергии. Так, в 2006 г. в России было выработано около 1 трлн кВт-ч электро­энергии, а дефицит составил более 50 млрд кВт-ч. Экономисты подсчитали, что из-за нехватки электроэнергии страны недопо­лучает ВВП почти на 1,5 трлн рублей.

Обращает на себя внимание, что в США неуклонно возрастает доля угля (12,5 % в 1970 г.), падает нефти (с 45 %), заметно снижается доля газа (с 35,6 % в 1970 г.). В России же иная тенденция: несмотря на большие запасы угля (крупнейшие в мире) произошло (за этот же срок) снижение его доли с 40 до 16 %, доля газа повысилась с 22 до 46 %, нефти — тоже несколько увеличилась. Таким образом, в России быстрее выгорают те виды энергоресурсов, запасы которых растают быстрее (табл. 8.2). Добавим к этому, что нефть и газ — основное сырья для синтеза важных для экономики страны материалов.



Оборотной стороной энергетики является ее крайне отрица­тельное воздействие на окружающую природную среду и, есте­ственно, среду обитания человека. Это воздействие весьма разно­образно и в основном определяется типом энергоустановок и ви­дом сжигаемого топлива (рис. 7.1).

Негативное влияние на ОС оказывают не только электростан­ции, но и высоковольтные линии электропередачи, по которым передается энергия. Сильное электромагнитное поле, образую­щееся около ЛЭП-750, оказывает значительное воздействие на насекомых — они не могут находиться в зоне влияния ЛЭП. ЛЭП-1150, проходящие через реки, сильно изменяют традици­онные пути рыб на нерест. Исследования выявили зависимость риска заболевания раком и лейкемией у детей, проживающих вблизи высоковольтных линий электропередач (Н. А. Ратанова, 1999 г.).


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница