ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Россия унаследовала от Советского Союза один из крупнейших в мире топливно-энергетических комплексов (ТЭК). На ее территории сосредоточено 45 % мировых запасов природного газа, 12 % нефти, 23 % угля и 14 % урана. Исключительна важна роль ТЭК в современной российской экономике: его доля в промышленном производстве составляет около 30 %, в экспорте — почти 50 %, а доля в налоговых отчислениях в бюджет — более 40 %. Суммарная мощность 440 электростанций России составляет более 197 млн кВт, а общая установленная мощность — 214,3 млн кВт (Российский статистический ежегодник, 2000 г.).
1. Природное топливо
Топливо — это горючее вещество, выделяющее при окислении (сжигании) тепловую энергию, используемую в дальнейшем непосредственно в технологических процессах или преобразуемую в другие виды энергии.
Топлива делятся: 1) по агрегатному состоянию — на твердое (угли, горючие сланцы, торф и др.), жидкое (продукты переработки нефти, углей, сланцев) и газообразное (природные и про-мышленно-углеводородные газы); 2) по происхождению — на природные и искусственные.
Твердое топливо применяется преимущественно для получения тепловой и электроэнергии; жидкое — в двигателях внутреннего сгорания, в корабельных (судовых) и стационарных котельных установках (мазуты флотские и топочные); газообразное — главным образом в промышленности и коммунально-бытовом хозяйстве.
К основным видам природного топлива относятся ископаемый уголь, торф, нефть, дрова и природный газ.
Ископаемый уголь (антрацит, каменный и бурый) используется как непосредственно для сжигания, так и в целях переработки в более ценные виды топлива — кокс, жидкое горючее, газообразное топливо.
Ископаемый уголь представляет собой остатки древнего растительного мира; при этом чем старше уголь, тем богаче он углеродом (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Химический состав и теплотворная способность природного топлива
Виды топлива
|
Элементный состав, % масс.
|
Средняя теплотворная способность, кДж/кг
|
С
|
Н
|
O + N
|
S
|
Антрацит
|
96-96
|
1-2
|
1-2
|
0,5-7
|
33890
|
Каменный уголь
|
75-90
|
4,5-5,5
|
4-15
|
0,6-6
|
35146
|
Бурый уголь
|
62-72
|
4,4-6,2
|
18-27
|
0,5-6
|
28030
|
Нефть
|
83-86
|
11-13
|
1-3
|
0,2-4
|
43930
|
Торф сухой
|
53-62
|
5,2-6,2
|
32-37
|
0,1-0,3
|
22590
|
Древесина
|
50
|
6
|
44
|
-0
|
18750
|
Природный газ
|
75
|
25
|
|
-0
|
50000
|
Газообразное топливо, состоящее в основном из метана СН4 и других предельных углеводородов (общей формулой СпН2п+2), имеет ряд преимуществ перед твердым топливом: 1) экономически более выгодна добыча и транспортировка; 2) упрощается устройство топок и облегчается труд человека при подаче топлива в печь; 3) упрощается управление процессом горения и облегчается соблюдение гигиены труда; 4) достигается более полное и рациональное сжигание топлива; 5) почти полностью устраняется загрязнение окружающей среды (ОС). По этим причинам газообразное топливо находит себе все более широкое применение в энергетике, а также в качестве бытового топлива и в автотранспорте. Кроме того, природный газ является исключительно ценным и экономически выгодным сырьем для промышленности органического синтеза (например, ацетилена, метанола и др.).
Одинаковые количества топлива дают при сжигании различные количества теплоты. Поэтому для оценки качеств топлива определяют его теплотворную способность, т. е. количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании 1 кг топлива. Энергопотребление в целом и его составляющие принято выражать в тоннах условного топлива (ТУТ). Под условным топливом понимают горючее с теплотворной способностью 7000 ккал/кг или 3-104кДж/кг, или 8,12 кВт-ч/кг.
2. Искусственное топливо
К искусственным топливам относятся: кокс доменных печей, искусственные горючие газы, моторное топливо и др.
Кокс — твердый углеродистый остаток, образующийся при нагревании различных топлив (каменного угля, торфа и других органических веществ) до 950-1050 °С без доступа воздуха. Содержание углерода в коксе достигает 96-98 %, остальное — водород, сера, азот, кислород; теплота сгорания 29300 кДж/кг. Каменноугольный кокс применяют для выплавки чугуна (доменный кокс) как высококачественное бездымное топливо и одновременно восстановитель (до элементарного железа) железной руды.
Искусственные горючие газы — смесь газообразных продуктов переработки (газификации) топлив в специальных аппаратах. Они состоят главным образом из оксида углерода, водорода, метана и других газообразных углеводородов, а также из негорючих газов (диоксида углерода и азота).
Искусственные горючие газы подразделяют на генераторные газы, коксовые газы, газы, образующиеся при газификации твердых топлив (воздушный газ, водяной газ).
Генераторные газы получают из твердого топлива путем частичного окисления содержащегося в нем углерода при высокой температуре. Этот процесс, называемый газификацией, осуществляется в специальных устройствах — газогенераторах. При этом в зависимости от состава вдуваемых газов различают воздушный, водяной, паровоздушный (смешанный) и другие генераторные газы.
Коксовый газ образуется при коксовании угля, он представляет собой смесь различных горючих газов. Состав коксового газа обусловлен исходным материалом, но в среднем выражается следующими числами (в % об.).
Водород Н2 — 59 Оксид углерода (II) СО — 6
Метан СН4 — 25 Энергетически бесполезные
Другие углеводороды — 3 примеси (С02, N2, 02) — 7
Подземная газификация угля — превращение твердых топлив (угля, горючих сланцев и др.) непосредственно на месте их залегания в недрах земной коры в горючий газ. Последний затем выводят на поверхность через буровые скважины. Впервые мысль о возможности такого процесса была высказана Д. И. Менделеевым в 1888 году.
Подземная газификация угля осуществляется под действием высокой температуры (1000-2000 °С) и подаваемых под давлением различных окислителей (как правило, воздуха, кислорода и водяного пара).
Состав и теплота сгорания газа зависят как от качества угля и состава дутья, так и от горногеологических условий. Так, газ, полученный указанным методом из угля Подмосковного бассейна, имеет следующий (в % об.):
СО — 5-7; Н, — 15-17; СН, — 1,0-1,5; С Н — 0,2; H2S — 1,0-2,0; С02 — 17-18; 02 — 0,3-0,5.
Теплота его сгорания составляет 3000-3300 кДж/м3.
По теплотехническим свойствам газ, полученный на воздушном дутье, уступает природному. Однако при подземной газификации отпадает необходимость в опасном труде людей под землей, улучшается состояние воздушного бассейна, не нарушается плодородный слой почвы.
Моторное топливо. Это жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, роторных, реактивных, газотурбинных). Его получают из нефти и углеводородных газов.
Обычно моторные топлива состоят из основного (базового) топлива и присадок (антидетонаторов, антиокислителей и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, керосино-газойлевые и более тяжелые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (например, каталитического крекинга).
При фракционной перегонке нефть разделяют на фракции («погоны») и получают следующие нефтепродукты:
-
бензины (температуры кипения 40-180 °С) содержат углеводороды от С5Н12 до С10Н22; при повторной перегонке из них могут быть выделены легкие нефтепродукты, кипящие в более узких температурных пределах: петролейный эфир (40—70 °С), авиационный бензин (70-100 °С), автомобильный бензин (100-120 °С);
-
керосины (температуры кипения 180—270 °С) содержат углеводороды от С10Н22 до С16Н34;
-
соляровые масла (температура кипения 270—360 °С) содержат смеси углеводородов от С12 до С20; из них получают смазочные масла и различные виды дизельного топлива;
-
мазут (нефтяные остатки — до 40—50 %) содержат еще более тяжелые (высшие) углеводороды; из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин.
С целью повышения октанового числа автомобильных и авиационных бензинов и обеспечения бездетонационного их сгорания в цилиндрах двигателей в бензины вводят антидетонаторы. Наиболее распространенный металлоорганический антидетонатор — тетраэтилсвинец (ТЭС, «этиловая жидкость») РЬ(С2Н5)4, примешиваемый к бензину в объеме 1—3 мл на 1 кг.
При этом следует помнить, что моторные топлива с антидетонатором (например, этилированный бензин) обладают повышенной токсичностью и являются вредными загрязнителями среды обитания.
В ряде случаев к моторным топливам добавляют специальные вещества — антиокислители, предотвращающие их осмоление и образование нагара на стенках цилиндров.
Дизельное топливо. Дизельное топливо получают при атмосферной или вакуумной перегонке нефти с последующими гидроочисткой и депарафинизацией. В некоторые сорта дизельных топлив добавляют до 20 % гидроочищенного газойля, получаемого каталитическим крекингом.
Для разных климатических зон и условий работы дизельные топлива выпускают трех видов: арктическое, зимнее и летнее; они различаются температурой застывания, фракционным составом и другими показателями.
В связи с тенденцией увеличения доли дизелей на автомобильном транспорте, что связано с их экономичностью и меньшим уровнем загрязнения среды обитания, роль дизельного топлива неуклонно возрастает.
Реактивное топливо. В отличие от ДВС, где движущим фактором является давление взрыва горючей газовой смеси в моторе, воздушно-реактивные двигатели работают благодаря созданию внутри двигателя мощного газовоздушного потока. Последний способен с большой скоростью вращать агрегаты двигателя и создавать на выходе из него реактивную тягу. Газовоздушный поток образуется в специальных камерах сгорания, где происходит горение топлива в потоке атмосферного воздуха.
В целом топливо для воздушно-реактивных двигателей представляет собой фракции нефти, выкипающие в пределах 65— 350 °С, т. е. бензиновая, лигроиновая, керосиновая, а для сверхзвуковых самолетов — газойлевая с соответствующими характеристиками.
Для улучшения эксплуатационных свойств некоторых реактивных топлив в них добавляют антиокислители, антистатики, антиобледенительные, антикоррозионные, биоцидные (против микроорганизмов) и другие присадки.
3. Альтернативное углеродсодержащее топливо
В связи с постепенным истощением запасов нефти и угля, а также усилением загрязнения среды обитания вредными продуктами сгорания развернуты работы по поиску и применению альтернативного топлива. Его получают в основном из сырья нефтяного происхождения и применяют в целях сокращения потребления нефти и традиционных нефтепродуктов, например, бензина.
Основными видами такого топлива являются: 1) сжиженные и компримированные горючие газы: 2) спирты, продукты их переработки и смеси с бензином; 3) топливные смеси; 4) искусственное жидкое топливо; 5) водород.
Сжиженные и компримированные горючие газы — это прежде всего углеводородные газы С3 и С4 (пропан-бутановые фракции, которые получают переработкой нефтяных попутных и природных газов), а также метан — продукт газификации твердых топлив.
К достоинствам* указанных газов следует отнести высокую теплоту сгорания, относительную экологическую безвредность продуктов сгорания. К недостаткам — необходимость применения специального оборудования для сжатия, сжижения, хранения топлива, распределения и транспортирования.
Спирты, продукты их переработки. Перспективными видами топлива, особенно автомобильного, признаются спирты: метанол СН3ОН и этанол С2Н5ОН. Благодаря высоким октановым числам и небольшому загрязнению природной среды выхлопными газами они могут использоваться как автомобильное топливо непосредственно или в смесях с бензином.
Метанол, или метиловый спирт получают в больших количествах из оксида углерода (II) и водорода при высоких давлении (20-30 МПа) и температуре (400 °С) в присутствии гетерогенного катализатора:
Метанол можно получать и при сухой перегонке дерева, поэтому его называют иногда древесным спиртом.
Недостатком метанола является то, что он токсичен: прием внутрь даже небольших доз вызывает слепоту, а больших — смерть.
Этиловый спирт или этанол С2Н5ОН получают из различных сахаристых веществ, например, виноградного сахара (глюкозы). Глюкоза С6Н1206 в результате «брожения», вызываемого действием ферментов (энзимов), вырабатываемых дрожжевыми грибками, превращается в этиловый спирт:
В настоящее время осахариванию подвергают целлюлозу (клетчатку), образующую основную массу древесины. С этой целью ее гидролизуют в присутствии кислот. Полученный полупродукт содержит глюкозу, которая в дальнейшем сбраживается на спирт при помощи дрожжей (гидролизный спирт). Указанный метод позволяет экономить большое количество пищевых продуктов: из 5500 т сухих опилок (ежегодные отходы среднего по производительности лесопильного завода) можно получить 790 т спирта, что дает возможность сохранить около 3 тыс. т зерна или 10 тыс. т картофеля.
Этиловый спирт может быть получен синтетическим путем из этилена (в присутствии катализатора):
Таким образом, метанол и этанол являются весьма перспективными топливами, поскольку для их производства имеется широкая сырьевая база. В частности, в ряде стран Южной Америки этанол постепенно вытесняет бензин как автомобильное топливо.
Спирто-бензиновые смеси. С целью повышения детонационной стойкости топлива, а значит и мощности ДВС применяют гомогенные (однородные) смеси метанола или этанола с бензином (3-15 % спирта). Основная проблема в их использовании состоит в предотвращении расслаивания компонентов смеси при пониженных температурах.
Топливные смеси. Для транспортных дизельных двигателей применяют водно-топливные эмульсии, которые состоят на 80-85 % из дизельного топлива, остальное — вода. Взамен жидкого котельного топлива (мазута) или угля (например, на ТЭС) приме няют метанольно-угольные, углемасляные, водно-угольные, вод-но-углемазутные и другие смеси. Указанные смеси имеют ряд несомненных достоинств: они легко воспламеняются и обладают высокой теплотой сгорания, относительно легко перекачиваются по трубопроводам и хорошо распыляются топочными форсунками.
Искусственное жидкое топливо. Получают переработкой, например, гидрогенизацией твердых горючих ископаемых — угля, сланцев, торфа.
Гидрогенизация угля — это превращение высокомолекулярных веществ органической массы угля под действием водорода в жидкие и газообразные продукты при 400-500 °С в присутствии различных веществ (органических растворителей, катализаторов и т. д.). В результате гидрогенизации из угля и каменноугольных смол получают бензин, дизельное топливо, парафины, смазочные масла и т. п.
Проблема вовлечения твердого топлива, главным образом угля, в переработку для получения жидких продуктов становится ныне весьма актуальной. Это связано с тем, что при существующих масштабах мирового потребления нефти (более 4 млрд т/год) запасы ее, пригодные для добычи экономичными методами, будут истощены уже в первой половине XXI века.
Другой потенциальный источник синтетического топлива — горючие сланцы — осадочные породы, содержащие дегтеподоб-ное органическое вещество — кероген. При нагревании горючих сланцев до 600 °С кероген выделяет углеводородные пары, которые можно сконденсировать в черную и вязкую сырую нефть, а ее затем перегнать в бензин и другие нефтепродукты. Из тонны высококачественных сланцев получается около 150 кг нефти.
4. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда
Сейчас основное количество энергии получают за счет сжигания или переработки природного углеродсодержащего топлива (табл. 7.2).
Естественно, что каждая страна старается использовать те ресурсы, которыми она обладает. Это легко обнаружить по проценту использования каждого вида.
Считается, что качество жизни напрямую связано с потреблением энергии на душу населения. В настоящее время на каждого
Таблица 7.2 Использование различных энергоресурсов в мире
(А. Н. Кононов, 2001 г.)
Страна
|
Уголь
|
Нефть
|
Газ
|
Ядерная энергия
|
Гидроэнергия
|
Энергия ветра
|
Солнечная энергия
|
Канада
|
15
|
3
|
6
|
9
|
61
|
3
|
3
|
Швеция
|
2
|
2
|
-
|
43
|
51
|
1
|
1
|
Швейцария
|
-
|
2
|
-
|
39
|
59
|
-
|
-
|
США
|
54
|
3
|
13
|
19
|
8
|
3
|
3
|
Германия
|
57
|
2
|
7
|
29
|
4
|
1
|
1
|
Великобритания
|
52
|
7
|
11
|
28
|
2
|
2
|
2
|
Китай
|
74
|
8
|
-
|
-
|
18
|
-
|
-
|
Россия
|
16
|
8
|
46
|
13*
|
17
|
0,003
|
0,001
|
Франция
|
5
|
1
|
1
|
79
|
14
|
-
|
-
|
Италия
|
9
|
52
|
18
|
-
|
19
|
2
|
2
|
Юж. Корея
|
17
|
27
|
9
|
43
|
4
|
-
|
-
|
Тайвань
|
23
|
21
|
3
|
34
|
9
|
-
|
-
|
Япония
|
12
|
22
|
23
|
32
|
9
|
2
|
2
|
Весь мир
|
40
|
10
|
14
|
17
|
17
|
1
|
1
|
* — 16,7 % в 2005 г.
В настоящее время на каждого жителя Земли приходится чуть больше 2 кВт-ч в день при норме 10 кВт-ч. В промышленно развитых странах этот показатель в 14 раз выше, чем в развивающихся странах. Например, в Норвегии потребляется 25 тыс. кВт-ч, Италии — 3 тыс., а в Бангладеш — всего 46 кВт-ч на душу населения в год.
Россия является крупнейшим в мире производителем топливно-энергетических ресурсов: около 17 % нефти, 25 % газа, 15 % каменного угля от добываемых в мире (Э. В. Гирусов и др., 2000 г.). В то же время на фоне постоянного увеличения экспорта энергоресурсов (прежде всего газа и нефти) рост промышленности в стране наталкивается на нехватку электроэнергии. Так, в 2006 г. в России было выработано около 1 трлн кВт-ч электроэнергии, а дефицит составил более 50 млрд кВт-ч. Экономисты подсчитали, что из-за нехватки электроэнергии страны недополучает ВВП почти на 1,5 трлн рублей.
Обращает на себя внимание, что в США неуклонно возрастает доля угля (12,5 % в 1970 г.), падает нефти (с 45 %), заметно снижается доля газа (с 35,6 % в 1970 г.). В России же иная тенденция: несмотря на большие запасы угля (крупнейшие в мире) произошло (за этот же срок) снижение его доли с 40 до 16 %, доля газа повысилась с 22 до 46 %, нефти — тоже несколько увеличилась. Таким образом, в России быстрее выгорают те виды энергоресурсов, запасы которых растают быстрее (табл. 8.2). Добавим к этому, что нефть и газ — основное сырья для синтеза важных для экономики страны материалов.
Оборотной стороной энергетики является ее крайне отрицательное воздействие на окружающую природную среду и, естественно, среду обитания человека. Это воздействие весьма разнообразно и в основном определяется типом энергоустановок и видом сжигаемого топлива (рис. 7.1).
Негативное влияние на ОС оказывают не только электростанции, но и высоковольтные линии электропередачи, по которым передается энергия. Сильное электромагнитное поле, образующееся около ЛЭП-750, оказывает значительное воздействие на насекомых — они не могут находиться в зоне влияния ЛЭП. ЛЭП-1150, проходящие через реки, сильно изменяют традиционные пути рыб на нерест. Исследования выявили зависимость риска заболевания раком и лейкемией у детей, проживающих вблизи высоковольтных линий электропередач (Н. А. Ратанова, 1999 г.).
|