Если бы великий комбинатор знал об этом способе закон




Скачать 108.47 Kb.
Дата 21.09.2016
Размер 108.47 Kb.
Стулья вперед, да?

Иван Воронцов

ЕСЛИ БЫ ВЕЛИКИЙ КОМБИНАТОР ЗНАЛ ОБ ЭТОМ СПОСОБЕ ЗАКОННОГО ОТЪЕМА ОБОРУДОВАНИЯ, ВОПРОС, ЧТО ВПЕРЕД -- ДЕНЬГИ ИЛИ СТУЛЬЯ, -- ПРОСТО НЕ ОБСУЖДАЛСЯ БЫ ВЫСОКИМИ ДОГОВАРИВАЮЩИМИСЯ СТОРОНАМИ. ЛИЗИНГ -- ЭТО ТОТ ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕСА, КОТОРЫЙ КАЖДОЙ СТОРОНЕ ДАЕТ ШАНС ОСТАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ.

Кто командует парадом?

В XVI веке английские купцы бесплатно поставляли крестьянам машины для вязки шерсти, выкупая потом произведенное на них знаменитое джерси буквально за гроши. Ныне российским фермерам оборудование дают в обмен на поставки молока по рыночным ценам. Вот он, прогресс в действии!

Принято считать, что в Россию лизинг в современном понимании этого слова пришел в 1993 году, актуальным стал в 1998-м, после всем памятной даты. Тогда же наконец появился и долго обсуждавшийся закон о лизинге. Между прочим, в советское время тоже были прообразы лизинга. Внутреннего: например, в МТС, которые тогда расшифровывались как "машинно-тракторные станции". Внешнего: коммунистическое государство активно брало в лизинг новейшие западные технику и оборудование -- через "Совфрахт" Минморфлота и "Совтрансавто", не говоря уж о ленд-лизе во время Второй мировой войны.

Лизинг в современной России растет стремительными темпами: в 2002 году количество сделок в лизинговых компаниях выросло в среднем на 30%, объем рынка превысил $2 млрд. против $1,7 млрд. в 2001 году (а это треть объема страхового рынка России. -- Ред.). Конечно, по сравнению с Европой, где на лизинг приходится 20% ежегодных инвестиций в реальный сектор экономики, в России с ее 3% еще младенческий период.

По данным группы развития лизинга Международной финансовой корпорации (IFC), 70--80% имеющихся в России производственных мощностей себя полностью изжило. Все знают, что обновление основных фондов жизненно необходимо, однако для развития лизинга, прежде всего, требуется, чтобы приобретаемое оборудование приносило прибыль. Как считает начальник отдела развития операций компании "Авангард Лизинг" Сергей Тараканов, лизинг способен поднять многие отрасли отечественного хозяйства, даже нашу многострадальную деревню, главное -- чтобы любой проект был правильно структурирован. В последние два-три года лизинг наиболее активно развивается в пищевой промышленности, в том числе мясомолочной, легкой, в полиграфии и -- о счастье для патриотически настроенных граждан! -- в оборонке. Лизинг производственного оборудования, особенно перерабатывающего, составляет порядка 60% операций, 20% приходится на автомобили и около 5% -- на лизинг коммерческой недвижимости. В последнем случае речь идет о комплексном лизинге, когда в финансовую аренду сдается полностью оборудованное предприятие.

Крупные компании могут себе позволить работу с высокотехнологичным, но низколиквидным оборудованием, например в сфере телекоммуникаций. Лизинг автомобилей развивается в России во многом благодаря иностранным компаниям: "Оперативный лизинг автомобилей актуален для крупных фирм и представительств иностранных компаний, приобретающих корпоративные автомобили для своего менеджмента, -- рассказывает менеджер по развитию компании "ДельтаЛизинг" Вячеслав Шилин. -- Они закупают крупные партии, иной раз до 50 машин одновременно, и заинтересованы в полном их сервисе. Эти компании обновляют свой парк каждые год-два, получая вместе с новыми моделями скидки". В последнее время и производственные фирмы стали таким образом обеспечивать свой парк автомобилей, что является серьезным подтверждением перспективности реального сектора.

Уже более десяти лет -- после приватизации и образования более чем 300 компаний-авиаперевозчиков -- говорится о необходимости поддержки и защиты интересов российской авиапромышленности, о лизинге авиапарка, принимались всякие указы и постановления. Мелкие авиакомпании не покупали никаких новых самолетов, правда, кроме тех счастливчиков, кому достались по лизингу бэушные модели с небольшим остатком ресурса. А крупные перевозчики предпочитали приобретать иностранные воздушные корабли: условия лизинга были более выгодными. "Аэрофлот" и "Трансаэро" к тому же смогли получить освобождение от уплаты не только таможенных пошлин на ввоз иностранной техники, но и НДС. Однако в 2002 году объем гражданских авиаперевозок вырос уже на 15%, а в ближайшие 5--10 лет планируется его рост не менее чем на 4--5% ежегодно.

Формирующийся платежеспособный спрос заставил авиапроизводителей и банковский сектор пойти по пути Европы и США, где практически все крупные авиакомпании эксплуатируют самолеты, полученные либо по лизингу, либо в аренду. В России пока сделаны первые шаги: Ту-204 от "Авиастара" нашли себе место работы в компаниях "Кавказские Минеральные Воды" (KMV), "КрасЭйр" и "Сибирь", а два серийных Ту-214 получены "Дальавиа" в лизинг у Финансово-лизинговой компании. Еще два самолета будут переданы ГТК "Россия". Построить шесть Ил-96-300 для "Аэрофлота" и четыре Ил-96-400Т для "Атлант-Союза" планируется по лизингу "Ильюшин-Финанс". Кстати, ОАО "Ильюшин-Финанс" и ОАО "Финансовая лизинговая компания" стали победителями конкурса инвестиционных проектов лизинга воздушных судов.

До 2015 года планируется ввести в эксплуатацию более одной тысячи новых самолетов. Благодаря финансовому лизингу авиакомпании обновят и расширят свои авиапарки, получив рассрочку платежа на 5--7 лет, заводы -- большие заказы и реальные деньги под их осуществление, а банки -- надежных партнеров в долгосрочной программе. Так как самолеты -- товар дорогой и стратегический, российское правительство сейчас принимает активное законодательное и финансовое участие по поддержке лизинговых операций с новой российской авиатехникой. Минтранс же проведет конкурс среди авиапредприятий и лучшим из них выдаст субсидии на покрытие до 50% средств, выплачиваемых лизинговым и кредитным организациям.

На вкус и цвет

Еще недавно знания большинства о лизинге напоминали осведомленность провинциальных Коробочек. "Думаю, не ошибусь, если скажу, что с ясным пониманием процесса лизинга к нам приходят не больше одного-двух человек из ста, -- рассказывает исполнительный директор "РГ Лизинг" Владимир Самойлов. -- По мнению остальных, лизинг позволяет получить оборудование неплатежеспособному клиенту. На Западе это действительно так: там легко отозвать поставленную технику". Многие фирмы не только оценили возможности лизинга для себя, но, по словам Сергея Тараканова, часто рекомендуют воспользоваться им своим партнерам.

О популярности лизинга в российской деловой практике свидетельствует введение в курсы макроэкономики многих вузов модной темы "лизинг" как раз в последние два-три года. Английское to leasе означает "давать взаймы". Его отличие от кредита в том, что пока не окончится оговоренный срок аренды и оборудование (те самые стулья, господа присяжные заседатели) не будет выкуплено по остаточной стоимости, оно юридически не становится собственностью клиента. Иначе говоря, лизинг -- это долгосрочная финансовая аренда с правом выкупа. В России лизинг пока доступен только юридическим лицам: считается, что предприятиям легче доказать свою благонадежность Они могут, например, продемонстрировать свой оборот: чем он выше, тем больше шанс получить необходимое оборудование в лизинг. Предпринимателям без образования юридического лица -- ПБОЮЛ -- труднее взять что-либо в лизинг -- все зависит от пробивных способностей.

"Первая операция по приобретению оборудования в лизинг обошлась нам по общей сумме платежей недешево, -- вспоминает гендиректор торговой фирмы "Гранада" Сергей Четыркин. -- Мы покупали оборудование для магазина. Но взятое оборудование сразу начало зарабатывать фирме неплохие деньги. Потом мы приобрели по лизингу Audi, и эта сделка обошлась нам уже дешевле. Вероятно, когда мы в следующий раз решим взять что-либо в лизинг, его стоимость будет еще ниже, так как этот рынок будет развиваться дальше".

Лизингополучатель обычно вносит 25--30% от стоимости приобретаемого оборудования и в течение нескольких лет -- трех-четырех -- регулярно выплачивает оставшуюся сумму лизинговой компании, профинансировавшей сделку. Последняя же привлекает для этого заемные средства, обычно -- банковские.

Лизинг бывает прямой, когда закупаемое оборудование (новое или б/у) не принадлежит лизингополучателю, и возвратный. Например, МПС по возратной схеме передало свои цистерны и вагоны в частные фирмы по индивидуальным договорам через лизинговую компанию. Это было выгодно всем сторонам: МПС сбросило со своего баланса достаточно дорогое и требующее расходов на обслуживание имущество и получает деньги за его использование. Частные компании имеют свой бизнес -- и довольны. А лизинговая компания получает свою маржу -- и тоже в шоколаде. Однако пока превалирует прямой лизинг. Возвратный оценивается как более рискованный, так как лизингополучатель подобным образом может избавляться от малоликвидного оборудования. Хотя хорошие эксперты всегда могут сделать правильные выводы об истинных намерениях клиента лизинговой компании.

Популярным в Европе и США является оперативный, или, иначе говоря, операционный, лизинг. Попользовавшись техникой, компания возвращает ее лизингодателю, который реализует оборудование по остаточной стоимости на вторичном рынке. В России оперативный лизинг пользуется спросом, но лизинговые компании редко проводят такие операции, так как пока никто не берется с точностью определить стоимость и спрос на оборудование после окончания срока договора -- года через три или более. Опыта, как у зарубежных коллег, у наших компаний пока нет. "Тем более что новая техника, обычно импортная, зачастую просто не знакома российскому рынку", -- объясняет Вячеслав Шилин.

Существует еще одна разновидность лизинга -- так называемый "мокрый лизинг", известный также под именем fullservice -- все включено. Название пошло от сдачи в аренду морских судов вместе с командой, теперь же вместе с предприятием в аренду сдается персонал, как автомобиль -- с водителем и автомехаником или спортсмен -- на время другой команде. В каждом договоре разрешается или запрещается сублизинг. Экономическая ситуация за время действия договора -- 3--7 лет -- меняется. Иногда оказывается целесообразным передать оборудование по договору от первого лизингополучателя с согласия лизинговой компании получателю сублизинга. Но ответственность по платежам в этом случае несет первый лизингополучатель. По словам Сергея Тараканова, практически все московские, питерские и региольнальные лизингополучатели используют оборудование в других регионах России по схеме сублизинга.

Расклады


Однако, несмотря на все сложности, лизинг выгоден для всех участников сделки. Для лизингополучателей важно, что финансовая аренда позволяет существенно минимизировать налоги, так как до момента выкупа оборудование находится на балансе лизинговой компании. К тому же для взятых в такую аренду объектов предусмотрена ускоренная амортизация, что существенно снижает налог на имущество. Банковский кредит таких возможностей не предоставляет.

Фирма по производству упаковки "НОВО-ПЛАСТ" недавно приобрела в лизинг оборудования для производства упаковки. Вначале предполагался кредит, но банк предложил взять оборудование в лизинг через свою дочернюю компанию: "Это оказалось выгоднее. Во-первых, удалось существенно сэкономить собственные средства: взятое в лизинг оборудование обеспечило половину суммы залога сделки, -- говорит гендиректор "НОВО-ПЛАСТ" Дмитрий Корнеев. -- Так как по закону лизинговые затраты в полном объеме относятся на себестоимость, компания сэкономила на налоге на прибыль порядка 10--15%".

Для лизингодателя оборудование является своеобразным залогом, на который он может рассчитывать в случае преждевременного расторжения договора из-за недобросовестности своего клиента. Правда, у нас на процесс изъятия уходит как минимум 6 месяцев в Москве, а в регионах -- еще больше. К тому же и вторичный рынок лизингового оборудования в России не развит. Например, в компании "Райффайзен Лизинг" в связи с этим отдают предпочтение импортным производителям оборудования, считая его более ликвидным. В "Авангард Лизинге" особых предпочтений не имеют. "Стоимость отечественного оборудования в несколько раз дешевле импортного и при этом позволяет выпускать продукцию, востребованную на внутреннем рынке, -- говорит Сергей Тараканов. -- Правда, предпочтения меняются и в зависимости от специфики отрасли. Например, в полиграфии специалисты выбирают импортное оборудование. Существуют также специфические риски, связанные с транспортными поставками и постоянно растущими таможенными пошлинами. Впрочем, серьезное юридическое сопровождение позволяет избежать патовых ситуаций на любом этапе вплоть до момента поставки оборудования клиенту и далее".

Правда, после сдачи оборудования в финансовую аренду может возникнуть проблема неплатежей: не все объекты высоколиквидны, клиенты могут попытаться перепродать полученное оборудование, а процедура страхования рисков лизинговых компаний достаточно дорогая и для клиента обременительная. В "Авангард Лизинге" считают, что главное лекарство в такой ситуации -- хороший юрист.

Самым безопасным объектом для лизинга является автомобиль: продать его на вторичном рынке весьма несложно, поэтому с этой техникой с удовольствием работают и большие, и маленькие лизинговые компании.

Для банков лизинговые операции наименее рискованные: ведь они дают деньги лизинговой компании, которая сама проводит проверку заемщика. К тому же деньги перечисляются на счет проверенного поставщика, а лизингополучателю предоставляется оборудование, которое в любой момент времени имеет какую-либо цену.

По мнению управляющего директора компании "КМБ-Лизинг" Джеймса Горхэма, лизинг позволяет производителям значительно увеличить свои продажи, но для этого необходимо знание финансовых механизмов. Тот же "НОВО-ПЛАСТ", встав на ноги, теперь получил предложение стать поставщиком для лизинговых компаний. Производителю перерабатывающего оборудования для пищевой отрасли компании "АГРО-3" лизинговые схемы увеличили сбыт не более чем на 3%. Но, войдя во вкус, поставщики сами стали приобретать для себя технику через лизинг.

А известная компания "Петмол", наоборот, с помощью лизинга решила свою проблему с поставщиками: современное оборудование фермерским хозяйствам они отдали в обмен на долгосрочный договор о поставках молока по рыночной цене. Теперь покупатели пьют "лизинговое" молочко от этой фирмы.

По обе стороны границы

В начале 2002 года в России было зарегистрировано более 2000 лизинговых компаний, но реально действовало около 400. "Разумеется, действующие компании боятся появления недобросовестных конкурентов", -- рассказывает руководитель региональных программ по развитию лизинга IFC Андрей Писаренко. Лизинговые компании могут быть независимыми, обслуживающими любых клиентов, или кэптивными, обслуживающими компании своих учредителей за их же деньги. Однако и эти структуры в последнее время привлекают сторонние инвестиции. Часть кэптивных компаний образована при производителях оборудования.

Однако всем лизинговым компаниям приходится искать способы финансового обеспечения сделок. Во-первых, используются банковские кредиты -- и многие лизинговые фирмы имеют банки в числе своих учредителей. Если же этих "нужных" учредителей нет, компании куда сложнее получить заемные средства, особенно у иностранных банков, которым под силу финансировать крупные сделки. По словам Сергея Тараканова, российские лизинговые компании имеют возможность брать в кредит в банках Германии, Австрии, Франции достаточно крупные суммы под 9--11% вместо 13--15% в российских банках. Во Франции к россиянам стали в последнее время относиться гораздо благосклоннее. Во-вторых, лизинговые компании также часто используют кредиты поставщиков -- когда речь идет о крупных фирмах, расширяющих рынок сбыта. Но есть и другие ресурсы. "Лет через 5--6 лет, -- мечтает генеральный директор компании "Райффайзен Лизинг" Дмитрий Шабалин, -- компании научатся привлекать не только банковские деньги, но и долгие пассивы пенсионных и страховых фондов, использовать возможности рынка ценных бумаг".

Начинающие компании, особенно в регионах, предпочитают работать с сублизингом либо представлять московские крупные структуры на правах агентов.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день 60% рынка контролируют 20 компаний, работающих в определенных секторах. Однако расширения состава участников, несмотря на отмену лицензирования лизинговых компаний, пока не предвидится. Основным клиентом на этом рынке являются малые и средние предприятия, крупные же, то есть миллионные сделки, в России обслуживают единицы из лизинговых компаний.

"Для успеха лизинговой компании необходимо иметь много клиентов в разных отраслях, -- говорит Сергей Тараканов. -- Мы работаем с клиентом на выгодных для него условиях, ведя его проект от и до, проявляя полную лояльность к его интересам".

На рынке сейчас ожидается процесс консолидации: так как компании не столько конкурируют между собой, сколько ???с иными способами финансирования, чаще всего с кредитом. "Спрос пока намного выше предложения, -- говорит Вячеслав Шилин. -- Если в США на одного лизингополучателя приходятся 3 лизинговые компании, то в Москве и Питере на одну лизинговую компанию -- 30 клиентов. Так что пока компании выбирают клиента, а не наоборот". Острой конкуренции нет и в других странах мира, где лизинг более развит.

Правда, какая-никакая конкуренция среди российских лизинговых компаний есть: все борются за богатого и выгодного клиента. Поэтому в Москве стоимость лизинга ниже, чем в регионах, где локальные банки не могут самостоятельно финансировать крупные лизинговые сделки и средства приходят из Москвы.

Общие интересы, возможно, помогут объединиться и создать по примеру западных коллег кредитные бюро, благодаря которым можно будет проверять кредитоспособность лизингополучателей, сидя за компьютером, а не разъезжая с инспекциями по предприятиям.

Специалисты считают, что источником дальнейшего экономического роста может стать развитие как раз малого бизнеса.



Лед тронулся, господа. А вы еще тут?


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница