УДК 159.9 : 004 : 378 (470.13)
П. А. Петров,
студент, 3 курс, направление «ИСиТ»;
научный руководитель – Е. В. Хохлова,
к. псх. н., доцент
(Сыктывкарский лесной институт)
Раздел: естественные науки
Компьютерная зависимость и её воздействие на поведение студента
С развитием научно-технического прогресса компьютер всё глубже и глубже проникает в сознание человека. Мысли, побуждения, действия и поступки сегодня во многом определяются информационными технологиями. Почти каждый молодой человек может сказать, что у него дома есть компьютер или его разновидности: смартфон, ноутбук, планшет или другие гаджеты.
С компьютером стало проще жить и работать. Для студента компьютерные технологии – это неотъемлемая часть научной и учебной деятельности; компьютер выступает как мощное вычислительное средство, так как способен выполнить огромное количество операций за доли секунды и притом с малой вероятностью ошибки. Компьютер позволяет работать с разного рода информацией (текстовой, графической и др.), использовать компьютерные программы и сеть интернет, играть в компьютерные игры; он также является мощным центром мультимедиа и т.д. [1].
Современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера и тем самым, того не замечая, формирует зависимость от компьютера и компьютерных технологий. Это не может не сказаться на поведении человека, на его психическом и психологическом здоровье [3].
Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Он определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [2].
В научной литературе выделены основные типы компьютерной зависимости: зависимость от Интернета и от компьютерных игр. Компьютерная зависимость не признается многими учеными, однако сам феномен формирования связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах [3].
В нашей стране изучением зависимости от компьютера, в частности от сети интернет, занимались А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов и др. Учеными проводились исследования среди студентов технических и гуманитарных специальностей, в результате которых были сделаны следующие выводы:
-
наличие и уровень компьютерной зависимости не зависят от профессии, специальности и образования;
-
наиболее зависимыми является молодая часть населения [4].
Наше исследование было направленно на то, чтобы выяснить, насколько студенты СЛИ зависимы от компьютера и как такая зависимость влияет на их поведение.
Зависимость от компьютера мы рассматривали с трех позиций:
-
компьютерные игры;
-
интернет и социальные сети;
-
компьютер как мощный практический инструментарий.
Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета, основными задачами которой стали:
-
Определить, сколько времени они проводят за компьютером ежедневно и с какой целью.
-
Установить, насколько студенты зависимы от компьютерных игр и социальных сетей.
-
Выявить зависимость студентов от компьютера как мощного практического инструментария.
-
Сделать общие выводы о влиянии компьютера на поведение студентов.
В анкетировании приняло участие 41 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Это студенты направлений подготовки: «Строительство», «Машины и оборудование лесного комплекса», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Технология химической переработки древесины», «Информационные системы и технологии».
В ходе исследования нами получены следующие результаты:
76 % респондентов пользуются компьютером ежедневно. В среднем студены, проводят за ним по 3,5 часа в сутки. При этом подобного рода времяпрепровождение является предпочтительным. Компьютер используется в основном для учебы, компьютерных игр, интернет-сёрфинга и мультимедиа.
-
Зависимость от компьютерных игр.
28 % опрошенных играют в компьютерные игры несколько раз в неделю, 25 % – ежедневно. В среднем они проводят в компьютерных играх 2 часа в сутки. Каждодневное «увлечение» компьютерными играми вызывает негативное психологическое состояние. В процессе игры у 32 % респондентов возникает агрессия, злоба; у 52 % опрошенных проявляется потеря концентрации внимания, нарушение сна и распорядка дня; появляются тревожность и раздражительность поведения.
Компьютерные игры вводят человека в кураж. Так 20 % респондентов вкладывали реальные деньги в online-игры, хотя в большинстве своём таковые являются бесплатными. Дело в том, что вкладывая деньги, мы можем получить какие-либо бонусы, дополнения в игре и новые возможности.
Итак, компьютерные игры привлекают молодого человека: в игре мы можем делать то, что не можем в реальной жизни; обрести уверенность в себе и воплотить свои желания. Однако компьютерные игры отвлекают от реальных дел и негативно сказываются на учебе, самочувствии, лишают человека живого общения [5]. В данной категории – 12% опрошенных считают, что они зависимы от компьютерных игр.
2. Зависимость от сети интернет.
100 % респондентов пользуются интернетом в основном для поиска информации. Все опрошенные зарегистрированы в социальных сетях. В среднем они проводят там 2-3 часа в сутки. Причем, с легкостью отказаться от использования социальных сетей могут лишь 40 % респондентов. А это говорит о многом. Можно предположить, что от социальных сетей студенты зависят больше, чем от компьютерных игр. Социальные сети используются в основном для общения и находящегося в них мультимедиа.
Есть положительные стороны использования интернета и социальных сетей:
-
оперативный доступ к необходимой информации;
-
возможность общения на расстоянии;
-
мультимедиа.
Но есть и обратная сторона. Социальные сети отвлекают от основных занятий (учеба, работа). Социальные сети формируют комплексы и отрицательные привычки. Например, использование социальных сетей приводит к тому, что людям становится труднее общаться в реальности. Появляется излишняя стеснительность. В социальной сети можем обрисовать себя как угодно, поэтому нередко они используются для знакомства. Принятые в социальных сетях сокращения плавно перекочёвывают в разговорную речь. 32 % опрошенных считают, что они зависимы от социальных сетей, что несколько больше, чем зависимость от компьютерных игр.
В результате исследования был выявлен интересный факт: к компьютерным играм практически все девушки равнодушны, но в отношении социальных сетей дело обстоит иначе. У некоторых представительниц прекрасного пола в социальных сетях построена самая настоящая жизнь. И если у них там что-то не складывается (например, «набрали мало лайков за фото» или «кто-то удалил из друзей») это может вызвать беспокойство и неуверенность. У сильного пола подобного интереса не наблюдалось.
3. Компьютер является мощным практическим инструментарием. Студенты часто используют компьютер для вычислений, оформления документов, поиска информации. С одной стороны это, хорошо, поскольку «машина» освобождает нас от рутинной работы, значительно сокращает время выполнения поставленной задачи. Действительно, компьютер может осуществить практически любое математическое вычисление, исправить ошибки в документе, а в интернете можно быстро и легко найти то, что надо. Однако полагаясь только на компьютер, человек снимает ответственность с себя, формирует привычку, получать информацию, быстро, не прикладывая никаких усилий; так появляется лень, отсутствует в целом интерес к познанию.
Поднимая вопрос о влиянии компьютера на поведение человека, на примере студентов Сыктывкарского лесного института, можно говорить, что современная молодежь больше предпочитает виртуальную жизнь, чем реальную. В виртуальной жизни всё обстоит намного проще, будь то игры, социальные сети или интернет. Однако если молодой человек будет там проводить слишком много времени, и сильно от неё зависеть, то постепенно утратит способность нормально жить в реальном мире. Радует то, что в нашем исследовании всего лишь 4 % опрошенных предпочли бы реальной жизни виртуальную, но желание перенести действие в реальность из виртуальной жизни заявлено у 36 % респондентов.
Несомненно, компьютеры значительно упрощают и улучшают нашу жизнь, выполняют за нас различную работу. Но не стоит забывать о том, что главнее компьютера стоит ЧЕЛОВЕК!
Библиографический список
-
Бенедиктова, А. В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах [Текст] / А. В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 228-236.
-
Симатова, О. Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения [Текст] / О. Б. Симатова // Вестник ЧитГУ. – 2008. – № 1. – С. 83-92.
-
Цой, Н. А. Методологические проблемы изучения феномена интернет-зависимости в качестве объекта социально-психологических исследований [Текст] / Н. А. Цой // Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – №5. – С. 31-34.
-
Цой, Н. А. Сетевой индивидуализм и проблема Интернет-зависимого поведения [Текст] / Н. А. Цой // Социокультурные проблемы современного человека : матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. – Ч. I. – С. 414-419.
-
Цой, Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество [Текст] / Н. А. Цой // Социологические исследования. – №12 (332). – 2011. – С. 98-108.
|