ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УДК 374.3
№ гос. регистрации Инв. № 24
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по НР и РСФ
профессор, доктор техн. наук
Е.Е. Нечаев
«___» декабря 2010г.
О Т Ч Е Т
по договору № 75 от 02.11.2010 г.
на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг
Мероприятие 75.2:
Разработка научно-методического обеспечения для создания
на базе МГТУГА образовательных структур для обучения лиц с ограниченными возможностями.
Раздел 75.2.4:
Создание на базе МГТУГА системы обучения для реализации лицами с ограниченными возможностями их потребности в дополнительном образовании, в личностном развитии и профессиональном совершенствовании.
.
Научный руководитель цикла мероприятий
проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев
Ответственный исполнитель цикла мероприятий
проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов
Научный руководитель мероприятия 75.2.
проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина
Заместитель научного руководителя мероприятия 75.2.
проф., д.т.н. А.В. Самохин
Руководитель научно-образовательного
коллектива раздела 75.2.4.
проф., д.т.н. С.К. Камзолов
Москва 2010г.
Реферат:
Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.
Разработаны методические материалы для преподавателей, ведущих факультативные занятия у лиц с ограниченными физическими возможностями.
стр.???, рис.??, литература ?? наименования
Ключевые слова: олимпиады, математика, физика, методика, лица с ограниченными физическими возможностями.
Коллектив исполнителей работ по разделу 75.2.4
Научно-образовательный коллектив
1. Руководитель коллектива -
проф., д.т.н., Камзолов С.К.
2. проф., д.ф.-м.н. Козлов А.И.
3. Коротков В.А.
4. доц., к.ф.-м.н. Куколева А.А.
4. доц., к.э.н. Меланин В.А.
5. доц., к.т.н. Невельская О.В.
6. доц., к.ф.-м.н. Новиков С.М.
7. проф., д.т.н. Самохин А.В.
Оглавление
75.2.4.1………………………………………………………………………………………………………………………………5
75.2.4.2……………………………………………………………………………………………………………………………….??.
75.2.4.3 Разработка специализированных методических материалов по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями ……………………………………...??.
75.2.4.4 Разработка методических материалов для преподавателей, ведущих факультативные занятия у лиц с ограниченными физическими возможностями ……………………..………………….??.
75.2.4.5 Литература…………………………………………………………….??.
75.2.4.3. Разработка специализированных методических материалов по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями
Введение
Современное образование невозможно без внедрения современных технологий и особенно информационных, которые позволяют доставить в любые, в том числе удаленные, точки не только информацию, но и современную методику, технологию образования с целью востребовать в полноте интеллектуальный и творческий потенциал личности, формировать его адекватную запросам личности индивидуальную образовательную траекторию.
На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие детей с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.
Неотъемлемой частью данного образования является включение лиц с ограниченными физическими возможностями в российское олимпиадное движение. Предоставление возможности таким школьникам равноправного участия во всех видах олимпиад, развитие, расширение, углубление и реализация их творческих способностей, не смотря на какие-либо физические ограничения.
По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону "баррикад" основной (стандартной) группы развития.
Особенность детей-инвалидов заключается в невозможности эффективно использовать в их образовании и развитии стандартной методики и технологии, а также в их особой протекции (медицинской, психологической и даже психиатрической) для полноценного развития такой личности.
Различие детей-инвалидов, в основном, обеспечивается разными интеллектуальными возможностями, что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории. Надо отметить, что адекватное образование является решающим для адаптации в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, в этой группе существует миграция ее членов к норме, они становятся полноценными участниками созидательных процессов общества. При этом подходе также проявляются интеллектуальные и творческие таланты учащихся инвалидной группы, решаются вопросы социализации и адаптации.
В задачах поддержки и развития детей-инвалидов особую роль занимают формирование соответствующих сообществ, где они - "норма", чувствуют себя "как рыба в воде", где возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие.
В сознании таких сообществ усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-сообщества позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуального Интернет-сообщества может явиться пусковым механизмом к развитию детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.
Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов
Для успешного предоставления образовательных услуг и, в частности, для реализации участия детей-инвалидов в олимпиадах различного уровня, нужны специальные методики, удовлетворяющие адекватному развитию детей-инвалидов. Методические особенности обеспечиваются различными требованиями усвоения учебно-методического материала - в частности, для детей-инвалидов, методический материал должен быть выстроен таким образом, чтобы путем усвоения учебного материала приблизить данную группу к норме.
Характерными требованиями к учебно-методическому курсу для детей инвалидов является разработка соответствующих методик, позволяющих усваивать полноценный курс учебной нормы.
Внедрение новых информационных технологий, в частности, мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов, создает все необходимые условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующие его социализации в общество.
Формирование среды в Интернет для организации обучения и участия в олимпиадах детей-инвалидов
Для гармонического и устойчивого развития детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. Малочисленность детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и их адаптации. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования детей-инвалидов.
Речь идет о создании Интернет-cсреды для детей-инвалидов, которая позволит одаренным детям, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике развиваться и образовываться независимо от их места жительства.
Создаваемая система позволит:
-
сформировать в процессе эксплуатации базу данных по детям-инвалидам;
-
включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального филиала МГТУ ГА, ближайшего от места проживания;
-
расширить "живое" общение со сверстниками, например, посредством специализированных чатов или компьютерных программ наподобие isq или skype;
-
организовать регулярное общение со специалистами по образовательным предметам, а также до и после олимпиад, не только через электронную почту, но и с помощью компьютерных программ, подобных isq или skype;
-
организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами;
-
участвовать в программах поддержки детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом.
Интернет позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития детей- инвалидов. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.
Интернет-преподаватель может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей и детей-инвалидов через постоянно действующие семинары, включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы детьми-инвалидами. Подобные интернет-конференции можно организовать на регулярной основе с привлечением преподавателей разного профиля, а сами конференции-консультации проводить как в групповом, так и в индивидуальном режимах в зависимости от контингента детей
|