Федерального государственного образовательного стандарта II поколения




Скачать 256.6 Kb.
Дата 09.10.2016
Размер 256.6 Kb.
Пояснительная записка.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классах по ФГОС “Экологическая тропа” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Вид программы: модифицированная

Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища, которые разбираются в течении всего курса Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Направленность программы «Экологическая тропа» эколого-биологическая и учебно-познавательная с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 4 классов.

Количество часов в год: 4 класс – 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.

Новизной данного курса является возможность его использования учителями в своей деятельности. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрировать материал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала. Структура курса неслучайна. По каждой главе курса предлагается примерное количество часов, отводимое на ее изучение. Так во «Введении» акцентируется внимание учащихся на важность экологии как науки, рассматриваются вопросы, связанные с возникновением экологии. Только осознание актуальности экологических проблем современности каждым учеником позволит человечеству выжить в наступившем тысячелетии. «Мыслить глобально, действовать локально».

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- “читать” звездное небо;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

.

 



Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать:

- основы экологической культуры;

- некоторые особенности природы своего края;

- правила поведения в природе;

- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;

- знать названия планет Солнечной системы;

- знать свои права и обязанности;

- знать происхождения Земли и человечества.

учащиеся должны уметь:

- вести себя на природе;

- различать изученные растения, животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.



Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:



Личностные результаты:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства др.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы, стремление посильно противодействовать варварскому отношению к природе;

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставит цели и планировать деятельность; ну и, конечно же, освоение приемов исследовательской деятельности;

Предметные результаты:

  • накопление и расширение знаний о природе: знают виды растений, виды животных, не меньше 6 названий комнатных растений, 5-10 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу; названия заповедников Ульяновской области;

  • в рассказе о природных объектах ученики употребляют образные выражения, могут вспомнить 6-10 отрывков из стихов или стихотворений о природе, при ответах на вопросы могут пользоваться научной лексикой.

Результаты учебно – познавательной деятельности по данной программе отслеживаются в течение учебного года.

Формы занятий по программе

Занятия по программе «Экологическая тропа» включают теоретические, практические, экскурсионные, индивидуальные, контрольные часы. Раскрытие теоретических основ курса осуществляется в форме лекций, видеолекций, бесед в непринужденной обстановке по принципу «от простого к сложному» с учётом уже имеющихся базовых школьных знаний.

Практическая и исследовательская часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную работу по индивидуальным заданиям на занятии. Основные виды практического занятия: учебно - исследовательская и лабораторные работы, предусматривающие освоение теоретического материала на стационарных базах (экопарк «Чёрное озеро», дендрарий ОСЮН, Винновская роща), предполагают уже известные для педагогов результаты работы, и ставит своими целями отработку навыков и умений профессиональных функций будущих экологов.

Интересные формы работ: игра – обучение, игра – путешествие, круглый стол, экологические рейды, разработка проектов, пресс – конференция, деловые игры, лабораторные работы.



Используют виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Основные методы диагностики: наблюдение, практические работы, творческие работы, тесты.

В  результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, любовь к природе.



Результативность.

Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью итоговых работ в конце года обучения, проводятся тестирование учащихся; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.



Подведение итогов работы.

Праздник «Чему мы научились за год», фотоотчет «Какие птицы посещают кормушки», конкурс фотографий «Красавица зима»



Технические средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

.

Учебно-практическое оборудование:

  • Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

  • Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц.


Содержание программы для 4 класса

1 раздел – “Что такое экология?”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.

Практическая деятельность: фотоотчет, наблюдение за живой и неживой природой.



2 раздел – “Братья наши меньшие”

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”

Практическая деятельность: фотографии домашних животных.



3 раздел – “Пернатые друзья”

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.



4 раздел – “Путешествие в мир водоёмов”

Тема. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)



Тема.Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (2 часа)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов



5разел – «Путешествие в мир леса»

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма;



6 раздел – “Экологическая тропа”

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ульяновской области, родники своей местности.

Демонстрация: Красная книга Ульяновской области.

Практическая деятельность: рисование.



7 раздел – “Зимний сад на окне”

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.



8 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Мы рисуем зиму.

Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.



9 раздел – “Загадки животного мира”

Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.



10 раздел – “Секреты неживой природы”

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.



Тематическое планирование занятий (34 часа)



Раздел. Тема занятия

Кол.
часов


Из них.







Теор.

Практ.

 I

Что такое экология?

3

2

2

1

Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “экология”?

 

1

 

2.

Природа источник познания, красоты и доброты

 

 1




3.

Практ. занятие “Природа родного края ”. Фотоотчет «Природные объекты с. Луговое»

 

 

2

 II

Братья наши меньшие”

4

4

1

1.

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

 

1

 

2.

Чем мы кормим домашних животных

 

1

 

3.

Как ухаживать за своим питомцем

 

 1

 

4.

Пр. зан. Фотографии домашних животных.

 

 

1

 III

Пернатые друзья

6

3

3

1.

Местные виды птиц

 

1

 

2.

Столовая для птиц. Изготовление кормушек 2 часа

 

 1

 1

3.

Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа

 

 1

1

4.

Фотоотчет (какие птицы посещают кормушки)

 

 

1

IV

Путешествие в мир водоёмов”

3

1

2

1

Жизнь у рек и озер




1




2

Экологический проект

«Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»









2

 V

Путешествие в мир леса

5

4

1

1.

Взаимосвязь растений и животных

 

1

 

2.

Следы на снегу

 

1

 

3.

Лес и наше здоровье. Дары леса

 

1




 

Природа – источник творческого вдохновения




1




1.

Экскурсия в зимний лес

 




1

VI

Экологическая тропа

 2






3.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Ульяновской области

 






4.

Родники родного края

 

 1

 

VII

Зимний сад на окне

 6

 2

4

6.

Комнатные растения.

 

 1




 

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа




1

1

2.

“Красавица- Зима”. Конкурс фотографий

 

 

2

 IX

Загадки животного мира

2

1

1

1.

Любопытные факты о живой природе

 

1

 

3.

Зимовье зверей

 

 

1

X

Секреты неживой природы

 3



1

 

Смена дня и ночи




1




1

Смена времен года




 1

 

2

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес

 

 

1

4

Итого

 34

 

1





Тема занятия

Кол – во часов

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Дата




  1. Что такое экология?

1

Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “экология”?

1

Общеучебные действия

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои

мысли  полно и точно;

Работа со справочной литературой


Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.




2.

Природа источник познания, красоты и доброты

1

Описательный

Раздаточный материал,

презентация






3-4

Практ. занятие “Природа родного края ”. Фотоотчет «Природные объекты с. Луговое»

1

Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Прогнозирование уровня усвоения

Личностные УУД  Смыслополагание.

Исследова

тельский


Дополнительная литература, компьютерная презентация




 II“Братья наши меньшие”

5

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

1

Анализ объектов

Выбор критериев для сравнения;

Синтез как составление частей целого;

доказательство

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;


Самостоятельная работа

Кроссворд




6.

Чем мы кормим домашних животных

1

Беседа







7.

Как ухаживать за своим питомцем

1

Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

Личностные УУД

самоопределение

Исследова

тельский


Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.




8.

Пр. зан. Фотографии домашних животных.

1

Исследова

тельский


Компьютерная презентация




 IIIПернатые друзья

9.

Местные виды птиц

1

Личностными результатами: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

Метапредметные результаты: формирование приёмов работы синформацией, что включает в себя



Наглядный

Компьютерная презентация




10-11.

Столовая для птиц. Изготовление кормушек.

2

Практическая работа

Картон, клей, ножницы




12-13.

Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа

2

Предметные: умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли  полно и точно;Регулятивные УУД Целеполагание;Оценка;

Исследова

тельский


Компьютерная презентация




14.

Фотоотчет (какие птицы посещают кормушки)

1

Поисковый

Фотоаппарат, проектор, компьютер




IV“Путешествие в мир водоёмов”

15

Жизнь у рек и озер

1

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Наглядный

Компьютерная презентация




16-17

Экологический проект

« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



2

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.



Поисковый

Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.



VПутешествие в мир леса



18.

Взаимосвязь растений и животных

1

Анализ объектов

Выбор критериев для сравнения;

Синтез как составление частей целого;

доказательство

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Наглядный

Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.




19.

Следы на снегу

1

Наглядный, словесный

Компьютерные презентация, видео «Лиса ловит мышей»




20.

Лес и наше здоровье. Дары леса

1

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

Наглядный, словесный

Компьютерная презентация




 21

Природа – источник творческого вдохновения

1

Наглядный, практический

Альбом, карандаши




22.

Экскурсия в зимний лес

1

Личностные УУД

самоопределение

Практический

Фотоаппарат, тетрадь, карандаш




VIЭкологическая тропа

23.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Ульяновской области

1

Познавательные

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

Наглядный, словесный

Красная книга, компьютерная презентация




24.

Родники родного края

1

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Наглядный

Компьютерная презентация




VII Зимний сад на окне

25.

Комнатные растения.

1

Предметные: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни.Универсальные: умение организовать свою деятельность;

Наглядный

Компьютерная презентация




26-27 

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

2

Практический

Дополнительная литература







28-29.

“Красавица- Зима”. Конкурс фотографий

2

Личностные:осознание ценности природы

Наглядный

Фотографии, компьютер, проектор




 IXЗагадки животного мира

30.

Любопытные факты о живой природе

1

Познавательные    Анализ объектов

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно

Исследова

тельский


Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет




31.

Зимовье зверей

1

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Личностные - самоопределение

Исследова

тельский


Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет




X. Секреты неживой природы

 32

Смена дня и ночи

1

Познавательные 

Выделение познавательной цели;

Синтез как составление частей целого;

Доказательство;

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Наглядный, словесный

Компьютерная презентация




33

Смена времен года

1

Исследова

тельский


Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет




34

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес

1

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Оценка;

Личностные УУД  Смыслополагание.

Практический

Фотоаппарат, тетрадь, карандаши










Итого

34




 








Информационные ресурсы

Для педагога:



  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

  2. МухерджееМохит. Хартия Земли (учебное пособие). “Заман”. 2007.

  3. Министерство экологии и природных ресурсов. Красная книга Ул. Обл..: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  4. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  5. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.

  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – М.: “Мир”, 1982. – 334 с.

  8. Абрахина И.Б. Редкие виды позвоночных Ульяновской области/ И.Б. Абрахина, В. Б. Осипова, Г.Н. Царёв, В.Н. Назаренко. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 117.

  9. ​ Журкова Ё. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение, 1968 – 230с.

  10. Назаренко В.А., Арефьев В.Н. Ихтиофауна малых рек Ульяновской области. – Ульяновск: Издательство «Дом печати», 1997. – 120с.

  11. Назаренко В.А.Центральный плес. – Ульяновск: МП «Симбирская книга», 1992. – 96 с.:

  12. Благовещенский В.В.Редкие и исчезающие растения Ульяновской области / В.В. Благовещенский, Н.С. Раков, В.С Шустов. – Саратов: Приволжск. 1989 – 96 с.

  13. Основы экологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. школ / Н.М. Чернова, В.М, Галушин, В.М. Константинов – М.: Просвещение 1997 – 240 с.

Литература

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер.. 2008

  3. “1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 1998-2002.

  4. Красная книга Ульяновской области.

  5. Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2004.

  6. Энциклопедия комнатных растений. – “ИДДК ГРУПП”, 2000


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница