Формы политической самоорганизации «креативного класса» на примере протестных движений в России 2011-2012 гг




Скачать 0.95 Mb.
страница 1/5
Дата 29.08.2016
Размер 0.95 Mb.
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет прикладной политологии
Кафедра сравнительной политологии

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему Формы политической самоорганизации «креативного класса» на примере протестных движений в России 2011-2012 гг.

Студентка группы № 442

Хорова Ирина Константиновна


Руководитель ВКР

Канд. ист. наук Медведев Сергей Александрович


Москва – 2013



Содержание


Введение. 2

Основная часть. 12

Глава I. Теоретические подходы к изучению постиндустриального общества. 12

Глава II. Предпосылки политической самоорганизации условного креативного класса в России. 46

Глава III. Развитие политической самоорганизации условного креативного класса на примере протестных движений 2011-12 гг. в России. 51

Заключение. 75

Список использованных источников и литературы 77







Введение.

В XXI веке переворачиваются представления о современном мире, даже казавшиеся окончательно сформировавшимися и устойчивыми. Идет ли речь о политике, экономике, естественных науках или же культурологии, – прежние теории и схемы больше не работают, а новые понятия и модели усложняются и становятся неопределеннее. Процесс перехода от власти ручного труда к власти производства сменился процессом перехода от власти машин к власти интеллекта как основного стратегического ресурса. И этот переход, хотя он и является абсолютно естественной вехой развития человеческой цивилизации, не может быть лёгким. Правила игры стали намного более запутанными, чем в эпоху, когда судьба страны или города зависела от сырья, физического труда и чисто технической мощи. Всё же индустриальная цивилизация больше не в состоянии выдержать актуальные вызовы современности. Тем не менее, информационная среда еще не создала гибкие механизмы самозащиты. По всему миру данные динамические процессы разворачиваются массово - по мере того, как одни страны адаптируются к условиям экономики, основанной на знании и инновациях, а в других развитие тормозится устаревшими политическими и общественными структурами.

Складывающаяся реальность строится в полной мере на человеческом интеллекте, а точнее его способностях: способности к воспроизводству новых смыслов, инноваций и инновационных систем, способности к моделированию и проектированию будущего, способности к приспособлению к динамической среде. Насколько современна Россия? Готова ли Россия сегодня ответить на вызовы времени? Адекватность общественного и государственного устройства России является наболевшим вопросом в контексте существующих отечественных реалий. Между тем, без продвижения в разрешении данной дилеммы России будет в дальнейшем крайне сложно выжить в мировом сообществе, сохранить национальную безопасность и развиваться. Неконкурентоспособному государству грозит исчезновение. Современное государство обязано способствовать социальной модернизации, максимально задействовав представителей активных социальных групп. Ключевым необходимым процессом становится смена политической парадигмы – от авторитарного общества к инновационному. Жестким противником российской модернизации является олигархическая и бюрократическая элита, приватизировавшая ресурсы России и превратившая их в механизмы постоянного собственного обогащения. Рационализация и децентрализация управленческого процесса представляет угрозу доминированию интересов элит с последующим закреплением статуса. Обеспечить эффективность национального развития в России возможно, только преодолев сопротивление укоренившейся элиты и открыв вертикальные лифты мобильности, а также рекрутировав креативный класс на ключевые для проведения модернизации управленческие позиции. Для того чтобы преодолеть надвигающиеся трудности, России, как и многим другим, промышленно развитым странам, необходимо научиться рационально использовать глобальный потенциал креативного класса. Российским городам необходимо обрести прочное положение городов мирового класса, дабы научиться привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа, а так же удерживать местных талантливых специалистов. Этот путь действительно нелёгок, но другой альтернативы в реальности не существует, так как невозможно преуспеть в современности, отвергая дух времени. И современность на данный момент такова, что будущее стран, городов и компаний целиком и полностью заключается в креативной экономике. Пусть положение нескольких признанных лидеров могут казаться со стороны недосягаемыми, при более подробном рассмотрении вопроса становится ясным, что конкурентные преимущества в мировой экономике меняются в головокружительном темпе, а, значит, и расстановка сил может еще множество раз поменяться на диаметрально противоположную. Для того чтобы занять достойное место в новом мировом порядке, Россия должна научиться по-новому использовать как свое географическое положение и природные ресурсы, так и креативные кадры в различных сферах, особенно в общественной сфере и сфере государственного управления.

Исходя из этих соображений, я предлагаю ознакомиться с темой форм политической самоорганизации креативного класса в России на примере прошедших в 2011-2012 гг. протестов. В данном научном исследовании я применяю западную теоретическую модель к российской действительности. Таким образом, следует оговорить, что в изучаемом контексте понятие креативного класса отличается от его классического научного понимания, и используется в качестве условной единицы (поэтому в названии темы данной научной работы понятие креативного класса берется в кавычки) для обозначения группы городских жителей со специфическими моделями занятости, которые выделяются внутри традиционного среднего класса в России. Необходимо отметить также, что протестные движения как явление имели место в России в прошлом, и, наверняка, будут иметь место в будущем, но протестные движения 2011-2012 гг. являются вкупе определенной стадией становления гражданского общества в современной России, так как представляют собой отдельный политический процесс общественного развития1 – политизацию креативного класса. Следовательно, изучаемая мной в данной научной работе российская действительность ограничена временными рамками завершившегося этапа развития гражданского общества в России. Актуальность данной исследовательской работы обусловлена, прежде всего, тем, что постиндустриальное общество с помощью распространяющихся повсеместно форм сетевой организации порождает политизирующийся креативный класс – данный процесс неотвратим в значительной мере, поэтому его изучение необходимо для дальнейшего развития российского общества и Российского государства.2 Осуществление же важнейшего для становления гражданского общества в России процесса самоидентификации себя как граждан условным российским креативным классом происходило вследствие активной политической деятельности, которая в конце 2011-2012 гг. была особенно ярко представлена на примере разнообразных протестных движений.



Итак, данная бакалаврская работа освещает тему политической деятельности так называемого креативного класса в России. Проблема исследования состоит в создании возможности для появления гражданственности даже в закрытой, репрессивной и апатичной среде.3

Объектом исследования является креативный класс в России.

Предметом исследования являются формы политической самоорганизации креативного класса на примере протестов 2011-2012 гг.

Гипотеза этого исследования заключается в том, что новая технологическая платформа и сетевая социальная структура обуславливают зарождение гражданственности в России, о чем свидетельствует возникновение в 2011-2012 гг. значимых форм политической самоорганизации креативного класса.

Цель исследования состоит в выявлении и изучении характера возникновения и функционирования форм политической самоорганизации креативного класса на примере протестных движений в России 2011-2012 гг. Для достижения поставленных целей требуется последовательно решить следующие задачи:

  • Тщательно изучить и проанализировать заявленную литературу;

  • Изучить и подробно описать теоретические подходы к изучению креативного класса, современного общества, в котором креативный класс зарождается и реализует себя, а также теоретические подходы к определению креативного класса в России, в рамках которых я буду проводить научные исследования;

  • Установить предпосылки образования в России так называемого креативного класса;

  • Провести и пошагово описать исследование форм политической самоорганизации креативного класса в России на примере протестов 2011-2012 гг.;

  • Установить ключевые взаимосвязи, обнаруженные в ходе проведенного исследования;

  • Определить качество выявленных взаимосвязей;

  • Сделать содержательные выводы по проведенному исследованию относительно выдвинутой мной изначально научной гипотезы.

Таким образом, следует перейти к определению структуры данной дипломной работы. Это исследование состоит из двух основных частей:

  • Теоретическая часть, которая включает в себя главу, описывающую как теоретические подходы к определению креативного класса, так и методологию исследования;

  • Практическая часть, которая в свою очередь разделена на две главы:

    • Изучение предпосылок возникновения политической самоорганизации креативного класса в России;

    • Исследование форм политической самоорганизации креативного класса на примере российских протестных движений 2011-2012 гг.

В первой, теоретической, части я проведу детальный обзор заявленной литературы с последующим выявлением основных научных базисов, на которых будет выстраиваться моё дальнейшее исследование. В первую очередь, я считаю необходимым очертить границы политической науки, внутри которых лежит моё исследование. Естественно, изучение форм политической самоорганизации креативного класса опирается на концепцию постиндустриального общества, так как само возникновение креативного класса является логическим порождением современного общества с постматериальными ценностями и особенностями культуры. Таким образом, в данной исследовательской работе будет сделан стандартный ход в духе изменения ценностей.

Необходимо выделить основных теоретиков, чьи труды образовали научный фундамент данной исследовательской работы. Ключевую роль в становлении концепции постиндустриального общества сыграл американский ученый-социолог и политолог Р.Инглхарт. Инглхарт провел множество различных исследований общественных ценностей и предпочтений, благодаря чему ему удалость описать новый тип политической культуры, корни его возникновения и способы проявления в реальности. Будучи с 1990 года руководителем проекта Всемирного исследования ценностей World Values Survey (старт проекта состоялся в 1981 году), Инглхарт непрерывно занимался мониторингом общественного мнения, имея возможность работать с широкой выборкой респондентов. Таким образом, количество сравнительных социальных исследований Инглхарта увеличивалось, что позволяло ему постоянно развивать разработанную им в 70-х годах XX века социологическую теорию постматериализма. Постматериализм представляет собой концепт устройства и особенностей развития современного общества, основанный на идее смены качества ценностей – переход от чисто материальных потребностей к нематериальным. Для моего исследования особенно интересны публикации Инглхарта, сделанные в 2010, посвященные смене приоритетов в массах и связи между модернизацией и демократией, а так же современным ценностям и нынешнему курсу развития человеческого общества.

Оставаясь в плоскости социологического постматериализма, в данном исследовании я все же отойду от традиционной версии постиндустриализма и обращусь к трактовке постиндустриального общества, выдвинутой известным американским социологом М.Кастельсом – к теории информационального общества. Соответственно для концептуализации сформулированного мной объекта анализа будет использован релевантный методологический подход – теория «сетевого общества». Автором данной концепции анализа является М.Кастельс. Нужно отметить, что концепция «сетевого общества» является составляющей целостной теории информационального общества. Данная теоретическая модель позволяет объяснять взаимосвязи между обществом и отдельными личностями, давать собственную интерпретацию ключевым понятиям. В этой теориях политическая система рассматривается в терминах открытой системы, тесно взаимодействующей со своей окружающей средой, более того, являющаяся порождением коммуникаций и действий всех ее участников. Важно сказать, что все участники, представляющие собой, так называемые, сетевые узлы, находятся между собой в горизонтальной связи – то есть каждый из них определяется не степенью значимости на определенный момент времени, а только характеристикой включения или невключения в сеть. Процесс сетевой организации осуществляется посредством интернета и социальных сетей, появление и повсеместное распространение которых перевернуло подход к общественным наукам в принципе и к понятию политической системы в частности. Вышеописанный подход даёт возможность, в том числе и в контексте данного исследования, видеть политику как единство генерализованных связей и отношений. Опираясь на выбранную мной методологию, в ходе данной исследовательской работы я буду пользоваться следующими методами: event-анализ, качественный content-анализ различных документов.

Краеугольным камнем моей дипломной работы является исследование, проведенное Р.Флоридой в начале 2000-х годов. Именно он внедрил в научные круги и подробно определил креативный класс, его черты и так называемую среду обитания. Флорида во многом опирался на выводы, ранее сделанные такими учеными, как П.Друкер с его идеей знания в качестве основного экономического ресурса, и Дж.Хокинс, попытавшийся описать «креативную экономику» и отследить ее влияние в мировом масштабе.

Наконец, я хочу отметить, что все теоретические концепции и понятия, перечисленные выше, являются, безусловно, своеобразными опорными точками данного исследования, описывающими современность, без изучения которых невозможно обойтись. Но значение имеют не только феномены современного общества, проявляющиеся в различных сферах жизни, но и среда, с которой они соприкасаются напрямую. В данном случае я говорю об особенностях российских реалий, в результате взаимодействия с которыми получается совершенно иное постиндустриальное общество и совсем иной креативный класс. В качестве теоретической основы для изучения исключительности российской общественной организации я взяла работы С.Кордонского, описывающего сословную сущность современной России. Именно наличие до сих пор сословий в России определяет прикладную функцию демократии в России – согласование интересов богатых и бедных – и объясняет причины состоявшихся в 2011-2012 гг. протестов.

Также ценными вспомогательными источниками для данной исследовательской работы стали научные труды российского экономиста, социолога и политического деятеля В.Иноземцева. В контексте моей бакалаврской работы меня заинтересовали многие из его научных статей, освещающих проблематику конструктивности оппозиции в современном российском обществе, а также посвященных текущему состоянию современной финансовой системы России и ее месту среди мировых экономик.

В практической части настоящей исследовательской работы я предполагаю тщательно проработать, прежде всего, различные СМИ – как государственные, так и оппозиционные, так и нейтральные, по крайней мере, считающимися таковыми – на предмет проблематики наиболее знаковых протестных движений, проходивших в России в период 2011-2012 гг. Я собираюсь отследить множество находящихся в свободном доступе информационных потоков – телевидение, радио, интернет. Так же будут привлечены статьи печатных изданий, касаемо интересующей меня тематики. Несомненно, необходимо воспользоваться данными, предоставленными по результатам проведения масштабных общероссийских исследований разными научно-исследовательскими лабораториями, например, Центром Левада. Таким образом, я намереваюсь проанализировать основные протестные движения в России за 2011-2012 гг., в число которых войдут как события, происходившие в материальной реальности – митинги, шествия и т.д., так и мероприятия виртуальной реальности – сетевые интернет-акции и дискуссии, например. Дело в том, что сначала нужно изучить большую выборку разнообразных явлений сетевой социальной структуры, имевших местом действия и реальную жизнь, и исключительно просторы интернета, проистекавших друг из друга. Только основываясь на результатах проведенного анализа, можно обоснованно вычленить те протестные движения, которые явились наиболее показательными и знаковыми с точки зрения форм политической самоорганизации креативного класса в России, а также охарактеризовать произошедшие в России модернизационные социально-политические процессы.

На выходе данной исследовательской работы я предполагаю получить конкретные основательные выводы о существующих связях и закономерностях, определяющих формы политической самоорганизации креативного класса в России.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница