Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе




Скачать 0.7 Mb.
страница 1/4
Дата 30.09.2016
Размер 0.7 Mb.
  1   2   3   4
Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 


1) личностные; 
2) регулятивные (включает и действия саморегуляции); 
3) познавательные; 
4) коммуникативные.

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

  • нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:



  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:



  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация

  • проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определённых предметных областях.

Как же конкретно может быть сформировано универсальное учебное действие? Рассмотрим на примере школьного предмета математика.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий , в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:



  • логические универсальные действия;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Тема: «Оценка суммы»

100+300<124+356<200+400

400<124+356<600

Эта тема имеет большой развивающий потенциал, активизирует мышление и речь детей, требует от них анализа ситуации, сравнения, перебора вариантов, выбора оптимального варианта, обоснования позиции.

перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):

В роще 240 берёз, а клёнов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем клёнов, а елей - в 3 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

- Составьте по данной схеме задачу.

УУД: установление причинно-следственных связейпостроение логической цепи рассуждений;

«Блиц-турнир».

а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

- Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

УУД: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить   познавательное действие   (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания или работу в группах, где УУД  служат   коммуникативные действия,   которые   должны   обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования   регулятивного универсального   учебного действия -    действия контроля,   проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются   правила проверки текста,   определяющие  алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Рассмотрим, как же происходит развитие УУД на другом школьном предмете – литературном чтении.

Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации . Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» обеспечивается формирование следующих УУД:

смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

В этом произведении происходит знакомство с исторической эпохой России конца XIX – начала XX века. Произведение очень эмоциональное, вызывает у детей большой интерес, сочувствие к главной героине. Дети сравнивают себя с героиней произведения, получают возможность разобраться в межличностных отношениях.

После чтения и анализа произведения дети выполняют следующие задания:

- Как автор относится к героине?

- Какие чувства к героине испытываете вы?

- Составьте биографию Лены Икониной.

- Выберите самый волнующий фрагмент из произведения.

- Что в этом произведении для тебя самое важное?

При изучении произведения М.Пришвина «Изобретатель» происходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с историей России, её природой.

М.Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

Задания к произведению.

1. Составь план рассказа.

2. Понаблюдай, как рождается образ птицы в рассказе М.Пришвина.

1) Прозвище птицы (о чём говорит?)

2) Её поступки, поведение (выпиши из текста).

3) Характер птицы (выпиши и подбери свои слова).

4) Отношение автора к птице (как он её называл?)

3.Прочитай отрывок из записей в дневнике М.Пришвина. Подчеркни самое главное.

4. Запиши кратко основные мысли статьи С.Маршака о М.Пришвине. Одну из записанных мыслей проиллюстрируй примерами из любого рассказа М.Пришвина.

5. Прочитай, как Пришвин понимал слова «родина» и «отечество». Вставь пропущенные слова.

Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

Я стою и расту - я…….

Я стою, и расту, и хожу - я…..

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

-Запиши свои мысли об этом высказывании.

УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.

Ю.Олеша «Три Толстяка».

1. Что символизируют Три Толстяка?

2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Толстяков?

3. Дай характеристику герою, не называя его.

Какой он? Кто это?

Предложи товарищу угадать героя.

-Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.Олеши?



УУД: формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.

Н.Матвеева «Лето».

На основе данного стихотворения авторы учебника учат детей работать с лирическим текстом.

Задания:


1. Прочитай стихотворение Н.Матвеевой «Лето».

2.Запиши, о чём оно……………………………..

3.Какие картины тебе запомнились?

4.Что представлял и о чём думал, читая стихотворение?

5.Какое чувство в стихотворение главное?

6.Что отражает название стихотворения? Это тема или главная мысль?

7.Определи тему стихотворения. О чём оно?

8.Разбей текст на отдельные картины.

Что вижу? Каким вижу?

9.Проведи наблюдения над тем, как рисует автор:

сравнения: подорожник-………………………….

олицетворение: лопухи повыбрались,…………..

Фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода.

Ученики под диктовку записывают слова: сказка, рассказ, книжка, суббота, класс.

- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)

- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?

- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?

- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)

- Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.

Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.

- Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радостный, грузный, праздник.)

- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)

- Что у нас возникло? (Затруднение.)

- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)

- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)

- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

- Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.)

- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не п

- Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)

- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)

-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)

- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)

Формирование УУД в конкретных предметных областях



предметные области

личностные

регулятивные

познавательные

общеучебные



познавательные

логические



коммуникативные

Русский

язык


жизненное самоопределение

целеполагание, планирование, прогнозир-ие, контроль, оценка, саморегуляция

моделирование (перевод устной речи в письменную)

анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей

планирование учебного сотрудничества постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли

 

 

 



Лит. чтение

 


 

 

 



ценностно-смысловая сфера;

самоопределение и самосознание;

нравственно эстетическая ориентация


 

 

 



умение строить план

 

 

 



смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

 

 

 



установление причинно-следственных связей

 

 

 



использование средств языка и речи для получения передачи информации, участие в продуктивном диалоге

математика

смыслообразо-вание

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция

моделирование выбор наиболее эффективных способов решения задач

знаково-символические, планирование, систематизация структурирова-ние, моделирование…

использование средств языка и речи для получения передачи информации, участие в продуктивном диалоге

окружающий мир

нравственно-эстетическая ориентация

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция

широкий спектр источников информации

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница