Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»




Скачать 184.3 Kb.
Дата 01.09.2016
Размер 184.3 Kb.

а

Городская научно-практическая конференция старшеклассников

«В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.С.Пушкина»

Учебно-исследовательская работа

Изучение некоторых тенденций в развития технического прогресса в Иркутской области в XIX – начале XX веке

Выполнила: ученица 9 «А» класса

Шмыкова Наталья

Руководитель: Берестенкова

Оксана Владимировна

руководитель кружка «Я – Черемховец»

г. Черемхово, 2011 г.

СОДЕРЖЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1.1. Российский вариант модернизации в конце 19-начале 20 вв…………5

1.2. Первый автомобиль России……………………………………………..6

1.3 Первый Велосипед России………………………………………………..7

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX –

НАЧАЛЕ XX ВЕКА

2.1. Описание хода проведенного исследования……………………………9

2.2. Описание результатов исследования……………………………………9

2.2.1. Результаты информационного поиска о первом оружейнике

Иркутска…………………………………………………………………………9


2.2.2. Исследование появления первого циклодрома
в г. Иркутске…………………………………………………………………….10
2.2.3. Изучение истории появления первого автомобиля
в Иркутске………………………………………………………………………11

2.2.4 Хронологии развития технического прогресса в г. Иркутске в XIX-

начале XX века………………………………………………………………….11

ВЫВОДЫ……………………………………………………………....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..13

БИБЛИОГРПФИЯ……………………………………………………..14 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы.

Данная работа посвящена 350-летию со дня основания Иркутского острога. Несмотря на то, что описываемые в данной работе события относятся к тому времени, когда технический прогресс уже достиг и далекого сибирского Иркутска: работали фотоателье, выходило несколько городских газет, а литераторы и летописцы активно вели историю иркутского общества, оказалось, что о купце Николае Васильевиче Яковлеве – «торговце техническим прогрессом в г. Иркутске», прошедшее столетие сохранило удивительно небольшое количество информации. Это связано с тем, что конец XIX века - для Иркутска и его жителей непростое время. В страшном пожаре 1879 года город выгорел на две трети, люди остались без крова, многие предприниматели потеряли доходы, разорились. Исчезла и информация о жителях города Иркутска. Но то, что сохранилось, дает основание представить его как исключительного предпринимателя, мецената и яркую личность в облике Иркутска конца XIX века - времени непростого, когда город, на две трети сгоревший в пожаре 1879 года, отстраивался заново.



Объект исследования : капиталистическая модернизация в России.

Предмет иследования: развитие технического прогресса в Иркутске.

Цель: изучить некоторые тенденции развития технического прогресса в Иркутской области в XIX – начале XX веке.

Задачи:

  1. Изучить иториографию, определив основные тенденции развития технологического прогресса в России в XIX - начале XX века.

  2. Найти краевеческий материал о развитии технологического прогресса в Иркутской области в XIX - начале XX века.

  3. Определить, какие стороны тенического прогресса были затронуты в Иркутске в XIX- начале XX века.

  4. Изучить основные этапы в развитии технологического прогресса в Иркутской области в XIX- начале XX века.

  5. Составить хронологию развития технического прогресса, в частности, автомобилизма, велосипедного движения, оружейного дела в г. Иркутске в XIX- начале XX века.

Гипотеза: Если в конце XIX – начале XX века Россия вступает на путь капиталистической модернизации, то, несмотря на отдаленность от центральных раонов Росси, в Иркутской области наблюдались те же тенденции.

Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования; работа с историческими документами.

В основу работы положены труды И.Козлова, писателя-историка сотрудника Музея истории города Иркутска.

В теоретической части работы представлен анализ основных тенденций развития технического прогресса в России в XIX- начале XX века. Во второй части работы представлены результаты исследования основных тенденций в развитии технического прогесса в Иркутской области в XIX- начале XX века.

Ценность работы заключается в том, что нами найден редкий краеведческий материал об иркутском купце Н.В. Яковлеве -«торговце техническим прогрессом», человеке, который положил начало капиталистической модернизации в Иркутской области, но в то же время в историчяеской памяти Иркутска о нем не осталось ничего, даже фотографии.

Практическая значимость: изучение вопросов экономического развития Иркутской области в конце XIX- начале XX века может быть полезно при подготовке к урокам истории, экономики, обществознания. Данная работа обогатит краеведческую базу школьного музея.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1.1. Российский вариант модернизации в конце 19-начале 20 вв.

Согласно Баранову П.А., Ванюшкиной Л.М., великие реформы 60-70-х г. 19 в. дали толчок к осуществлению раннеиндустриальной модернизации в России, стране второго эшелона капиталистического развития. Этот процесс в полной мере продемонстрировал неорганичность догоняющей российской модернизации. Как известно, в пореформенный период шло бурное развитие капитализма, который на рубеже 19-20 вв. перерос в монополистический капитализм, и к 1913 г. Россия занимала 4-5 место в мире по объему производства, а также стала главным экспортером зерна. Однако, как отмечают многие исследователи, развитие капитализма в России отличалось значительным своеобразием в сравнении с западными странами [1].

Юдовская А.Я. утверждает, что в развитых странах сначала вследствии буржуазных революций происходил аграрно-капиталистический переворот (разложение феодально-помещичьего хозяйства, возникновение мелкокрестьянской и буржуазной земельной собственности), а затем – промышленный. В России промышленный переворот осуществлялся в 40-80 г.19 в. (за 20 лет до буржуазной революции) и предшествовал аграрно-капиталистическому перевороту, который фактически не завершился. Промышленный переворот в России стимулировался железнодорожным строительством (государственные заказы на чугун для выплавки рельсов, на стройматериалы, топливо), которое в свою очередь способствовало возникновению крупного фабричного производства без прохождения мануфактурной стадии. Это было новейшее капиталистическое производство с высокой концентрацией производства и рабочей силы. В странах первого эшелона капитализма железнодорожное строительство являлось результатом промышленного переворота и завершало окончательное преобразование капиталистического производства. В первой половине XIX в. начался новый этап в развитии техники — создание машин с помощью других машин (завершение промышленного переворота). Этот процесс требовал все больше и больше металла, что вызвало цепь новых изобретений в металлургии.Основным видом сырья в этой отрасли промышленности, как вы знаете, было железо. Но люди давно уже знали, что тверже железа — сталь, что она отличается большей гибкостью и меньше подвержена ржавчине. Почему же до середины XIX в. она редко применялась в промышленности? Слишком дорогим было ее производство. Но вот новые изобретения удешевили этот процесс. Тогда и наступило время, названное эпохой стали [1].

Загладин Н.В. отмечает, что промышленный переворот и начавшаяся индустриализация сделали необходимой революцию в средствах транспорта. Первые автомобили на улицах часто окружала возбужденная толпа, поднимался свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали бревна и куски железа, причем велика была радость, когда шофер автомобиля ломал его при попытке переехать препятствие и лошади увозили ненавистный автомобиль в ближайшую мастерскую [2].



1.2. Первый автомобиль России

По данным сайта http://www.google.ru, многие наши современники пребывают в полной уверенности, что дореволюционная Россия была «отсталой аграрной страной». А между тем эта «отсталая» страна в конце XIX в. входила в десятку ведущих мировых держав по общей протяженности железных дорог, добыче алюминия, производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также по количеству имевшихся автомобилей, хотя следует признать, что основная их масса была не собственного производства [5].

Согласно Михайловой О., среди историков российского автомобильного транспорта считается установленным тот факт, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Российской империи была машина французской марки «Панар-Левассор», привезенная в 1891 г. редактором «Одесского листка» Василием Навроцким. Согласно исследованиям специалистов Конюшенного музея (музея автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге), первый автомобиль появился в столице Российской империи 9 августа 1895 г., причем в конце того же года в столицу было ввезено еще несколько автомашин. Исследования Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился только в 1899 г. Но еще раньше произошло самое знаменательное событие в истории автомобилизации России — в 1896 г. в Петербурге был построен первый российский автомобиль. Вот что было написано в заметке «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России», опубликованной в «Журнале новейших открытий и изобретений» за 1896 г. [4].

Как отмечает Юдовская А.Я., «Производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор предпринимателей в России, если не считать немногих и малоудачных попыток строить велосипеды с бензиновыми двигателями по образцу немецких. Теперь же за это дело взялась известная фирма в Петербурге «Фрезе и К°», оканчивающая постройку двухместного экипажа с бензиновым двигателем, предназначенного для отправки на Нижегородскую выставку. Фирма «Фрезе и К°» построила только экипаж, двигатель же построен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева. Этот интересный экипаж, вполне русского производства, мы имели удовольствие осматривать в несколько неоконченном виде. Откладывая подробное его описание до того времени, когда он будет совершенно окончен и испытан, сообщим здесь только некоторые особенности [1]. Также сам экипаж по внешнему виду ничем не отличается от подобных иностранных конструкций, тем не менее в нем сделаны некоторые существенные усовершенствования, именно — приделан складной комканый верх, как в крытых пролетках, весьма не лишний для нашего капризного климата; передаточные ремни заменены резиновыми, что отразится меньшим скольжением на шкивах, по необходимости небольших, при сравнительно коротком расстоянии между осями; сделано крупное усовершенствование в конструкции передней оси. Благодаря усовершенствованной конструкции эта ось получает большую прочность, а кузов ложится на ось крепкими упругими рессорами, дополняющими эластичность хода экипажа. Само собой понятно, что экипаж отличается прочной изящной отделкой и имеет резиновые шины. Горизонтальный бензиновый двигатель развивает две силы, что оказывается достаточным для хода экипажа со скоростью 20 верст в час по ровной мостовой. Наличного запаса бензина хватает на 10 часов [1].

Михайлова О. утверждает, что касается самого щекотливого вопроса — его стоимости, то это еще по новизне дела точно определить нельзя. Тем не менее, фирма «Фрезе и К°» надеется, что стоимость его будет не свыше 1300 рублей серебром, чтобы возможно было конкурировать с иностранным производством. [4]
1.3. Первый Велосипед России

Согласно материалам сайта http://www.libraru.ru, первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Это событие произошло в Москве летом 1880 г. Прохожие стали свидетелями необычного "циркачества". Человек, без особого труда удерживая равновесие, совершал поездку на велосипеде. Все удивлялись необычному экипажу, у которого переднее колесо было намного больше заднего, а соединялись они между собой кривой рамой с сиденьем с кистями. Велосипедист спокойно крутил педали, прикрепленные к переднему колесу. Скопление народа, конных повозок, чьи седоки остановились посмотреть на необычное транспортное средство, вызвали неудовольствие полицмейстера города. На следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, так как это, якобы, пугает лошадей и людей.Далекий теперь уже, день - 15 сентября 1801 года и считается “днем рождения” велосипеда. Но судьба тележки Артамонова оказалась печальной: она была присоединена к царской коллекции редкостных вещей и вскоре забыта. Второе рождение велосипеда состоялось в 1808 году в Париже, где появился двухколесный самокат без рулевого управления. Седок передвигался, по очереди отталкиваясь ногами от земли. Несмотря на свое несовершенство, это транспортное средство развивало довольно большую скорость, за что и получило свое название: “велосипед”, в переводе с латинского – «быстрые ноги» [5].

Исследованиями Кудрявцева Ф.А. показано, во многих крупных российских городах был установлен запрет на езду на велосипедах. Но прогресс не К концу минувшего столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. В Большой энциклопедии, которая вышла в свет в 1901 г. в Петербурге, говорилось: "Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир." Когда появились "бициклы" отличной конструкции, езда на велосипеде распространилась и стала популярной во всех слоях общества". В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как "Велосипедист", "Циклист", "Велосипед", "Самокат". Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным. остановить, вскоре пришлось признать этот новый вид транспорта [3].
ВЫВОДЫ

1. В XIX в. индустриальная цивилизация, доказав свое преимущество в сравнении со старым, феодальным укладом, утвердилась в Европе и США. Фабрично-заводское производство вытеснило кустарное, а труд наемного работника оказался более выгодным, чем труд ремесленника. Добыча угля и выплавка чугуна стали основными показателями высокого уровня развития страны.

2. В конце XIX в. капитализм вступил в новый этап своего развития— этап

монополистического капитализма, или империализм.

3. Во второй половине XIX в. высоких темпов достигло развитие

промышленности и транспорта. Это потребовало новых источников энергии,

создало условия для возникновения новых видов оружия.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

2.1. Описание хода проведенного исследования

Цель: Изучить особенности развития технического прогресса в Иркутской области в XIX –начале XX века.

Сроки: январь-февраль 2011 г.

База: интернет-ресурсы, архивные материалы городского Музея истории города Иркутска.

Методы исследования: анализ теоретических источников, работа с архивными документами.

Программа исследования:

1. Поиск информации о Яковлеве Н., иркутском купце, подвижнике технического прогресса

2. Анализ деятельности купца Яковлева в Г. Иркутске.

3. Изучение вклада купца Яковлева в развитие технического прогресса в Иркутской облвсти.

4. Определение основных этапов в развитии технического прогресса в Иркутской области в XIX –начале XX века.
2.2. Описание результатов исследования

2.2.1. Результаты информационного поиска о первом оружейнике Иркутска

В ходе исследования мы установили, что 15 сентября 1894 года в Иркутске открылся первый оружейный магазин, который находился на углу улиц Пестеревской и Большой, в торговом доме купца Родионова (ныне это "Детский мир" на перекрестке Карла Маркса и Урицкого). Открыл его купец Яковлев - в городе человек известный и почитаемый. Этот оружейный магазин стал на то время единственным местом в городе, где оружие продавали гражданским лицам: револьверы, винтовки, карабины - как российского, так и зарубежного производства. Особой популярностью пользовались бельгийские модели - самые качественные. Пять офицерских магазинов, действующих в Иркутске до этого, предлагали маузеры или винтовки Мосина, недоступные простым гражданам. А в лавке Николая Яковлева продавались револьверы и винтовки, иметь которые разрешалось и рядовым гражданам [4].

Историк Сергей Шуперт утверждает, что в качестве аналогии напрашивается американская история из середины 19 века - времен появления самой популярной и многочисленной серии личного оружия - револьверов Кольта. В США тогда говорили: "Бог создал людей, а мистер Кольт сделал их равными". Поэтому, по мнению Шуперта, к особым заслугам Яковлева можно причислить то, что после открытия его магазина оружие стало более доступным для иркутян. Правда, купить револьвер мог тогда не каждый. Правила оборота оружия конца 19 - начала 20 века очень похожи на современные. Для приобретения оружия необходимо было получить разрешение полицмейстера и градоначальника. И продавали его только благонадежным людям. А умалишенные и криминальные лица лишались права приобретать оружие. В те времена проще можно было купить гладкоствольное оружие, дальнозарядное - старых образцов, которые переделывались из бывших армейских винтовок 19 столетия. Армейские образцы и прочее нарезное оружие разрешалось приобретать только одной категории граждан - офицерам. По приказу Николая II офицеры могли покупать любое оружие - автоматическое и даже любых стран мира [4]. Таким образом, мы сделали вывод о том, что купец Яковлев стал первым в Иркутске предпринимателем, обеспечившим выполнени в Иркутске законодательства России на равенство граждан иметь огнестрельное оружие.

2.2.2. Исследование появления первого циклодрома в г. Иркутске
Проведенное исследование показало, что купец Яковлев явился инициатором создания иркутского циклодрома [4]. Имя Яковлева упоминается вместе с такими купеческими фамилиями как Мясников и Попов еще в 1882 году в связи с появлением в Иркутске первых велосипедов. Тогда подобные средства передвижения были непонятны многим жителям, их пугались лошади, а извозчики даже писали жалобы. Оказывается, велосипедисты умудрялись сбивать лошадей. В результате полицмейстер запретил ездить на велосипедах по городу.

По словам писателя-историка, сотрудника Музея истории города Иркутска Ивана Козлова, в мае 1882 года, городское общество отвело обществу велосипедистов 13 десятин земли в березовой роще в предместье Глазково - сейчас это место занимает Парк парижской коммуны. И на циклодроме на Кайское горе был создан целый спортивный городок с беговыми дорожками, детским аттракционом "гигантские шаги", крокетом, кеглями, и даже детскими велосипедами. Место было очень удобным для кросса. Козлов И. утверждает, что циклодром очень понравился иркутянам - там решено было проводить многие городские праздники. И уже в сентябре того же года город увидел первые велогонки [4].

По другим источникам (летопись Нита Романова), циклодром - велосипедный трек - официально открылся в Иркутске 30 мая 1893 года. В день открытия циклодрома в городе было около 100 велосипедов марок "Дукс", "Сафати", "Рудж и Ковентри". По данным архивных материалов установлено, что в 1894 году пожарные города со знаменем отправились за циклодром, в Глазково, где состоялось гуляние и угощение нижних чинов. Более того, на циклодроме выстроили летний театр, и летом 1896 года там музицировало трио: Медпин - флейта, Мошневич - виолончель, Гершевич - кларнет. А в дни коронации в том же году на Ангаре и Иркутске пускали фейерверки, зажигали смоляные бочки, поднимали воздушные шары. А двумя месяцами раньше, намереваясь поспеть в Москву к торжественным событиям возложения короны на голову цесаревича Николая, что пять лет назад гостил в Иркутске, отсюда, с циклодрома, два велосипедиста Алфимов и Распопин на велосипедах покатили в Москву - в моду входили кругосветные странствия. По мнению Козлова И., в 1900 году на циклодроме проводились первые женские соревнования-гонки: соревновались две спортсменки – родные сестры, и старшая обошла младшую. Спорт становился семейным делом.


2.2.3. Изучение истории появления первого автомобиля в Иркутске

Козлов И. утверждает, что удивил Яковлев иркутян и первым автомобилем, который сам привез из Франции. Этот день - 1 июля (14-го по новому стилю) 1899 года можно считать началом автомобильной эры Иркутска. Позднее купец стал председателем иркутских обществ автомобилистов и велосипедистов.

Автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься» [3].

В иркутской летописи Нита Романова записано по этому случаю следующее: "1 июля (по старому стилю) 1899 года господин Н.В.Яковлев привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека". С этого момента на улицах Иркутска для пешеходов и конных обозов возникла опасность. Изредка появляющийся быстро едущий моторный экипаж Яковлева стал вызывать у тех и у других легкий испуг [ 3].

Нами установлено, что Яковлев является одним из первых торговцев, который в 1906 году начал продавать автомобили. Нит Романов сообщает, что распространение подобных автомобилей было связано с большими трудностями из-за их дороговизны. Но пример Яковлева оказался заразительным. Некоторые влиятельные граждане города стали выписывать из заграницы различные модели самодвижущихся экипажей. Когда количество автомобилей, принадлежавших иркутским купцам, генерал-губернатору, штабу военного округа перевалило за десяток, техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды на моторных экипажах по улицам [4].



2.2.4. Составление хронологии развития технического прогресса, в частности, автомобилизма, велосипедного движения, оружейного дела в г. Иркутске в XIX- начале XX века.


Дата

События

1882 год

Появлени первого велосипеда в Иркутске.

30 мая 1893 год

Официальное открытие велосипедного трека в Иркутске.

15 сентября 1894 год

Открытие первого оружейного магазина в Иркутске.

1 июля 1899 года

Начало автомобильной эры и привоз первого автомобиля в Иркутск.

1900 год

Первые женские соревнования- гонки на циклодромев Иркутске

1906 год

Начало продажи автомобилей в

Иркутске.




ВЫВОДЫ


  1. В конце XIX –начале XX века технический прогресс уже достиг и далекого сибирского Иркутска

  2. В Иркутске открылся первый оружейный магазин.

  3. Конец XIX в. - начало автомобильной эры Иркутска.

  4. В конце XIX –начале XX века появился в Иркутске первый циклодром.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это всё, что нам с огромной помощью иркутских историков удалось найти об иркутском предпринимателе Николае Яковлеве. Однако многие страницы его жизни, к сожалению, так и останутся нераскрытыми.

Был ли Николай Васильевич женат? Имел ли детей? Известно, что жил он возле самой Тихвинской площади (ныне - сквер Кирова) в доме, которого уже нет. Историкам не удалось установить и точный адрес этого дома.

Сейчас трудно предположить, чем кроме торговли еще занимался Николай Яковлев. Вероятно, именно он помогал своему другу Сергею Родионову закупать первые в Иркутске аэропланы, которые перед самой Первой мировой войной Родионов подарил Иркутскому авиационному обществу.

В иркутских архивах не удалось обнаружить ни одного портрета Николая Яковлева. Есть сведения, что общий портрет Яковлева и его друга Родионова с принцем Боргезе был сделан возле дома Родионова на Шелашниковской улице (ныне - улица Октябрьской революции). Этот портрет, возможно, существует где-то в Италии.



БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Баранов, Юдовская, Ванюшина. Новая история 8 класс. Москва

«Просвещение» 1999 год.

  1. Заградин Н.В., Козленко С.И., Петров Ю.А. История отечества XX-начало XXI века. 11 класс. Москва « Русское слово» 2006 год.

  2. Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск . Очерки по истории города. Иркутское книжное издателбство 1958 год.

  3. Михайлова О. Купец Яковлев иркутский торговец техническим прогрессом// Капиталист – 2007 г. - №6.- стр. 34-35.

  4. http://www.google.ru

http://www.libraru.ru




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница