Едакова И.Б., к.п.н.,
заведующий кафедрой дошкольного образования
ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск
Методическое содействие дошкольным образовательным учреждениям в освоении информационно-компьютерных технологий
Актуальность проблемы, исследуемой в рамках нашей конференции, имеет несколько аспектов. В психолого-педагогическом плане особую остроту эта тема приобрела в связи с тем, что в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Среди которых компьютер начинает играть особую роль не только для взрослого человека, но для ребенка.
В результате использования компьютера в различных сферах деятельности человека, в том числе и в игровой деятельности ребенка, расширяется его объем знаний и характер отношений. Создается широкое поле познавательной ориентации и появляются новые факторы формирования мотивационно-потребностной сферы человека. Возникает проблема научного, в том числе и психолого-педагогического, осмысления, степени и значения воздействия компьютерного информационного пространства на растущего человека.
В 2007-08 годах 74 дошкольных образовательных учреждения области получили компьютерно-игровые комплексы как победители областного конкурса проектов программ использования новых информационных технологий (Постановление Губернатора Челябинской области от 16.07.2007г. № 230 «О проведении в 2007 году конкурса проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14. 04. 2008г. №01-305 «О проведении в 2008 году конкурса проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования»).
Перед системой дошкольного образования области актуализируется задача введения дошкольника в новое информационное пространство на основе использования компьютера.
Ребенок за компьютером начинает действовать не только в роли исполнителя, но и творческого субъекта информационного пространства. В связи с чем, особенно ясной становится необходимость глубокого осмысления значения компьютерной техники в образовании и воспитании подрастающего человека. Предметом внимания становятся не только программы и приемы овладения компьютером, но и положительные, а также отрицательные возможности и перспективы его использования.
В связи с названными проблемами актуальными становятся такие задачи, как:
1. Теоретический анализ проблемы влияния компьютерного образования на основе использования компьютерно-игрового комплекса на развитие дошкольника.
2. Анализ компьютерной информатизации дошкольного образования.
3. Изучение опыта ДОУ по использованию компьютера в процессе образования детей.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н.Моторина, С.П.Первина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми дошкольного возраста. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В.Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Использование компьютеров в учебной и повседневной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, позволяют сделать следующие выводы:
-
Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
-
Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
-
Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
-
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Проекты победителей конкурса содержат компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Во всех проектах гарантируется использование компьютера в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций
В ходе работы над проектами программ использования новых информационных технологий в ДОУ созданы методические продукты, готовые для широкого распространения: банк электронных носителей «Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения» (на всех уровнях: федеральном, региональном, на уровне учреждения), электронная хрестоматия: «Информационное сопровождение управления образовательным процессом ДОУ», прикладные авторские компьютерные программы по мониторингу качества образовательного процесса в ДОУ: «Автоматизированная информационно-аналитическая система оценки качества реализации программы «Детство», «Автоматизированная информационная система «Мониторинг развития детей в дошкольном образовательном учреждении» (МДОУ № 353 г.Челябинск)
В ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» разработана образовательная программа модуля «Информационно-компьютерные технологии в ДОУ». В 2008 году освоили данный образовательный модуль с получением соответствующего сертификата 480 педагогов детских садов.
В базовых дошкольных учреждениях - МДОУ №17, 213, 353, МОУ №440 г.Челябинска в ходе курсовой подготовки руководители и педагоги ДОУ области могут познакомиться с успешным техническим внедрением АРМ руководителя и педагога ДОУ, прикладных программ для тестирования и психологической коррекции воспитанников, программ для диагностики, лечения и профилактики глазных болезней «Визус», «Крестики» и «Паучок», «Гамма», работой в сети Internet.
На кафедре педагоги ДОУ могут познакомиться с медиатекой, включающей методические комплексы по использованию цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками, разработанные педагогами МОУ № 440 г.Челябинска («Толик на озере», «Юля крохотуля спасает старый дуб», «Компьютер ёжика», «По дороге со Смешариками» и т.п.), развивающие и обучающие компьютерные игры для детей, мультипрезентации к занятиям в детском саду.
Несмотря на активизацию работу в рассматриваемом на конференции направлении, объективно существует противоречие между высоким потенциалом информационно-компьютерных, в частности, мультимедийных технологий и низкой мотивацией педагогических работников ДОУ к их применению в своей профессиональной деятельности.
В этой связи актуален поиск психолого-педагогических оснований образовательного процесса повышения квалификации педагогов, интегрирующих компьютерные и педагогические технологии, обеспечивающие формирование информационной компетентности педагогов, стимулирующие их интерес к познанию дидактических свойств ИКТ, способствующие раскрытию возможностей мультимедийных технологий.
Остается открытым и вопрос о выборе оптимальной методической системы построения курсов повышения квалификации педагогов, которая включала бы проектно-конструкторскую деятельность обучаемых, позволяла им действовать активно и продуктивно, поддерживала мотивацию и направленность на творческую самореализацию. В частности, недостаточно изучены возможности использования метода проектов, получившего в последние годы высокую оценку ряда зарубежных и отечественных педагогов (В.Килпатрик, Ю.Олькерс, В.В.Гузеев, Е.С.Полат, И.Д.Чечель), в системе поствузовского образования и повышения квалификации педагогов.
Таким образом, четко определяется проблема дальнейшей работы по повышению качества методической работы и системы повышения квалификации дошкольных работников: выбор путей, методов и средств формирования информационной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
|