Пояснительная записка
Общеизвестно стремление молодежи к технике вообще и к автотехнике в частности. Автодвижение популярно и многочисленно по всей стране.
Настоящая программа является первой ступенью знакомства в мире автодвижения, вводящей молодых людей в мир автотехники.
Программа обеспечивает необходимыми стартовыми техническими теоретическими знаниями и формирует основные навыки ремонта автомобиля.
Направленность программы - научно-техническая.
Актуальность программы
Занятия автоделом развивают интерес молодежи к технике, создают благоприятные условия для самовыражения, помогают активному поиску своего дела в жизни. Навыки ремонта автотехники, основные навыки вождения автомобиля и знание правил техники безопасности обязательно пригодятся молодому человеку в дальнейшем.
Увлечение автотехникой также помогает оградить подростков от асоциальных явлений в повседневной жизни.
Отличительные особенности данной ОП заключаются в широком использовании на занятиях технологий активизации мыслительной деятельности (учебная дискуссия, проблемная постановка вопроса), а также элементов взаимообучения (старшие и более подготовленные подростки обучают младших и менее подготовленных).
Цель программы
создание условий для успешного освоения учащимися основных знаний и приобретения навыков, необходимых для мелкого ремонта и основ вождения автомобиля; для формирования творческой и патриотически настроенной личности.
Задачи программы
Образовательные:
-
ознакомить с краткой историей автомобилестроения;
-
обучить правилам охраны труда при работе с оборудованием и инструментами при ремонте автомобиля;
-
обучить практическим приемам работы с инструментом;
-
обучить правилам безопасности при запуске автомобиля;
-
ознакомить:
с устройством автомобиля, с его принципом работы и основными неисправностями,
со способами выявления основных неисправностей, с практическими приемами устранения основных неисправностей.
с правилами вождения автомобиля;
- сформировать основные навыки вождения автомобиля.
Воспитательные:
-
воспитывать чувство самоконтроля;
-
воспитывать стремление к достижению положительного результата;
-
формировать чувство патриотизма;
-
формировать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
-
воспитывать уважительное отношение к труду, к товарищам;
-
воспитывать бережное отношение к технике;
-
повысить культуру поведения в коллективе (через беседы и участие в учебно-массовых мероприятиях, приводимых в объединении и ЦДЮТТ).
Развивающие:
-
развить у воспитанников элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
-
обучить умению планировать свою работу;
-
развивать точность исполнения действий, координацию, быструю реакцию, глазомер;
-
развить эмоциональную сторону личности (через участие в учебно-массовых мероприятиях, приводимых в объединении и ЦДЮТТ);
-
воспитать положительное отношение к процессу обучения, к самообразованию;
-
создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.
Характеристика детей, участвующих в реализации ОП
Программа ориентирована на обучение детей в возрасте 11 – 15 лет. При записи в объединение специальной подготовки не требуется и пол значения не имеет.
Сроки реализации ОП - в течение 1 года в объеме 216 часов при режиме занятий – 3 раза в неделю по 2 академических часа (возможно 2 раза в неделю по 3 часа).
Наполняемость группы - 15 человек.
Количество часов, отведенное на отдельные темы программы и учебно-массовые мероприятия (без изменения общего количества часов программы), может варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате обучения воспитанник в конце должен
знать:
-
основные этапы истории создания и развития мирового автомобилестроения;
-
основную классификацию и назначение наиболее известных моделей автомобилей;
-
общее устройство автомобиля;
-
название узлов и систем автомобиля, принцип их работы и взаимодействие;
-
основные неисправности автомобиля и способы их обнаружения, устранения;
-
названия и назначение автомобильного инструмента;
-
основные правила дорожного движения;
-
правила охраны труда при работе с инструментом, горюче – смазочными материалами;
-
специальную терминологию;
-
основные правила вождения автомобиля.
уметь:
-
определить несложную неисправность в автомобиле;
-
безопасно работать слесарным инструментом;
-
самостоятельно пользоваться специальной литературой;
-
оказать первую помощь при лёгких травмах;
-
владеть основными практическими навыками вождения автомобиля.
быть:
-
аккуратным, трудолюбивым;
-
творчески активным.
Формы занятий
Основными формами занятий по программе являются комбинированное занятие (сочетание практического и теоретического занятий), практическое и теоретическое занятие.
Способы и формы проверки ожидаемых результатов
Проверка ожидаемых результатов проводится с помощью самостоятельных работ после каждой темы. Анализ результатов соревнований и наблюдения педагога в течение всего года также служат формами проверки усвоения образовательной программы.
Кроме вышесказанного, минимум три раза в год делается так называемый "срез" знаний, умений и личностных характеристик учащегося. При этом заполняется диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса, в которой оцениваются уровень знаний и умений учащегося, а также его личностные характеристики. В карте отмечается степень самостоятельности при выполнении заданий, уровень сложности заданий, качество исполнения, участие в конкурсах и соревнованиях, культура поведения, дисциплинированность, степень активности учащегося и др. По данной карте прослеживается динамика формирования личности учащегося, динамика изменения образовательного уровня. Данные из карты используются для оценивания работы педагога, для оценивания результативности ОП, при работе с родителями.
Способы подведения итогов работы по программе
В целях подведения итогов работы в конце учебного года проводятся:
-
итоговые соревнования;
-
итоговые работы по устройству автомобиля, по ремонту узлов и систем автомобиля;
-
коллективный анализ работы объединения.
Учебно- воспитательная работа
Воспитательная работа является важной составляющей работы педагога дополнительного образования. В течение учебного года педагог в ненавязчивой форме в ходе беседы воспитывает у учащихся патриотическое отношение к Родине и своему городу, уважение к старшему поколению, к своим товарищам, к труду.
В объединении проводятся встречи с интересными людьми, экскурсии на выставки, встречи с подростками других объединений.
Кроме мероприятий непосредственно в объединении, подростки участвуют в учебно-массовых мероприятиях по тематике объединения, проводимых в рамках района и города (праздники, выставки, экскурсии и др.), что позволяет учащимся дополнительно приобрести навыки общения, ещё более расширить кругозор и почувствовать значимость своего труда.
Учебно-массовые мероприятия проводятся согласно плану проведения учебно-массовых мероприятий, составляемому ежегодно.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Темы
|
Количество часов
|
Тео-
рия
|
Прак-
тика
|
Всего
|
1
|
Тема 1. Введение.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Тема 2. История автомобилестроения
|
2
|
-
|
2
|
3
|
Тема 3. Общее устройство автомобиля
|
18
|
22
|
40
|
4
|
Тема 4. Система электрооборудования
|
4
|
6
|
10
|
5
|
Тема 5. Ходовая часть автомобиля
|
8
|
12
|
20
|
6
|
Тема 6. Техническое обслуживание автомобиля
|
8
|
12
|
20
|
7
|
Тема 7. Правила дорожного движения
|
10
|
24
|
34
|
8
|
Тема 8. Требования к состоянию транспортного средства.
|
2
|
4
|
6
|
9
|
Тема 9. Практическое вождение.
|
10
|
63
|
73
|
10
|
Заключительное занятие
|
3
|
-
|
3
|
11
|
Учебно-массовые мероприятия
|
-
|
6
|
6
|
|
ИТОГО
|
66
|
150
|
216
|
Содержание образовательной программы
Тема 1. Введение
Цели и задачи образовательной программы «Осваиваем автомобиль».
Автотехника как возможность реализации технического творчества. Практическое применение в автотехнике теоретических знаний, полученных в школе (физика, черчение, математика, химия и др.).
Литература, рекомендуемая для чтения.
Организация рабочего места.
Слесарный инструмент: назначение, порядок работы.
Охрана труда.
Оказание первой помощи при травме.
Практическая работа
-
Организация рабочего места
-
Формирование навыков безопасных практических приемов работы со слесарным инструментом.
Тема 2. История автомобилестроения
Краткая история развития мирового автомобилестроения. Изобретение первого, официально признанного автомобиля, его отличительные черты и формы.
История создания первых советских автомобилей (характерные черты и приемы изготовления):
-
первый советский автомобиль;
-
первый советский серийный автомобиль (1924 г., завод АМО);
-
послевоенный автомобиль – легковой, грузовой;
- классификация, основные характеристики, отличительные особенности современных автомобилей;
- сравнение общих характеристик автомобилей начала века, послевоенных и современных;
- характерные признаки таких автомобилей, как передне-задне приводные и полноприводные и т.д.
- современные достижения в области мировой и российской автотехники.
Тема 3. Общее устройство автомобиля
Основные части автомобиля, их назначение, расположение, взаимодействие:
-
двигатель;
-
трансмиссия;
-
ходовая часть: рама (или несущий кузов), передние, задние мосты, шины;
-
механизмы управления: рулевое управление, тормоза, рычаги и педали управления;
-
диагностика автомобиля.
Охрана труда при работе с оборудованием и инструментами.
Практическая часть
- Работа с инструментами (формирование навыков безопасной работы с инструментами).
-
Разборка – сборка автомобиля.
-
Выделение отдельных частей автомобиля.
-
Диагностика автомобиля.
Тема 4. Система электрооборудования
Основные элементы системы электрооборудования и их назначение.
Принцип действия, устройства, эксплуатация системы электрооборудования (генератор, стартер, распределитель, реле-регулятор).
Основные неисправности системы электрооборудования и их устранение. Технический уход за системой электрооборудования.
Охрана труда.
Практическая работа:
-
Профилактический осмотр системы электрооборудования.
-
Отработка практических приемов ремонта системы электрооборудования.
-
Проверка состояния генератора автомобиля.
-
Проверка состояния контактов прерывателя.
-
Проверка катушки зажигания.
-
Проверка состояния свечей.
-
Регулировка зазора между контактами прерывателя.
-
Регулировка зазора между электродами свечи.
-
Проверка состояния стартера.
-
Проверка втягивающего реле.
Тема 5. Ходовая часть автомобиля
Рама: назначение, устройство, виды, методы изготовления, уход. Неисправности рамы и способы их устранения.
Передний мост: назначение, виды, устройство, основные детали, неисправности, уход. Амортизаторы переднего моста.
Задний мост: назначение, устройство. Амортизаторы. Неисправности заднего моста и способы их устранения. Уход за мостами.
Механизмы управления (рулевое управление, тормоза, органы управления): назначение, виды, устройство, неисправности и способы их устранения, уход.
Колёса: устройство, виды, взаимозаменяемость, неисправности и способы их устранения, уход, демонтаж. Шины.
Охрана труда.
Практическая часть
- Отработка безопасных практических приемов работы.
-
Частичная разборка-сборка ходовой части автомобиля, уход.
-
Определение неисправностей и ремонт ходовой части автомобиля (течь жидкости из амортизаторов, заднего моста, вибрация автомобиля при движении, биение кардана, щелчки в крестовинах, течь масла через сальники заднего моста, полуосей, стук в амортизаторах, погнутые диски колес – биение колес, люфт в подшипниках колес, сквозной прорыв или прокол шин, повреждена камера и др.).
-
Бортировка колёс.
-
Частичная разборка-сборка механизмов управления автомобиля, уход.
-
Определение неисправностей механизмов управления автомобиля и ремонт механизмов управления рулевой колонки (затруднен поворот рулевого колеса, при повороте руля передних колес и др.).
Тема 6. Техническое обслуживание автомобиля
Охрана труда.
Системы и узлы автомобиля.
Способы и приёмы ремонта автомобиля.
Практическая часть
-
Формирование навыков безопасной работы с инструментами.
-
Профилактический осмотр всех узлов и систем автомобиля.
-
Уход и техническое обслуживание всех узлов и систем автомобиля.
-
Выявление неисправностей узлов и систем автомобиля.
-
Ремонт автомобиля.
Тема 7. Правила дорожного движения
Правила для пешеходов и пассажиров.
Дорожные знаки.
Разметка проезжей части.
Сигналы для регулирования дорожного движения.
Проезд перекрестков, ж/д переездов. Особые условия движения.
Общие обязанности водителей. Начало движения и маневрирования.
Движение по автомагистрали. Скорость движения.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
Буксировка механических транспортных средств.
Приоритет маршрутных транспортных средств.
Применение специальных сигналов.
Применение аварийной сигнализации и знаки аварийной остановки.
Практическая часть
- проведение дидактических игр и тренингов на тему «Правила дорожного движения»;
-
проведение дидактических игр и тренингов на тему «Движение и маневрирование на дороге»;
-
решение задач по ПДД на тренажерах.
Тема 8. Требования к состоянию транспортного средства
Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств.
Опасные последствия эксплуатации неисправного транспорта.
Требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, шин, световых приборов и проч.
Практическая часть
-
Осмотр автомобиля, выявление неисправностей в различных узлах и системах.
-
Устранение выявленных неисправностей.
Тема 9. Практическое вождение
Меры безопасности на учебных тренажерах по вождению.
Правила посадки в автомобиль. Правила запуска двигателя. Правила движения с места и торможения. Правила переключения передач.
Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Меры безопасности при вождении автомобиля.
Меры безопасности, связанные с техническим состоянием автомобиля. Состояние здоровья и самочувствие водителя: меры контроля и безопасности.
Практическая часть
- Подготовка, технический осмотр тренажера (автомобиля) на предмет выявления явных повреждений (ослабленное давление в шинах или порезы, течи бензина и масла, неработающие приборы освещения, сигнальные огни и т.д.)
-Посадка водителя: освоение правильного положения рук на руле.
-
Пуск двигателя, отработка движения с места и торможения на тренажере (неподвижном автомобиле).
-
Переключение передач на тренажере и автомобиле.
-
Отработка пуска двигателя.
-
Начало движения и торможение.
-
Отработка переключения передач с пониженной на повышенную передачу при движении автомобиля.
-
Отработка переключения передач с повышенной на пониженную передачу при движении автомобиля.
Отработка вождения автомобиля по несложной трассе.
Заключительное занятие
Итоги работы объединения.
Ответы на вопросы учащихся.
Рекомендации по дальнейшему обучению в области автодела.
Учебно-массовые мероприятия
Участие в учебно-массовых мероприятиях в рамках объединения, ЦДЮТТ, района и города: экскурсии на выставки (Городская выставка детского технического творчества и др.), конкурсы, участие в соревнованиях и др., согласно планам проведения учебно-массовых мероприятий, которые составляются ежегодно.
Методическое обеспечение образовательной программы
Разделы
Темы
|
Форма проведения занятий
|
формы организации учебно-воспитательного процесса УВП
|
Методы и приёмы организации УВП
|
Дидактический материал
|
Материальное оснащение
|
Формы подведения итогов
|
Тема 1. Введение.
|
Комбинированное занятие (сочетание теоретического и практического занятий).
|
фронтальная работа, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая работа.
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, показ образцов, инструктаж, опрос в ходе беседы, пояснения, коллективное обсуждение.
|
инструкции по охране труда, образцы слесарного инструмента (см. материально- техническое оснащение), образец сверлильного настольного станка, образец точильного станка.
|
Станок сверлильный настольный. Станок точильный.
Автомобиль «Ока».
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор, машинка обрезная, машинка зачистная, электроножницы, электролобзик, электрошлиф- машинка, .
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи (рожковые, накидные, кольцевые), комплект головок, ножовки (в ассортименте), пасатижи, отвертки и т.д.
|
опрос, контрольная работа по безопасным практическим приемам работы с инструментом.
|
Тема 2. История автомобилестроения.
|
Теоретическое занятие.
|
фронтальная работа
|
словесный, наглядный.
Рассказ, беседа, опрос в ходе беседы,
пояснения, указания,
показ образцов, показ иллюстраций, работа с раздаточным материалом, практическая работа, проблемная постановка вопроса
|
иллюстрации, фотографии, образец автомобиля. Плакаты «Общий вид автомобиля».
|
автомобиль «Ока».
|
опрос
|
Тема 3.
Общее устройство автомобиля.
|
комбинированное занятие, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая работа.
|
словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, опрос в ходе беседы, пояснения, указания, инструктаж, показ образцов, практическая работа, работа с плакатами и схемами, проблемная постановка вопроса, учебная дискуссия, элементы взаимообучения
|
образцы двигателя, трансмиссии, сцепления, коробки передач; образец ходовой части: рама (или несущий кузов), передний, задний мост, шины; образцы механизма управления: рулевое управление, тормоза, рычаги и педали управления.
Плакаты и схемы: «Общий вид автомобиля», «Двигатели», «Система питания автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля», «Трансмиссия автомобиля», «Ходовая часть автомобиля».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
-Дмитриевский А.В., Каменев В.Ф. Карбюраторы автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1990 г.
|
Автомобиль «Ока».
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор, машинка обрезная, машинка зачистная, электроножницы, электролобзик, электрошлиф- машинка.
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи (рожковые, накидные, кольцевые), ножовки (в ассортименте) т.д.
|
опрос, самостоятельная контрольная работа по сборке-разборке узлов автомобиля и диагностике.
|
Тема 4.
Система электрооборудования
|
комбинированное занятие
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, инструктаж, показ образцов, работа с плакатами, опрос в ходе беседы, пояснения, демонстрация практических приемов работы, проблемная постановка вопроса, учебная дискуссия, элементы взаимообучения
|
образцы генератора, свечей, приборов освещения и сигнализации. Образцы неисправных систем электрооборудования. Образцы приборов системы зажигания.
Плакаты: «Общий вид автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
|
Станочный парк: Станок сверлильный настольный. Станок точильный.
Автомобиль «Ока»
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор. Машинка обрезная. Машинка зачистная Электроножницы. Электролобзик. Электрошлиф- машинка.
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи (рожковые, накидные, кольцевые), набор головок, ножовки (в ассортименте) и т.д.
|
опрос, самостоятельная работа (диагностика и устранение неисправностей в системе электрооборудования).
|
Тема 5. Ходовая часть автомобиля
|
комбинированное занятие, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, показ образцов, работа с плакатами и схемами, опрос в ходе беседы, пояснения, указания, инструктаж, демонстрация практических приемов работы, проблемная постановка вопроса, учебная дискуссия, элемент соревнования, элементы взаиообучения
|
иллюстрации и образцы рам, передних подвесок, задних подвесок, амортизаторов, механизмов управления (рулевое управление, тормоза, органы управления), колёс, шин.
Плакаты и схемы: «Общий вид автомобиля», «Ходовая часть автомобиля».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
|
Станочный парк: Станок сверлильный настольный. Станок точильный.
Автомобиль «Ока».
Инструмент ручной электрический: электродрель электроперфоратор. Машинка обрезная. Машинка зачистная Электроножницы. Электролобзик. Электрошлиф- машинка.
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи
(рожковые, накидные, кольцевые), набор головок, ножовки (в ассортименте) и др. слесарный инструмент.
|
опрос, самостоятельная работа (по сборке-разборке автомобиля, диагностике и устранению неисправностей ходовой части и механизма управления).
|
Тема 6. Техническое обслуживание автомобиля
|
комбинированное занятие, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, показ образцов, работа с плакатами и схемами, опрос в ходе беседы, пояснения, указания, инструктаж, демонстрация практических
приемов работы, проблемная постановка вопроса, учебная дискуссия, соревновательный элемент, элементы творческой работы, элементы взаимообучения
|
иллюстрации и образцы всех узлов и систем автомобиля.
Плакаты и схемы: «Общий вид автомобиля», «Двигатели», «Система питания автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля», «Трансмиссия автомобиля», «Ходовая часть автомобиля».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
-Дмитриевский А.В., Каменев В.Ф. Карбюраторы автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1990 г.
|
|
|
Тема 7. Правила дорожного движения.
|
комбинированное занятие, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая, коллективная работа.
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, опрос в ходе беседы, показ образцов, показ иллюстраций, работа с текстом, пояснения, указания, проблемная постановка вопроса, игровой элемент, элементы тренинга, самостоятельная работа, учебная дискуссия, соревновательный элемент, элементы взаимообучения
|
образцы дорожных знаков. Иллюстрации: примеры разметки проезжей части, сигналы для регулирования дорожного движения, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, ж/д переездов. Дидактические игры на тему «Правила дорожного движения». Литература: «Правила дорожного движения». Плакат «Дорожные знаки».
|
«Дорожные знаки» (плакат)
Автотренажеры автомобильные, персональные компьютеры с набором программ «Виртуальная автошкола»
|
опрос, самостоятельная работа по ПДД
|
Тема 5. Требования к состоянию транспортного средства.
|
комбинированное, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, групповая работа.
|
словесный, наглядный, практический.
Рассказ, беседа, показ образцов, опрос в ходе беседы, пояснения, указания, демонстрация практических приемов работы, проблемная постановка вопроса, работа с плакатами и схемами, самостоятельная работа, соревновательный элемент, элементы взаимообучения
|
образцы всех узлов и систем автомобиля. Плакаты и схемы: «Общий вид автомобиля», «Двигатели», «Система питания автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля», «Трансмиссия автомобиля », «Ходовая часть автомобиля».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
|
Станочный парк: Станок сверлильный настольный. Станок точильный .
Автомобиль «Ока»
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор. Машинка обрезная. Машинка зачистная Электроножницы. Электролобзик. Электрошлиф- машинка.
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи (рожковые, накидные, кольцевые), набор головок, ножовки (в ассортименте) и т.д.
|
опрос, минисоревнование по сборке-разборке отдельных узлов, диагностике и устранению несложных неисправностей.
|
Тема 6. Практическое вождение.
|
комбинированное занятие, практическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной работа, индивидуальная.
|
словесный, наглядный, практический.
Беседа, демонстрация практических приемов работы, опрос в ходе беседы, пояснения, указания, работа с плакатами и схемами, проблемная постановка вопроса, инструктаж, соревновательный элемент, элементы взаимообучения
|
плакаты и схемы:
" Посадка водителя автомобиля",
«Общий
вид автомобиля», «Двигатели», «Система питания автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля», «Трансмиссия автомобиля», «Ходовая часть автомобиля», «Дорожные знаки».
|
Автомобиль «Ока»
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор. Машинка обрезная. Машинка зачистная Электроножницы. Электролобзик. Электрошлиф- машинка, комплект головок, ножовки (в ассортименте) и др. слесарный инструмент
|
опрос, самостоятельная практическая работа на выявление неисправностей автомобиля, минисоревнование по вопросам указанным в практической работе.
|
Заключительное занятие.
|
теоретическое занятие.
|
фронтальная, индивидуальная в рамках фронтальной, индивидуальная
|
словесный, наглядный.
Рассказ, беседа, пояснения, учебная дискуссия, проблемная постановка вопроса, коллективное обсуждение
|
Автомобиль в разобранном виде.
Образцы слесарного инструмента.
Образцы отдельных элементов, узлов и систем автомобиля.
Иллюстрации, схемы, чертежи отдельных элементов, узлов и систем автомобиля.
Иллюстрации различных моделей автомобилей.
Инструкция по охране труда.
Плакаты: «Общий вид автомобиля», «Двигатели», «Система питания автомобиля», «Система электрооборудования автомобиля», «Трансмиссия автомобиля », «Ходовая часть автомобиля», «Дорожные знаки».
Литература:
-Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание. – М.: Ливр, 1998 г.
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту. М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
- Автомобильный спорт. Правила соревнований. Официальное издание.- М.: ДОСААФ СССР, 1987 г.
-Дмитриевский А.В., Каменев В.Ф. Карбюраторы автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1990 г.
- Мелентьев Ю.А. Автотранспорт. Организация соревнований. – М.: ДОСААФ СССР, 1987 г.
- Правила дорожного движения
- Сингурниди Э.Г. С 38. Подготовка автомобиля к соревнованиям. – М.: ДОСААФ СССР, 1976 г.
|
Станочный парк: Станок сверлильный настольный. Станок точильный.
Автомобиль «Ока»
Инструмент ручной электрический: электродрель, электроперфоратор, машинка обрезная, машинка зачистная, электроножницы, электролобзик, электрошлиф- машинка,
Слесарный инструмент: молотки, напильник, зубила, гаечные ключи (рожковые, накидные, набор головок). Ножовки (в ассортименте) и др. слесарный инструмент.
|
опрос, анкетирование, коллективное подведение итогов обучения.
|
Список литературы
Для педагога:
- Автомобиль ВАЗ 2108 – 21099. Руководство по ремонту - М.: ООО «Авто-книга», 1996 г.
- Автомобильный спорт. Правила соревнований. Официальное издание - М.: ДОСААФ СССР, 1987 г.
- Автоспорт - М., ДОСААФ, 1975.
- Андреева А.Д., Воронова А.Д. Практическая психология образования - ТЦ "Сфера", 1998 г.
- Денисова А.Г. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. Методические рекомендации для педагогов ДО - СПб, ЦСТТ Кировского района, 2005 г.
- Дмитриевский А.В., Каменев В.Ф. Карбюраторы автомобильных двигателей - М.: Машиностроение, 1990 г.
- Мелентьев Ю.А. Автотранспорт. Организация соревнований – М.: ДОСААФ СССР, 1987 г.
- Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов, 100 ответов - М., ВЛАДОС, 2001 г.
- Правила дорожного движения РФ
- Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание – М.: Ливр, 1998 г.
- Сингурниди Э.Г. Подготовка автомобиля к соревнованиям – М.: ДОСААФ СССР, 1976 г.
- Татарченкова С.С. Урок для учителя - СПб, Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2002 г.
Для учащихся:
-Дмитриевский А.В., Каменев В.Ф. Карбюраторы автомобильных двигателей - М.: Машиностроение, 1990 г.
- Правила дорожного движения РФ.
- Руководство по ремонту ВАЗ 1111 Ока и модификация, эксплуатация, обслуживание – М.: Ливр, 1998 г.
|