И ликвидации последствий стихийных бедствий




Скачать 2.31 Mb.
страница 1/12
Дата 05.09.2016
Размер 2.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ


_______________________________________________________________




СБОРНИК


МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СБОРА

ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫПОЛНЕНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В 2012 ГОДУ

И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ НА 2013 ГОД
(30 – 31 января 2013 года)

Москва – 2013

В сборнике представлены материалы Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2012 году и постановке задач на 2013 год.

На Всероссийском сборе выступил Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.

С основным докладом выступил Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков.

В работе Всероссийского сбора приняли участие представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены Общественного совета при МЧС России и члены Экспертного совета МЧС России, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, руководители структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МЧС России.


СОДЕРЖАНИЕ






Стр.

Д.А. Медведев

Приветствие участникам Всероссийского сбора……………………….



6


В.А. Пучков

Итоги деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2012 году и задачи на 2013 год……………….



8


В.С. Артамонов

Основные направления развития нормативно-правовой базы в области обеспечения жизнедеятельности населения и задачи территориальных органов МЧС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации…




18

А.П. Чуприян


Краткие итоги реализации задач по отдельным направлениям

деятельности системы МЧС России и пути ее совершенствования…..




24


С.А. Шляков

Добровольная пожарная охрана. Итоги, проблемы и основные

направления развития……………………………………………………..


31


Г.Н. Кириллов

Основные итоги деятельности государственных надзоров МЧС

России в 2012 году и задачи на предстоящий период………………….


35


П.В. Плат

Итоги деятельности спасательных воинских формирований МЧС России в 2012 году. Основные направления развития…………………




42


С.Л. Диденко

Формирование государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации. Основные

результаты деятельности в 2012 году и задачи на 2013 год……………

51


Э.Н. Чижиков

Системы оповещения населения. Их состояние и перспективы развития. Организация работы в субъектах российской Федерации по созданию единого номера экстренного вызова оперативных служб «112»




60


О.В. Баженов

Совершенствование кадровой политики МЧС России в 2012 году и задачи по направлению деятельности Департамента на 2013 год…….




69


Н.Н. Гречушкин

Оснащение подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования, а также рациональное использование высвобождаемой техники для организации оснащения подразделений добровольной пожарной охраны. Разработка единой технической политики в целях формирования современного облика подразделений пожарной охраны в Российской Федерации……………………………




76


Ю.И. Дешевых

О взаимодействии органов надзорной деятельности МЧС России с органами местного самоуправления. О механизмах применения независимой оценки пожарных рисков………………………………………



82


М.В. Владимиров

Основные итоги деятельности поисково-спасательных формирований и подразделений федеральной противопожарной службы по реагированию на ЧС в 2012 году, в том числе поэтапное развитие специализированных пожарных частей и задачи по повышению их готовности. Основные приоритетные направления деятельности на 2013 год…….



84


А.Е. Загорулько

Об итогах инвестиционной и строительной деятельности в 2012 году и приоритетных направлениях на 2013 год…………………………….




89


М.В. Лоскутов

Об итогах финансово-экономического обеспечения системы МЧС России в 2012 году, приоритетах и задачах на 2013 год. О переходе на новую систему денежного довольствия в системе МЧС России………



93


В.А. Шуйков

Приоритетные направления международной деятельности МЧС

России………………………………………………………………………


101


С.П. Выпряжкин

Об использовании современных информационных технологий при организации документационного обеспечения управления и

рассмотрений обращений граждан………………………………………

109


В.В. Степанов

Итоги работы по совершенствованию антикризисного управления в 2012 году. Основные направления развития и совершенствования системы антикризисного управления на межрегиональном и региональном уровнях в 2013 году………………………………………




111

Ю.С. Шойгу

Проблемные вопросы организации и оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………



117


А.Н. Махлаев

Программно-целевой метод планирования. Итоги реализации федеральных программ в МЧС России в 2012 году………………………….




120


О.С. Воронов

Основные итоги информационно-пропагандистской деятельности МЧС России в 2012 году и приоритетные направления на 2013 год.…




127


А.И. Овсяник

Об инновационных разработках МЧС России в области пожарно-спасательной техники и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров……………………………………..




131



ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ВСЕРОССИЙСКОГО СБОРА
Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации
Уважаемые участники Всероссийского сбора!
Мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о вопросах обеспечения безопасности граждан в рамках системы МЧС. Они имеют приоритетное значение для государства и находятся в зоне постоянного внимания Правительства Российской Федерации. Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги прошлого года и сформулировать задачи на ближайшее время.

2012 год был по-своему сложным. Произошли такие масштабные бедствия, как наводнение в Краснодарском крае, селевые потоки в Дагестане, лесные пожары в Сибирском, Дальневосточном федеральных округах. Случились пожары в различных ведомствах, включая Министерство обороны.

К сожалению, погибли сотни, пострадали – тысячи людей. Сумма прямого ущерба составляет свыше 200 млрд. рублей. Таковы последствия стихийных бедствий и происшествий.

Очевидно, что нашей стране необходима действенная система оповещения, система предупреждения чрезвычайных ситуаций, для того чтобы мы получали эту информацию вовремя и вовремя принимали необходимые решения. В ноябре прошлого года был подписан Указ «О создании комплексной системы экстренного оповещения граждан». Она должна быть запущена до 1 января 2014 года и обеспечивать каждого человека, находящегося в зоне риска, всей информацией, которая жизненно ему необходима.

Надо полноценно внедрять и развивать систему единого вызова оперативных служб, я имею в виду систему «112». Вы, уважаемые коллеги, знаете, что подобные системы активно действуют в других странах и неплохо себя зарекомендовали. Они позволяют оказывать гражданам комплексную, что очень важно в определённых сложных ситуациях, и оперативную помощь.

Кроме того, крайне важно обучать людей правилам безопасности и навыкам самопомощи, и это является одним из приоритетных направлений работы министерства. Вести эту работу нужно на всех уровнях, в том числе на муниципальном уровне, что называется, «на земле», где легче заметить накопившиеся проблемы и где проще принять меры для предотвращения катастроф. Тем более, что все вы отлично знаете, что порой подвиги совершаются в ситуации, когда просто приходится бороться с последствиями чьего-то недосмотра или просто халатности.

В нашей стране сделано уже немало для того, чтобы максимально быстро и эффективно ликвидировать последствия различных стихийных бедствий. Действует Национальный центр управления в кризисных ситуациях (я в последний раз посещал его в октябре прошлого года), он оснащён весьма современно и укомплектован профессиональными сотрудниками, это впечатляет. Сформирована сеть центров повседневного управления на уровне федеральных округов и регионов, это даёт возможность оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и справляться с ними. Нужно, чтобы работа центров постоянно отвечала требованиям времени и в техническом и в правовом плане.

Переоснащение МЧС современной техникой продолжится. Мы в последние годы сделали немало в этом направлении. Было принято много важных решений. И я считаю, что это помогло министерству в решении его основных задач.

В 2013 году на эти цели запланировано более 8 млрд. рублей. Также хотел бы отметить, что у министерства накоплен хороший опыт сотрудничества с различными ведомствами, включая Министерство обороны, и я думаю, что такое объединение усилий – это правильный подход. Так происходит во всём мире, потому что это просто рационально по государственным соображениям, а у нас страна – самая большая по территории, и для нас это вдвойне необходимо.

Мы прекрасно понимаем, как важна в работе спасателя мобильность. Одна из главных задач на текущий год – создание в системе МЧС аэромобильной группировки для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары с применением современных технологий. Здесь необходимо задействовать все возможности системы гражданской обороны. Её мероприятия, связанные с ними правила должны неукоснительно выполняться в полном объёме всеми должностными лицами и, конечно, всеми нашими гражданами.

За прошлый год сотрудниками министерства спасено более 200 тыс. человек. Это, наверное, самый позитивный, самый главный результат, и именно он вызывает благодарность людей. Более 2 млн. человек получили помощь от спасательной службы страны.

Профессия спасателя действительно относится к числу самых гуманных на нашей планете. Вы все работаете самоотверженно, честно, рискуя подчас своим здоровьем и жизнью. И благодаря вашим усилиям Россия в настоящий момент является страной с одной из самых мощных служб в борьбе с чрезвычайными ситуациями. И дело тут не только в оснащении, о котором я только что сказал, хотя, ещё раз повторю, оно должно быть современным, я бы даже сказал, самым современным. В первую очередь, конечно, это люди. И хотел бы сказать, что наши люди вам благодарны и вами гордятся.

Сегодня некоторых из присутствующих мы отметим государственными и ведомственными наградами. Я благодарю вас всех за службу и желаю вам успехов.

Итоги деятельности Единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий

гражданской обороны в 2012 году и задачи на 2013 год
В.А. Пучков, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!


В своём послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил основную задачу – создать богатую и благополучную Россию. Поэтому решение вопросов обеспечения безопасности граждан и государства является основой деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Прошедший год выдался сложным и напряжённым, это потребовало значительных дополнительных усилий. РСЧС выполнила поставленные перед ней задачи. В результате силами МЧС России в прошедшем году спасено более 214 тыс. человек на пожарах, при чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах.

Ликвидировано 136 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также 96 крупных пожаров, которые угрожали населённым пунктам и критически важным объектам. По стране сокращено количество пожаров на 3,2% – это минус 5,6 тыс. пожаров, которые могли принести беду людям. При этом уменьшено число погибших на 3,3%, а это 393 спасённых жизни людей, которые вернулись к своим родным и близким.

Спасено 150 тыс. человек при реагировании сил МЧС России на дорожно-транспортные происшествия. Сегодня силы МЧС России реагируют на каждое второе ДТП, при этом мы работаем в тесном взаимодействии с соответствующими службами МВД, Министерства здравоохранения и других структур. Снижена гибель людей на водных объектах на 10% (это 626 человеческих жизней) и сокращено на 12% количество происшествий на воде (минус 863).

Уменьшено количество аварий на объектах, защищаемых подразделениями военизированных горноспасательных частей, практически на четверть. Горноспасатели совершили 547 боевых выездов, 499 пострадавших получили квалифицированную медицинскую помощь непосредственно под землёй – в шахтах, на объектах металлургии.

На территории Российской Федерации обезврежено свыше 40 тыс. взрывоопасных предметов, из них 469 авиабомб, каждый из которых мог принести беду гражданам страны. Проведено в рамках международной деятельности свыше 60 гуманитарных операций и медико-эвакуационных мероприятий граждан России из различных уголков мира.

Сформирована современная система центров управления в кризисных ситуациях. Под руководством Национального центра управления в кризисных ситуациях проведено в прошедшем году 150 важных мероприятий с участием государственных органов управления. При этом организована координация деятельности 45 функциональных подсистем РСЧС и группировок сил и средств практически во всех 83 регионах нашей страны. Оказана помощь из Резервного фонда Правительства Российской Федерации 26 субъектам Российской Федерации на общую сумму свыше 14 млрд. рублей. Эти средства граждане получили для поддержки своей семьи, а также компенсацию за утерянные предметы первой необходимости. Выдана единовременная помощь свыше 160 тыс. человек, 695 семей получили дома и квартиры за счёт государственных жилищных сертификатов, которые выданы по решению Правительства Российской Федерации. Также построены и отремонтированы социально значимые объекты и жильё в зонах чрезвычайных ситуаций.

Большие объёмы аварийно-восстановительных работ, работ по тушению пожаров также выполнены функциональными и территориальными подсистемами. В этой работе каждый день принимали активное участие практически все федеральные структуры, руководители субъектов Российской Федерации и большинство муниципальных образований. В целом РСЧС в 2012 году выполнила все задачи. Благодаря деятельности служб спасения предотвращены гуманитарные катаклизмы в Краснодарском крае, Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах нашей страны. Работа пожарно-спасательных подразделений обеспечила стабильное социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. РСЧС как главная государственная резервная система справилась с задачей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Вместе с тем для реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, реализации и выполнения решений Правительства Российской Федерации, а также с учётом прогнозируемой опасности и угроз в 2013 году требуется осуществить комплекс мероприятий по развитию системы РСЧС и гражданской обороны.

Первое. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы является важнейшим приоритетом нашей деятельности. Это основа формирования и реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности населения. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям субъектов Российской Федерации необходимо нормативно и организационно отработать вопросы установления режимов функционирования органов управления и сил РСЧС на местах, а также регламентировать уровни реагирования на чрезвычайные ситуации, установленные последним изменением в федеральное законодательство. В прошлом году по совершенствованию нормативной базы хорошо поработали в Республике Татарстан, в Камчатском крае, Калужской, Курской, Ростовской, Томской, Ярославской и Тюменской областях, а также в городах Санкт-Петербурге и Москве и в других регионах страны.

Что касается муниципальных образований. Требованием времени является оказание практической, системной помощи на местах не только по созданию муниципальной нормативной базы, но и механизмов практической реализации положений финансового, материального, технического и иного обеспечения. Муниципальные образования нуждаются в нашей повседневной заботе и поддержке.



Второе. Развитие системы реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе на угрозы природных явлений циклического характера. При этом во всех звеньях РСЧС необходимо отработать алгоритмы действий, чтобы каждый человек получил своевременную квалифицированную помощь в любой точке нашей необъятной страны.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации приведена в готовность укомплектованность подразделений РСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе в зонах возможного затопления на территории страны. Вместе с тем требуется дополнительно проработать все вопросы и проблемы на местах с учётом предстоящих паводков. Прошу руководителей всех уровней власти спланировать во втором полугодии подготовку и проведение масштабных учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в первую очередь циклического характера.

Наиболее эффективно при решении этих вопросов в прошедшем году работали системы реагирования в республиках Мордовия, Хакасия, в Ставропольском и Приморском краях, на Камчатке, в Мурманской области и Москве. Также отмечаю качество работы функциональных подсистем Минздрава, Минтранса, МВД, Минобороны, Минприроды и других федеральных структур.

МЧС России в прошедшем году жёстко регламентировало время реагирования пожарно-спасательных и других подразделений: до 60 секунд – подразделениям, выдвигающимся для ликвидации ЧС и пожаров; начало спасательных работ в городах – до 10 минут, в сельской местности – до 20 минут. МЧС рекомендует также аналогичные требования установить для всех подразделений РСЧС и гарнизонов пожарной охраны в стране. Кстати, в прошлом году сокращено общее время реагирования всех наших подразделений на ЧС, и сегодня в городах время реагирования составляет 9 минут 40 секунд. В сельской местности мы укладываемся в нормативы по основным крупномасштабным ЧС и пожарам, приступаем к ликвидации до 20 минут. За каждой секундой оперативности реагирования стоят человеческие жизни.



Третье. Требуется дальнейшее совершенствование системы управления функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, а также координации действий сил и средств.

Дмитрий Анатольевич уже отметил организующую работу Национального центра управления в кризисных ситуациях, вместе с тем у нас ещё очень много задач по дальнейшему развитию систем управления на местах. В настоящее время уже функционирует централизованная автоматизированная система управления пожарно-спасательными силами на базе центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России. По нашему мнению, эту практику необходимо распространить на все органы управления и силы РСЧС на местах.

Я прошу руководителей субъектов Российской Федерации создать современные органы управления РСЧС для решения задач на региональном, муниципальном и объектовом уровнях и исключительно на базе центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам. Это позволит сократить управленческий аппарат на местах и повысить эффективность работы всей системы антикризисного управления в стране. От начальников региональных центров требую обеспечить контроль и оказание методической помощи в решении этой проблемы.

Четвёртое. Реализация плана строительства и развития сил и средств МЧС России, утверждённого Президентом Российской Федерации, – важнейшая сфера нашей деятельности. Уже в этом году требуется завершить формирование федеральной аварийно-спасательной службы МЧС России для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и осуществления мероприятий по международному гуманитарному реагированию. Также необходимо выполнить комплекс мер по повышению готовности и эффективности применения сил и средств. В первую очередь это силы, которые ежедневно, ежесуточно заступают на боевое дежурство. Это 51 тыс. человек личного состава и свыше 13 тыс. единиц основной комплексной аварийно-спасательной и пожарной техники. Требуется также увеличить численность и улучшить оснащение поисково-спасательных формирований МЧС и РСЧС в отдалённых регионах.

Необходимо также продолжить в этом году работу по формированию комплексных пожарно-спасательных центров, которые прикроют крупные города Российской Федерации. Я прошу в 2013 году спасательного формирования с дисклокацией в районе Кавказских минеральных вод. Личный состав, техника, экипировка должны обеспечить весь комплекс аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. На Кавказе необходимо создать, в том числе мощную кинологическую службу и специальное подразделение конных спасателей для работы в горах, прикрыв Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию и другие регионы Северного Кавказа.

Особое внимание требуется уделять развивающемуся туристическому кластеру. Увеличение численности дежурных смен пожарно-спасательных подразделений позволит прикрыть все отдалённые территории. Кроме того, требуется обустроить деятельность военизированных горноспасательных частей и подразделений, а также решить вопросы их социальной поддержки. Впервые за десятилетия в городе Новокузнецке, под эгидой МЧС России, для горноспасателей в прошедшем году сдан жилой дом и обустроен весь микрорайон, в котором они будут проживать.

Также требуется завершить работу по обустройству вспомогательных горноспасательных команд для обеспечения безопасности технологических процессов, в первую очередь под землёй, в сложных условиях, а также на объектах металлургии и строительства в соответствии с новым федеральным законом, который буквально на днях вступает в законную силу. Прошу руководителей субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных органов взять эту работу под личный контроль.

Необходимо также уделить особое внимание развитию экипировки пожарных и спасателей, которые работают в сложных условиях заражения и загрязнения местности на севере и жарком юге.

Сегодня на выставке представлены некоторые разработанные новые многофункциональные образцы экипировки для работы в сложных условиях. Я прошу определить лучшие образцы, провести открытое тестирование и обсуждение с пожарными, спасателями и другими специалистами, которые работают на местах, с последующим принятием на оснащение подразделений. Прошу продолжить работу по реализации программы переоснащения подразделений МЧС России современными многофункциональными образцами пожарно-спасательной техники и оборудования в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. На эти цели только в этом году дополнительно выделено свыше 8 млрд. рублей.

Отдельный вопрос, стоящий перед системой, – это прикрытие объектов инфраструктуры и перспективных экономических проектов в арктической зоне. Для этого МЧС России создаются комплексные аварийно-спасательные центры в северных регионах страны, эта работа осуществляется нами совместно с Министерством обороны.

Я настоятельно требую от руководителей территориальных органов, начальников региональных центров подготовить отдельные программы по Заполярью с выделением финансовых и материально-технических ресурсов. Также прошу поставить на особый контроль все решения по Мурманской области, которые мы приняли.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница