СОДЕРЖАНИЕ
I. Общая характеристика программы
1. Цель, миссия программы
Подготовка магистров, способных осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере исторического знания, обладающих методикой соединения исторического знания с новыми формами его поиска, развития, научной и общественной презентации с использованием методов исторической информатики, цифровых и медиатехнологий, имеющих навыки анализа политических, экономических и социокультурных процессов в современном обществе.
А) в области воспитания:
- развитие таких социально-личностных качеств выпускников как креативность, способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни и деятельности, систематическое совершенствование уровня профессиональной квалификации;
- развитие у магистрантов патриотизма, социальной активности, уважения к правам и свободам человека, толерантности;
- понимание магистрантами значения исторической памяти и роли исторических познаний и образования в сегодняшнем политическом и культурном пространстве
Б) в области обучения:
- освоение студентами современных методов анализа и презентации исторической информации
- овладение магистрантами методологией и методикой научного труда;
- углубленная фундаментальная и профессиональная подготовка выпускников к успешной карьере в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертно-аналитической деятельности.
2. Квалификация, присваиваемая выпускникам: Магистр
3. Вид профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники:
- научно-исследовательская
- педагогическая
- культурно-просветительская
- инновационно-проектная
Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.
4. Направленность (профиль) программы: Публичная история: историческая информатика и медиа-технологии в истории
5. Объем программы и сроки освоения: 120 зачетных единиц / 2 года
6. Планируемые результаты освоения программы:
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения ООП магистратуры по направлению «История» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОПК-3);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ОПК-4);
способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-5);
способностью к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6).
профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
научно-исследовательская деятельность:
способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1);
способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования (ПК-3);
способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);
способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);
педагогическая деятельность:
владением навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории работу в образовательных организациях основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования (ПК-6);
способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);
способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);
культурно-просветительская деятельность:
способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-13);
инновационно-проектная деятельность (профессиональные компетенции, устанавливаемые образовательной организацией):
способность использовать базовые знания в области истории художественной культуры и мировых религий в педагогической инновационной деятельности (ПКО-1)
готовность к проектированию инноваций в исследованиях по истории художественной культуры и мировых религий (ПКО-2)
7. Сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы
Наименование блоков
|
Всего
преподавателей
|
В том числе
|
Доктор наук, профессор
|
Кандидат наук, доцент
|
Без уч. степени, звания
|
Штатные
|
Штатные совместители
|
Внешние совместители
|
Чел.
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Блок 1
|
13
|
3
|
23
|
9
|
70
|
1
|
7
|
7
|
|
2
|
14
|
3
|
21
|
Блок 2
|
4
|
|
|
4
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет 79 % от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе магистратуры, составляет 93 %. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих высшее образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе магистратуры, достигает 100 %. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе магистратуры, составляет 7 %.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Для подготовки к аудиторным занятиям и выполнения заданий для самостоятельной работы студенты используют книжный фонд библиотеки БФУ им. И. Канта, литературу, сосредоточенную в кабинете истории, на кафедре зарубежной истории и международных отношений, а также монографии, имеющиеся в личных библиотеках преподавателей.
По дисциплинам всех циклов в библиотеке и в институте имеется достаточное количество основной литературы из расчета 1 экз. на четырёх студентов.
Фонд дополнительной литературы помимо учебников, учебных пособий и монографий включает специализированные периодические издания, в том числе журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта» и др. в расчете 1 экз. на четырёх студентов.
Институт имеет выход в международные и российские информационные системы. Студенты получают доступ к электронным библиотекам, порталам, содержащим полнотекстовые публикации источников и научной литературы, исторические журналы и реферативные сборники. Также обеспечивается возможность работы с электронными каталогами библиотеки университета, Калининградской областной универсальной областной научной библиотеки. Одновременный индивидуальный доступ к электронно-библиотечной системе имеют 25 % обучающихся по направлению «История»
2. Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
В оперативном управлении Института находятся учебные аудитории № 02, 28, 29, 33, 34, 36, 49, используемые для обучения магистрантов по направлению «История» и расположенные в учебном корпусе по адресу ул. Чернышевского, д. 56а. Каждая аудитория, кроме аудитории 33, предназначена для размещения 50 студентов. Учебные аудитории 28, 29, 34, 36 оснащены мультимедийными проекторами Epson, интерактивными досками Interwrite, ноутбуками. В аудиториях 33 и 49 смонтированы плазменные панели. В аудитории 33 (компьютерный класс) размещены 18 компьютеров, есть ноутбуки, принтер, имеется выход в Интернет; могут проводиться учебные занятия для 30 студентов.
На кафедре истории имеется специализированный фонд научной литературы, в том числе по исторической информатике.
Студенты пользуются услугами библиотеки и читальных залов, имеющихся в различных корпусах университета. В учебном корпусе по ул. Чернышевского, д. 56а оборудован читальный (мультимедийный) зал № 2; который содержит научную литературу и периодику по истории, философии, политологии, культурологии, психологии и педагогике; его книжный фонд насчитывает 12 тыс. экз.; журнальный фонд – 600 экз.; установлены 26 компьютеров, имеется доступ к Интернету. Читальный (мультимедийный) зал № 5 содержит 9 тыс. экз. книг, 500 экз. журналов по экономическим наукам; установлены 22 компьютера; действует выход в Интернет.
Для занятий иностранными языками предназначена учебная аудитория № 311 (лингафонный кабинет в учебном корпусе по адресу ул. Чернышевского, 56); в ней смонтированы мультимедийный проектор Epson, доска Interwrite, имеется ноутбук.
Медицинское обслуживание студенты получают в Клинико-диагностическом центре БФУ, здравпункте университета. В учебном корпусе, где располагается институт, имеется столовая. Иногородние студенты, нуждающиеся в общежитии, обеспечиваются местами в нем в порядке очереди.
3. Организация учебных занятий
Основу теоретической подготовки студентов составляют лекционные занятия. Лекции читаются по самым сложным и важным вопросам теории, внимание студентов акцентируется на наиболее трудных, проблемных аспектах изучаемых тем. Во время лекций используются мультимедийные презентации, видеоматериалы, схемы. Доля лекционных занятий от всех аудиторных составляет 28,4%.
Основной объем аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВО отводится на семинарские (практические) занятия. Практические занятия проводятся в основном в форме дискуссии, совместного обсуждения вопросов, включенных в план занятия, заслушивания и обсуждения рефератов и докладов студентов, работы с историческими документами.
Значительная часть учебного времени приходится на самостоятельную работу студентов. Форму контроля результатов самостоятельной работы студентов определяет преподаватель.
Текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях, коллоквиумах, а так же в форме письменных работ и выполнения тестевых заданий на университетской платформе тестирования. Промежуточный контроль знаний (зачеты и экзамены) проводится в устной форме по билетам, в виде тестирования или по балльно-рейтинговой системе (анализируются успеваемость и посещаемость занятий каждого студента, активность его участия в учебном процессе, выполнение заданий для самостоятельной работы) в соответствии с формами контроля, указанными в учебно-методическом комплексе модуля (дисциплины). Пересдачи зачетов и экзаменов с неудовлетворительной оценки проводятся в письменной форме.
В течение семестра для студентов регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультации по графику, утверждаемому кафедрой истории в начале каждого семестра.
4. Среда вуза, обеспечивающая развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников
В БФУ им. И. Канта создана социокультурная среда и благоприятные условия для развития личности и социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся. Развитию личности обучающегося и формированию его как общекультурных, так и профессиональных компетенций способствуют гармоничное интегрирование внеучебной работы в образовательный процесс и комплексный подход к организации внеучебной работы.
Внеучебную деятельность студентов БФУ им. И. Канта обеспечивают:
Служба по работе со студентами,
В состав службы входят:
Центр студенческих инициатив,
Центр трудоустройства
Внеучебная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
-
воспитательная работа (включая патриотическое воспитание; проведение культурно-массовых мероприятий; формирование корпоративной культуры, развитие университетских традиций);
-
развитие творческих способностей (организация деятельности театральных, вокальных, танцевальных и пр. коллективов);
-
физкультурно-оздоровительная работа (включая профилактику вредных привычек и асоциальных явлений);
-
развитие студенческого самоуправления.
-
социальная работа (стипендиальное обеспечение, социальная поддержка обучающихся (включая материальную помощь студентам), разработка и реализация социально значимых проектов);
-
содействие занятости студентов и трудоустройство выпускников.
1. воспитательная работа
1.1. патриотическое воспитание.
Ежегодно проводятся акции памяти, приуроченные к памятным датам Великой Отечественной войны. Университет шефствует над самым большим захоронением советских воинов в Польше (г. Пултусск) и над мемориалом на месте бывшего интернационального лагеря военнопленных Шталаг-1 (г. Багратионовск Калининградской обл.).
1.2. проведение культурно-массовых мероприятий
Традиционно ежегодно для всех студентов в университете организуются творческий конкурс «Университетская весна» (по нескольким номинациям), конкурсы «Мисс- и Мистер- университет», международный фестиваль студенческих театров «Равноденствие», молодежный фестиваль коротких экспериментальных спектаклей «Нитка», театральный фестиваль классической драмы «Прикосновение», вокальный и танцевальный конкурсы. Проведение таких мероприятий создает условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся. В организацию и проведение культурно-массовых мероприятий вовлечено в среднем около 40% студентов очной формы обучения.
1.3. формирование корпоративной культуры и развитие университетских традиций
Формированию корпоративного духа студентов вуза способствуют подготовка и проведение следующих университетских мероприятий: День знаний «Отличное начало», День первокурсника, Дни институтов, День БФУ им. И. Канта. В организацию и проведение корпоративных мероприятий вовлечено в среднем более 70% студентов очной формы обучения.
Студенты имеют возможность пользоваться коллекцией музея БФУ им. И. Канта, бесплатно посещать Ботанический сад вуза. Ежегодно для студентов приобретаются билеты в музеи города: «Кафедральный собор», «Музей мирового океана» и в городскую филармонию.
2. развитие творческих способностей
Культурная среда БФУ им. И. Канта позволяет студенту приобщаться к художественному творчеству, повышать уровень своего развития практически во всех областях культуры. Этому способствует функционирование следующих творческих коллективов:
Студия современного танца шоу-балета «Свой Стиль»;
Танцевальная группа «39,9 Dance»;
Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?»;
Студенческий театр «Третий Этаж»;
Вокальная студия «Муза»;
Клуб игры на гитаре;
Студия рок-музыки;
Художественная студия;
КВН-лига;
В деятельность творческих коллективов вовлечено более 20% студентов очной формы обучения.
3. физкультурно-оздоровительная работа
Функционируют разнообразные спортивные секции, в том числе – футбол, йога, шахматы, чарлидинг, пауэрлифтинг, теннис, ритмическая гимнастика, пэйнтбол, баскетбол, волейбол, плавание. В секциях непосредственно занято около 10 % студентов очной формы обучения.
Ежегодно проводятся межвузовские универсиады, олимпиады и спортивные праздники, а также университетская спартакиада по различным видам спорта между институтами. В спортивных соревнованиях принимает участие до 25% студентов очной формы обучения. В институте регулярно проводятся студенческие спортивные соревнования и матчи между преподавателями и студентами по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, настольному теннису. На областных соревнованиях успешно выступает студенческая сборная по пейнтболу.
4. развитие студенческого самоуправления
В университете действует ряд общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие способностей, лидерских качеств, гражданской позиции, активности обучаемых и в целом – на гармоничное развитие личности:
-
Студенческий совет (высший орган студенческого самоуправления БФУ им.И. Канта)
-
спортивный студенческий союз
-
штаб стройотрядов
-
профсоюзный комитет студентов
-
студенческое научное общество
-
волонтерское движение студентов БФУ им. И. Канта
Один раз в квартал проводятся Школы студенческого актива.
Вовлечение обучающихся в деятельность общественных объединений формирует у них социальную зрелость, активную жизненную позицию, готовность к социальному взаимодействию, способность к социальной и профессиональной адаптации и мобильности, готовность к постоянному саморазвитию и повышению своей квалификации и мастерства. В институте функции студенческого самоуправления выполняет старостат, в который входят старосты курсов.
5. социальная работа
Осуществляется социальная поддержка обучающихся, а также реализуются социально значимые студенческие проекты. Вторая функция осуществляется и Управлением по связям с общественностью БФУ им. И. Канта.
5.1.стипендиальное обеспечение
Помимо государственной академической и социальной стипендий, студенты БФУ им. И. Канта на конкурсной основе могут претендовать на дополнительные стипендии более 10 видов (стипендии Президента и Правительства РФ, стипендия Ученого совета БФУ им. И. Канта, стипендии торгово-промышленной палаты и Сбербанка, стипендии администрации г. Калининграда, стипендии губернатора Калининградской обл. и др.). Дополнительные стипендии не отменяют назначение государственной академической стипендии.
Членами стипендиальной комиссии по отбору кандидатов на получение разных видов стипендий являются представители студенческого самоуправления.
5.2. социальная поддержка обучающихся
По заявлению студентам может выплачиваться материальная помощь и компенсация за проезд к месту проживания и обратно (при наличии средств в стипендиальном фонде). Размер выплат зависит от конкретных обстоятельств.
5.3. разработка и реализация социально значимых проектов
Среди традиционных ежегодно реализуемых проектов: акция «Больница для плюшевых друзей» (пропаганда здорового образа жизни и формирование у дошкольников позитивного отношения к докторам и врачебным процедурам); акция «Ночь в библиотеке» (привлечение внимания к чтению и университетским библиотечным ресурсам); шефство над детским домом «Надежда» и над госпиталем ветеранов Великой Отечественной войны; совместный проект с обществом детей-инвалидов по реализации их творческих способностей (постановка спектаклей, концертных программ и пр.). В подготовке и реализации социально значимых проектов участвует до 30% студентов очной формы обучения.
6. содействие занятости студентов и трудоустройство выпускников.
На сайте университета функционирует электронная биржа труда, на которой представлены вакансии, существующие не только в университете, но и в других организациях, учреждениях и т.п. региона, причем как с полной, так и с неполной занятостью.
Не реже одного раза в полугодие проводится ярмарка вакансий с приглашением основных работодателей, праздники профессий (день рекламы, день туризма и пр.), профессиональные фестивали и конкурсы, организуемые совместно с работодателями (конкурс бизнес-проектов, конкурс «Законодательная инициатива», экономический фестиваль и пр.).
Ведется пофамильный учет выпускников текущего года и оказывается реальная помощь в трудоустройстве, включая стажировки в университете.
Кроме того, реализации творческого потенциала обучающихся и формированию корпоративной культуры способствуют созданные при поддержке управления по связям с общественностью студенческие СМИ: газеты «Универсия» и «Съешь меня», имеющие интернет-версии, Студенческое «Радио БФУ», в режиме реального времени транслирующее студенческие авторские программы и студенческие новости, также доступное на сайте БФУ им. И. Канта.
В университете выходит поэтический сборник серии «Поэтическая кантиана», в котором студенты всех институтов имеют возможность представить свое творчество.
Группа «Я выбираю БФУ им. И. Канта» объединяет 7500 студентов и выпускников вуза, являясь крупнейшей группой в социальной сети vkontakte.ru.
На сайте вуза создана «Приемная ректора» и «Прямая линия» с проректорами и руководителями подразделений вуза, что обеспечивает гласность и прозрачность управления образовательным процессом, а также создание «открытого диалога» между администрацией вуза и студенческой молодежью.
|