И продовольствия республики беларусь главное управление образования, науки и кадров




Скачать 5.11 Mb.
страница 1/26
Дата 27.09.2016
Размер 5.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Сборник научных статей по материалам Республиканской

научной конференции студентов и магистрантов,

посвященной 175-летию образования академии
(Горки, 21 ноября – 10 декабря 2014 г.)


Горки

БГСХА

2015

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Сборник научных статей по материалам Республиканской

научной конференции студентов и магистрантов,

посвященной 175-летию образования академии
(Горки, 21 ноября – 10 декабря 2014 г.)

Горки


БГСХА

2015


УДК 33(476) (062)

ББК 6/7 я 43

П 50

Редакционная коллегия:



П. А. Саскевич (гл. редактор), А. В. Соляник (отв. редактор),

Н. А. Дуктова (отв. редактор), С. В. Гудков (отв. редактор),

А. А. Герасимович (отв. секретарь), С. А. Константинов,

Ф. С. Приходько, Н. С. Шатравко, Т. И. Скикевич


Сборник содержит материалы, представленные студентами по актуальным проблемам политического, социально-экономического, организационно-правового и культурологического развития Республики Беларусь.
Статьи печатаются в авторской редакции.

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент Т. И. Скикевич

кандидат филологических наук, доцент А. И. Малько

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2015



175 ЛЕТ (1840–2015 гг.) БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
ГЕРАСИМОВИЧ А.А. – кандидат истор. наук, доцент

ГЛУШАКОВА Н.А. – кандидат истор. наук, доцент


Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия к своему 175-летию стала крупнейшим вузом в Республике. В настоящее время в Академии трудится более 2 тыс. человек, в их числе свыше 600 преподавателей, среди которых 3 академика, 3 члена-корреспондента НАН Беларуси, 26 докторов и профессоров, 247 доцентов и кандидатов наук. Их усилия сосредоточены на решении главной задачи – обеспечении качественной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса страны. Наряду с этим профессорско-преподавательский состав активно занимается научно-исследовательской работой. Только за 2014 год издано более 5 учебников, 46 учебных пособий, 24 курса лекций, 24 учебно-методических комплекса, более 270 методических указаний и рекомендаций, 241 учебная программа.

Над докторскими диссертациями работают 6 кандидатов наук, доцентов. Обучаются в аспирантуре и работают над кандидатскими диссертациями 186 аспирантов и 5 соискателей.

На 14 факультетах академии, в Пинском и Полесском филиалах и в Высшей школе агробизнеса обучается около 14 тысяч студентов. Академия – крупнейший сельскохозяйственный вуз страны по контингенту студентов-заочников.

Сегодня в академии обучается 656 иностранных студентов. Для зарубежных стран ведется подготовка экономистов, правоведов, маркетологов, а также представителей других специальностей.

В течение 2014 года оказано экспортных образовательных услуг на сумму более 1 млн. долларов США. Подготовлено и действует более 100 договоров о сотрудничестве с вузами Германии, Туркменистана, Украины, России, Польши, Бразилии, Литвы, Латвии, Болгарии и других стран.

В структуре академии имеются факультет довузовской подготовки, где разными формами обучения охвачено около 500 будущих абитуриентов, и Высшая школа агробизнеса, где обучается более 400 студентов.

На академию возлагается большая ответственность в сфере повышения квалификации руководящих кадров и специалистов СПК, унитарных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, других предприятий и организаций АПК. Академия является базовым вузом по повышению квалификации преподавателей сельскохозяйственных колледжей страны.

Ежегодно в академии переподготовку проходят около 250 человек, повышают свою квалификацию около 1000 специалистов и руководителей АПК, целевое краткосрочное обучение (стажировку) проходят более 1000 человек.

В январе 2015 года факультет повышения квалификации и переподготовки кадров преобразован в институт.

Академия сегодня – крупнейшее среди стран СНГ и Европы многопрофильное высшее учебное заведение агропромышленного направления, центр образования, науки и культуры. На территории академгородка общей площадью 64 га расположены 16 учебных корпусов, где размещены и функционируют 60 кафедр, 58 учебных подразделений и научных лабораторий, компьютерный центр, 14 студенческих общежитий, библиотека с книжным фондом более 1 млн. томов.

В состав академии также входит учебно-опытное хозяйство, за которым закреплено 8 тысяч га земли (5500 га пахотных земель), Дворец культуры, столовая, детский сад, ботанический сад, дендрологический парк, учебный полигон, спорткомплекс, каскад прудов, биотехнологический центр. На территории академии функционируют поликлиника, больница, конно-спортивная школа.

Разработана и успешно реализуется программа компьютеризации учебного процесса.

В ней ставятся следующие цели: подготовка студентов академии как квалифицированных пользователей информационных технологий; совершенствование учебного процесса на основе широкого использования автоматизированных обучающих систем; совершенствование планирования учебного процесса на базе внедрения автоматизированных систем управления.

Одной из важнейших задач реализации программы компьютеризации является материально-техническое обеспечение. За последние пять лет (2010–2015 гг.) на материально-техническое обеспечение направлено 2 млрд. рублей.

Ректорат и Совет академии ведут большую работу по повышению научно-методического уровня преподавателей. Все новое, прогрессивное, что добыто усилиями ученых, непременно находит отражение в лекциях, а передовой опыт, прогрессивные индустриальные технологии – в практическом обучении, в лабораториях, на опытных полях и фермах, в хозяйствах. Непременным условием для профессорско-преподавательского корпуса является систематическая работа над собой, непосредственное участие в научно-исследовательской работе.

Ученые академии регулярно привлекаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, облсельхозпродами для работы в комплексных научных программах. В 2014 году ученые академии участвовали в разработке 65 хоздоговорных тем на сумму 5,45 млрд. рублей.

В академии работает 1 специализированный совет по защите кандидатских диссертаций и 1 по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Совершенствование учебного процесса немыслимо без соответствующего материально-технического обеспечения. В соответствии с профилем подготовки специалистов осуществляется поворот к новейшим перспективным направлениям в лабораторно-научной базе и учебно-опытном хозяйстве.

За свою историю академия подготовила для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства более 82000 высококвалифицированных специалистов. Наших выпускников можно встретить во всех уголках Республики Беларусь и далеко за ее пределами.

Деятельность многих выпускников и профессоров академии содействовала развитию сельскохозяйственной науки (П. И. Альсмик, А.М. Божанов, Ю. Ю. Жебеко, А. Н. Козловский, С. С. Коссович, А. П. Людоговский, И. С. Мицуль, И. У. Полимпсестов, С. Г. Скоропанов, А. В. Советов, И.А. Стебут, Е. С. Фальков, И. Н. Чернопятов, И. Д. Юркевич, М. Ф. Иванов и др.).

Широта мировоззрения, сформированного за годы учебы, и умение реализовывать полученные знания на практике, даже не всегда в благоприятной обстановке, позволяла многим выпускникам быстро проявить себя и стать уважаемыми руководителями сельскохозяйственных предприятий и организаций.

За героизм и мужество 2 выпускникам академии присвоено звание Героя Советского Союза, за выдающиеся достижения, организаторские способности и профессионализм 24 выпускникам академии присвоено звание Героя Социалистического Труда, 16 – Заслуженного деятеля науки и техники, 60 – Заслуженного работника сельского хозяйства.

Деятельность областных и районных уровней руководства по разным направлениям жизни общества просто невозможна без участия выпускников академии. И в руководстве республикой в разные годы значимые посты были доверены специалистам, получившим знания и профессиональные навыки в стенах академии (В. Е. Лобанок, Ф. А. Сурганов, Е. Е. Соколов и др.).

В 1985 г. академию окончил Александр Григорьевич Лукашенко, избранный в 1994 г. Президентом Республики Беларусь. Коллектив академии по праву этим гордится.

Академия имеет статус ведущего вуза в национальной системе образования Республики Беларусь в области подготовки кадров для сельского хозяйства. БГСХА – единственный вуз в Беларуси, который в 1998 и 2003 годах проходил аттестацию Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки России на право ведения образовательной деятельности.

В декабре 2014 года Белорусская государственная сельскохозяйственная академия успешно прошла Государственную аккредитацию и аттестацию на соответствие учреждения образования типа «Академия».

Для желающих есть возможность получить высшее образование без отрыва от производства на факультетах заочного отделения по 14 специальностям. Студенты, которые имеют высокие показатели в учебе, после окончания второго курса могут параллельно обучаться по второй специальности на факультетах заочного отделения или в Высшей школе агробизнеса и получить за время обучения в академии два диплома.

С 2004 года в БГСХА открыта подготовка магистрантов. После получения квалификации специалисты могут углубить свои профессиональные знания в магистратуре.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия занимает лидирующую позицию в республике и по развитию международных связей, активно сотрудничая с ведущими вузами Великобритании, Франции, США, Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Польши, Чехии, России, Украины и других стран, в которых наши преподаватели и студенты проходят стажировки и производственные практики.

ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ
УДК 341.355

АННАЕВ М.А. студент



ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУ БЕЛАРУСЬЮ И ТУРКМЕНИСТАНОМ

Научный руководительКОНСТАНТИНОВ С.А. – доктор экономических наук

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь


Туркменистан является одним из стратегических партнеров Республики Беларусь в Центральной Азии, при этом приоритетным направлением двустороннего взаимодействия является взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество.

Товарооборот между Беларусью и Туркменистаном за последние пять лет вырос в 4,3 раза [1].

В 2013 году товарооборот Беларуси и Туркменистана составил 319,9 млн. долларов (134,6 процента к 2012 году). В прежние годы достигнуты следующие показатели по товарообороту: 2006 г.– 15,6 млн. долл. США; 2007 – 87,9; 2008 – 49,5; 2009 – 74,8; 2010 – 90,7 [1]; 2011 – 238,1 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,6 раза. Белорусский экспорт составил 230,1 млн. долларов США, увеличившись в 2,6 раза [2].

Значительный рост взаимного товарооборота в последние годы основан, прежде всего, на реализации договоренностей, достигнутых на уровне Глав государств, и отражает сложившийся между Республикой Беларусь и Туркменистаном дружественный характер отношений.

В 2013 г. Республика Беларусь и Туркменистан вышли на новые рубежи во взаимной торговле, достигнув самого высокого результата в истории двусторонних отношений, выйдя на четвертое место по экспорту среди стран СНГ [1].

Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что в последнее время торгово-экономическому сотрудничеству двух стран был придан хороший импульс. «Мы располагаем всем необходимым для того, чтобы вывести эти отношения на новый уровень, отвечающий в полной мере интересам обеих наций, – сказал Президент Туркменистана. – Нас пока не удовлетворяет имеющийся объем товарооборота и уровень инвестиционной активности» [3]. Беларусь в 2013 г. поставляла в Туркменистан преимущественно товары с высокой добавленной стоимостью: грузовые автомобили, автомобили специального назначения, тракторы, дорожно-строительную технику, оборудование и материалы для Гарлыкского ГОК, провода и кабели, лекарственные препараты, продукцию деревообрабатывающей промышленности, сельскохозяйственную продукцию (спирт этиловый, солод, сыры, фруктовые соки).

Наиболее значимым совместным белорусско-туркменским проектом является реализация контракта на строительство белорусскими специалистами «под ключ» горно-обогатительного комплекса по выпуску калийных удобрений мощностью 1,4 млн. тонн в год на базе Гарлыкского месторождения калийных солей.

Важную роль в увеличении взаимного товарооборота играет Межправительственная белорусско-туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству, являясь эффективным механизмом наращивания и диверсификации взаимовыгодных торговых связей.

31 октября 2013 г. в Ашхабаде проведено пятое заседание комиссии, 7 октября 2014 г. в Минске – шестое.

Создан Деловой совет по сотрудничеству между торгово-промышленными палатами Беларуси и Туркменистана.

Вклад в расширение товарной номенклатуры взаимных поставок вносит работа созданных в Ашхабаде и Минске торговых домов. В ходе официального визита в Республику Беларусь Президента Туркменистана в Минске, в многофункциональном спортивно-развлекательном комплексе «Чижовка-Арена», под эгидой Туркмено-Белорусского торгового дома прошла Национальная выставка-ярмарка туркменских товаров (9-12 октября 2014 г.). Мероприятие посетили Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Премьер-министр Республики Беларусь М. Мясникович. В ноябре-декабре 2014 г. под эгидой Белорусско-Туркменского торгового дома в Ашхабаде пройдет Национальная выставка-ярмарка белорусских товаров.

Важнейшим и весьма эффективным направлением белорусско-туркменского взаимодействия является сотрудничество в сфере образования. В настоящее время более восьми тысяч граждан Туркменистана получают образование в Республике Беларусь [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь и Туркменистана [Электронный ресурс]. - http://turkmenistan.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/b5235a49a846a73d.html. - Дата доступа: 19.11.2014.

2. Беларусь и Туркменистан готовы к расширению сотрудничества [Электронный ресурс].- http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1408&Itemid=30. - Дата доступа: 19.11.2014.

3. Беларусь и Туркменистан выходят на качественно новый уровень стратегического партнерства. [Электронный ресурс].- http://www.mybelarustoday.com/index.php?go=News&in=comments&id=1150. - Дата доступа: 19.11.2014.

УДК 808.26 (072)

АРАШКОВА Д. А. – студэнтка



ТЭНДЭНЦЫІ РАЗВІЦЦЯ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ І ПРАБЛЕМЫ ЯЕ СУЧАСНАГА СТАНУ

Навуковы кіраўнік – СКІКЕВІЧ Т.І. − кандыдат філал. навук, дацэнт

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь


У Беларусі аднавілася дыскусія аб статусе беларускай мовы. Паводле сацыялагічных даследаванняў, толькі 6 % грамадзян гавораць па-беларуску, а пераважная большасць аддае перавагу мець зносіны на рускай мове. Філолагі занепакоеныя: ці не знікне беларуская мова зусім?

Беларуская мова носіць статус дзяржаўнай. Тым не менш у грамадскім жыцці краіны яе выкарыстоўваюць надзвычай рэдка. Усё менш выдаецца кніг і перыядычных выданняў на беларускай мове, памяншаецца колькасць беларускіх школ і класаў. Большасць органаў улады вядуць справаводства на рускай мове. Многія афіцыйныя сайты маюць толькі руска- і англамоўныя версіі. Па словах вядомага ў краіне паэта Генадзя Бураўкіна, без беражлівых адносін да роднай мовы у Беларусі няма будучыні:

«Зразумела, што не будзе мовы – не будзе краіны, не будзе дзяржавы, не будзе народа. Будуць «гастарбайтэры» з тэрыторыі Беларусі. Будзе бюракратычная адукацыя пад назвай «Беларусь ці Паўночна-Заходні край», ці яшчэ якое іншае. Але не будзе асновы для развіцця нашай беларускай дзяржавы».

Заклапаціліся праблемай мовы і палітыкі. Прадстаўнікі ліберальна-дэмакратычнай партыі Беларусі прапанавалі пачаць з дзяржаўных служачых: чыноўнікі абавязаны дасканала валодаць роднай мовай.

Па дадзеных статыстыкі, толькі чвэрць насельніцтва краіны выкарыстоўвае беларускую мову як гутарковую. Астатнія аддаюць перавагу мець зносіны на рускай. Спецыялісты інстытута мовы і літаратуры пры Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі перакананыя, што выратаваць беларускую мову можна пры дапамозе папулярызацыі мовы. Акрамя таго, неабходна строга выконваць заканадаўства і нарматыўныя акты, якія тычацца моўнай сферы. Дырэктар Інстытута мовы і літаратуры Аляксандр Лукашанец адзначыў:

«Сёння беларускую мову павінны прапагандаваць людзі паспяховыя, аўтарытэтныя, паважаныя і прыгожыя. Калі мы будзем рэгулярна чуць нашу мову ад такіх прадстаўнікоў грамадства, то і іншыя пачнуць больш ахвотна карыстацца беларускай. Сёння беларуская мова павінна стаць фактарам кансалідацыі беларускага грамадства, а не фактарам канфрантацыі».

Сёння нярэдка можна сутыкнуцца з тым, што беларус у Беларусі проста не ведае сваю родную мову. І, задаючы пытанне па-беларуску, часта можна ўбачыць, як людзі губляюцца і не могуць звязаць нават двух слоў. Аднак, як паказваюць апытанні, маладыя людзі нашмат лепш ведаюць родную мову, чым старэйшае пакаленне.

Ацэньваючы сітуацыю вакол папулярнасці беларускай мовы, незалежныя эксперты сёння падзяліліся на дзве групы. Першая выказвае сумневы адносна таго, што калі-небудзь моўная сітуацыя ў Беларусі зменіцца. Другая група прытрымліваецца дадзеных сацыялагічных апытанняў, згодна з якімі маладыя беларусы зацікаўлены ў веданні роднай мовы, а значыць, у беларускай мовы ёсць будучыня.

Сучасная моўная сітуацыя ў Беларусі характарызуецца пераважна суіснаваннем і выкарыстаннем беларускай і рускай моў і можа быць вызначана як беларуска-рускае двухмоўе, якое прадстаўлена беларуска-рускім, руска-беларускім двухмоўем і індывідуальным беларускім і рускім аднамоўем.

У наш час беларусы складаюць амаль 84 % насельніцтва (гэта ў 10 разоў больш, чым рускіх), у краіне няма канфліктаў на этнічнай глебе, пры гэтым ўжыванне беларускай мовы з кожным днём скарачаецца

У прадстаўленай ніжэй табліцы (Табл. 1), па дадзеных сямі перапісаў, паказана, як на працягу апошніх 80 гадоў мянялася доля грамадзян БССР / Беларусі, якія назвалі сябе беларусамі, і доля тых этнічных беларусаў, якія лічылі беларускую мову для сябе роднай.
Табліца 1


Группы насельніцтва

% Групы (па гадах перапісаў)

1926

1959

1970

1979

1989

1999

2009

Этнічныя беларусы ў насельніцтве БССР / Беларусі

80,22

81,1

81,0

79,4

77,9

81,2

83,7

Беларусы, якія назвалі беларускую мову роднай

71,8

84,2

90,15

83,50

80,22

85,6

60,8

Лёгка заўважыць, што за два постсавецкія дзесяцігоддзі этнічнае і моўнае самавызначэнне адзін з адным не супадае. Калі доля этнічных беларусаў паслядоўна, хоць і не рэзка, узрастала, то доля беларусаў, якія звалі беларускую роднай мовай, у 1999 годзе адчувальна вырасла (хоць і не дасягнула піка 1970-га), аднак праз 10 гадоў гэты паказчык абвальна знізіўся (амаль на 25 %) і дасягнуў рэкорднага мінімуму.

Па дадзеных перапісу 2009 г., роднай беларускую мову назвалі 53,22 % насельніцтва краіны (60,8 % − беларусы). У цэлым жа колькасць тых, хто свабодна валодае беларускай мовай, у 2009 годзе налічвалася 6,34 млн чалавек, ці дзве траціны насельніцтва краіны. Маюць зносіны ж на беларускай дома і таго менш – 23,43 % усяго насельніцтва краіны. Разам з тым яшчэ за дзесяць гадоў да гэтага, падчас правядзення перапісу 1999 года, беларускую мову лічылі сваёй роднай 73,6 % жыхароў краіны (90,15 % − беларусы), а ў сем’ях на ёй размаўлялі 37 %.

Табліца 2




Этнічныя і сацыяльныя групы насельніцтва Беларусі

Удзельная вага этнічнай ці сацыяльнай групы (у % да ўсяго насельніцтва)

Беларускую мову назвалі (у % да колькасці сваёй этнічнай ці сацыяльнай групы)

Роднай

Мовай штодзённых хатніх зносін

Гады перапісаў

1999

2009

1999

2009

1999

2009

Беларусы

81,2

83,7

85,6

60,8

41,3

30

Рускія

11,4

8,3

9,0

2,8

4,3

2,1

Палякі

3,9

3,1

67,0

58,1

57,6

40,9

Украінцы

2,4

1,7

14,3

7,9

10,2

6,1

Жыхары гарадоў

69

74

66,9

44,1

19,8

11,3

Сельскія жыхары

31

26

89,2

79,7

74,7

58,7

Усё насельництва

10,04 млн. (100%)

9,50 млн. (100%)

73,7

53,22

36,7

23,4

Між тым, паводле сацыялагічных даследаванняў, беларускай мовай не карыстаецца амаль 21 % беларусаў, а пастаянна карыстаюцца толькі каля 6 % беларусаў. Рускай жа мовай пастаянна карыстаюцца амаль 74 % беларусаў.

Пры гэтым беларускай мовы надзвычай мала і ў грамадскім жыцці. Практычна ўсе дакументы вядуцца на рускай мове. Многія афіцыйныя сайты маюць толькі руска- і англамоўныя версіі, на тэлебачанні пераважае руская мова, з чыноўнікаў вышэйшага звяна па-беларуску пастаянна размаўляе толькі міністр культуры. Штогод зніжаецца колькасць устаноў адукацыі, дзе навучанне ідзе на беларускай мове.

Так, у 2012 годзе выхавальнікі мелі зносіны на беларускай мове толькі з 12 % дашкольнікаў. На беларускай вывучаюць усе прадметы 18 % школьнікаў. Ва ўстановах сярэдняй спецыяльнай адукацыі на рускай і беларускай мовах навучаецца 14 % вучняў, на беларускай мове – каля 1 %. У ВНУ на рускай і беларускай мовах вучацца 37 % студэнтаў, на беларускай мове – 0,9 % выпускнікоў школ з беларускай мовай навучання.

Між тым, на думку шэрагу экспертаў, калі ў Беларусі працягнецца пастаяннае скарачэнне колькасці беларускамоўных школ, то гэта можа пагражаць ліквідацыяй беларускай нацыі і дзяржавы. Пра пагрозу знікнення беларускай мовы заяўляе і ЮНЕСКА. Пры гэтым у Еўропе ёсць толькі дзве краіны, дзе мова тытульнай нацыі знаходзіцца пад пагрозай знікнення: Беларусь і Ірландыя. У сувязі з гэтым многія змагары захавання і развіцця беларускай мовы выступаюць за вяртанне ёй статусу адзінай дзяржаўнай.

Разам з тым у 1920-я гады, падчас актыўнай беларусізацыі, у БССР было адразу чатыры дзяржаўныя мовы: беларуская, польская, руская і ідыш. І наяўнасць такога вялікага ліку дзяржаўных моў не ўплывала негатыўна на развіццё беларускай мовы.

Прыхільнікі захавання сучаснай моўнай сітуацыі адзначаюць, што ўвядзенне беларускай мовы ў якасці адзінай дзяржаўнай або раўнанне яе ў правах з рускай прывядзе да значных фінансавых выдаткаў, а таксама ударыць па рускамоўных грамадзянах.
ЛІТАРАТУРА
1. http://telegraf.by/2012/09/za-ili-protiv-belorusskii-yazik

2. http://n-europe.eu/article/2009/10/19/problema_%C2%AByazyka%C2% BB_v_belarusi

3. Мечковская, Н. – Почему в постсоветской Беларуси все меньше говорят на белорусском языке? / Н. Мечковская http://magazines.russ.ru/nz/2011/6/m16.html

4. http://library.by/portalus/modules/belarus/print.php?subaction=showfull&id=12900856 28&archive=1290177995&start_from=&ucat=8&

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Русификация_Белоруссии.
УДК 346.542:331.56(476)

ДЕРБЕНЁВА И.В. – студентка


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница