Игровые технологии в педагогическом процессе.
На протяжении 12 лет моей работы в школе меня интересовал вопрос: «Почему нашим детям на уроках не всегда интересно? Почему жизнь школы порой так не похожа на разноцветный мир, который встречает ребёнка вне стен класса, во взаимоотношениях с друзьями, книгами».
Потому что скучное НАДО порождает упрямое НЕ ХОЧУ. А ведь обязательные занятия в школе и школьная жизнь могут и должны изумлять детей, ввести их в удивительный мир познания, такой же увлекательный, как мир детских забав, такой же волшебный, как сказка.
«Сделать серьёзное обучение для ребёнка
занимательным - вот задача первоначального обучения».
К.Д. Ушинский.
Именно основная цель моей работы заключается в этих словах, а также в расширении кругозора учащихся и познавательных интересов, развитие обще- учебных знаний и умений, в повышении интереса к изучаемым предметам.
По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (Цель: развлечь, доставить интерес к различным видам деятельности)
- коммуникативную (Цель: освоение диалектики общения)
- самореализации в игре (Цель: самореализовать своё «Я» в игре)
- игротерапевтическую (Цель: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности)
- диагностическую (Цель: выявить, насколько прослеживается самопознание в процессе игры)
- функцию коррекции (Цель: изменить и откорректировать личностные
показатели учащихся)
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческая - очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- наличие правил, отражающих содержание игр.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно -рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом она
способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий, для освоения понятий, темы или даже целого раздела;
- как элементы боле обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу
методов организации учебного процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр - педагогическая игра обладает существенным
признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим
педагогическим результатом , которые могут быть обоснованны и
характеризуют учебно - познавательную направленность.
Игровая форма создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций.
Как же происходит реализация игровых приёмов?
1. Ставится перед учащимися дидактическая цель в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве её средства.
4. В учебную деятельность вводится элемент соревнования
5. Успешное выполнение связывается с игровым результатом.
По области деятельности педагогические игры делятся на:
1. физические.
2. интеллектуальные.
3. трудовые.
4. социальные.
5. психологические.
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, контролирующие, обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. творческие, репродуктивные, продуктивные;
4. коммуникативные, диагностические, психотехнические,
профориентационные.
По игровой деятельности:
1. предметные;
2. сюжетные;
3. ролевые;
4. деловые;
5. имитационные;
6. драматизация.
По предметной области и по игровой среде:
-
с предметами и без предметов;
2. настольные, комнатные, уличные;
3. компьютерные, телевизионные;
4. технические, со средствами передвижения.
В своей практике я использую как физические, так и интеллектуальные игры; по характеру пед.процесса: обучающие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, коммуникативные; по игровой методике — сюжетные, драматизация. Чаще всего использую обучающие игры, которые прослеживаются практически на всех уроках - как при объяснении нового материала, так и при его закреплении. Цель: как можно доступнее и интереснее объяснить новый материал, закрепить изученный. Например: знакомство с буквой и звуком, с числом и цифрой, знакомство с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши; с понятиями антонимы, синонимы, слова — близнецы и т.д. — использую следующие игры: «Конструирование букв», «Слова рассыпались», «На что похожа буква?», «Покорение вершин», «Маршрут», «Найди своё место», «Соберём слова в корзину», «Что забыл нарисовать художник?», «Слушай и считай», «Буква заблудилась», «Цепочка», «Пять слов», «Обобщение», «Скажи, чего нет?». '
Развивающие игры используются параллельно с обучающими, такие как: «Анаграммы», «Ребусы», «Зашифрованное слово», «Найди существенное», «Загадка» «Занимательная лесенка», «Наборщик», «Что лишнее», «Магические квадраты», «Пять слов», «Цепочка», «Омонимы - загадки», «Выбери букву», «Вычитаем - прибавляем». Очень много и познавательных игр: «Будь внимателен», «Соотнеси части растений», «Рассказать о форме, цвете, вкусе конкретного предмета» (фруктов или овощей), «Найди существенное» - сад (растения, собака, забор, лопата, земля), лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник), «Назвать признаки» (лета, осени, зимы, весны) по плану, «Что лишнее» и т.д.
Часто обучающие, познавательные, развивающие, интеллектуальные, творческие дидактические игры перекликаются между собой. Например: «Что забыл нарисовать художник» - является обучающей и познавательной игрой, «Найди существенное», «Анаграммы» - являются развивающими, познавательными, интеллектуальными играми и т.д.
Хочу остановиться на физических играх — прежде всего это физминутки. На уроках провожу физ.минутки под музыку (аудиокассеты), в стихах, музыкальные, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
Придаёт большой эмоциональный настрой, настрой бодрости и доброжелательности на весь учебный день утренняя зарядка, которая проходит под музыку, и проводят её сами учащиеся.
На уроках использую как игры - элементы, которые могут применяться в течение всего урока (ребусы, загадки, анаграммы• и т.д.), так и игры -эпизоды (в начале или в конце урока) «Найди существенное», «Соберём слова в корзину», различные дидактические игры: « Рыболов», «Телефонист», «Помоги ежу», «Лечим с Айболитом», «Цветик -семицветик» и т.д. Использование этих игр - это, прежде всего творчество учителя, его педагогическое мастерство. А также игры- уроки. Продуктивнее всего по моему опыту является урок - игра, в котором используются как элементы игр, так и эпизоды. Ведь игровая технология — это совокупность отдельных игр и её элементов. Почему я считаю, что урок — игра приносит эффективность в повышении качества знаний учащихся? Прежде всего, в этом уроке должны быть подчинены все три цели урока — обучающая, развивающая и воспитательная — и помогает мне в этом сюжетная игра. Например: при изучении темы по математике «Образование числа 8» связала с сюжетной игрой «Посещение Бабушки-Загадушки» - каждый этап урока был подчинён обучающей, развивающей и воспитательной цели. Учащиеся не только узнавали содержание учебного материала, но и знакомились через загадки с овощами. На втором уроке «Состав числа 8» продолжили путешествие, но уже усложнили задания - собирали овощи и делали выводы о их значении для человека, содержании в них витаминов. Закрепление познавательного материала проследили на уроке «Познания мира», тема «Овощи и фрукты», который совпал с уроком математики. На уроках русского языка использую игры- путешествия. Например: при изучении темы «Звук (ч), буквы Чч»- использовала игру «Путешествие с часами» и переходом с одного этапа на другой было такое четверостишие «Тик - так, тик - так, все часы идут вот так, тик — так скажи скорей, что мы сделаем сейчас?». При изучении темы «Звук (щ), буквы Щщ» использовала путешествие с героем из сказки Емелей и щукой — переходом были слова: «По щучьему велению, по моему хотению ...» и т.д. Сюжетные игры - игры - уроки -это, прежде всего, использование сюжетов из сказок, мультфильмов, их героев, которые интересны и любимы детьми, сюжетов из повседневной жизни. «Путешествие листочка», «Путешествие снежинки», «Посещение Бабушки Загадушки», «Путешествие Ёжика», по плану, по карте, «Путешествие по городам Казахстана», «Цветик — семицветик», «Путешествие геометрического человечка», «Путешествие в лес», «Путешествие кораблика пустыни», «Путешествие в сказку» и т.д. Игры невозможно представить без связи с народной педагогикой - использование на уроках пословиц, загадок, чистоговорок, скороговорок.
Ни одна игра не даёт желаемого результата, если учитель не использовал красочный, наглядный материал. Наглядность помогает учащимся увидеть то, над чем им предстоит работать. А учитель только корректирует тему и цель урока.
Эффективность игровой технологии не будет прослеживаться, если не будет систематического использования игры. А также, если не будет
подведён итог урока: «Чему научились?», «Кто вам сегодня помогал?», «Какую игру вы бы использовали на следующем уроке?», «Что понравилось?». Конечно, при ответе на такой вопрос, учащиеся часто называют не только игры и виды деятельности на уроке, но и чаще всего можно услышать такой ответ: «Мне всё понравилось на уроке», а ответ других: «Я согласен». И я считаю, что это и является главной наградой учителю за его труд.
На протяжении 2 четверти итогом каждого урока(если цель была достигнута) было украшение ёлки новогодними игрушками. Таким образом, в конце 2 четверти к Новогоднему празднику в классе была наряжена ёлка. Итогом 3 четверти к празднику «Наурыз» расцвели тюльпаны, сделанные детскими
Диагностика роста показывает, что качество знаний учащихся постепенно руками. К концу года на нашей поляне зазвучат голоса птиц. Поощрением для учащихся являются предметы из «волшебного мешочка».увеличивается к концу учебного года. Этому способствует систематическое использование игр (Диагностика прилагается). Тестовые работы по проверке памяти, внимания, мышления показали, что процент качества развития внимания, памяти и мышления уч-ся, при использовании педагогических игр, вырос по отношению к тому проценту, с которым дети поступили в школу (Диагностика прилагается). Таким образом, использование развивающих, познавательных, физических, интеллектуальных, сюжетных, коммуникативных, продуктивных игр в совокупности помогают моим учащимся выражать свои мысли, в письменной и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы друг друга, оценивают работу на уроке, вступают в беседу, в дискуссию с учителем и с товарищами. Важно сотрудничество детей между собой в процессе обучения на уроке. Поэтому использую работу в парах и группах. Если у учащихся не будет развита самостоятельность суждений, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к той или иной области знаний. Дети любознательны, отзывчивы. Интерес к знаниям проявляется тогда, когда всё доступно и понятно. Игра формирует чувственно - эмоциональную сферу у детей. Результатом моей работы по данной технологии является сборник игр, составленный из используемых мной на уроках игр (Сборник игр прилагается).
Педагогические игры
Составила: учитель начальных классов
Лысенко И.Ю.
2001-2002 г.
Развивающие игры.
1. «Анаграмма» (спрятанное слово).
Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
АЛИГ ——— ЛАДЫШИН ——— ОЕСЛ ——— АБАРН ——— ОТЛЕ ——— ОГОЛАВ ——— ОРЗА ———
(Познание мира, Русская грамота).
2. Цель: научить ребёнка узнавать предметы по заданным признакам. Задание: назвать время года по перечисленным признакам (весна, зима, лето, осень).
(Познание мира, Русская грамота).
3. «Зашифрованное слово».
Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: составить из первых слогов слово.
КАША, РЕКА, ТАРЕЛКА.
(Русская грамота).
4. «Найди существенное».
Цель: научить выделять существенные признаки предметов.
Задание: отметить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего
перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, очки, карандаш).
ЛЕС (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник).
(Познание мира, Русская грамота).
5. Назвать признаки времён года но плану.
- Как изменяется продолжительность дня?
- Как изменяется температура воздуха?
- Какие выпадают осадки?
- Как изменяется состояние растений?
- Как изменяется состояние почвы?
- Как изменяется состояние водоёма?
Цель: развивать речь у учащихся, называть предметы и признаки времён
года.
(Познание мира).
6. «Загадка».
Цель: научить узнавать предметы по заданным признакам.
Назвать предметы, которые могут быть и большими и маленькими,
3 стороны и 3 угла, и т.д.
(Познание мира, Русская грамота, Математика).
7. «Занимательная лесенка»,
Цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Составить слова по схеме:
(Познание мира, Русская грамота).
8. «Наборщик».
Цель: мыслительные операции анализа и синтеза.
Пароход, конструктор, кустарники и т.д.
(Познание мира, Русская грамота).
9. «Что лишнее?»
Цель: определять общий признак в словах понятиях.
Вторник, зима, лето, осень, весна.
(Познание мира, Русская грамота).
I0.«Составление предложений».
Цель: развивать речь и мышление.
Задание: составить из букв предложения. ВЕСНА или ВСНГ.
(Познание мира, Русская грамота).
11.Составить предложения, используя слова: озеро, карандаш, ученик. (Познание мира, Русская грамота).
12.РЕБУСЫ.(русская грамота)
И
ка
13.«Обобщение»
(Русская грамота. Познание мира).
Цель: научить ребёнка обобщать.
Задание: продолжить классификацию одним словом.
Капуста, огурец - это ...
Яблоко, груша - это ...
14.«Классификация»
(Русская грамота).
Цель: научить классифицировать. Е, Ё, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О и т.д.
1 5.«Магические квадраты» (Математика),
Цель: развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
16.«Буква заблудилась» (Русская грамота).
Неизвестно, как случилось
Только буква заблудилась
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.
- Закричал охотник - Ой!
Двери гонятся за мной!
- На виду у детворы
Крысу красят маляры!
- Посмотри-ка, ребятки!
Раки выросли на грядке.
- Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
- Тает снег. Течёт ручей
На ветвях полно врачей.
- Мы собрали васильки
-На головах у нас - щенки.
- На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами.
! 7. «Собери пословицу» (Русская грамота).
На одной карточке 1 часть пословиц, на 2 - другая часть.
18. «Пять слов» (Русская грамота, Познание мира).
Цель: развивать память, пополнить словарный запас учащихся.
Слово из 4 или более букв. Назвать как можно больше слов на эту букву.
19. «Найди слово» (Русская грамота, Познание мира).
Цель: развивать речь учащихся, мыслительные операции анализа и
синтеза.
Учитель или учащийся предлагают слово. Дети составляют 5-7
предложений. В каждом предложении это слово, учащийся, который в это
время находится вне класса, отгадывает загаданное слово.
20. «Конструирование букв»
(Русская грамота).
Цель: мыслительные операции анализа и синтеза.
21. Игра «Найди слово в слове»
(Русская грамота. Познание мира).
Тигр, уточка.
22. «На что похожа буква?» (Русская грамота).
23. Игра «Цепочка».
Цель: развивать речь учащихся, память, словарный запас учащихся. Один ученик называет слово (начальная - новая изученная буква), другой подбирает слово, где начальным звуком будет последний звук. Игра проводится в виде соревнования.
24. «Сколько слогов»
Цель: формирование у уч-ся навыков в определении количества слогов в
слове.
Учитель читает рифмованные строчки, последнее слово не называя, а
хлопками показывая сколько слогов. Уч-ся должны назвать это слово.
Или наоборот: учитель называет это слово, уч-ся с помощью сигнальных
карточек показывают число слогов в слове. Рифмованные строчки берутся
из скороговорок, пословиц, стихотворений и т.д.
25. «Чудесный мешочек».
Цель: формирование у учащихся навыков деления слов на слоги, определять
ударный слог.
Учащиеся выбирают из мешочка предмет или картинку с изображением
предмета — определяют количество слогов в слове и ударный слог.
(Усложнённый вариант - на слух количество гласных и согласных,
название звуков, назвать встречающиеся орфограммы в слове).
26.«Скажи, чего нет».
Цель: формирование навыков уч-ся в правописании парной согласной в
слове.
Учитель произносит слово, а уч-ся называют чего нет, пишут слова,
подчёркивая парный согласный, определяя проверочное и проверяемое
слово.
Нож, сугроб, зуб, суп, мороз, друг, круг, парад.
27. «Выбери букву. Допиши слово. Проверь его».
28. «Доскажи и допиши-напиши»,
Учитель читает двустишие, уч-ся на слух подбирают рифму,
проговаривают (проверочное слово) и записывают его.
Ранним утром у ворот
Собирается (народ),
Дом пустует без ребят
Убежали дети в (сад).
Для начинки на пирог
Приготовим мы (творог).
В тулуп и валенки одет
Шёл на охоту старый (дед).
Я знаю точно адрес наш
И свой подъезд и свой (этаж).
29. «Вычитаем, прибавляем».
Кабан - ан + лук.
Кот + елка - ка.
Росла - ла + ток.
Лапа - па + ска.
30. «Какая буква заблудилась».
Цель: развитие орфографической зоркости.
Учитель показывает детям картинку с надписью и предупреждает, что
какая-то буква заблудилась, попала не на своё место.
ы н с лужи ворота зон и т.д.
31. «Бюро находок»
Цель: развитие орфографической зоркости.
Надо найти пропущенную букву.
Н. га.ка л. ко.ел т.
32. «Третий лишний».
Цель: развитие орфографической зоркости.
Эта игра рассчитана на развитие мышления. Учитель пишет на доске три
слова и говорит: Эти три слова всё время ссорятся. Найдите, кто из них
лишний, т.е. не уживается с другими. Например: лиса, нос, слон. Слово
нос лишнее, т.к. из этих трёх слов лиса и слон животные, а слово нос часть
человеческого тела.
33. «Как это назвала коза'?»
Цель: обогащение словарного запаса.
Дети читают и пишут слова, начинающиеся на слог —ме (месяц, металл,
метро, метель, метла, мешок, мех, меч и т.д.).
34. «Как это назвала корова?»
Цель: обогащение словарного запаса.
Дети читают и пишут слова, начинающиеся на слог -му (муха, мужик,
муравей, музыка, мускулы, мусор).
35. «Страна слов».
Цель: развитие орфографической зоркости.
В волшебной Стране Слов весной огород засевают не так, как у нас,
говорит учитель. На грядках пишется то, что должно здесь вырасти. Если
все слова написаны правильно, то урожай будет отличный. Если
допущены ошибки, то посеянное не взойдёт. Вот так засеял свой огород
один маленький житель Страны Советов: лук, салат, тыква, арбузы, помидоры, дыни, морковка, укроп, редис, морковка, репка, капуста. Надо ему помочь собрать хороший урожай. У этого мальчика жил кот-лакомка. Когда мальчик принёс из магазина продукты, кот залез в сумку и лизнул несколько вкусных слов. Чем успел полакомиться кот: сыр, молоко, масло, торт, сметана.
36. «Ищи вопрос».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Кто больше придумает вопросов со словом сколько по картинке.
37. «Запоминалочка»,
Цель: пополнять словарный запас уч-ся, развивать память. Уч-ся даются от 7 до 10 слов, написанных на плакате. Уч-ся должны запомнить эти слова и составить рассказ, используя в каждом предложении одно слово. (Русский язык, Познание мира.)
Обучающие дидактические игры, творческие.
1. Игра «Покорение вершин» (Русская грамота)
Цель: совершенствовать навыки чтения.
ча чи лет
ту сы жи чик
2. Составление предложений из слов (Русская грамота).
ежика зеленые
У серые иголки
елки острые
3. Игра «Маршрут»
(Математика, Познание мира, Русская грамота).
4. Игра «Слова рассыпались» (Русская грамота).
Цель: научить составлять из слогов слова.
5. Игра «Поймай мяч»
(Математика, Познание мира, Русская грамота).
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, состав чисел.
6. Игра «Телефонист» (Математика, Русская грамота).
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, состав чисел, развивать
речь уч-ся.
А) математические задания.
Б) задания по русской грамоте.
7. Игра. «Рыбалка» (Математика, Русская грамота).
8. Игра «Цветик-семицветик». (Математика, Русская грамота).
9. Игра «Опавшие листья». (Математика, Русская грамота).
10.Игра «Помоги ёжику». (Математика, Русская грамота).
11.Игра «Накорми птиц». (Математика, Русская грамота).
12.Игра «Наряди ёлочку». (Математика, Русская грамота).
13.Игра «Помоги белочке». (Математика, Русская грамота).
14.Игра «Засели домики». (Математика, Русская грамота).
15.Игра «Слушай и считай» (Математика).
Цель: закрепить знания состава чисел.
16.Игра «Найди своё место» (Математика).
Цель: научить правильному расположению чисел в числовом ряду.
17.Игра «+, -». (Математика)
Цель: научить ребёнка определять действие решения задачи.
18.«Собери слова в корзину»
мА ры шх си
ба ша ка гу ба то
19. «Что забыл нарисовать художник?»
По нарисованному туловищу уч-ся должны определить животное или
птицу и дорисовать.
20. «Чьи это дети?» (Познание мира).
Учитель показывает уч-ся картинки с изображением малышей животных,
а уч-ся отвечают на вопрос: «Чьи это дети?»
21. «Зоопарк» (Познание мира),
Уч-ся получают на парту в конвертах изображения животных, работа может проводиться в парах, группах, индивидуально. Уч-ся составляют рассказ об этом животном. Один ученик выходит к доске, рассказывает о животном, не называя его, а уч-ся угадывают, что это за животное.
22. «Незадачливый математик».
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками
2 + 6 = п П-2 = 8 9 3 = 6
Чуть в сторонке прикалываются кленовые листики с записанными
цифрами и знаками и фигурка медвежонка. «Медвежонок решил примеры.
Вдруг подул ветер - и листики разлетелись. Очень расстроился
медвежонок: как ему быть?». Дети выходят к доске, ищут листики с
правильными ответами.
23. «Точно по курсу».
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся. На доске записаны примеры без ответов.
5-3 7 + 2 1+5 10-2 .4 + 3 6-3
6 + 4 9-5 10-5
Внизу на доске, под выражениями выставляются кораблики. На парусе
записаны цифры: 8,2,9,10,7,3,4,6,5, которые являются ответами к данным
выражениям.
«В море начался шторм, и корабли сбились-с курса. Надо им помочь -
каждый корабль провести точно по курсу». Вызванный уч-ся выходит,
выбирает любой кораблик и приставляет к выражению, которое
соответствует ответу, записанному на парусе корабля.
24. «Составим букет».
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
Учитель, на вырезанных из бумаги цветов и листков, на обратной стороне
приклеивает кармашек, куда вставляется пример. Все фигурки
раскладываются на полочке возле доски. На магнитной доске
прикреплены две вазы для цветов из двух-трёх веточек. Ученик по вызову
учителя выходит к доске, берёт понравившийся цветок и решает пример.
Если пример решён правильно, ученик прикрепляет свой цветок.
25. «Магазин». /
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
На наборное полотно выставляется рисунок с изображением предметов,
которые можно купить в магазине. Вызванный ученик выходит к доске и
покупает любой предмет, выставляя монетки на наборное полотно.
26. «Проверяем Незнайку».
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
Учитель записывает на доске примеры, решённые с ошибками. Рядом
прикрепляет изображение Незнайки. Незнайка, решая примеры, допустил
ошибки, надо их исправить и помочь Незнайке исправить ошибки.
27. «Сколько раз?»
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
Игра проводится с целью закрепления навыка в счёте предметов. Учитель
ударяет в бубен несколько раз, а дети поднимают карточку с нужной
цифрой.
28. «Математическая тучка».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка
прикрепляется к магнитной доске. К тучке прижимается карточка с
числом, например 18. Под тучкой прикрепляются карточки с цифрами.
Ученики вычитают или складывают числа (на состав чисел).
29. '«Волшебный цветок». Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Из цветной бумаги делается большой и красочный цветок. На его лепестках пишутся буквы так, что если их прочитать слева направо, получится слово «Молодцы». Изображение цветка прикрепляется к магнитной доске. Все лепестки загибаются к центру так, чтобы цветок был закрыт, и прикрепляются магнитом к доске в одной точке. На обратной стороне каждого лепестка записаны числа. Учитель показывает на число и предлагает задание. Например, число 7 дополнить до 10. Сколько надо 2 к числу 4 прибавить. Это же число 3 увеличь на 5. Сколько у шестёрки троек? И т.д. Если ответ верный, учитель освобождает лепесток из-под магнита и распрямляет его. Когда раскрылись все лепестки, дети могут прочитать слово.
30. «(.'обери урожай».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
На доске две корзины. Уч-ся от каждого ряда выходят, берут картинки с
овощами, фруктами, выполняют задания и кладут в корзину. Побеждает
тот, у кого больше фруктов и овощей.
3 1, «Полёт в космос». / Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и 1 капитана. Даётся сигнал, капитаны начинают соревнование. Выигрывает та команда, которая быстрее и верно решит примеры. Она и отправится в космический полёт.
32. «Теремок».
Цель: закреплять знания уч-ся о звуках и буквах.
Здесь живут только гласные. Согласные стучатся к гласным и просят
разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда согласная
правильно расскажет о себе.
33. «Волшебная корзина» (познание мира).
Мама пришла с базара и принесла овощи и фрукты. Определить какие овощи и фрукты она купила. Загадываю загадки про овощи и фрукты, а дети их отгадывают.
34. «Заполни окошечки».
Незнайка просит две таблицы со словами, в которых пропущены слоги,
буквы. Я прошу помочь Незнайке заполнить окошечки.
Пет.х Ов
Ко..ва Ку..ца
ро ц.пля
у . б.лка
ри лиси
ца за
ца яц а
е
Название каких животных написаны на 1 таблице, на 2 таблице? В чём отличие домашних животных от диких?
35. «Вкусные слова».
Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова», по дороге
рассыпал буквы, слоги, всё перепутал. Дети помогите Буратино. Они
складывают из букв и слогов слова. Вот эти слоги и буквы.
я с б н
ло ру ко ша
г ли ва мо Яблоко, слива, груша, лимон.
36. «Поставь буквы правильно». Буквы стоят боком, «вниз головой».
/
3 7. «11ол у буковка».
«Полубуковку» приносит в класс Мурзилка (любой герой) в своем
портфеле.
38. «Составь слова».
предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым
для следующего слова: молоко, корова, вата и т.д.
39. «Что сказало солнышко?»
Цель: закреплять вычислительные навыки уч-ся.
Для этой игры нужно солнышко с лучами. На солнечный круг прикрепить
карточку с цифрой 10, из которого надо вычесть или прибавить другие
числа. На все лучи прикрепить по 2 кружочка: на верхнем кружочке
обозначен ответ, а на нижнем буква (Молодцы). Учитель показывает
указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из 10, уч-ся
говорит ответ. Если ответ верный, он снимает верхний кружочек с цифрой
и открывает нижний с буквой. Когда будут решены все выражения, ребята
прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу.
40. «Поймай рыбку».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
На доске вывешиваются картинки с изображением реки и макеты рыбок.
На каждой рыбке написаны сумма чисел от 5 до 10. у каждого ребёнка
рыбки из жёлтого цвета, на обратной стороне которых записаны примеры
на сложение в ир. 10. Один из учеников ловит в реке рыбку
прикреплённую на ниточке, на которой дана сумма от 5 до 10. Поднимают
рыбки те, на которых записаны примеры с ответом 5РН5+2 = 7. Лучшим рыбакам - награда рыбки.
41. «Магазин».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Вывешиваются два плаката. Один с рисунком монет 1, 2, 3, 5, 10 копеек,
другой с изображением хлеба ценою от 3 до 18 копеек. Булочки - 3-7
копеек, бублики - 6 копеек, рогалики - 5 копеек, батон 13 и 18 копеек,
буханка чёрного хлеба 16 и 18 копеек. Дети подходят к плакатам,
показывают хлеб, который они покупают и расплачиваются за покупку.
42. «Чпело-контролёр».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Уч-ся получают карточки с примерами: 2-1, 1 + 1, 3-1, 7-7, 0+3, 5-3, 9-9.
Решив примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов
равна 10.
Познавательные, сюжетные, воспитательные.
1. «Путешествие листочка».
2. «Волшебный огород Бабушки-Загадушки».
3. « Путешест в и е в л ес »,
4. «Путешествие вместе с корабликом пустыни - верблюдом»,
5. «Путешествие по плану или карте» (конверт),
6. «Путешествие снежинки».
7. «Путешествие в сказку» («'Иван-царевич и Серый волк»).
8. «Путешествие с голубем».
9. «Часы».
10. «Маршрут».
1 I. «Цветик-семицветик».
12. «Путешествие с геометрическим человечком».
13. «Путешествие Дюймовочки».
14. «Путешествие Гердьт с оленем».
15. Урок-стройка «Строим дом».
16. «Путешествие с белкой».
17. «Исполнение желаний с золотой рыбкой».
18. «Путешествие в мир сказок».
19. «Поможем лесным друзьям» (Математика, Познание мира,
русский язык).
Цель: вычислительные навыки, состав чисел. В начале урока учитель сообщает:
- Ребята! Только что нам принесли телеграмму. Хотите узнать от кого?
Учитель достаёт из пакета телеграмму и читает: «Дорогие ребята! Сейчас зима. Голый и холодный стоит лес. На деревьях ни листочка, ни ягодки. Всё покрыто снегом и нечем нам поживиться. Прибежал зайчик, хотел травки пожевать, но так ничего и нашёл – всё
спряталось под снегом. Прилетели птички - может ягодка на ветке
осталась, но ничего не нашли и улетели. Ребята! Помогите нам,
покормите нас! Ваши лесные друзья».
Виды: 1. Прикрепить орехи, грибы, морковки, яблоки. Затем
посчитать, сравнить.
2. Вычислить пример и прикрепить.
20. «Ищи вопрос».
Цель: вычислительные навыки, состав чисел.
Кто больше придумает вопросов со словом сколько по картинке.
21. «Угадай-ка».
Цель: закреплять порядковый счёт, развивать познавательные
способности уч-ся.
На доске в один ряд расположены картинки с изображением
животных: лисы, медведя, верблюда, собаки, белки (от 5 до 10
названий). Дети хором называют животных и их порядковый номер:
первая лиса, второй медведь и т.д. Затем учитель задаёт загадки.
1. Рыжая, с пушистым хвостом, живёт под кустом (лиса, первая).
2. С хозяином дружит, домик сторожит (четвёртый).
3. Что за диво, что за спинка? Два бугра одна ложбинка (верблюд, третий).
4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки грызу (белка, пятая).
5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной (медведь, второй).
22. «Цветик-семицветик» (Русский язык, Математика, Познание
мира),,
На магнитной доске выставлен рисунок «цветика-семицветика».
Учитель читает: «Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг». Дети: «Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели».
Ученики выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Если ученик выполнил задание правильно, класс хлопает, а ученик берёт лепесток на парту. У кого окажется 7 лепестков, ученик может нарисовать цветик и написать задание.
23. «Почтальон» (Русский язык,. Математика, Познание мира). Учитель читает: Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне?
Почтальон вручает почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции задания. Уч-ся выбирает письма и телеграммы и выполняют записанные задания.
24. «Спрячемся от лисы:» (Математика, Русский язык, Познание
мира).
Учитель читает: Лиса близко притаилась
Лиса кустиком прикрылась
Лиса носом повела —
Разбегайтесь кто куда!
На зелёной лужайке рисунок курицы с цыплятами, утки с утятами, зайчика и хищницы-лисы. На обороте - задания. Ребята, вызванные к доске, стараются быстрее выполнить задание и спрятать птиц, животных от лисы, кого в нору, кого под куст, кого в сарай. Если ученик выполнил задание неправильно, то лиса съедает животное.
25. «Счастливого перелёта» (Математика, Русский язык, Познание
мира).
Учитель читает: Осень — роща золотая
Золотая, синяя
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
Ученики берут карточки с изображением птиц, гусей, лебедей, журавлей, выполняют задания и отправляют птиц в полёт.
26. «Полёт на луну» (Математика, Русский язык. Познание мира.), Прежде всего, построим ракету (Дети рисуют схему ракеты). Ракета летит. Вдруг прибор сообщает, что у нас авария где-то. Дети выполняют задание, таким образом, исправляя аварию.
27. «Помощники Айболита» (Русский язык. Математика). Мы поехали с Айболитом в Африку лечить зверей. На каждом этапе урока уч-ся выполняет соответствующее задание, таким образом, помогая доктору Айболиту лечить больных зверей в Африке.
1, «Буквы рассыпались». Из записанных на доске букв составить слово:
У, К, А, Щ Р, О, А, Щ Щ, Я, К, И Ц, Л, Щ, А
2, Записать по памяти (словарные слова).
В огороде. Вот вам морковка -Красная головка. Вот вам репка И огурчик крепкий.
3. Какая гласная пропущена? (русский язык) Цель: развитие орфографической зоркости.
Вместо точек поставить нужную гласную, чтобы слово читалось сверху вниз и слева направо.
С
|
с
|
ж
|
ш
|
С. О. Р
|
д. о. м
|
С. У. К
|
Ж. А. Р
|
н
|
м
|
к
|
Р
|
4. «Буква заблудилась», (русский язык) Цель: развитие мышления, памяти, орфографической зоркости. Неизвестно, что случилось,
только буква заблудилась Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем. Какую букву она выгнала?
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (Звери).
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (Щепками).
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки).
Забодал меня котел,
На него я очень зол. (Козел).
5, Письмо по памяти, (русский язык) Цель: развитие памяти, орфографической зоркости. 1) Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет. Дождик моросит.
2) Белым снегом замело Луг и лес кругом. И, затихнув, речка стала Скованная льдом.
3) На дворе тепло и весело. Лед ломается в реке. Птичий домик мы повесили На березовом сучке.
5) Свою маму я люблю, Маме помогаю, Брата в детский сад вожу, Дома с ним играю.
6) Ребятам всей земли — салют! Пусть будет мир на свете, Пускай веселыми растут, Отцам на радость дети.
7) Даже ели мы в начале От сосны не отличали Раз торчат иголочки, Значит, это елочки.
8) Дорогие, мои, дети! Очень, очень вас прошу, Мойтесь чище, мойтесь чаще Я грязнуль не выношу.
9) Хорошо!
Хорошо бежать на лыжах Мимо елей и берез. Воздух чист и неподвижен. Не пугает нас мороз.
6. «Пиши правильно», (русский язык)
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, формирование ЗУНов учащихся, в написании парных согласных.
Ученики пишут слова, которые оканчиваются согласными.
Б П 3 С
Зуб Дуб Хлеб Герб
7. Прочти ребус, (русский язык, познание мира) Цель: развитие логического мышления, мыслительные операции.
8, 'Записать слова-ответы с безударной гласной, проверяемой ударением,
(русский язык) Цель: развитие орфографической зоркости, памяти.
а) название времени года с безударной И: Зима.
б) название дерева с безударной О: Сосна.
в) название птичьего домика с безударной Е: Гнездо.
г) название прибора, который показывает время с безударной А: Часы.
9. «Кто победит?» (русский ягяык)
Цель: пополнение словарного запаса учащихся, развивать память. Одушевленные и неодушевленные существительные. Учитель называет существительные.
Если оно отвечает на вопрос КТО? - дети хлопаю 1 раз, если на вопрос ЧТО? - хлопают 2 раза.
1 « Н с 11 о; i к с; i и • i' о в и р и та », (р у секи и я з ы к) Цель: развитие памяти и мышления.
Один ученик называет предмет, другой слово, обозначающее действие этого предмета.
11. «Запомни», (русский язык) Цель: развитие орфографической зоркости, памяти. Словарные слова.
Учитель 2-3 раза называет (или записывает на доске и прочитывает с доски) десять словарных слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Учащиеся по памяти записывают их.
12. Имя прилагательное, (русский язык) Цель: научить выделять существенное. Написать в клеточки названия овощей по общим признакам. Вкусный, печеный, варенный, полезный (картофель). Сладкая, вкусная, сочная, очень полезная (морковь). Красный, сочный, вкусный, на кустах (помидор). Растет на лугу, в огороде, зеленый и кислый (щавель). Маленькая, кругленькая, с хвостиком (редиска).
13. Удвоенные согласные, (русский язык) Цель: развитие орфографической зоркости, памяти. Вставь пропущенные буквы. Запиши по памяти. В школе тихо и светло Вотра ... ий час. Сквозь око ..мое стекло Ветви смотрят в кла ...
С. Маршак.
14, «Третий липший», (русский язык) Записать только однокоренные слова. Лето, летний, летать. Горка, горе.
Море, морщина, морской. Большой, боль, больница.
15. «Догадайся», (русский шмк)
Цель: формирование ЗУНов в определении частей слова. Дежурные стерли записи на доске и остались только корни. Восстановите слова.
Школь- рыб- гриб- мор-Школ- рыб- гриб- мор-Школь- рыб- гриб- мор-
16. «Молчанка», (русский язык)
Цель: обогащение словарного запаса, памяти, мышления. Учитель пишет на доске какую-нибудь букву (м, т, в), ученики
дописывают остальные буквы так, чтобы получилось имя существительное,
(Малина, телефон, вода).
17. Имена собственные, (русский язык) Кем был твой прадед на Руси — Свою фамилию спроси. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярева - деготь гнал, В дегтярне горбил спину. С пилою Пильщиков дружил. Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил Стрельцов сражался тоже.
Г. Граубин.
18. «Догадайся», (русский язык)
На доске были записаны существительные. Дежурный стер первые слоги. Можно ли определить род этих существительных?
...ло ...ле
...ро ...ре
...ко ...це
Записать существительные во множественном числе, приписать к ним существительные в единственном числе.
|