Информация о зарубежном опыте




Скачать 235.91 Kb.
Дата 13.09.2016
Размер 235.91 Kb.
Общая информация о зарубежном опыте

стандартизации при применении информационных технологий при организации оказания услуг в электронном виде
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном и муниципальном уровнях, а также аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:



  • стандарты данных;

  • стандарты межведомственного обмена информацией;

  • стандарты метаданных (и поиска информации);

  • стандарты безопасности.

Список стран, разработавших и продолжающих работу над стандартами данных и межведомственного взаимодействия, достаточно обширен, и практически все они имеют в своей архитектуре аналог правительственного шлюза. Ниже приведены примеры стран, в которых процесс стандартизации и внедрения единой архитектуры информационных технологий на государственном, муниципальном и ведомственном уровнях был реализован наиболее комплексно, позволив тем самым полностью оптимизировать деятельность по оказанию электронных услуг на государственном и муниципальном уровне.

  • Великобритания: правительственный шлюз, правительственный интранет и стандарт e-GIF;

  • Дания: инфраструктура Infostructurebase;

  • Швеция: Government Elink (GeL);

  • Австралия: FedLink — правительственный шлюз и защищенный правительственный интранет;

  • Гонконг: Government System Architecture (GSA) и Electronic Service Delivery (ESD) Scheme;

  • США: Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций.

Из приведенного выше списка стран Великобритания, Дания, США и Австралия были первыми, кто уделили внимание проблемам стандартизации и применению единой архитектуры информационных технологий на государственном, муниципальном и ведомственном уровнях. Вероятно, поэтому к настоящему времени рассматриваемая проблема в этих странах решена наиболее основательно, а их опыт представляется возможным изложить более подробно, ёмко и чётко, нежели опыт остальных стран. Всё вышесказанное позволило определить Великобританию, Данию, США и Австралию в качестве стран, чей опыт представляет наибольший интерес с точки зрения возможности заимствования и дальнейшего применения его в Российской Федерации, в условиях сложившейся здесь информационной среды по оказанию государственных и муниципальных услуг.

Опыт Великобритании: среда межведомственного взаимодействия в Правительстве (e-GIF)


В Великобритании большое внимание уделяется стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость государственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства государственных систем определены в документе «Среда межведомственного взаимодействия в Правительстве» (Government Interoperability Framework, e-GIF) и задают основные требования для предоставления интегрированных онлайновых государственных услуг. Следование этим стандартам является обязательным для всех государственных систем.

Ключевые политики, которые устанавливаются стандартом e-GIF, состоят в следующем:



  • согласование с Интернетом: универсальное использование общих спецификаций, используемых в Интернете для всех информационных систем государственного сектора (HTML, IP, SMTP и др.);

  • использование языка XML в качестве основного стандарта для инструментальных средств интеграции и представления данных в Интернете для всех систем государственного сектора:

      • XML и XML-схемы1;

      • UML, RDF и XML — для интеграции данных;

      • XSL — для преобразования данных;

  • применение веб-обозревателей в качестве основного интерфейса; все информационные системы государственного сектора должны быть доступны с помощью данной технологии; другие интерфейсы разрешаются к использованию, но только в качестве дополнения к технологиям, основанным на веб-обозревателях;

  • снабжение метаданными всех правительственных информационных ресурсов, представляемых в Интернете;

  • развитие и принятие стандарта метаданных (Government Metadata Standard, e-GMS), облегчающего публикацию и поиск информации;

  • развитие и сопровождение перечня правительственных категорий (Government Category List);

  • обязательность выполнения требований стандарта e-GIF для всех организаций государственного сектора.

Выбор спецификаций e-GIF обусловлен следующими факторами:

  • функциональная совместимость - используются только спецификации, обеспечивающие системное взаимодействие (interconnectivity), интеграцию данных, доступ к информации и управление контентом;

  • наличие рыночной поддержки: спецификации должны широко поддерживаться рынком, способствовать уменьшению затрат и рисков при создании государственных информационных систем;

  • масштабируемость - выбранные спецификации должны поддерживать модификацию требований к используемой системе, например, изменение объемов данных, количества транзакций или числа пользователей;

  • открытость - спецификации должны быть задокументированы и легко доступны публике.

Основным инструментом обсуждения и разработки стандарта e-GIF является веб-узел www.govtalk.gov.uk, на котором разработчики могут получить доступ к утвержденным XML-схемам, а также к необходимым средствам разработки и документам с описанием «лучших практик». Здесь же они могут задать вопросы экспертам и принять участие в обсуждении XML-схем документов. Данный веб-узел поддержки государственных стандартов создан с использованием технологии Microsoft SharePoint Portal Server.

Центральный правительственный портал www.ukonline.gov.uk и Правительственный шлюз Government Gateway разработаны в соответствии со спецификациями стандарта e-GIF. То есть при условии, что какие-либо порталы должны любым возможным образом взаимодействовать с государственными системами, то они также должны следовать этим стандартам.


Стандарты метаданных2


Задача интеграции государственных информационных систем настолько сложна, что помимо стандартизации документов на основе XML и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK Government Metadata Standard), принятый в Великобритании.

Метаданные имеют важное значение для обеспечения эффективности поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов. Как показывает практика, вопрос создания архива записей электронных документов по мере движения в сторону все более широкого внедрения систем электронного документооборота и информационных технологий вообще представляет собой такую проблему, которая еще до конца не осознана в России. Многие страны взяли за основу так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации, например:


  • заголовок;

  • автор или создатель;

  • тема и ключевые слова;

  • описание;

  • публикатор;

  • другие контрибуторы;

  • дата;

  • тип ресурса;

  • формат;

  • идентификатор ресурса;

  • источник;

  • язык;

  • связи;

  • область (coverage);

  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются так называемые уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр.

Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

«Дублинское ядро» с некоторыми изменениями (дополнение числа элементов) может быть положено в основу концепции описания информации при оказании государственных и муниципальных электронных услуг в Российской Федерации.

Опыт Дании: инфраструктура Infostructurebase


База XML-Infostructurebase была создана Министерством науки, техники и инноваций в сотрудничестве с компаниями Microsoft и Accenture. Проект проводился с целью сделать государственные службы более эффективными, доступными и быстро реагирующими на нужды граждан.

XML-Infostructurebase выступает в качестве центрального хранилища веб-служб XML, которые помогают государству, организациям и отдельным гражданам совместно использовать различные данные, например почтовые индексы, номера социального страхования и медицинские сведения. Связывая между собой внутриведомственные подразделения и различные государственные структуры, XML-Infostructurebase позволяет предоставлять более оперативные и комплексные государственные услуги, существенно сокращая количество форм и дублирование данных, а также устраняя ручные процедуры, требующие больших затрат времени. XML-схемы являются общедоступными и многократно используемыми, что дает возможность связывать государственные услуги не только друг с другом, но и с услугами частных компаний.



XML-Infostructurebase включает следующие основные возможности:

  • единое и централизованное хранилище XML-схем, представляющее собой всеобщий «электронный словарь»3, который может многократно использоваться всеми желающими;

  • виртуальные рабочие области, где частные и государственные организации смогут вести постоянную совместную работу по созданию и расширению электронного словаря в онлайновом режиме;

  • место для публикаций расширений электронного словаря и веб-служб на базе XML. Там же Датский комитет по использованию XML (Danish XML Committee) осуществляет стандартизацию этих ресурсов с целью облегчить их использование и обеспечить тесную интеграцию государственных и частных организаций;

  • место, где разработчики легко смогут найти электронный словарь и спецификации веб-служб на базе XML и использовать их для создания веб-служб и интеграции государственных и частных организаций;

  • централизованное уведомление обо всех изменениях в стандартизованных схемах, обеспечивающее, что все пользователи будут заранее поставлены в известность о готовящихся модификациях;

  • новости о веб-службах на базе XML и ряд общих норм по созданию XML-схем и веб-служб на базе XML в Дании.

При отсутствии базы XML-Infostructurebase каждому государственному ведомству и частной компании при попытке осуществить интеграцию с какой-либо другой стороной пришлось бы начинать работу с нуля. Наличие же такой базы позволяет повторно использовать уже существующие XML-схемы (XSD4), описания интерфейсов (WSDL5) и другие технические спецификации (например, по безопасности, порядку работы и т.п.). Кроме того, готовые XML веб-службы можно сделать общедоступными, чтобы их можно было подбирать и использовать в соответствии со спецификацией, заданной для данной службы.

Опыт США: концепция Федеральной архитектуры информационных технологий госорганизаций как подход к интеграции межведомственных проектов


Особый интерес представляют подходы США к стандартизации в области использования информационных технологий в государственных организациях. По мнению Федерального правительства США критически важную роль в области инициатив по реформированию и повышению эффективности работы государственных организаций за счет внедрения информационных технологий играют две составляющие:

  • реализация принципов электронного правительства;

  • концепция корпоративной архитектуры государственной организации.

Без наличия корпоративной ИТ-архитектуры невозможно осуществлять руководство развитием информационных технологий в государственных органах, управлять ИТ-инвестициями. Результатом отсутствия такой корпоративной архитектуры может стать то, что инициативы в области электронного правительства6 приведут к созданию изолированных, разобщенных операций и систем, что в свою очередь, станет причиной бессмысленного дублирования и несовместимости информации и дополнительного финансирования.

Электронное правительство и федеральная корпоративная ИТ-архитектура предоставляют необходимые составляющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффективность и ответственность в выполнении функций государственного управления.

В США ответственность за разработку Федеральной ИТ-архитектуры7 возложена на Совет управляющих информационными технологиями (CIO Council). Эта организация объединяет около тридцати ИТ-директоров крупнейших федеральных и ряда региональных органов власти.

Отдельные государственные ведомства должны использовать эту общую модель для описания своих собственных архитектур.

Основной целью Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций является обеспечение условий для совместной разработки процессов, стандартов совместимости и обмена информацией между государственными органами и организациями.

Федеральная ИТ-архитектура госорганизаций включает в себя четыре архитектурные области:



  • Бизнес-архитектура. Основой бизнес-архитектуры является описание бизнес-процессов. Это определяет основные функциональные области деятельности организации (для министерства — это функции, перечисленные в Положении о министерстве, для коммерческой организации — процессы разработки, продажи товаров, услуг и пр.). Она также описывает специфические процессы внутри каждой функциональной области и их операционные параметры (например, объемы операций, роли, централизованная/децентрализованная модель операций и пр.). Эта часть архитектуры является точкой соприкосновения между бизнес-архитектурой и архитектурой приложений, и она обеспечивает такой взгляд на бизнес и функции организации, который достаточно детализирован для того, чтобы его можно было использовать при выработке стратегии и планов создания приложений;

  • Архитектура данных, определяющая, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов (например, модель данных);

  • Архитектура приложений, определяющая, какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций (например, модели приложений);

  • Технологическая архитектура, определяющая, какие технологии могут обеспечить создание среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и реализуют бизнес-функции.

В соответствии с этим в настоящее время в США ведется разработка взаимосвязанных так называемых справочных моделей (Reference Models) для каждой из перечисленных областей.

Иерархия справочных моделей в рамках Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций включает в себя:



  • справочную модель показателей эффективности (Performance Reference Model, PRM);

  • справочную модель описания бизнеса федеральной организации (Business Reference Model, BRM);

  • справочную модель сервисных компонентов (Service Component Reference Model, SRM);

  • справочную модель описания данных (Data Reference Model, DRM);

  • технологическую справочную модель (Technology Reference Model, TRM).

Иерархия справочных моделей в рамках Федеральной ИТ-архитектуры представлена на рисунке ниже (Рисунок 1).

В 2003 году была опубликована вторая версия справочной модели описания бизнеса федеральной организации (Business Reference Model, BRM), первые версии справочной модели сервисных компонентов (Service Component Reference Model, SRM), технологической справочной модели (Technology Reference Model, TRM) и шла активная работа над остальными справочными моделями.


Рисунок 1. Справочные модели Федеральной ИТ-инфраструктуры госорганизаций


В частности, справочная модель описания бизнеса показывает деятельность федеральных государственных организаций с функциональной точки зрения независимо от того, какое государственное учреждение выполняет ту или иную функцию. Она представляет собой организованную, иерархическую конструкцию, описывающую повседневные бизнес-операции федеральных органов власти.

В совокупности эти справочные модели являются, по сути дела, определенными руководствами, которые могут помочь государственным организациям при разработке собственной корпоративной архитектуры.

Важной особенностью является то, что подход к описанию деятельности государственных организаций с точки зрения их бизнес-функций и процессов пересекается с развитием технологических стандартов интеграции, например UDDI, когда имеется возможность создания регистров организаций и их услуг также с учетом их бизнес-функций.

Пять справочных моделей, отображенных в верхней части приведённого ниже рисунка 2 обеспечивают общую для всего федерального правительства методологическую основу.


Рисунок 2. Справочные модели Федеральной ИТ-инфраструктуры госорганизаций


Ниже располагается набор межведомственных инициатив в области электронного правительства на федеральном уровне. Примерами таких инициатив в США являются проект создания портала поддержки международной торговли, национальная система принятия заявок на получение государственных грантов, портал для управления в условиях кризисных ситуаций и пр. Для каждой из таких инициатив используются общие подходы, которые заданы Федеральной ИТ-архитектурой госорганизаций.

Нижний уровень представляют отдельные министерства и ведомства, которые вовлечены в межведомственные проекты. Каждое ведомство использует единую методологию и язык, понятный всем участникам межведомственных инициатив. Эти же подходы используются для внутреннего описания и разработки своей собственной ИТ-архитектуры.

Реализация концепции и разработка Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций могут принести следующие преимущества:


  • уменьшение дублирования информационных систем;

  • обеспечение большей совместимости и возможностей по интеграции систем;

  • уменьшение стоимости информационных систем;

  • оптимизация процессов выполнения функций организации;

  • увеличение продуктивности и эффективности работы;

  • улучшение управляемости систем;

  • улучшения в управляемости организаций и поддержка процессов преобразований.

Опыт Австралии: правительственный шлюз и защищенный правительственный интранет


В настоящее время Правительственные структуры Австралии в целях обеспечения безопасности при использовании Интернета, как канала передачи данных, используют защищённый виртуальный интранет «Fedlink» (http://www.fedlink.gov.au/). Также в целях стандартизации межведомственного взаимодействия здесь были разработаны и утверждены в качестве обязательных для применения ряд стандартов.

Основные стандарты среды межведомственного взаимодействия


Среда межведомственного взаимодействия базируется на стандартах, обозначенных в стратегии «электронного правительства» Австралии, а также опирается на другие основополагающие концепции и программные документы в области информационных и коммуникационных технологий. Для организации среды межведомственного взаимодействия необходимы стандарты, которые относились бы к областям безопасности, обмена данными и интегрированных услуг.

Из всех стандартов наиболее детально проработанной является Государственная концепция безопасности, которая описана в Инструкции по обеспечению безопасности (Protective Security Manual). Другие направления развития, которые обеспечивают обмен данными и взаимосвязанность (наиболее широкое использование Интернет, признание XML основным стандартом передачи данных и развитие концепции интегрированных услуг) утверждаются в рамках разработки среды межведомственного взаимодействия.

Поскольку Интернет был признан наиболее удобной платформой для реализации среды межведомственного взаимодействия, предполагается использование веб-браузера, как основного инструмента доступа к он-лайн услугам и адаптация общепринятых коммуникационных стандартов и спецификаций для использования в общественных информационных системах. Обмен данными будет происходить с использованием XML-схем, как стандарта взаимодействия, который базируется на других уже существующих стандартах (XML, SOAP/XMLP, WSDL and UDDI).

Приведенный выше список не является исчерпывающим, однако он определяет стандарты, которые будут использоваться государственными структурами в будущем. Обозначенные стандарты позволяют организовать надёжные взаимные соединения, осуществлять поиск ресурсов и услуг, определять форматы данных и организовывать обмен данными, а также создавать общедоступные (взаимно совместимые) сервисы (услуги). Многие из этих стандартов уже успешно применяются в автоматизации деятельности министерств и ведомств Австралии.


Стандарты метаданных


Государственным архивом Австралии разработан и выпущен стандарт метаданных для государственных структур (Recordkeeping Metadata Standard for Commonwealth Agencies), описывающий типы данных, которые должны использоваться в информационных системах правительственных учреждений. Соответствие этому стандарту позволит правительственным учреждениям описывать и управлять информацией в соответствии с требованиями бизнес-процессов и архивного хранения информации.

Проведённый выборочный анализ опыта зарубежных стран позволяет сделать выводы о том, что каждый из рассмотренных опытов (Великобритания, Дания, США, Австралия) может быть положен в основу модели оптимизации в Российской Федерации деятельности по оказанию электронных услуг на государственном, муниципальном и ведомственном уровнях. Это объясняется тем, что рассмотренные практики базируются на единой логике решения рассматриваемой проблемы: стандартизации форматов данных, стандартизации межведомственного обмена информацией, стандартизация метаданных, включая поиск информации, и стандартизации подходов к обеспечению безопасности.

На основании изученного зарубежного опыта в рассматриваемой сфере можно говорить о том, что общий подход к решении задач организации электронного правительства и эффективного оказания государственных и муниципальных электронных услуг на сегодняшний день можно считать сформированным и общепринятым, однако при реализации его в той или иной стране требуется создание на основании его частной эталонной модели реализации, учитывающей уникальность сложившейся информационной среды, что позволит:


  • сформировать общую логику развития информационных систем, обеспечивающих организацию сервиса электронного правительства;

  • предоставлять информацию поставщикам ИТ-систем и услуг, позволяя им боле эффективно и быстро строить соответствующие решения.



Ведение базовых реестров


Анализ опыта зарубежных стран в области информатизации процесса оказания государственных и муниципальных услуг позволяет говорить о том, что одним из наиболее распространённых и, очевидно, рациональных решений является формирование и декларирование перечня базовых электронных реестров, обязательных для применения всеми органами власти. Реализация такого опыта по созданию базовых электронных реестров характерна для основной части стран с развитым сектором информационных технологий, в частности уделяющих особое внимание применению их при оказании государственных и муниципальных услуг.

Так на сегодняшний день во многих странах Евросоюза в контексте построения «электронного правительства» проводится программа по оптимизации использования основных данных и по разработке системы «достоверных реестров». Согласно этой программе, одному из государственных органов отводится роль единственного источника тех или иных данных. Другим органам вменяется в обязанность получать нужные им данные из этого источника.

В отдельных странах подобный опыт осуществляется в рамках отдельно взятых областей деятельности, как, например, в Канаде: здесь создается единая информационная система в области здравоохранения, в рамках которой определены такие приоритетные направления, как:


  • электронный паспорт здоровья;

  • инфраструктура;

  • телемедицина;

  • создание национальных реестров, справочников и классификаторов;

  • системы диагностической визуализации и хранения графической информации.

Аналогичные комплексные программы в области здравоохранения также реализуются в США (комплексная программа создания сегмента «Здравоохранения» в рамках Электронного Правительства) и ряде стран Европы (программа в области электронного здравоохранения, финансируемая Евросоюзом).

Также в качестве примера можно привести зарубежный и отечественный опыт формирования общегосударственных реестров пространственных данных. Национальная инфраструктура пространственных данных была создана в более чем 120 странах. США, Австралия и большинство государств Европы прошли все этапы от разработки концепций национальной инфраструктуры пространственных данных до их реализации и завершили свои программы создания этой инфраструктуры. В России данная работа проводится в соответствии с Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1157-р.

Основной целью развития инфраструктуры пространственных данных является создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к базовым пространственным данным и их эффективное использование.

Достижение этой цели обеспечивает:



    • повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;

    • предоставление актуальной и достоверной информации о базовых пространственных данных потребителям по единым правилам и тарифам;

    • снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по созданию пространственных данных и пр.

Опыт разработки и реализации международных и национальных ИПД говорит о трех необходимых составляющих этого процесса:

  • создании базовых пространственных данных (цифровых картографических основ общего пользования);

  • стандартизации представления и обмена пространственными данными;

  • разработки баз метаданных.

В качестве примеров зарубежных практик реализации инфраструктуры пространственных данных могут быть приведены следующие разработки:

  • Национальная инфраструктура пространственных данных США NSDI;

  • Discovery Portal ИПД Канады CGDI;

  • Австралийский каталог пространственных данных ASDD Геопортал;

  • ИПД Франции IFDG Geoportail;

  • ИПД Финляндии NSDI;

  • Европейский гео-портал INSPIRE;

  • Национальная инфраструктура географической информации Нидерланды NGII и др.

Все вышеперечисленные проекты объединяют общие принципы их создания, которые отражают базовую концепцию портальной организации пространственных данных:

  • данные должны создаваться единожды и поддерживаться там, где это можно сделать наиболее эффективно;

  • должна быть создана возможность объединения пространственных данных из разных источников, к ним должны иметь доступ многие пользователи и приложения;

  • пространственные данные, полученные на одном уровне управления, должны легко передаваться на все другие уровни;

  • пространственные данные, необходимые для эффективной хозяйственной деятельности, должны быть доступны на условиях, не препятствующих их активному использованию;

  • организация пространственных данных должна обеспечивать их легкий поиск, оценку пригодности для определенных целей и условий их получения.

В этом направлении представляется интересным опыт Нидерландов ведения системы государственных реестров, образующих ядро базовых пространственных данных.

Опыт Нидерландов: Инфраструктура пространственных данных Нидерландов (ИПД)


Работы по созданию национальной ИПД Нидерландов начаты в 1980-х годах по инициативе Совета по кадастровой информации RAVI (Dutch Council for Real Estate Information), долгое время остававшегося ее главным идеологом и координатором. К 1992 г. сформировалась концепция, предусматривающая создание Национальной инфраструктуры географической информации NGII (National Geographic Information Infrastructure). Концепцией был определен ключевой элемент ИПД — набор государственных реестров, часть из которых играла роль базовых пространственных данных (БПД). Новая архитектура ИПД, названная Национальной службой каталогов географической информации NCGI (Nationaal Clearinghouse Geo Informatie), была разработана в 1995 г. В 1996 г. в сети Интернет появился ее прототип Idefix. В 2001–2005 гг. администратором NCGI была частная консалтинговая компания Geodan. В 2006 г. был учрежден Комитет по географической информации GI-Board, а общее управление проектами ИПД перешло от RAVI к фонду Geonovum, в функции которого входит гармонизация интересов геоинформационного сообщества, решение проблем создания и управления национальным порталом, оперативная координация деятельности, связанной с реализацией европейской Директивы INSPIRE (INfrastructure for SPatial InfoRmation in Europe), стандартизация, поддержка сетевого взаимодействия участников. Помимо Министерства жилищного строительства, территориального планирования и окружающей среды VROM (Ministerie van Volkshuisvesting, de Ruimtelijke Ordening en het Milieubeheer), игравшего роль официального организатора и ответственной стороны на протяжении всей более чем 10-летней истории создания ИПД, основателями фонда являются еще четыре министерства и Нидерландский научно-исследовательский институт прикладных геонаук TNO-NITG (Nederlands Instituut voor toegepaste Geowetenschappen).

Из особенностей, определяющих облик ИПД Нидерландов, нужно отметить развитую систему государственных реестров, образующих ядро базовых пространственных данных. Как и в большинстве стран Евросоюза, услуги онлайнового доступа к той части информационных ресурсов, которые получили статус общедоступных, рассматриваются в контексте построения «электронного правительства».


Базовые пространственные данные и реестры


Основу базовых пространственных данных Нидерландов образуют государственные реестры (authentic registers), которые, как правило, ведутся и/или управляются одной организацией. За ними закреплен статус единственных официально признанных реестров. Базовые пространственные данные обязательны для использования всеми организациями. Сбор данных, аналогичных данным реестров, запрещен. Тем самым исключается возможность дублирования работ участниками информационного (геоинформационного) рынка. Более того, законодательно закрепленные гарантии качества данных базовых реестров, в том числе их актуальность, исключают необходимость такого дублирования.

По состоянию на 2008 г. насчитывалось 12 наборов базовых пространственных данных:

1. Реестр персональных данных (Basisregistratie personen — GBA).

2. Реестр юридических лиц (Basisbedrijvenregister — BBR).

3. Реестр кадастровых данных и кадастровых планов (Kadastrale registratie).

4. Топографические данные (Geografisch kernbestand; Top10-vector bestand).

5. Реестр зданий (Basisgebouwen register — BGR).

6. Адресный реестр (Basisregistratie adressen — BRA).

7. Реестр номерных знаков государственной системы регистрации транспортных средств.

8. Реестр налогооблагаемых доходов граждан.

9. Реестр налогооблагаемой стоимости объектов недвижимости.

10. Реестр иностранных граждан и лиц без гражданства.

11. Крупномасштабный цифровой план (GBKN).

12. Реестр подземных топографических объектов и инженерных коммуникаций.


Нормативно-правовая база и стандарты


Реестры, в том числе базовые, представляют собой юридически значимые наборы данных, создание и использование которых регулируется соответствующим законодательством. Цифровые пространственные данные не подпадают под действие Закона о свободе публичного доступа к официальной информации министерств и ведомств от 31 октября 1991 г., устанавливающего минимальную плату за пользование государственными информационными ресурсами на уровне затрат на их распространение. По этой причине пространственные данные распространяются преимущественно на платной основе по ценам производителя. На данные, в том числе базы данных, распространяются общие положения об охране авторских прав, хотя большая их часть представляет собой факты или стандартизованные сведения. В национальное законодательство включены положения о защите авторских прав в условиях информационного общества. Ограничение доступа к данным касается лишь персональных данных по Закону о защите персональных данных, принятом парламентом в июне 2000 г. и вступившем в силу с 1 сентября 2001 г. Закон основан на положениях Директивы 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных. Законом от 22 апреля 2004 г. регулируется защита персональных данных и авторских прав в электронных сетях в соответствии с Директивой 2002/58/EC (Directive on Privacy and Electronic Communications).

ИПД Нидерландов основана на четкой системе стандартов. Национальная система стандартизации базируется на 21 национальном стандарте, 6 стандартов находятся в стадии разработки, используются технические отчеты ISO, документы программы INSPIRE. С 2007 г. процесс стандартизации пространственных данных и сервисов регулируется руководящим документом фонда Geonovum, нацеленным на гармонизацию национальных стандартов с международными, включая серию стандартов ISO 191хх (точнее их аналогов Европейской организации по стандартизации EN) и стандартных спецификаций консорциумов OGC и W3C. Работы над документом начаты в 2006 г. по инициативе VORM и завершены утверждением ныне действующей версии 2.0 от 20 декабря 2006 г. Документ определяет направления стандартизации в областях: пространственных метаданных, моделей пространственных данных и сетевых сервисов (геосервисов). При определении стратегии их реализации учитываются рекомендации (правила), разработанные в рамках работ по программе INSPIRE. Кроме того, в публичных сервисах используются европейские стандарты, касающиеся электронной торговли, и стандартные технологии, поддерживающие реализацию национальных программ развития сервисов для «электронного правительства» (European Interoperability framework for pan-European eGovernment services, versie 1.0). Декларируется поддержка открытых стандартов, обеспечивающих интероперабельность систем ИПД с сервис-ориентированной архитектурой (SOA), совместимость с подходами к стандартизации, установленными Директивой INSPIRE и ее другими основополагающими документами. Архитектура и принципы построения ИПД определены документом NORA 2.0 (Nederlandse Overheidsreferentie Architectuur).



1 XML-схема - описание на языке XML Schema, в котором задается допустимое содержимое XML-документа. Если разработать стандартную XML-схему для XML-документов определенного рода, это сделает возможными их обработку и интерпретацию и позволит обмениваться такими документами любым заинтересованным сторонам.

2 Метаданные – структурированное описание содержимого информации (данные о данных), включая описание каталогов, сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и использования, ответственной организации, авторских, имущественных и смежных с ними правах на данные и др.

3 Электронный словарь - совокупность заданных в XML-схемах описаний XML-тегов, которые могут быть использованы в XML-документах того или иного рода.

4 XSD (XML Schema Definition) - другое название для языка XML Schema и документов на этом языке.


5 WSDL (Web Services Description Language) - язык описания веб-служб.


6Электронное правительство подразумевает внедрение новых методов работы государственных учреждений (людей, процессов и технологий и особенно - Интернет-технологий), которые ведут к улучшению доступа и доставки информации и услуг от государства к гражданам, бизнесу, сотрудникам и другим государственным институтам, а также на другие уровни в иерархии государственной власти. Реализация инициатив в области электронного правительства позволит обеспечить лучшие связи между государственными органами и их клиентами за счет более четкого, простого и эффективного их взаимодействия.

7Федеральная ИТ-архитектура госорганизаций - это концептуальная модель описания в координированной, структурированной форме деятельности федерального правительства и государственных организаций с функциональной точки зрения вне зависимости от организационных структур, реализующих соответствующие функции, с целью улучшения их деятельности за счет использования информационных технологий . По сути дела, это новый способ описания, анализа и улучшения деятельности государства и госорганизаций, а также расширения их возможностей по обслуживанию граждан.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница