Информация по вопроснику, подготовленному Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека




Скачать 0.49 Mb.
страница 1/3
Дата 13.09.2016
Размер 0.49 Mb.
  1   2   3
ИНФОРМАЦИЯ

по вопроснику, подготовленному Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека
Участие в ведении государственных дел
1. Закреплено ли право лиц принимать участие в ведении государственных дел в Конституции и/или других законах вашей страны? Просьба предоставить информацию о соответствующем законодательстве или положениях Конституции.
Ответ Министерства Юстиции:

Согласно статье 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ.

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

В соответствии со статьей 4 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года, всеобщее активное избирательное право - право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.


Ответ Центральной избирательной комиссии:

Конституционное право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, закреплено в пункте 1 статьи 33 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Статья 1 Конституции гласит, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Народ является единственным источником государственной власти, которую он осуществляет через республиканский референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции). Решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте, является одним из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан (п. 2 ст. 1 Конституции).

Согласно статье 6 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года граждане Республики всех национальностей составляют вместе единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Проведение республиканского референдума основывается на принципах добровольного участия и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании, гласности (см. ст. 4 Конституционного закона «О республиканском референдуме»).

Принцип свободы выборов, закрепленный в статье 3 Конституции, в статье 2 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» раскрывается, как свободное осуществление гражданином Казахстана своего права избирать и быть избранным.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы отмечается, что конституционное положение о решении наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами является одним из условий устойчивого социально-экономического и политико-правового развития страны.

В Стратегии «Казахстан-2050» дальнейшее укрепление казахстанской государственности и развитие демократии определены в качестве одного из семи долгосрочных приоритетов.
2. Каков масштаб охвата и содержание права на участие в ведении политических и государственных дел, закрепленного в национальном законодательстве?
Ответ Центральной избирательной комиссии:

Право граждан на участие в ведении политических и государственных дел, закрепленное пунктом 1 статьи 33 Конституции Республики Казахстан, реализуется через право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в республиканском референдуме. Правовые гарантии осуществления этих прав установлены в Конституционных законах «О выборах в Республике Казахстан», «О республиканском референдуме», законах «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года, «О государственной службе» от 23 июля 1999 года, Указе Президента Республики Казахстан от 24 апреля 2013 года №555 «О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа» и других законодательных и нормативных правовых актах.

Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в республиканском референдуме, который проводится по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан на всей ее территории (см. ст. 1 Конституционного закона «О республиканском референдуме»), а также обладают правом избирать и быть избранными Президентом, депутатами Парламента, маслихатов, членами иных органов местного самоуправления, акимами уровня ниже района.
3. Как государство гарантирует участие всех лиц в ведении государственных дел? Какие конкретные меры (включая законодательные) принимает государство для обеспечения полного и равного участия членов всех групп в ведении политических и государственных дел? Как государство проводит мониторинг и следит за соблюдением законодательства, принятого для обеспечения полного и равного участия членов всех групп в ведении политических и государственных дел?
Ответ Министерства юстиции:

В пункте 1 статьи 33 Конституции закреплено, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.



Ответ Центральной избирательной комиссии:

Право граждан на участие в ведении политических и государственных дел гарантировано Конституцией – Основным законом Республики Казахстан. Все граждане вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также имеют равное право на доступ к государственной службе.

Административная и уголовная ответственность за нарушение права участвовать в республиканском референдуме, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления закреплена в статье 50 Конституционного закона о выборах, в Главе 11 (статьи 101-126) Кодекса об административных правонарушениях, статьях 150 и 151 Уголовного кодекса.

Установлены гарантии правовой защиты избирательных прав граждан. Согласно статье 49 Конституционного закона о выборах суды, органы прокуратуры и избирательные комиссии во время избирательного процесса (включая выходные дни и день выборов), организуют свою работу таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб, поступивших в период подготовки и проведения выборов в пятидневный срок, поступивших менее чем за пять дней до голосования и в день голосования – немедленно.

Уполномоченные государственные органы систематически проводят мониторинг законодательства и в необходимых случаях приводят его в соответствие с действующими нормами. Обязанность по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов установлена статьей 43-1 Закона РК «О нормативных правовых актах».
4. В каких масштабах проводятся консультации со всеми лицами в ходе законотворческого процесса, а также процесса выработки политических решений? Просьба описать наилучшие виды практики и опыта представительных структур, процессов, либо любых других способов стимулирования участия до принятия политического решения.
Ответ Министерства юстиции:

Первой стадией принятия законов или поправок к ним является предложение об их создании, т.е. инициатива.

Согласно пункту 1 статьи 61 законодательная инициатива принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе. Согласно пункту 1 статьи 53 Конституции Республики Казахстан Парламент по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию, принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения.

Далее следует решение компетентного органа, т.е. Мажилиса Парламента о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта. Согласно пункту 1 статьи 56 Конституции к исключительному ведению Мажилиса относится принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов. После прохождения данного этапа (формулировки закона) и принятия его в Мажилисе, путём голосования (более половины от общего числа депутатов), законопроект отправляется на рассмотрение в Сенат Парламента.

Депутаты Сената обязаны в течение шестидесяти дней рассмотреть законопроект. Далее проводится голосование, если Сенат голосует «За» большинством голосов, то проект становится законом, в противном случае Сенат возвращает проект в Мажилис на повторное рассмотрение. Мажилис пересматривает проект, вносит изменения и отправляет в Сенат.

Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесён в течение той же сессии. В случае подтверждение проекта, закон в течение десяти дней отправляется на подпись к Президенту.

Следующий этап – проверка на соответствие Конституционному закону Республики Казахстан.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики. Своё решение Конституционный Совет выносит не позднее чем через месяц со дня подачи.

В случае одобрения закона Конституционным Советом, закон отправляется на заключительный этап – подписание Президентом.

Президент в течение 12 дней должен дать окончательное решение. В случае если закон будет подписан, следует его публикация. Если же

закон по каким-либо причинам не был подписан, то он опять возвращается на рассмотрение в нижнюю палату Парламента – Мажилис и проходит все те же стадии разработки. Если же по истечению срока, представленного на подписание закона Президентом, ответа не поступило, то закон автоматически считается принятым.

В соответствии с пунктом 91-2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 «О Регламенте Правительства Республики Казахстан» государственный орган-разработчик одновременно с направлением проекта закона на согласование в заинтересованные государственные органы на своем интернет-ресурсе размещает проект закона, пояснительную записку и другие необходимые документы к нему с учетом требований пункта 95 настоящего Регламента на государственном и русском языках, о чем указывается в пояснительной записке к проекту закона.

Государственный орган-разработчик в течение семи рабочих дней со дня поступления экспертных заключений от Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства размещает их на своем интернет-ресурсе, а в случае несогласия с ними размещает аргументированные обоснования причин непринятия.

Государственный орган - разработчик со дня разработки проекта закона, имеющего социальное значение, размещает на своем интернет-ресурсе (веб-сайте) пресс-релиз на государственном и русском языках, а в случае необходимости – и на иных языках.

Под проектом закона, имеющим социальное значение, следует понимать проект закона, который прямо или косвенно затрагивает права и интересы человека и общества в целом.
Ответ Центральной избирательной комиссии:

Законодательство и практика в Казахстане обеспечивают проведение многообразных форм консультаций со всеми заинтересованными лицами в ходе законотворческого процесса и процесса выработки политических решений.

Консультации по законотворческим вопросам могут проводиться на уровне разработчиков законопроектов. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Закона «О нормативных правовых актах» проекты законов размещаются на Интернет-ресурсе уполномоченного органа. Согласно статье 13 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» разработчиками законопроектов могут являться государственные органы, организации и граждане, которые вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Важность привлечения к нормотворческой деятельности представителей общественности, неправительственных организаций и объединений отмечена и в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы.

Граждане и их объединения могут участвовать в делах государства посредством внесения предложений, выражения мнений по тем или иным общественно-значимым вопросам путем письменных обращений в уполномоченные государственные органы, а также через портал электронного правительства с использованием электронной подписи.

Институты гражданского общества Казахстана играют активную роль в политическом процессе, посредством организации различных круглых столов, конференций, семинаров с представителями государственных органов. Одной из форм такого взаимодействия является диалоговая площадка по человеческому измерению, организованная Министерством иностранных дел.

Консультации по законодательным вопросам проводятся в рабочих и консультативно-совещательных органах Палат Парламента, во фракциях политических партиях и депутатских группах, на парламентских слушаниях.


5. Ведется ли какая-либо разъяснительная работа для эффективного вовлечения женщин, коренных народов, лиц с ограниченными возможностями, представителей меньшинств и других групп, требующих особого внимания, в процессы участия?
Ответ Министерства юстиции:

В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицирован факультативный протокол к данной конвенции, и в 2001 году Республикой Казахстан был представлен отчет в ООН о выполнении конвенции, получивший положительную оценку. Ратифицированы конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», шесть конвенций Международной организации труда, в том числе «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».

Для решения проблем семьи, женщин и детей в 1995 году Главой государства был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Советом была разработана и распоряжением Президента Республики Казахстан от 5 марта 1997 года одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан. В 1998 году Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Национальной комиссией в 1999 году впервые был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 года.

Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года учреждена должность Уполномоченного по правам человека, в аппарате которого работает специалист по гендерным вопросам. Для наглядного отражения гендерных отношений в стране выпускается специальный ежегодный статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана».

Для защиты интересов семьи, женщин и детей на законодательном уровне в Парламенте Республики Казахстан создана депутатская группа «Отбасы» («Семья»).
Ответ Центральной избирательной комиссии:

Центризбиркомом и избирательными комиссиями в регионах проводится широкая разъяснительная работа в средствах массовой информации в период подготовки к выборам, касающиеся избирательных прав женщин, инвалидов, молодежи, национальных меньшинств и других социальных групп.

Большое внимание уделяется повышению политической культуры молодежи. В качестве позитивного опыта можно привести работу молодежных маслихатов, формируемых молодежными организациями в целях привлечения молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в государственных структурах. Выборы в молодежные маслихаты основываются на принципах избирательного права. Молодежь участвует в выборах в качестве кандидатов, членов избирательных комиссий, доверенных лиц, наблюдателей, избирателей.

Большую работу в данном направлении проводит Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан. Совместно с общественными неправительственными организациями она разрабатывает и реализует долгосрочные проекты, направленные на повышение уровня правовой грамотности молодых избирателей, повышение их электоральной активности.


В рамках данных проектов проводятся, встречи, круглые столы, конференции, серии обучающих семинаров и лекций, деловые игры и конкурсы на лучшие научные работы, видеоролики и слоганы на тему выборов, организуются диалоговые площадки, флешмобы и другие мероприятия.

В целях обеспечения представительства национальных меньшинств в Мажилисе Парламенте 9 депутатских мест выделены для избрания кандидатов от Ассамблеи народа Казахстана.

Центральную роль в формировании политики эффективного вовлечения женщин в процессы участия играет Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, а также аналогичные структуры при акимах областей, городов Астаны и Алматы. Одной из задач Национальной комиссии является выработка эффективных мер по обеспечению необходимых условий для участия женщин в политической жизни страны. В Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы поставлены задачи по достижению гендерного равенства в органах исполнительной и представительной власти, процессах управления на уровне принятия решения.

Принимаются меры по обеспечению представительства женщин в Мажилисе Парламента. В настоящее время в нем 27 из 107 депутатов являются женщинами (более 25 процентов от общего числа депутатов).

В рамках работы по ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов осуществляется разъяснительная работа по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями.
Право голосовать и быть избранным
Ответ Генеральной прокуратуры:

Согласно Конституционному закону Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон) выборы основываются на свободном осуществлении гражданином Республики своего права избирать и быть избранным. Участие граждан Республики Казахстан в выборах является добровольным.

Право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах человека, закреплены в статье 33 Конституции Республики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

Активным избирательным правом обладают граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и любых иных обстоятельств.

Конституции страны запрещает какую-либо дискриминацию по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст.14).

В Республике Казахстан имеется достаточная нормативная база, определяющая равенство всех, независимо от расовой или национальной принадлежности, перед законом, а также недопустимость дискриминации по этническому или языковому мотивам.

Избрание 9-ти депутатов Мажилиса Парламента Ассамблей народа Казахстана, установление избирательной квоты и благоприятного режима их избрания есть одна из специальных мер, принимаемых нашим государством с целью гарантирования национальным меньшинствам их избирательных прав, а также является реализацией соответствующих положений Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года о национальных меньшинствах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Конституции Республики Казахстан не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно пункту 4 статьи 4 Конституционного закона не может быть кандидатом лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке и вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения признана судом.

Порядок организации и проведения выборов регулируется вышеуказанным Конституционным законом.

В целях предотвращения попыток оказания влияния на волеизъявление избирателей выборным законодательством предусмотрено следующее.

Так, Конституционным законом признается ненадлежащей предвыборной агитацией, которая сопровождается бесплатным или на льготных условиях предоставлением избирателям товаров, услуг, ценных бумаг, проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых. Проведение ненадлежащей агитации является основанием для отмены регистрации кандидата, партийного списка (ст.27).

Установлена административная ответственность за оказание финансовой или иной материальной помощи кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, помимо их избирательных фондов (ст.116 КоАП).

Кроме того, воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, в том числе воспрепятствование голосованию, исполнению обязанностей по регистрации кандидата, партийных списков и другое, сопряженное с подкупом, обманом и т.д. влечет уголовную ответственность (ст.150 Уголовного кодекса).

Касательно необходимости регистрации для голосования сообщаем следующее.

В соответствии с Конституционным законом при проведении выборов местным исполнительным органом составляются списки избирателей, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого избирательного участка. Каждый избиратель вправе зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем местном исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов (ст.24).

Бюллетени для голосования выдаются избирателям на основании списков избирателей при предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя (ст.41 Конституционного закона).


6. В вашей стране всеобщее и равное избирательное право? Гарантированы ли законодательством вашей страны права, закрепленные в ст. 25 b) Международного Пакта о гражданских и политических правах? В случае положительного ответа, просьба привести ссылку на данное законодательство.
Ответ Центральной избирательной комиссии:

Принципы всеобщего и равного избирательного права закреплены в статьях 4 и 5 Конституционного закона о выборах. Активным всеобщим избирательным правом обладают граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста без какой-либо дискриминации. Пассивное всеобщее избирательное право распространяется на право граждан быть избранными Президентом, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата, членом иного органа местного самоуправления, акимом ниже уровня района. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принцип равного избирательного права также подразумевает под собой соблюдение равного активного и пассивного избирательного права. Этот принцип также основан на недопущении дискриминации по какому-либо признаку. При реализации равного избирательного права гарантируется равное право голоса, равные избирательные правомочия при нарезке избирательных округов на выборах в местные представительные органы и органы самоуправления, равенство возможностей кандидатов и политических партий, соблюдение представительства национальных меньшинств и женщин. Так согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Конституционного закона о выборах избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень. На выборах членов иных органов местного самоуправления избиратели участвуют на равных основаниях и каждый из них обладает равным числом голосов.

В Конституционном законе о выборах гарантии обеспечения равных прав и условий для кандидатов закреплены не только на период проведения предвыборной агитации, но и в период выдвижения и регистрации кандидатов. Пункт 7 статьи 27 Закона обязывает СМИ освещать мероприятия по выдвижении и регистрации кандидатов и партийных списков в равных объемах печатной площади и эфирного времени.

Кандидатам и политическим партиям гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации (пункт 2 статьи 28 Конституционного закона о выборах). Государство гарантирует равное выделение средств кандидатам (кроме, кандидатов, зарегистрированных в партийных списках) для выступления со своими программами с 15-тиминутным выступлением по телевидению, 10-тиминутным выступлением по радио, публикацией в печатных СМИ 2-х статей объемом до 0,1 печатного листа. Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное СМИ одному из кандидатов или политической партии, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам или политическим партиям (пункт 3 статьи 28).

Кроме СМИ кандидатам на единых и равных условиях предоставляются помещения на договорной основе для встреч с избирателями (пункт 4 статьи 28 Конституционного закона о выборах), выделяется равная сумма денег для издания плакатов, листовок и иных агитационных печатных материалов (пункт 5 статьи 28). Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов (пункт 6 статьи 28).

Кодексом об административных правонарушениях целый ряд нарушений, связанных с обеспечением равных прав и условий для кандидатов и политических партий, квалифицируется как административное правонарушение: воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию (статья 103), нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации (статья 112), умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (статья 114), нарушение условий проведения предвыборной агитации государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей (статья 122), нарушение условий предоставления кандидатам помещений для встреч с избирателями (статья 123).

Деятельность политических партий также основывается на принципах равноправия. Политические партии должны создавать своим членам равные возможности в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 5 Закона о политических партиях).


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница