«Информатизация на уроках технологии»
(Выступление на школьном МО)
Современное общество справедливо называют информационным.
Мы живем в такой момент времени, когда возрастает значение информации. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого педагога.
В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Таким образом, сегодня важно научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио- и видеоматериалы, электронные сети.
Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности.
Предлагая пользоваться компьютером, учитель дает возможность учащимся развивать навыки работы с техникой, открывает доступ к бесконечному количеству полезной информации и умению самостоятельно осуществлять ее поиск.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Я использую мультимедийные разработки уроков для того, чтобы на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к уроку: видео-, фото- и звукозапись, графику, кроссворды и т.д. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
При использовании компьютера в учебном процессе мне удаётся реализовывать следующие дидактические возможности: расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; прививать навык самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развивать познавательные способности учащихся; развивать мотивацию учащихся к учебному предмету. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.
Уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:
-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;
-способствуют формированию целостной научной картины мира:
-систематизируют знания;
-способствуют развитию устной и письменной речи;
-способствуют развитию воображения, памяти, мышления;
-формируют рациональные навыки учебного труда.
На своих уроках по технологии внедряю работу на компьютере среди учащихся. Дети хорошо включаются в работу, проявляют огромный интерес к новой технике, свободно осваивают несложные приёмы работы. Для них я использую программы занимательной информатики, где в игровой и доступной форме объясняется устройство компьютера и элементарные приёмы работы на нём; программу развивающих игр, посредством которой провожу работу над развитием речи, математического счёта, развиваю мышление, зрительную память, осуществляю установление причинно-следственных связей, развитие ситуационных задач, творчества. Также использую компьютерные программы обучения разным видам деятельности: программа «Вышивка крестом», компьютерный журнал моделей одежды, программа «Вязание крючком», «Вязание спицами» , программу «Самоделкин» и «Мастерская пластилинкина», которая помогает сделать оригинальные и полезные вещи. Уроки проходят быстро, занимательно, в музыкальном, мультипликационном и художественном сопровождении.
Использую компьютерные технологии при проведении открытых уроков и в оформлении творческих проектов. На открытых уроках дети работают на компьютере как на тренажёре, например, при составлении швейной модели они подбирают исходный и отделочный материал, определяют места расположения различных деталей данного изделия. На экране монитора с использованием эффектов анимации демонстрирую различную наглядность, кроссворды, занимательные задания, схемы, таблицы, графические изображения. Провожу наглядную демонстрацию какого-либо процесса, который сложно провести с помощью плакатов или доски, например, моделирование или конструирование одежды, выполнение каких-либо приёмов работы при изготовлении поделки и др.
Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, творить, анализировать, решать проблему, искать новые идеи. Особое внимание мы уделяем и оформлению ученического проекта. Лучшие работы оформляются на компьютере. Используем фото- и видиосъёмки, соответствующие звукозаписи, разрабатываем мультимедийные презентации, буклеты.
Внедрение компьютерного обучения имеет положительный эффект и в плане воспитания личности. Ребенок, проявляя самостоятельность, становится более мобильным, более социально-грамотным и имеет широкие возможности для развития креативности, работая с прикладными программами и получая задания учителя.
Нельзя не упомянуть и технологию воспитания с компьютерной поддержкой – это технология профессионализма, которую использую в работе как классный руководитель. В её основе лежит точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с «внешним подталкиванием», диагностирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса.
Находить пути эффективности современных уроков помогает профессионально-педагогическое самосовершенствование. Учитель, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед школой и тормозит продвижение образования вперед.
В школе проводится мотивационная работа с педагогами. Планируется проведение мастер-классов, открытые уроки с использованием ИКТ, организация обучения учителей пользовательским навыкам.
Как сказал великий Конфуций: «Кто постиг новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Учитель технологии МОУ Арсентьевской ООШ Махова А.Б.
|