Инклюзивное обучение Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья




Скачать 72.51 Kb.
Дата 29.09.2016
Размер 72.51 Kb.
Инклюзивное обучение

Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утверждены Минобрнауки России 26.12.2013г. № 06-2412 вн), в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» проводится комплекс мероприятий в организации образовательного процесса, направленных на интеграцию студентов с особенными потребностями, в общеуниверситетский образовательный процесс.

В вузе закупается специализированное оборудование, разрабатываются локальные нормативные документы, формируются образовательные программы, проводятся мероприятия оздоровительной и реабилитационной направленности с учетом нозологий заболеваний студентов. При реализации образовательных программ для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья применяются принципы интегрированного обучения, тьюторского сопровождения и использования дистанционных технологий освоения отдельных учебных дисциплин.

Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения в корпусах вуза создается безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы к входам, санитарно-бытовые помещения, таблички Брайля, гусеничный подъёмник. Для оперативного реагирования на возможные проблемы со здоровьем для студентов действуют медицинские пункты.

Информационные материалы по инклюзивному обучению, мерам социальной поддержки студентов-инвалидов размещены на сайте вуза. Сам сайт имеет версию для слабовидящих, позволяющую лицам с ограничениями зрения просматривать страницы и документы с увеличенной контрастностью и шрифтом, в том числе, пользуясь специальными устройствами для чтения с экрана.

Сотрудники вуза проходят повышение квалификации в области инклюзивного образования, участвуют в семинарах, форумах по данной проблематике.



Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича продолжает расширять инклюзивное пространство и наращивать свою технологическую оснащенность, закупая и устанавливая оборудование, которое может быть использовано в процессе обучения студентами-инвалидами различных нозологий.

Федеральные нормативные документы по инклюзивному образованию

  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 26.12.2013 г.);

  • Методические рекомендации об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г.);

  • Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. №1309);

  • Постановление Правительства Российской Федерации №1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.»;

  • Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (утв. Минтруда и социальной защиты России, 2015 г.).

Локальные нормативные документы по инклюзивному обучению

  • План мероприятий по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПбГУТ;

  • Положение об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями

Организационно-нормативные требования. Все работы по инклюзивному образованию в университете курирует первый проректор – проректор по учебной работе. Непосредственная деятельность по созданию специальных условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью возложены на Управление по воспитательной и социальной работе СПбГУТ, которому оказывают содействие все службы и подразделения университета в рамках своих компетенций и круга ответственности.

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)

Учебно-лабораторный корпус СПбГУТ оснащен пандусами разной конфигурации

Наличие возможностей перемещения для лиц с ОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

Учебно-лабораторный корпус СПбГУТ оборудован лифтами, которые позволяют с минимальными усилиями транспортировать инвалидов-колясочников по лестничным маршам на любой этаж учебного корпуса

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)

Оборудованные санитарно-бытовые помещения расположены в местах обучения лиц, передвигающихся на инвалидных колясках

Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Все здания университета оснащены противопожарной звуковой и световой сигнализацией. В корпусах ведется круглосуточное видеонаблюдение

Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья отражены на странице приемной комиссии www.priem.sut.ru

наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ

«Положение об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью», План мероприятий по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПбГУТ

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

инклюзивная в общих группах

присутствует

по индивидуальному учебному плану

присутствует

с применением дистанционных технологий

реализуются элементы дистанционных технологий в рамках освоения учебного процесса лицами с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному плану обучения

Техническое обеспечение образования

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.

имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски

обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)

имеются электронные УМК, предлагаемые лицам, обучающимся по индивидуальным учебным планам

специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер), приспособленное для лиц с ОВЗ

Оборудованы специальные рабочие места

наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

отсутствует

комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

библиотека приобретает необходимые источники и средства информации в соответствии с потребностями студентов для воспроизведения на доступных носителях информации

Кадровое обеспечение образования

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

имеется

Обеспеченность студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья доступными средствами обучения и мобильности

Обеспеченность вуза образовательными программами для студентов-инвалидов

Меры, принятые для обеспечения доступной среды для студентов-инвалидов

Особые подходы для получении образования лицами с ОВЗ и инвалидностью зафиксированы в «Положении об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью»

Предусмотрены особые условия освоения студентами с ОВЗ и инвалидностью дисциплины «Физическая культура» - проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

Для студентов с ОВЗ и инвалидностью предусмотрены особые правила проведения итоговой аттестации, что нашло отражение в «Положение об итоговой аттестации выпускников»

С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. Студенты имеют возможность освоения образовательных программ с применением дистанционных технологий.



Разработаны и реализуются факультативные курсы:

  • «Правовая защита лиц с ограниченными возможностями»

Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах и общежитиях СПбГУТ имеются пандусы, лифты, таблички и указатели, санитарно-бытовые помещения.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница