Инклюзивное обучение
Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утверждены Минобрнауки России 26.12.2013г. № 06-2412 вн), в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» проводится комплекс мероприятий в организации образовательного процесса, направленных на интеграцию студентов с особенными потребностями, в общеуниверситетский образовательный процесс.
В вузе закупается специализированное оборудование, разрабатываются локальные нормативные документы, формируются образовательные программы, проводятся мероприятия оздоровительной и реабилитационной направленности с учетом нозологий заболеваний студентов. При реализации образовательных программ для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья применяются принципы интегрированного обучения, тьюторского сопровождения и использования дистанционных технологий освоения отдельных учебных дисциплин.
Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения в корпусах вуза создается безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы к входам, санитарно-бытовые помещения, таблички Брайля, гусеничный подъёмник. Для оперативного реагирования на возможные проблемы со здоровьем для студентов действуют медицинские пункты.
Информационные материалы по инклюзивному обучению, мерам социальной поддержки студентов-инвалидов размещены на сайте вуза. Сам сайт имеет версию для слабовидящих, позволяющую лицам с ограничениями зрения просматривать страницы и документы с увеличенной контрастностью и шрифтом, в том числе, пользуясь специальными устройствами для чтения с экрана.
Сотрудники вуза проходят повышение квалификации в области инклюзивного образования, участвуют в семинарах, форумах по данной проблематике.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича продолжает расширять инклюзивное пространство и наращивать свою технологическую оснащенность, закупая и устанавливая оборудование, которое может быть использовано в процессе обучения студентами-инвалидами различных нозологий.
Федеральные нормативные документы по инклюзивному образованию
-
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 26.12.2013 г.);
-
Методические рекомендации об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г.);
-
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. №1309);
-
Постановление Правительства Российской Федерации №1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.»;
-
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (утв. Минтруда и социальной защиты России, 2015 г.).
Локальные нормативные документы по инклюзивному обучению
-
План мероприятий по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПбГУТ;
-
Положение об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
Организационно-нормативные требования. Все работы по инклюзивному образованию в университете курирует первый проректор – проректор по учебной работе. Непосредственная деятельность по созданию специальных условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью возложены на Управление по воспитательной и социальной работе СПбГУТ, которому оказывают содействие все службы и подразделения университета в рамках своих компетенций и круга ответственности.
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
|
Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)
|
Учебно-лабораторный корпус СПбГУТ оснащен пандусами разной конфигурации
|
Наличие возможностей перемещения для лиц с ОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)
|
Учебно-лабораторный корпус СПбГУТ оборудован лифтами, которые позволяют с минимальными усилиями транспортировать инвалидов-колясочников по лестничным маршам на любой этаж учебного корпуса
|
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)
|
Оборудованные санитарно-бытовые помещения расположены в местах обучения лиц, передвигающихся на инвалидных колясках
|
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.
|
Все здания университета оснащены противопожарной звуковой и световой сигнализацией. В корпусах ведется круглосуточное видеонаблюдение
|
Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
|
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
|
особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья отражены на странице приемной комиссии www.priem.sut.ru
|
наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ
|
«Положение об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью», План мероприятий по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в СПбГУТ
|
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
|
инклюзивная в общих группах
|
присутствует
|
по индивидуальному учебному плану
|
присутствует
|
с применением дистанционных технологий
|
реализуются элементы дистанционных технологий в рамках освоения учебного процесса лицами с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному плану обучения
|
Техническое обеспечение образования
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
|
использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.
|
имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски
|
обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)
|
имеются электронные УМК, предлагаемые лицам, обучающимся по индивидуальным учебным планам
|
специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер), приспособленное для лиц с ОВЗ
|
Оборудованы специальные рабочие места
|
наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов
|
отсутствует
|
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)
|
библиотека приобретает необходимые источники и средства информации в соответствии с потребностями студентов для воспроизведения на доступных носителях информации
|
Кадровое обеспечение образования
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
|
наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
|
имеется
|
Обеспеченность студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья доступными средствами обучения и мобильности
Обеспеченность вуза образовательными программами для студентов-инвалидов
|
Меры, принятые для обеспечения доступной среды для студентов-инвалидов
|
Особые подходы для получении образования лицами с ОВЗ и инвалидностью зафиксированы в «Положении об организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью»
Предусмотрены особые условия освоения студентами с ОВЗ и инвалидностью дисциплины «Физическая культура» - проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.
Для студентов с ОВЗ и инвалидностью предусмотрены особые правила проведения итоговой аттестации, что нашло отражение в «Положение об итоговой аттестации выпускников»
С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. Студенты имеют возможность освоения образовательных программ с применением дистанционных технологий.
Разработаны и реализуются факультативные курсы:
-
«Правовая защита лиц с ограниченными возможностями»
|
Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах и общежитиях СПбГУТ имеются пандусы, лифты, таблички и указатели, санитарно-бытовые помещения.
|
|