Мелешко Наталья Анатольевна
Муниципальное казенное учреждение управления образования Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
(Управление образования)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Описание опыта инновационной педагогической деятельности.
Тема: «Инновационные технологии в развитии фонематического восприятия у детей 4-5 лет».
Выполнила:
учитель-логопед
МБОУ ЦДиК п.Чегдомын
Мелешко Н.А.
п.Чегдомын
2014год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….…………………………..3
§1. Актуальность……………………………………..……………………...…..4
§ 2.Главная идея опыта…………….………………………………….…………6
2.1.Здоровьесберегающие технологии……….………………..…………….….6
2.2.Компьютерные и мультимедийные технологии…………..…….………....10
§ 3. Система логопедической работы……….…………………….………….12
§ 4.Результативность………………………………..……………………....…...13
4.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….13
4.2. Контрольный эксперимент и сравнительные результаты…...……...........14
§ 5.Вывод………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………..….17
Приложения:
Приложение 1 - Понятие и характеристика фонетико-фонематического
недоразвития речи.
Приложение 2 - Онтогенез формирования фонематических процессов.
Возрастные нормы.
Приложение 3 - Игры первого этапа.
Приложение 4 - Игры второго этапа.
Приложение 5 - Игры третьего этапа.
Приложение 6 - Игры четвертого этапа.
Приложение 7 - Игры пятого этапа.
Приложение 8 - Игры шестого этапа.
Приложение 9 - Ограничения при использовании компьютерных и
мультимедийных технологий.
Приложение 10-Процедура обследования детей.
Приложение 11-Характеристика детей группы обследования.
Приложение 12- Данные первичного обследования детей.
Приложение 13- Результаты контрольного обследования.
ВВЕДЕНИЕ
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с фонетико-фонематическим недоразвитии речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
(Понятие и характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи описаны в Приложении 1)
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.
§ 1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети пятилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к освоению грамоты, школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
(Онтогенез развития фонематического восприятия и возрастные нормы развития фонематического слуха представлены в Приложении 1).
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы - обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Исследование фонематической системы ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Опираясь на данные таких авторов как Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин, В.И.Бельтюков и других, можно утверждать, что роль фонематических процессов в формировании произносительной стороны речи ребенка очень велика. Кроме того, изучение состояния сформированности фонетико-фонематической системы является одним из центральных моментов в установлении логопедического заключения, поскольку нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах речевой патологии часто сходны [31].
И если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме [19, 25].
Таким образом, проблема развития фонематического восприятия, является актуальной, так как решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки детей к школе. А так как количество детей с недоразвитием фонематического восприятия с каждым годом увеличивается, а учителя - логопеды не во всех дошкольных учреждениях работают, то необходимо искать такие средства, которые позволят не только эффективно провести коррекционно - развивающую работу, но и сократить её сроки (что в свою очередь, позволит логопеду охватить большее количество детей).
Гипотеза: если систематически использовать здоровьесберегающие, компьютерные и мультимедийные технологии в работе над развитием фонематического восприятия, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Цель опыта: развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с нарушениями речи: подготовка их к полноценному овладению грамотой.
Задачи:
1.Развивать у детей умения:
-
узнавать и различать неречевые звуки;
-
различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;
-
выделять звук в звуковом ряду;
-
выделять слог и слово в ряду слогов и слов;
-
выделять начальный гласный звук в слове;
-
подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука;
-
различать фонетически сходные слова по их лексическому значению;
-
к 5 годам дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
2. Доказать эффективность внедрения компьютерных, мультимедийных, здоровьесберегающих технологий в процесс формирования фонематических процессов у детей 4-5 лет.
§ 2. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОПЫТА:
Для решения поставленных задач, наряду с традиционными методами и технологиями, в работе с детьми 4 – 5 лет по развитию фонематического восприятия использую такие инновационные технологии, как: здоровьесберегающие, компьютерные и мультимедийные. Включаю их в индивидуальные занятия, а именно – в раздел по формированию фонематических процессов.
Новизной моей работы стал подбор и внедрение в педагогический процесс системы работы по формированию фонематического восприятия у детей 4-5 лет с использованием здоровьесберегающих, компьютерных и мультимедийных технологий.
2. 1. Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя коррекционно-развивающая функция по-прежнему остается ведущим аспектом в деятельности логопедов, важным фактором в оценке степени и качества коррекционно-развивающей работы становится состояние здоровья ребенка.
Использование эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной коррекционно-развивающей работы. Установление гармоничной связи между коррекцией и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка на занятии, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения обеспечить детям возможность сохранения здоровья во время периода коррекционно-развивающей работы. С их помощью я развиваю фонематическое восприятие. Использую следующие средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий:
-
средства двигательной направленности (элементы движений (ходьба, бег, прыжки), физкультминутки,
-
методы: игра, метод индивидуальных заданий;
-
приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики (пальчиковой, зрительной, самомассаж ).
В работе по формированию фонематического восприятия я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии:
*Биоэнергопластику (совмещение движений руки и артикуляционного аппарата). Эти упражнения благотворно влияют на активацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7,8).
* Кинезеологические упражнения (сочетания речи с движениями рук). Эти упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания. Они направлены на развитие точности движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7,8).
*Физминутки. Основные задачи :
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7.8).
*Самомассаж пальцев рук с помощью тренажера «Су – Джок». Стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7,8).
*Зрительная гимнастика. Главной ее целью является профилактика расстройств, при нагрузке на глаза. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. А однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7,8).
*Психогимнастические упражнения снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия:
*Сказкотерапия, куклотерапия создают благоприятный психологический фон на занятии.
*Песочная терапия. Игра с природным материалом успокаивает детей, расслабляет (снижает мышечный тонус).
* Пальчиковый театр. Развитие воображения, мелкой моторики, речи.
*Мимические упражнения, улыбкотерапия. Эти упражнения способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях, устранению отрицательных эмоций и снятия невротических состояний. Дети обучаются приемам мышечного расслабления. При мимических упражнениях у детей улучшается работа лицевых мышц.
(Все упражнения подобраны в систему, разделены по этапам формирования фонематического восприятия и представлены в Приложениях: 3,4,5,6,7,8).
Преимущества использования здоровьесберегающих технологий: прослеживается повышение качества знаний и умений детей, быстрее развивается фонематическое восприятие, так как многие упражнения активизируют несозревшие клетки коры головного мозга. Так же у детей начинают формироваться необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.
2.2.Компьютерные и мультимедийные технологии.
Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
Компьютерные и мультимедийные игры и презентации использую
с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей и роста мотивации.
В своей работе использую не только диски с играми и мультимедийные презентации (созданные мною или другими авторами), но и имею прямой выход в интернет - на логопедический сайт (портал) «Мерсибо» - кладезь для логопедов. Там представлено множество интерактивных игр, которые распределены по возрастам и разделам коррекционной работы. Есть возможность самим создавать презентации.
Также я приобрела программу «Игры для Тигры». В ней представлены все разделы с играми, необходимыми для развития общего недоразвития речи (в том числе и для развития фонематического восприятия).
Мне удалось систематизировать все игры и презентации (которые удалось приобрести) по разделам. В данном опыте они разделены по этапам формирования фонематического восприятия. Это очень удобно для планирования и осуществления коррекционной работы.
Применение компьютерных и мультимедийных технологий в работе по развитию фонематического восриятия имеет ряд преимуществ, которые позволяют:
- сократить сроки коррекционной работы;
- повысить качество работы;
- значительно сократить трудозатраты и время при подготовке к занятиям;
- повышают мотивацию детей к обучению;
- позволяют наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей;
Для успешного применения компьютерных игр, мультимедийных презентаций в образовательном процессе необходимо создать определенные условия:
- Компетентность учителя в области компьютерной грамотности.
- Соблюдение санитарно-гигиенических, технических, эргономических и эстетических требований к использованию ИКТ в образовательном процессе.
- Наличие необходимой материально-технической базы.
- Создание методического банка мультимедийных презентаций и конспектов занятий с использованием ИКТ.
(Ограничения представлены в Приложении 9).
§ 3.СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
В своей работе по развитию фонематического восприятия использую:
- индивидуальную форму занятий (длительность занятия 20 минут, из которых 5-6 минут уделяются на развитие фонематического восприятия);
- преобладающий вид деятельности – игровой (выбор обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе).
Коррекционно-развивающая работа начинается с третьей недели сентября и проходит по двум направлениям:
I. Коррекция звуковой стороны речи.
Коррекция звукопроизношения проходила в такой последовательности: [Ш], [Ж], [С], [З], [Щ], [Ц], [Ч], [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Этапы:
1.Постановка;
2.Автоматизация;
3.Дифференциация.
II.Коррекция фонематического слуха и восприятия.
В работе по формированию фонематического слуха и восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап (подготовительный) - узнавание неречевых звуков: детей учат различать звуки громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
(Система игр I этапа представлена в Приложении 3).
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
(Система игр II этапа представлена в Приложении 4).
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.
(Система игр III этапа представлена в Приложении 5).
IV этап - дифференциация слогов.
(Система игр IV этапа представлена в Приложении 6).
V этап - дифференциация фонем.
(Система игр V этапа представлена в Приложении 7).
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
(Система игр VI этапа представлена в Приложении 8).
Структура индивидуального логопедического занятия для детей 4-5 лет с низким уровнем сформированности фонематического восприятия:
-
Дыхательное упражнение.
-
Артикуляционная гимнастика.
-
Работа над звукопроизношением.
-
Развитие мелкой моторики.
-
Развитие фонематического слуха и восприятия.
-
Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия…).
-
Развитие лексико-грамматических категорий.
§4.РУЛЬЕЗТАТИВНОСТЬ.
Для оценки эффективности проводимых мной мероприятий был проведен эксперимент.
4.1.Констатирующий эксперимент:
Сначала я обследовала детей, обратившихся за помощью в Центр Диагностики и Консультирования п.Чегдомын. Выявила 10 детей 4-х лет с нарушением фонематического восприятия.
(Описание методики и процедуры исследования фонематического слуха и восприятия представлены в Приложении 10).
(Характеристику группы детей см. Приложение 11).
Затем условно разделила их на 2 равнозначные группы по 5 человек. При этом учитывала данные анамнеза и сложность дефекта.
В каждую группу вошло по 3 человека с уровнем ниже среднего и по 2 человека с низким уровнем сформированности фонематического восприятия (см. рис.1).
Рисунок 1. Уровни сформированности фонематического восприятия у детей двух групп.
Из рисунка 1 мы видим, что экспериментальные группы разделены поровну.
(Данные первичного обследование детей и деления их на группы представлены в Приложении 12).
В занятия первой группы детей (в раздел «Развитие фонематического восприятия») я включала здоровьесберегающие, компьютерные, мультимедийные технологии.
В занятия второй группы детей включила классические упражнения по формированию фонематического восприятия.
4.2. Контрольный эксперимент. Сравнительные результаты.
В итоге коррекционной работы я добилась следующих результатов:
- Из первой группы детей я выпустила двух детей в начале февраля (с высоким уровнем сформированности фонематического восприятия), двух в марте и одного в апреле (100% детей выпущены с нормой речевого развития). Это позволило мне сделать добор детей на коррекционные занятия, что доказывает эффективность внедрения моего инновационного опыта.
- Из второй группы троих детей (60%) я выпустила с высоким уровнем только в мае, а двум детям (40%) рекомендовала продолжить обучение в следующем учебном году.
Таким образом, с первой группой детей мне удалось не только исправить дефект, но и значительно сократить период коррекционно-развивающей работы, что в свою очередь дало возможность зачислить других детей на занятия.
Сравнительные результаты обследования детей представлены на рис. 2
Рисунок 2. Сравнительные результаты обследования двух групп детей до коррекционной работы и после.
Из рисунка 2 мы видим, что после коррекционной работы уровень фонематических процессов у детей первой группы достиг высокого уровня.
Трём детям второй группы удалось так же достичь высокого уровня, но двум - рекомендовано продолжить обучение. Причиной послужило полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором важную роль играют ежедневные тренировки, повторяющиеся упражнения. А у этих двух детей была низкая мотивация к выполнению домашних заданий.
(Данные контрольного обследования представлены в Приложении 13).
Проведенное коррекционное воздействие имеет 100% положительную динамику в первой группе детей: все дети имеют высокий уровень сформированности фонематического восприятия.
§5.ВЫВОД: Таким образом, результаты эксперимента продемонстрировали целесообразность внедрения здоровьесберегающих и компьютерных технологий в упражнения по формированию фонематического восприятия у детей 4-5лет. Показателями эффективности являются: повышение мотивации дошкольников к логопедическим занятиям (отсутствие пропусков без уважительной причины); возросший интерес родителей к логопедической работе (всегда выполняют домашние задания); стабильно высокая результативность логопедической работы (сведения по итогам коррекционной работы).
Используя на занятиях с детьми 4-5 лет для развития фонематического слуха и восприятия здоровьесберегающие, компьютерные мультимедийные технологии, я достигла поставленной цели: дети 5 лет готовы к полноценному освоению грамоты, у них отлично развит фонематический слух и фонематическое восприятие.
В полной мере мною были решены все задачи. Дети прекрасно умеют:
- узнавать и различать неречевые звуки;
- различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;
- выделять звук в звуковом ряду;
- выделять слог и слово в ряду слогов и слов;
- выделять начальный гласный звук в слове;
- подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука;
- различать фонетически сходные слова по их лексическому значению;
- к 5 годам дифференцировать согласные звуки (оппозиционные, а так же по твердости-мягкости, звонкости-глухости).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Т.Б. Живые звуки или фонетика для дошкольников.- Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.Б. Александрова; СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 47 с.
2. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки: Учебник для вузов /Н.Г. Алтухова; СПб.: Издательство Лань, 1999. - 112 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - Высшая школа /Е.Ф. Архипова; М.: АСТ: Астрель, 2006.- 319 с.
4. Балобанова, Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова; СПб.: Детство, 2001. - 240 с.
5. Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников/ Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова; М.: Педагогика,1997. – 98 с.
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова; СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 138 с.
7. Волкова, Г. А. Диагностика речевого развития дошкольников/ Г. А. Волкова; М.: Просвещение, 1985. - 360 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский; М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
9. Выготский, Л.С.Педагогическая психология / Л.С. Выготский; М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев; М.: АПН РСФСР, 1961. - 340с.
11. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова; М.: Педагогика, 1965. – 262 с.
12.Жукова, Н. С. Логопедия / Н.С. Жукова; М.: Педагогика, 1996. - 398 с.
13. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии // Фонетико-фонемотическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой - Кн.5 - М.: ВЛАДОС, 2003.- 480с.
14. Жукова, Преодоление нарушениями речи у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева; М.: Педагогика, 1990. - 290 с.
15. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста/ Л.Е. Журова, Д.Б,Эльконин; М.: 1963. -
16. Каше, Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи 7 год жизни/ Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В. Чиркина; М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
17. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова; М.: 2002. - 23 с.
18. Лалаева, Р.И.Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.- Ростов н/ Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова; Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
19. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия по логопедии. Т.2 - М.: ВЛАДОС,1997.
Интернет-ресурсы:
20.http//mersibo.ru/
21.http//logorina.ru /
22.http//boltunishka.ru /
23.http://coolreferat.com/Здоровьесберегающая_педагогика
Компьютерные диски:
24.«Игры для Тигры».
25.«Баба Яга учится читать».
26.«Лунтик».
27.«Учимся говорить правильно».
28.«Скоро в школу».
29.«Звуковой калейдоскоп»
30.«Логопедические игры».
31.«Светофор».
32.«Обучение детей правильной речи».
|