БОЕВАЯ МАШИНА
ПЕХОТЫ БМП - 2
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЧАСТЬ I
ВВЕДЕНИЕ
Техническое описание и инструкция по эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2 предназначаются для изучения устройства машины, правил ее эксплуатации и технического обслуживания. В книге содержатся сведения по устройству и работе агрегатов, систем и механизмов, а также указания по всем вопросам эксплуатации и технического обслуживания.
Описание узлов машины дается в объеме, необходимом для понимания их общего принципа работы и обеспечения правильной эксплуатации и технического обслуживания.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации изданы в двух частях со сквозной нумерацией глав и рисунков.
Часть первая содержит общее описание, характеристики, описание вооружения, прицелов и приборов наблюдения.
Во второй части изложены: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, спецоборудование, вождение, техническое обслуживание и особенности хранения машины.
При изучении и эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2 следует также руководствоваться специальными описаниями и инструкциями заводов — изготовителей на отдельные приборы, аппаратуру, агрегаты и узлы, придаваемыми к определенному количеству машин.
Перечень основных описаний, инструкций, и руководств
Пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Техническое описание;
Прицел перископический комбинированный (дневной и пассивно-активный ночной) БПК-1-42. Техническое описание;
Прицел БПК-1-42. Инструкция по эксплуатации;
Прицел БПК-2-42. Техническое описание и инструкция по эксплуатации;
Изделие ШЗ-3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации;
Изделие 2Э36-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации;
30-мм автоматическая пушка для БМП. Техническое описание;
Изделие 2А42. Инструкция по эксплуатации;
Дизель УТД-20. Техническое описание;
Дизель УТД-20С1. Техническое описание (дополнение к Техническому описанию УТД-20);
Дизель УТД-20. Инструкция по эксплуатации;
Дизель УТД-20С1. Инструкция по эксплуатации (дополнение к Инструкции по эксплуатации УТД-20);
Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные 6СТЭН-140М, 6МСТ-140Р, 12СТ-70М, 12СТ-70. Инструкция по эксплуатации;
Техническое описание и инструкция по эксплуатации радиостанции Р-123М;
Техническое описание и инструкция по эксплуатации переговорного устройства Р-124.
Перечень основных сокращений и обозначений
АДУ — автомат давления унифицированный;
АКМ — автомат Калашникова модернизированный;
БМП — боевая машина пехоты;
ВПК — прицелы БПК-1-42 и БПК-2-42 (взаимозаменяемы);
БТ — бронебойно-трассирующий снаряд;
БЦН — топливный центробежный насос;
ВКУ — вращающееся контактное устройство;
ВДУ — вышибная двигательная установка;
ВЗУ — воздухозаборное устройство;
ГТ-ВН— гиротахометр вертикального наведения;
ГТ-ГН — гиротахометр горизонтального наведения;
ДТ — датчик тока;
ЗИП — комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей;
КП — коробка передач;
КПА — контрольно-проверочная аппаратура;
МЗН — маслозакачивающий насос;
НОЖ — низкозамерзающая охлаждающая жидкость;
ОКТ — оптический квантовый генератор;
ОТ — осколочно-трассирующий снаряд;
ОФЗ — осколочно-фугасно-зажигательный снаряд;
ПДФ — противодымный фильтр;
ПК — пулемет Калашникова;
ПКТ — пулемет Калашникова танковый;
ПМП — планетарный механизм поворота;
ППЛ — пиропатрон 9-А-433;
ППО — пожарное оборудование;
ПРХР — прибор радиационной и химической разведки;
ПТУР — противотанковая управляемая ракета;
ТДА — термодымовая аппаратура;
ТПУ — танковое переговорное устройство;
ТХП — трубка холодной пристрелки;
У-ВН — усилитель мощности вертикального наведения;
У-ГН — усилитель мощности горизонтального наведения;
ФВУ — фильтровентиляционная установка;
ФПТ — фильтр-поглотитель;
ЭОП — электронно-оптический преобразователь.
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МАШИНЫ
Боевая машина пехоты (рис. 1, 2, 3) является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность. Назначение машины —повысить мобильность,
вооруженность и защищенность пехоты, действующей на поле боя, в условиях применения ракетно-ядерного оружия.
Машина вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для борьбы с бронированными целями из машины и вне ее.
Вооружение, установленное в БМП, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
На машине установлены устройства, предназначенные для защиты экипажа и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и бактериологического оружия, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении машины по зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения.
Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой и системой пуска дымовых гранат.
Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование.
Машина может преодолевать водные преграды на плаву, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиадесантирования.
Расчет машины состоит из десяти человек: экипаж три человека (командир, механик-водитель, оператор-наводчик) и семь стрелков-десантников. Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры машины, расположенные в десантном отделении и отделении управления.
Основными частями машины являются броневые корпус и башня, вооружение, приборы прицеливания и наблюдения, система боепитания, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование и средства связи, система защиты от оружия массового поражения, пожарное оборудование, системы постановки дымовых завес и пневмооборудование.
На машине имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
По расположению механизмов и оборудования внутри машина разделена на четыре отделения: управления, боевое, силовое и десантное. БМП (вид в плане) — рис. 3 см. в конце книги.
-
ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. Оно ограничено справа перегородкой силового отделения, слева — левым бортом машины.
В отделении управления расположены рабочие места механика-водителя и десантника.
Рабочее место механика водителя оборудовано: сиденьем; контрольно-измерительными приборами; приборами освещения и сигнализации; четырьмя приборами наблюдения ТНПО-170А; гирополукомпасом ГПК-59; органами управления машиной, приборами и исполнительными механизмами; аппаратом А-3 ТПУ; прибором радиационной и химической разведки; средствами пожаротушения; системой очистки приборов наблюдения.
Рабочее место десантника оборудовано: сиденьем, амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, аппаратом А-3 ТПУ.
Кроме того, в отделении управления расположены ФВУ, отопитель, баллон пневмосистемы, а также места для укладки ЗИП.
Общий вид отделения управления показан на рис. 4.
1.2. СИЛОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Силовое отделение (рис. 5) размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам.
В силовом отделении расположены агрегаты силовой установки и силовой передачи с обслуживающими их системами.
Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки двигателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки.
Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.
К балкам крыши корпуса крепится блок системы охлаждения с воздухоочистителем.
Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.
1.3. БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за силовым отделением. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой силового отделения спереди и ограждениями сидений десанта сзади.
В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. В крыше башни между люками оператора и командира установлена пусковая установка для ПТУР. В башне оборудованы рабочие места оператора (рис. 6) и командира (рис.7).
На рабочем месте оператора размещены: сиденье, прицел БПК-1-42, пульт управления стабилизатором, три прибора наблюдения ТНПО-170А и один прибор ТНПТ-1, поворотный механизм башни, подъемный механизм спаренной установки, краны системы очистки прицела, аппарат А-2 ТПУ, коробка КР-60 обогрева приборов наблюдения, пульт управления системой 902В, стопор башни, баллон системы очистки приборов.
На рабочем месте командира размещены: люк командира с приборами наблюдения ТКН-ЗБ с осветителем ОУ-ЗГА2, ТНПО-170А, ТНПТ-1; сиденье; механизм поворота люка командира; прицел 1ПЗ-3; пульт управления стабилизатора; радиостанция Р-123М; аппарат А-1 ТПУ; бачок и краны системы очистки приборов.
Кроме того, в башне установлены: блок управления и коммутации БУ-25-2С, узлы стабилизатора, укладка ПТУР, аппаратура управления пусковой установкой 9П135М (9П135М-1).
В корпусе боевого отделения на правом борту установлены крепления для укладки трех ПТУР, в нише правого борта укладывается вьючное устройство пусковой установки 9П135М (9П135М-1), предусмотрены укладки для боекомплекта и ЗИП.
Пусковая установка 9П135М-1—вариант исполнения 9П135М. Для обозначения обоих изделий применяется индекс 9П135М. Общий вид боевого отделения показан на рис. 8.
-
ДЕСАНТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Десантное отделение расположено в кормовой части машины. Оно ограничено правым (рис. 9) и левым (рис. 10) бортами корпуса и разделено на две части средним топливным баком и контейнером электрооборудования.
В десантном отделении — шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три в каждой части. Частично основанием для сидений служат боковые баки, установленные справа и слева от среднего бака. На каждом рабочем месте имеются прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении по-боевому, амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов ПК (передние) и автоматов АКМ. (остальные), места для укладки имущества десантников.
Для выхода и входа десанта в корме машины имеются две двери. Для наблюдения за местностью в них установлены два прибора ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. Над сиденьями в крыше расположены два люка для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше.
В контейнере электрооборудования размещены: две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопителя десантного отделения.
Кроме того, в десантном отделении размещены: коробка КР-60 обогрева приборов наблюдения и стекол шаровых опор; два вентилятора отсоса пороховых газов; аппараты А-3 и А-4 ТПУ; ручной огнетушитель; водооткачивающий насос; насос ТДА; места для укладки боекомплекта (АКМ, ПК), радиостанции Р-126 (в нише правой двери) и ЗИП.
|